Наталья Аникеева Московский государственный институт международных отношений
Навигатор в мире рынка
Опираясь на свой растущий экономический потенциал и успехи в демократизации общества, Испания продолжает добиваться более активного подключения к решению международных проблем, настойчиво проводит курс на повышение своего веса и влияния в Европе и в мире, используя в этих целях, в частности, свое членство в ЕС, НАТО и ЗЕС. Принципиальное значение в этом контексте придается в Мадриде партнерству с Россией, с которой Испанию сближает созвучность современных подходов ко многим важнейшим международным проблемам.
Здесь следует выделить и отсутствие в отношениях двух стран спорных вопросов, становящихся в наши дни подлинным "камнем преткновения" в международных отношениях. Помимо сугубо исторических факторов, благоприятствующих развитию российско-испанского диалога, обращает на себя внимание и такой положительный для России момент, как готовность правительства Испании, в том числе с учетом победы на выборах в марте 1996 года Народной Партии, подтвержденной ее новой победой на выборах 2000 года, развивать и углублять связи с Россией.
Поддержка официальным Мадридом курса на восстановление рыночной экономики в странах Восточной Европы обусловливала в этой связи содействие проводившегося горбачевским руководством внешнеполитического курса. Испанское правительство стремилось взять на себя роль страны, открывающей "новой восточноевропейской демократии" путь в Западную Европу и становящейся наставником на пути ее адаптации к социальным и политическим порядкам стран Западной Европы. Эти стремления стали одним из принципиальных моментов внешнеполитической концепции Испании. Для западного мира очевидны были попытки Ф.Гонсалеса занять положение "советника" для руководства СССР по вопросам западноевропейского политического строительства. Важное значение имеет то, что эта политика была продолжена и после развала СССР.
Так, в декабре 1991 года Испания вместе с другими странами Европейского Союза официально признала Россию в качестве государства-правопреемника СССР. Испанское правительство исходило из того, что демократическое обновление России должно привести к созданию более прочной и надежной для Запада системы безопасности и сотрудничества в Европе. Этот подход не претерпел принципиальных изменений и в условиях острейшего противостояния президентской власти с ее законодательными учреждениями в 1993 году. В ходе этого конфликта испанское руководство заняло позицию однозначной и бескомпромиссной поддержки президентской власти России в ее дипломатическом, а потом военном противостоянии со своими оппонентами в сентябре октябре того же года. Проблема конституционны ли и допустимы ли вообще действия президента Ельцина и его администрации в этом конфликте для правящих кругов Испании вообще всерьез не вставала. Руководящие деятели Испании постоянно заявляли о необходимости налаживания с обновленной Россией качественно новых политических и экономических отношений. Правители Испании заявили, что Россия не должна быть изолирована от Западной Европы ни в политическом, ни в экономическом, ни в военном плане. Мадрид активно настаивал на том, чтобы ЕС не отстал от происходящих в мире радикальных изменений и был способен выработать скоординированную позицию, направленную на поддержку происходящих в России реформ и учитывающую необходимость принимать во внимание интересы России в Европе и во всем мире. Испания первой среди стран-членов Евросоюза в июне 1995 года завершила процедуру ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС, подписанного на о.Корфу в июле 1994 года и вступившего в силу 1 декабря 1997 года.
При содействии Мадрида в начале испанского председательствования в ЕС (17 июля 1995 г.) было подписано Временное торговое соглашение между Россией и ЕС. Испания показала себя одной из активных сторонниц аккредитации российских представителей при Европарламенте.
В ходе подготовки доклада по России (июль 1995 года) испанская сторона высказалась против навязываемого французами положения, в соответствии с которым предлагалось "затормозить" любые новые инициативы в отношениях между ЕС и Россией. Одновременно в докладе было выражено подхваченное прессой пожелание России перенести акцент с формулировки "страна с переходной экономикой" на "страна с рыночной экономикой". Испанская сторона не высказывала также принципиальных возражений против предоставления России займов по линии Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). По существу она играла роль нашего навигатора в мире рынка.
