Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Российское акционерное общество "Норильский никель" Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Международное обозрение Искусство и ремесла История
№3' 2000 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ГРУЗ ПОД ЗАЩИТОЙ
СТРАХОВАЯ ГАРАНТИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ МЕТАЛЛОВ



Олег Просандеев
Начальник отдела страховой компании "Интеррос-Согласие"

    Известно, что Россия – крупный экспортер цветных и драгоценных металлов. Как правило, продавцы и покупатели находятся в разных географических точках, а значит, неизбежно постоянное перемещение грузов. Условия поставки в конкретной торговой сделке могут быть различными, но при этом должно быть четко зафиксировано, где, в каких обстоятельствах происходит переход риска с одного участника торговой операции на другого.
    Конечно, собственнику груза известно, что ответственность при перевозке возложена на организацию-экспедитора. Но совершенно не лишним считается включить в данную схему страховую организацию. Это целесообразно по следующим причинам. Зачастую ответственность перевозчика лимитирована в денежной форме законодательными актами и положениями различных конвенций. Кроме того, в случае возникновения убытков нахождение виновника и доказательство его причастности к ущербу могут занять довольно продолжительное время. В любом случае в той или иной степени нарушится финансовое положение покупателя или продавца. При цивилизованном ведении бизнеса роль страховой организации в этой ситуации неоспорима.
    В принципе страхование перевозок металлов и металлосодержащего сырья мало чем отличается от страхования прочих грузов. Но все-таки оно имеет свою специфику. Особенности данного вида страхования можно проиллюстрировать на примере деятельности такой страховой компании, как "Интеррос-Согласие", входящей в пятерку ведущих страховых организаций России. Не будет ошибкой назвать "Интеррос-Согласие" компанией, осуществляющей сугубо имущественные виды страхования: доля страховых платежей по полисам, выдаваемым на перевозки цветных и драгоценных металлов, в суммарном объеме весьма значительна.
    "Интеррос-Согласие" стоит, например, на страже имущественных интересов такого гиганта отечественной индустрии, как РАО "Норильский никель". Первый полис по страхованию груза был выдан компанией в апреле 1996 года на партию меди, отгруженной по контракту на морское судно, следовавшее по маршруту порт Дудинка – порт Роттердам. С тех пор таких полисов выданы десятки тысяч, и все они соответствуют мировым условиям страхования, принимаются в западных банках при открытии аккредитивов, им безоговорочно следуют ведущие российские и зарубежные страховщики, принимающие риски в перестрахование от компании "Интеррос-Согласие".
    Маршруты морских перевозок металла, обеспеченных страховой защитой, – самые различные – из портов Мурманск, Дудинка, Таллин, Вентспилс в порты Роттердам, Гамбург, Дуйсбург, Балтимор, Питсбург, Хелсинборг, Иокогама, Осака... Перевозятся медь, никель, кобальт, хромовая руда, феррохром высокоуглеродный в виде катодов, гранул, пасты, дроби и слитков. Способы упаковки тоже различны: в связках, брикетах, бочках, мешках, деревянных ящиках, металлических банках, навалом.
    Каковы основные риски, подстерегающие грузы на долгих морских путях? Это стихийные бедствия и потери по какой-либо причине при промежуточных хранениях и перегрузках. За четыре года страховой практики компании "Интеррос-Согласие" кораблекрушений не было – Бог миловал, хотя можно представить эту кошмарную для страховщика ситуацию, ведь убытки, которые будет необходимо в кратчайшие сроки выплатить, составят десятки миллионов долларов, учитывая, сколько, например, дорогостоящего никеля может принять в свои трюмы современный сухогруз. Но были случаи, когда суда попадали в шторм, в трюмы просачивалась морская вода, металл покрывался оксидным налетом, рассыпались связки, нарушалась упаковка иного рода... Возмещать убытки из-за этого приходилось неоднократно.
    Известен случай, который обошел страницы многих печатных изданий. Это произошло в августе 1998 года. Столкнулись круизный лайнер "Norvegian Dream" ("Норвежская мечта") и контейнеровоз "Ever Decent" ("Благопристойный"). Обошлось без жертв, но контейнеровоз загорелся. На его борту среди множества других находилось два контейнера с металлом, застрахованных в компании "Интеррос-Согласие". Контейнеры следовали в Балтимор. Сам груз не пострадал, но была объявлена общая авария. Это значит, что все участники данного морского мероприятия приняли долевое участие в погашении убытков, в том числе и "Интеррос-Согласие".
    География внутренних перевозок цветных металлов, обеспеченных страховой защитой в компании "Интеррос-Согласие", тоже весьма разнообразна. Здесь, правда, основной риск связан не со стихийными бедствиями и авариями, а с противоправными действиями.
    Хотелось бы отметить такой вид услуг компании, как страхование драгоценных металлов и содержащих их концентратов. "Интеррос-Согласие" принимает на себя риски при перевозке сырья от мест добычи до аффинажных заводов, от мест переработки уже в виде порошка и слитков до хранилищ – например, в Гохран, а также при экспортных перевозках авиатранспортом в такие города, как Цюрих, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Осака. В этих случаях риск противоправных действий близок к нулю, поскольку принимаются повышенные меры предосторожности – вооруженная охрана, особая тщательность при приеме и сдаче грузов. Но самолеты, к несчастью, иногда падают, так что страхование опять-таки необходимо. Тарифные ставки в таких случаях могут составлять тысячные доли процента от стоимости груза.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение