Владимир Молчанов Министр металлургии Свердловской области
Металлургический комплекс Свердловской области можно без преувеличения считать становым хребтом ее экономики. На долю предприятий этой отрасли приходится около 50 % основных производственных фондов, более 35 % численности промышленного персонала, более половины доходов областного бюджета. В том, что Свердловская область является донором для других субъектов Федерации, заслуга металлургического комплекса. Рост производства здесь начался раньше, чем в целом по России, и идет сейчас более быстрыми темпами. Средний Урал в прошлом году переломил десятилетнюю тенденцию к экономическому спаду. Индекс физического объема промышленного производства за 1999 год по России составил 108,1 %, в Свердловской области 113,7 %. Наиболее высокие темпы роста промышленного производства в регионе достигнуты в черной металлургии (индекс физического объема составил 124 %) и цветной (122,9 %). Удельный вес металлургического комплекса в общем объеме промышленного производства составил в 1999 году 52,8 % против 45,3 % в 1998 году.
Металлургический комплекс сохранил свой производственный и научно-технический потенциал в годы реформ. Немалая заслуга в этом принадлежит региональным органам исполнительной власти Свердловской области, которые уделяют постоянное внимание решению назревших проблем металлургии. В период стабилизации экономики необходима всесторонняя поддержка предприятиям для обеспечения устойчивого развития отрасли. В этих целях по указу губернатора в октябре 1999 года было создано Министерство металлургии Свердловской области.
Чтобы определиться с основными направлениями работы нового министерства в первую очередь потребовалось выявить проблемы, тормозящие развитие металлургического комплекса, определить пути их решения, чтобы закрепить позитивные тенденции и создать благоприятные условия для наращивания темпов роста.
Основные проблемы, требующие незамедлительного решения, оказались следующими:
значительное количество убыточных предприятий;
высокий уровень их кредиторской задолженности, в том числе в бюджеты всех уровней;
нехватка оборотных средств на предприятиях черной металлургии;
недогрузка существующих производственных мощностей из-за отсутствия сырья;
снижение инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение, замену морально и физически изношенного оборудования;
отсутствие хорошо развитой собственной сырьевой базы алюминиевой, медной и ферросплавной промышленности;
недостаточное развитие глубокой переработки металла;
слабая компетентность, а порой и безответственность некоторых директоров предприятий и их собственников;
отсутствие резерва руководящего состава металлургических предприятий.
При выборе путей решения этих проблем и определении приоритетных направлений развития металлургии за основу были приняты одно из положений программы губернатора, выраженное девизом "Через прорыв в реальном секторе к подъему благосостояния и качества жизни населения", а также утвержденная свердловским правительством "Концепция промышленной политики Свердловской области". В этих документах предусмотрены меры, касающиеся металлургического комплекса. В частности, намечено разработать комплексную программу развития металлургии до 2005 года. Укрепление производственных мощностей минерально-сырьевой базы включает строительство шахты "Ново-Кальинская" в ОАО "Совуралбокситруда", обогатительной фабрики в Ивдельской группе месторождений марганца, реконструкцию Туринской фабрики обогащения медных руд, строительство предприятий по добыче и обогащению медных руд Шемурской группы месторождений, участие в освоении Средне-Тиманского месторождения бокситов, мероприятия по эффективному использованию никельсодержащих руд Серовского месторождения, внедрение эффективной технологии по комплексной переработке руд Волковского месторождения с получением медного, железованадиевого и апатитового концентратов. Реализация этих мер один из приоритетов в работе министерства.