Испанцы поддержали принципиальные договоренности о регулярных и систематических (не менее двух раз в год поочередно в Москве и Брюсселе) встречах членов Правительства России и представителей руководства КЕС для обсуждения актуальных вопросов двустороннего взаимодействия. При активном участии Испании было подготовлено предложение КЕС проводить на постоянной основе поочередно в Москве и Брюсселе встречи заместителей министров иностранных дел и внешнеэкономических связей России с генеральными директорами КЕС, курирующими конкретные аспекты двустороннего сотрудничества (политдиалог, торгово-экономические связи, энергетика, горно-металлургический комплекс, научно-технические исследования, рыболовство).
Растет взаимный товарооборот
Торговые связи между двумя странами начали налаживаться еще в конце 50-х годов. В 1972 году было заключено первое межправительственное торговое соглашение. Основными документами в области торгово-экономических связей являются Долгосрочная программа сотрудничества, подписанная в 1988 году, и Соглашение об экономическом и промышленном сотрудничестве от 12 апреля 1994 года. Действуют также межправительственные соглашения о воздушном сообщении (1976 г.), морском судоходстве (1983 г.) и международном автомобильном сообщении (1986 г.), межведомственный документ о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта (1995 г.).
В 1995 году состоялось первое заседание Межправительственной смешанной российско-испанской комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству. На втором заседании комиссии в апреле 1997 года было принято решение о создании 11 рабочих групп по конкретным вопросам. Достигнута договоренность о подписании соглашений об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской промышленности, туризма, а также автомобильных перевозок.
Начиная с 1995 года наметилась тенденция к росту российско-испанской торговли. Товарооборот увеличился на 40 % по сравнению с предыдущим годом и составил 1854 млн. долл. Объем товарооборота за 1997 год 2120 млн. долл. (экспорт 1306 млн. долл., импорт 814 млн. долл.). При этом темпы роста российского экспорта несколько замедлились, испанские поставки, напротив, заметно возросли (с 410,7 млн. долл. в 1995 г. до 814 млн. долл. в 1997 г.). Тем не менее доля России во внешнеторговом обороте Испании составляет всего 0,9 %.
Наибольший удельный вес в российском экспорте приходится на нефть и нефтепродукты (около 50 %), продукцию черной и цветной металлургии (20 %), лесоматериалы, семя подсолнечника, химические товары и др. Заметной статьей российского экспорта являются услуги по обогащению урана (3,6 %). Доля промышленной продукции продолжает сокращаться при ее увеличении в импорте из Испании (15,5 %). В испанских поставках преобладают продовольственные товары (около 70 %), строительные материалы, мебель, обувь. Свыше 70 % объема торговли обеспечивается средними и малыми фирмами. В последнее время в российско-испанской торговле заметно сократилась доля морских перевозок, ранее составлявших до 95 % всего объема, возрастает значение наземных видов транспорта (более 30 % грузооборота приходится сейчас на автодорожные перевозки).
Российское АО "Цветметинвест" прорабатывает предложение об участии испанского капитала в финансировании реконструкции и создании ряда объектов цветной металлургии, охватывающих горно-обогатительные и металлургические производства, а также производство базальтовых волокон и оборудования для горнодобывающих модульных комплексов.
Наиболее крупными совместными российско-испанскими предприятиями, организованными в последние годы и зарегистрированными Государственной регистрационной палатой, являются акционерное общество закрытого типа "Игесталь" (г. Электросталь Московской обл.) с весомой долей испанского капитала в уставном капитале, специализирующееся в области машиностроения, ТОО "Сибиспл" (г. Новокузнецк) с долей испанского капитала в уставном капитале более 30 %. Ряд крупных испанских фирм активно сотрудничает с российскими предприятиями в области предоставления и реализации долгосрочных инвестиционных кредитов.
