Павел Вечерин
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Константина Васильевича Воробьева, одного из руководителей цветной металлургии СССР, который внес большой вклад в развитие отечественной золотодобывающей промышленности. Но особенно велика его роль в создании новой отрасли народного хозяйства промышленности по добыче алмазов.
Проблемами якутских алмазов К.В. Воробьев стал заниматься с первых дней вступления в 1954 году в должность начальника Главзолота Министерства цветной металлургии СССР. К тому времени геологи открыли более 20 алмазоносных россыпей в бассейне реки Вилюй. Но россыпи оказались небогатыми, да к тому же были расположены в необжитых, удаленных районах. Поэтому, несмотря на большую потребность страны в алмазах, разрабатывать их не стали.
А в 1955 году были открыты два богатых коренных месторождения драгоценного минерала трубки "Мир" и "Удачная". Появилась реальная возможность получить отечественные алмазы. Константин Васильевич возглавил авторитетную комиссию министерства, которая, побывав на месторождениях, сделала вывод о целесообразности их промышленного освоения в 1957 году. Предложения комиссии поддержали многие крупные ученые, Министерство геологии и охраны недр СССР, органы власти Якутии. Но принятие окончательного решения задерживалось. Освоение алмазных трубок требовало больших инвестиций, причем в короткий срок. Тем более что первоначально предусматривалось одновременно осваивать обе трубки "Мир" и "Удачную".
Воробьев предложил иной подход. "В связи с последними данными Министерства геологии и охраны недр СССР о значительном повышении содержания алмазов в коренном месторождении трубки "Мир" против первоначальных подсчетов, писал он в служебной записке в ЦК КПСС, представляется возможным строительство промышленных предприятий в размерах, обеспечивающих первоочередную потребность народного хозяйства, произвести только на базе месторождений Малоботуобинского района." Это значительно уменьшало предстоящие расходы. В записке приводились убедительные расчеты: по данным Госплана СССР, первоочередная потребность в алмазах для народного хозяйства определялась в 1,5 2 млн. каратов. Фактическое потребление составляло только 250 300 тыс. каратов. Спрос на алмазы почти полностью удовлетворялся за счет импорта, поскольку добыча на Урале составляла лишь 9,5 тыс. каратов в год.
Константин Васильевич Воробьев родился 4 февраля 1900 года в с. Горбово Рузского района Московской области.
В 20-х годах учился в Горной академии и на курсах ВСНХ. С 1929 года он работал на различных должностях в Москве, Красноярском крае, Новосибирской и Кемеровской областях в основном в золотодобывающей промышленности. В 1954 1957 годах начальник Главзолота Министерства цветной металлургии СССР. С 1957 по 1963 год председатель Якутского совнархоза, в 1963 1965 годах председатель Северо-Восточного совнархоза. С 1965 года вплоть до ухода на пенсию в 1971 году возглавлял Главное управление золото-платиновой и алмазодобывающей промышленности Минцветмета СССР. Был депутатом Верховного Совета СССР. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почета", многими медалями. Умер в 1986 году в Москве.
|
Аргументы К.В. Воробьева, а также данные Мингео об оперативных запасах алмазов в месторождениях Якутии позволили начать строительство алмазодобывающих предприятий. Такое решение и было принято в начале 1957 года.
Вот что пишет о роли К.В. Воробьева бывший первый секретарь Якутского обкома КПСС С.З. Борисов, возглавлявший Якутскую парторганизацию в 50 60-х годах: "С открытия первых месторождений драгоценного минерала он лично и аппарат главка практически ежедневно занимались этим вопросом. С большим энтузиазмом К.В. Воробьев принялся за дело, переехав в Якутск в связи с назначением на должность председателя совнархоза в 1957 году. На мой взгляд, особая заслуга Константина Васильевича и в том, что многое он сразу решил ставить на научную основу". Вот, кстати, что говорил об этом сам Воробьев: "Начав разработку месторождений алмазов, мы понимали, что без научных исследований как в области горных работ, так и в технологии извлечения алмазов, нам не обойтись. Работы, которые велись институтами, расположенными в Москве, Иркутске и других городах, не могли нас удовлетворить. Проектные группы "Цветметпроекта", выезжавшие периодически в Мирный, не сумели учесть все особенности нового дела, допускали большие ошибки в проектировании и технологических рекомендациях. Организованная в составе треста "Якуталмаз" научно-исследовательская лаборатория не отвечала требованиям жизни и тем более перспективным вопросам. Назрела необходимость создания собственной проектной и научно-исследовательской организации".
Такой организацией, появившейся в 1961 году, стал широко известный теперь институт "Якутнипроалмаз". Воробьев много сделал для его становления, для налаживания связей с учеными страны и зарубежья. Он заботился о возведении горно-обогатительных предприятий "Якуталмаза", Ленского речного порта, Вилюйской ГЭС, аэродромов, автомобильных дорог, городов и поселков Западной Якутии.
В течение 14 лет, сначала как председатель Якутского и Магаданского совнархозов, а затем возглавив в 1965 году Главное управление золото-платиновой и алмазодобывающей промышленности Минцветмета СССР, К.В. Воробьев постоянно занимался проблемами добычи драгоценного минерала. При его активном участии пущена самая крупная в то время алмазоизвлекательная фабрика №3, развернулось освоение приполярных алмазных месторождений трубок "Айхал" и "Удачная".
В ноябре 1959 года Советский Союз вышел на мировой рынок с якутскими алмазами. С тех пор более 40 лет драгоценный минерал является одним из важнейших источников пополнения валютного фонда страны. Государство за эти десятилетия получило не менее 50 млрд. долл.
Ветераны цветной металлургии помнят К.В. Воробьева. Его имя дорого добытчикам золота и платины. Но освоение якутских алмазов главная высота Константина Васильевича.
|