Реконструкция и модернизация существующих металлургических предприятий предполагают внедрение прогрессивных технологий, освоение новых видов продукции, в том числе создание комплекса по производству нефтегазопроводных труб большого диаметра на НТМК. На Уральском и Богословском алюминиевых заводах расширяется глиноземное производство. Предусматривается организация замкнутого цикла производства ванадиевых и скандиевых сплавов, завершение строительства Ново-Алапаевского металлургического завода, организация производства марганцевых сплавов в ЗАО "Алапаевская ферросплавная компания" из руд Полуночного месторождения. Увеличится выпуск фосфорных удобрений в акционерных обществах "Среднеуральский медеплавильный завод" и "Святогор" из местного апатитового концентрата. Старые металлургические заводы Верхнесинячихинский, Староуткинский, Нижнесергинский будут сохранены и модернизированы. Так, в конце 1999 года на Нижнесергинском заводе восстановлена мартеновская печь с использованием новой технологии футеровки. В нынешнем году предусматривается возродить вторую печь.
Министерство металлургии Свердловской области поддерживает создание вертикально-интегрированных структур холдингового типа. Образован медный холдинг Уральская горно-металлургическая компания, в состав которой вошли сырьедобывающие, металлопроизводящие и металлообрабатывающие предприятия. Создается крупный холдинг в черной металлургии с участием Качканарского ГОКа, НТМК и других предприятий. Вертикальная интеграция предприятий обеспечивает производственную и финансовую устойчивость, конкурентоспособность продукции.
Министерство намерено предложить изменения в действующее законодательство об акционерных обществах, чтобы усилить ответственность акционеров за неэффективное использование основных средств, находящихся в их собственности, и не допустить ухудшения социальной и экологической обстановки в области.
На сегодняшний день главные задачи нового органа управления реализация государственной промышленной политики в отрасли, определение стратегических приоритетов ее развития, содействие ее интеграции в общероссийскую и мировую экономические системы, участие в привлечении инвестиций в металлургический комплекс и контроль за их целевым использованием. Важные направления работы содействие внедрению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производство, реализация государственной кадровой политики и др.
В числе основных функций министерства проведение технического и экономического аудита предприятий с целью повышения эффективности их работы, осуществление государственной поддержки металлургических предприятий и организаций в соответствии с областными законами, указами губернатора, постановлениями и распоряжениями правительства области. Министерство участвует в разработке и реализации программ энергосбережения, внедрения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий, в заключении межотраслевых ценовых соглашений между предприятиями, входящими в единый производственный комплекс, в работе по взаимному снижению цен на продукцию. Нашей функцией является и подготовка предложений по повышению управляемости металлургическим комплексом, координации взаимоотношений исполнительных органов государственной власти Свердловской области с органами управления хозяйствующих субъектов, с собственниками и держателями пакетов акций, участие в формировании инновационно-технической политики.
За первые месяцы работы министерство подготовило предложения по организации строительства трубного комплекса на НТМК с участием основных акционеров и потенциальных инвесторов. Рассмотрены предложения и приняты решения по дальнейшему развитию в Свердловской области производства марганцевых и никелевых сплавов. Проведен пересмотр налогооблагаемой базы ОАО "Севуралбокситруда", в результате чего удалось сэкономить планируемые на 2000 год расходы областного бюджета почти на 20 млн. руб.
В условиях рынка министерство металлургии (или любой другой отрасли) даже в такой крупной области, как Свердловская, не руководит в привычном смысле слова: не дает прямых указаний, не вызывает "на ковер"... Можно сказать, что стиль работы определяет основная цель нашей деятельности формирование материальной, научно-технологической, финансово-экономической и социальной базы, позволяющей выйти на траекторию устойчивого экономического роста и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории области. При этом в металлургическом комплексе будет закрепляться достигнутый рост объемов производства наукоемкой, конкурентоспособной, востребованной рынком металлопродукции. Для этого и требуется усиливать роль территориальных органов власти, создавать механизмы, обеспечивающие нормальное функционирование промышленных предприятий. Наши рычаги воздействия предоставление налоговых льгот за пользование землей и природными ресурсами, установление стабильных тарифов на энергоносители, предоставление государственных гарантий при страховании инвестиционных рисков, совершении залоговых и лизинговых операций, передача в доверительное управление государственных пакетов акций, применение процедуры банкротства в отношении неэффективно работающих предприятий.
|