С мая 1994 года в Испании и России регулярно проводятся международные конференции и семинары по вопросам инвестирования в России. 14 15 апреля 1997 года в Мадриде проходил крупный инвестиционный семинар. 1 4 декабря того же года в Мадриде прошла выставка российских передовых технологий, которую посетили представители более 40 крупных фирм, предприятий и промышленных групп. По итогам выставки был заключен ряд контрактов на использование российских высоких технологий.
Решение правительства о создании Межправительственной смешанной российско-испанской комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству было принято в 1994 году. Первое заседание комиссии состоялось в сентябре 1995 года в Мадриде.
24 25 апреля 1997 года в Мадриде состоялось второе заседание комиссии. Были созданы рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества, принято решение о подготовке новых соглашений об избежании двойного налогообложения, об автомобильных перевозках, о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской промышленности, программы экономического и промышленного сотрудничества на 1998 2000 годы. По итогам заседания было принято решение третью сессию провести в Москве в апреле мае 1998 года. Однако впоследствии в связи с кадровыми перестановками в российском правительстве ее проведение было отложено.
Третье заседание комиссии состоялось весной 1999 года в Москве.
На основе межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов (всего их около 30) развиваются двусторонние научно-технические связи (в 1990 г. подписана долгосрочная программа на десятилетний период), сотрудничество в области воздушного сообщения (осуществляются регулярные полеты между двумя странами), морского судоходства, железнодорожного транспорта, автомобильного сообщения, туризма, охраны окружающей среды.
Налажено межрегиональное сотрудничество, в частности, между Москвой и Мадридом, Санкт-Петербургом и Барселоной. В феврале и июне 1997 года состоялся обмен визитами мэров Москвы и Мадрида, было подписано (Москва, июнь) соглашение о дружбе и сотрудничестве между двумя столицами.
В течение ряда лет Испания принимает на восстановительно-оздоровительный отдых российских детей из районов экологических катастроф, малоимущих семей и детских домов. В 1996 1997 годах там побывали около 7 тыс. детей, были организованы 2 поездки для детей, пострадавших во время войны в Чечне.
Мадрид за укрепление СНГ
Испания признала и установила дипломатические отношения со всеми государствами СНГ. В 1992 1998 годах испанцы имели политические контакты на уровне министра иностранных дел практически со всеми странами СНГ, главным образом в ходе различных международных форумов.
Решительно поддержав процессы перемен на пространстве СНГ и в других странах Восточной Европы, испанцы выступают в пользу стабилизации ситуации в этом регионе, нахождения политических формул выхода из возникающих здесь конфликтных ситуаций, исходя при этом из того, что демократическое обновление России и Восточной Европы должно привести к созданию более прочной и надежной системы безопасности и сотрудничества на континенте.
В целом в Мадриде выступают в пользу укрепления СНГ, видя в нем залог стабильности и предсказуемости развития политической ситуации в странах Содружества. Подписание Договора об углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией и двустороннего российско-белорусского документа здесь расценено как "серьезное подтверждение того, что интеграционные процессы в СНГ стали превалировать над центробежными тенденциями". Настороженно испанцы наблюдали за внутриполитической динамикой в Белоруссии, стараясь не отклоняться в своих оценках от общей линии ЕС, хотя и не склонны к обострению этой темы.
В принципиальном плане Испания высказывается за мирное урегулирование всех кризисных ситуаций в пределах бывшего СССР, исходя при этом из того, что "основное бремя" миротворческих усилий должны нести государства СНГ, в то время как ООН и ОБСЕ должны, скорее, играть вспомогательную роль.
Испанцы в целом с пониманием относятся к усилиям России по защите прав и интересов русскоязычного населения в государствах Балтии. Они приветствовали вывод российских войск из региона. При этом в Мадриде продолжает превалировать точка зрения, что отношения России с балтийскими странами носят прежде всего двусторонний характер и должны регулироваться именно путем двусторонних переговоров, а международное сообщество могло бы оказывать "добрые услуги", причем в "разумных пределах". Мадрид воздерживается от высказываний по теме вступления балтийских стран в НАТО.
Испания показала себя восприимчивой к российской аргументации по проблеме русскоязычного населения в Латвии. Испанцы зявляют, что понимают обоснованность нашей неудовлетворенности по целому ряду позиций.
Вместе с тем испанская официальная позиция остается в русле общих для Евросоюза подходов. Признается существование "балтийской проблемы", решение которой, по мнению испанцев, требует кропотливой, аккуратной и длительной работы всех заинтересованных сторон без резких шагов и излишней драматизации. Испанское руководство считает, что ЕС не допускает "мягкотелости" в отношении случаев нарушений прав человека в этом регионе мира. Основной аргумент Евросоюзу не нужны новые члены с клубком нерешенных внутренних проблем.
При этом испанская сторона признает нерешенность некоторых важных этнополитических проблем в Латвии и соглашается с тем, что в цивилизованном государстве недопустимы любые проявления нетерпимости к некоренному населению, и тем более потворство фашистским сборищам. С другой стороны, Мадрид предлагает "не завышать планку требований" к Риге и не требовать "образцовой ассимиляции" трети населения в условиях острых социально-экономических проблем, затрагивающих все население.
Испания позитивно расценила итоги референдума 3 октября 1998 года в Латвии, считая, что сделан важный шаг навстречу выполнению рекомендаций международного сообщества, дискредитирован демократическим путем агрессивный курс латышских национал-радикалов. Испанцы полагают, что для большинства электората сработала четко обозначенная увязка подключения страны к западноевропейским структурам с поиском "межнациональной гармонии" и соблюдения прав русскоязычного населения.
Вместе с тем Мадрид не спешит закрывать латвийское досье. МИД Испании подчеркивает, что одобренные на референдуме поправки к закону о гражданстве "должны еще стать узаконенной практикой", что международное сообщество вправе ожидать от сейма и нового правительства реального подтверждения их готовности к окончательному урегулированию проблемы в соответствии с нормами Совета Европы, ОБСЕ и ЕС.
Испания, и это очень показательно, выступала против попыток изолировать Россию, противопоставить ее Европе. Призывы оказать на Москву мощное давление, пользуясь ее нынешней непростой внутриполитической и экономической ситуацией, не находили в Мадриде понимания. Характерны авторитетные выступления на эту тему испанских политологов. Конечно и Россия должна, по словам испанцев, проявить волю и стремление к большей интеграции с западноевропейскими странами. Первый и необходимый шаг в этом направлении скорейшее мирное урегулирование чеченского кризиса. В этой связи показательно, что в декабре 1999 года парламентская группа Народной Партии потребовала, чтобы стороны, вовлеченные в конфликт в Чечне, "разрешили гуманитарным организациям доступ в этот район "с тем, чтобы это не считалось вмешательством во внутреннюю политику РФ".
Известное понимание российской позиции в чеченском конфликте объясняется тем, что аналогичное проявление сепаратизма и терроризма со стороны баскского национального меньшинства крайне беспокоило самые широкие слои общественности в Испании.
Трансформация НАТО и ЗЕС, наполнение конкретным содержанием ОБСЕ и Партнерство Ради Мира, ликвидация конфликтных очагов и зон нестабильности, налаживание неконфронтационных партнерских отношений с Россией и другими странами СНГ вот только некоторые, но чрезвычайно важные задачи, стоящие перед европейцами в создании основ системы безопасности и сотрудничества на континенте.
У руководящих сил Испании на протяжении 80 90-х годов сформировалось неоднозначное отношение к России. С одной стороны, после развала СССР Испания приобрела в лице РФ постоянного делового партнера и получила возможность весьма эффективно использовать российский рынок. Вместе с тем на этом фоне благожелательного отношения Испании к России наблюдается все возрастающая тенденция свести к минимуму роль нашей страны в общем балансе европейских и мировых сил.
Внимательное отношение испанского руководства к внутренним проблемам и трудностям России довольно рельефно выразил министр иностранных дел Испании А. Матутес: "Россия и Испания, занимая на карте континента "крайние положения", тем не менее играли и, уверен, будут играть очень важную роль в определении будущего всей Европы".
|