Василий Утенин Департамент анализа и прогнозирования товарных рынков Минэкономики России
Тесные связи товарных рынков Российской Федерации и других государств СНГ обусловлены тем, что экономика наших стран на протяжении длительного периода развивалась в рамках единого народнохозяйственного комплекса при широкой территориальной интеграции, разделении труда, специализации и кооперировании важнейших производств.
В 1999 году взаимный товарооборот России со странами СНГ (без учета неорганизованной торговли) составил 19,1 млрд. долл., что на 22 % ниже уровня 1998 года и на 41 % уровня 1997 года. Экспорт товаров из России сократился до 10,7 млрд. долл. (ниже двух предыдущих лет соответственно на 21,3 % и 41,5 %). Импорт составил 8,4 млрд. долл. (ниже соответственно на 25,6 % и 40,4 %). Удельный вес торговли со странами СНГ в общем объеме товарооборота России в 1999 году составил 18,4 % (1998 г. 21 %).
Финансовый кризис 1998 года отразился и на товарообороте стран СНГ, внешняя торговля которых в значительной степени была ориентирована на российский рынок. Однако со второй половины 1999 года динамика взаимных поставок приняла положительный характер. На 2000 год взаимный товарооборот России и стран СНГ прогнозируется в объеме 20,5 21 млрд. долл. (107,8 110,5 % к уровню 1999 года).
Структура российского экспорта в страны СНГ в течение ряда лет остается неизменной. Ее основу составляют топливно-энергетические ресурсы, доля которых свыше 50 % (табл. 1). Экспорт черных и цветных металлов и изделий из них в 1999 году составил около 5 %, а импорт свыше 16 %. Структура экспорта импорта продукции черной металлургии представлена в табл. 2.
Крупнейшими потребителями российской продукции в СНГ продолжают оставаться страны Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Основными поставщиками металлопродукции в Россию являются Украина и Казахстан. Из Казахстана Россия получает прокат черных металлов, окатыши и концентраты железных руд, марганец, хром, глинозем, рафинированную медь, свинец, цинк, бронзовый и латунный прокат. Украина остается крупным экспортером толстого листа шириной 2700 3000 мм для машиностроения и 1570 3200 мм для газопроводных труб, ряда специализированных профилей для автомобильной промышленности, ферромарганца, ферровольфрама, ферромолибдена, феррованадия, а также глинозема. В 1998 1999 годах объемы украинского экспорта несколько снизились, что связано с введением Россией НДС на импорт украинских товаров. Как следствие, некоторые из них потеряли конкурентоспособность и уступили рынок российским аналогам.
В 1999 году российский внутренний спрос на прокат черных металлов в связи с увеличением производства продукции машиностроения и объемов строительства составил свыше 17 млн. т, из которых 1 млн. т был ввезен из стран ближнего зарубежья.
Значительные мощности по выпуску стальных труб находятся на Украине, откуда осуществляются крупные поставки в СНГ. В 1999 году при спросе внутреннего рынка на стальные трубы свыше 3700 тыс. т Россия импортировала 820 тыс. т, в том числе из стран ближнего зарубежья 458 тыс. т.
Главными факторами сдерживания взаимной торговли России и стран СНГ являются несогласованность применяемых систем налогообложения, методов тарифного и нетарифного регулирования, значительная доля бартерных поставок и пр. Для преодоления этих проблем заключены многосторонние и двусторонние соглашения. Продолжается заключение договоров по отдельным вопросам регулирования торговли, закладывается основа для повышения эффективности экспортно-импортных операций.
Основной целью проводимой Российской Федерацией экспортной политики по отношению к государствам СНГ на период до 2005 года должно стать создание условий не только для увеличения объемов своего вывоза, но и для преодоления его сырьевой направленности путем повышения доли готовых, технически сложных, наукоемких видов продукции.
Упорядочение денежно-кредитных и расчетно-платежных отношений между государствами Содружества и активизация работы по совершенствованию механизма расчетов, в том числе путем использования клиринга при взаимных поставках продукции на сбалансированной основе, может послужить дополнительным стимулом для роста российского экспорта в условиях нехватки у предприятий оборотных средств.
В рамках Союза Белоруссии и России предстоит продолжить последовательную реализацию положений, предусматривающих взаимные преобразования в экономике, создание равных условий субъектам хозяйствования. Со странами Таможенного союза предстоит продолжить формирование единого экономического пространства.
В ближайшие годы в металлургической отрасли потребуется активизировать сотрудничество в таких направлениях, как восполнение рудной базы, вовлечение в переработку невостребованных минерально-сырьевых ресурсов, комплексное использование минерального сырья, создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки из стран СНГ основных сырьевых ресурсов, заключение долгосрочных соглашений о поставках продукции.
В перспективе товарооборот России должен измениться. В нем увеличится доля стран СНГ и несколько уменьшится доля стран дальнего зарубежья. Это связано с необходимостью переориентации товаропотоков, восстановления экономических связей России со странами ближнего зарубежья как основного фактора устойчивости металлургического комплекса.
Развитие товарных рынков металлопродукции России и других государств СНГ будет идти в следующих направлениях.
Для сохранения, развития специализации и кооперации производства предстоит принять меры государственной поддержки, в том числе в осуществлении кооперированных поставок продукции на основе межправительственных соглашений. Критерием для отбора включаемых в них предложений является необходимость реализации совместных межгосударственных программ, а также такие виды товаров, которые не производятся в стране-потребителе и используются для изготовления конечной продукции.
В сфере налогового законодательства предстоит переход стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) к единому принципу взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) во взаимной торговле.
В области таможенного законодательства между Россией и другими странами СНГ, в первую очередь в рамках Таможенного союза, предстоит установить единые ставки импортных пошлин. Как более крупную задачу, назовем развитие и расширение Таможенного союза, основной целью которого станет обеспечение свободного перемещения товаров, капиталов, труда и услуг.
Для формирования транснациональных (межгосударственных) финансово-промышленных групп необходимо сближение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность крупных интегрированных структур. Их создание позволит ускорить развитие товарных рынков, укрепить хозяйственные связи между технологически связанными производствами, своевременно решать вопросы совместного инвестирования объектов, представляющих взаимный интерес, особенно в тех отраслях промышленности, продукция которых монопольно производится или добывается в этих странах.
Кроме того, требуется согласовать вопросы, касающиеся создания механизмов защиты внутренних рынков и товаропроизводителей в рамках СНГ, повышения конкурентоспособности товаров, производимых в странах Содружества, организации межгосударственного лизинга и регулирования межгосударственного рынка ценных бумаг. Нельзя не отметить необходимость согласованной структурной политики, создания равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов, механизма защиты прав инвесторов стран СНГ, осуществляющих свою деятельность на территории этих государств.
Реализация указанных мер позволит стимулировать дальнейшее развитие товарных рынков, увеличить товарооборот России с государствами СНГ.
|