Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Российское акционерное общество "Норильский никель" Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Международное обозрение Искусство и ремесла История
№3' 2000 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

МИНИСТЕРСТВО ОБЛАСТНОГО МАСШТАБА
НА УРАЛЕ ПРИСТУПИЛ К РАБОТЕ НОВЫЙ ОРГАН ОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ



Владимир Молчанов
Министр металлургии Свердловской области

    Металлургический комплекс Свердловской области можно без преувеличения считать становым хребтом ее экономики. На долю предприятий этой отрасли приходится около 50 % основных производственных фондов, более 35 % численности промышленного персонала, более половины доходов областного бюджета. В том, что Свердловская область является донором для других субъектов Федерации, – заслуга металлургического комплекса. Рост производства здесь начался раньше, чем в целом по России, и идет сейчас более быстрыми темпами. Средний Урал в прошлом году переломил десятилетнюю тенденцию к экономическому спаду. Индекс физического объема промышленного производства за 1999 год по России составил 108,1 %, в Свердловской области – 113,7 %. Наиболее высокие темпы роста промышленного производства в регионе достигнуты в черной металлургии (индекс физического объема составил 124 %) и цветной (122,9 %). Удельный вес металлургического комплекса в общем объеме промышленного производства составил в 1999 году 52,8 % против 45,3 % в 1998 году.
    Металлургический комплекс сохранил свой производственный и научно-технический потенциал в годы реформ. Немалая заслуга в этом принадлежит региональным органам исполнительной власти Свердловской области, которые уделяют постоянное внимание решению назревших проблем металлургии. В период стабилизации экономики необходима всесторонняя поддержка предприятиям для обеспечения устойчивого развития отрасли. В этих целях по указу губернатора в октябре 1999 года было создано Министерство металлургии Свердловской области.
    Чтобы определиться с основными направлениями работы нового министерства в первую очередь потребовалось выявить проблемы, тормозящие развитие металлургического комплекса, определить пути их решения, чтобы закрепить позитивные тенденции и создать благоприятные условия для наращивания темпов роста.
    Основные проблемы, требующие незамедлительного решения, оказались следующими:
    – значительное количество убыточных предприятий;
    – высокий уровень их кредиторской задолженности, в том числе в бюджеты всех уровней;
    – нехватка оборотных средств на предприятиях черной металлургии;
    – недогрузка существующих производственных мощностей из-за отсутствия сырья;
    – снижение инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение, замену морально и физически изношенного оборудования;
    – отсутствие хорошо развитой собственной сырьевой базы алюминиевой, медной и ферросплавной промышленности;
    – недостаточное развитие глубокой переработки металла;
    – слабая компетентность, а порой и безответственность некоторых директоров предприятий и их собственников;
    – отсутствие резерва руководящего состава металлургических предприятий.
    При выборе путей решения этих проблем и определении приоритетных направлений развития металлургии за основу были приняты одно из положений программы губернатора, выраженное девизом "Через прорыв в реальном секторе – к подъему благосостояния и качества жизни населения", а также утвержденная свердловским правительством "Концепция промышленной политики Свердловской области". В этих документах предусмотрены меры, касающиеся металлургического комплекса. В частности, намечено разработать комплексную программу развития металлургии до 2005 года. Укрепление производственных мощностей минерально-сырьевой базы включает строительство шахты "Ново-Кальинская" в ОАО "Совуралбокситруда", обогатительной фабрики в Ивдельской группе месторождений марганца, реконструкцию Туринской фабрики обогащения медных руд, строительство предприятий по добыче и обогащению медных руд Шемурской группы месторождений, участие в освоении Средне-Тиманского месторождения бокситов, мероприятия по эффективному использованию никельсодержащих руд Серовского месторождения, внедрение эффективной технологии по комплексной переработке руд Волковского месторождения с получением медного, железованадиевого и апатитового концентратов. Реализация этих мер – один из приоритетов в работе министерства.
    Реконструкция и модернизация существующих металлургических предприятий предполагают внедрение прогрессивных технологий, освоение новых видов продукции, в том числе создание комплекса по производству нефтегазопроводных труб большого диаметра на НТМК. На Уральском и Богословском алюминиевых заводах расширяется глиноземное производство. Предусматривается организация замкнутого цикла производства ванадиевых и скандиевых сплавов, завершение строительства Ново-Алапаевского металлургического завода, организация производства марганцевых сплавов в ЗАО "Алапаевская ферросплавная компания" из руд Полуночного месторождения. Увеличится выпуск фосфорных удобрений в акционерных обществах "Среднеуральский медеплавильный завод" и "Святогор" из местного апатитового концентрата. Старые металлургические заводы – Верхнесинячихинский, Староуткинский, Нижнесергинский – будут сохранены и модернизированы. Так, в конце 1999 года на Нижнесергинском заводе восстановлена мартеновская печь с использованием новой технологии футеровки. В нынешнем году предусматривается возродить вторую печь.
    Министерство металлургии Свердловской области поддерживает создание вертикально-интегрированных структур холдингового типа. Образован медный холдинг – Уральская горно-металлургическая компания, в состав которой вошли сырьедобывающие, металлопроизводящие и металлообрабатывающие предприятия. Создается крупный холдинг в черной металлургии с участием Качканарского ГОКа, НТМК и других предприятий. Вертикальная интеграция предприятий обеспечивает производственную и финансовую устойчивость, конкурентоспособность продукции.
    Министерство намерено предложить изменения в действующее законодательство об акционерных обществах, чтобы усилить ответственность акционеров за неэффективное использование основных средств, находящихся в их собственности, и не допустить ухудшения социальной и экологической обстановки в области.
    На сегодняшний день главные задачи нового органа управления – реализация государственной промышленной политики в отрасли, определение стратегических приоритетов ее развития, содействие ее интеграции в общероссийскую и мировую экономические системы, участие в привлечении инвестиций в металлургический комплекс и контроль за их целевым использованием. Важные направления работы – содействие внедрению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производство, реализация государственной кадровой политики и др.
    В числе основных функций министерства – проведение технического и экономического аудита предприятий с целью повышения эффективности их работы, осуществление государственной поддержки металлургических предприятий и организаций в соответствии с областными законами, указами губернатора, постановлениями и распоряжениями правительства области. Министерство участвует в разработке и реализации программ энергосбережения, внедрения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий, в заключении межотраслевых ценовых соглашений между предприятиями, входящими в единый производственный комплекс, в работе по взаимному снижению цен на продукцию. Нашей функцией является и подготовка предложений по повышению управляемости металлургическим комплексом, координации взаимоотношений исполнительных органов государственной власти Свердловской области с органами управления хозяйствующих субъектов, с собственниками и держателями пакетов акций, участие в формировании инновационно-технической политики.
    За первые месяцы работы министерство подготовило предложения по организации строительства трубного комплекса на НТМК с участием основных акционеров и потенциальных инвесторов. Рассмотрены предложения и приняты решения по дальнейшему развитию в Свердловской области производства марганцевых и никелевых сплавов. Проведен пересмотр налогооблагаемой базы ОАО "Севуралбокситруда", в результате чего удалось сэкономить планируемые на 2000 год расходы областного бюджета почти на 20 млн. руб.
    В условиях рынка министерство металлургии (или любой другой отрасли) даже в такой крупной области, как Свердловская, не руководит в привычном смысле слова: не дает прямых указаний, не вызывает "на ковер"... Можно сказать, что стиль работы определяет основная цель нашей деятельности – формирование материальной, научно-технологической, финансово-экономической и социальной базы, позволяющей выйти на траекторию устойчивого экономического роста и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории области. При этом в металлургическом комплексе будет закрепляться достигнутый рост объемов производства наукоемкой, конкурентоспособной, востребованной рынком металлопродукции. Для этого и требуется усиливать роль территориальных органов власти, создавать механизмы, обеспечивающие нормальное функционирование промышленных предприятий. Наши рычаги воздействия – предоставление налоговых льгот за пользование землей и природными ресурсами, установление стабильных тарифов на энергоносители, предоставление государственных гарантий при страховании инвестиционных рисков, совершении залоговых и лизинговых операций, передача в доверительное управление государственных пакетов акций, применение процедуры банкротства в отношении неэффективно работающих предприятий.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение