Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Российское акционерное общество "Норильский никель" Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Международное обозрение Искусство и ремесла История
№3' 2000 версия для печати

ЗАКОНЫ – НА СЛУЖБУ ИНДУСТРИИ



Юрий Маслюков
Председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Юрий Маслюков    Работая над проектами федеральных законов, которые прямо или косвенно затрагивают интересы экономики, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям активно сотрудничает с другими комитетами Государственной Думы. Наш комитет непосредственно работает над законопроектами так называемого промышленного блока.
    Конечно, важны все законопроекты, готовящиеся в думских комитетах. Но промышленность – тот самый локомотив экономики, который единственно и может вытянуть страну из нынешнего незавидного состояния. Наполнение бюджета напрямую зависит от того, как действуют промышленные предприятия. Успешно работающие платят своим сотрудникам хорошую зарплату, обеспечивая достойную жизнь.
    Важную роль в формировании макроэкономических показателей страны играют предприятия металлургии. Сконцентрировав 12,1 % стоимости основных фондов промышленности и 8,6 % производственного персонала, они производят 13,9 % ее продукции, обеспечивают около 20 % начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет и более 22 % общероссийского объема валютной выручки.
    Бюджеты всех уровней должны получить в течение 1999 – 2005 годов только от предприятий цветной металлургии около 90 млрд. руб. в виде налоговых поступлений, в том числе федеральный бюджет – около 20 млрд. руб.
    Металлургическое производство является важнейшей частью современной экономики. В промышленных странах изделия из металлов составляют примерно 2/3 продуктовой структуры ВВП. Состояние отечественной металлургии во многом определяет государственную экономическую независимость и обороноспособность и является лакмусовой бумажкой, отражающей ситуацию во всей экономике, в первую очередь в тех отраслях, которые тесно с ней связаны.
    Россия занимает 4 – 5-е место в мире по выплавке стали и 2-е (после США) – по производству алюминия. Она способна производить в год более 70 млн. т стали, около 55 млн. т готового проката, 10 млн. т стальных труб, примерно 4,5 млн. т основных цветных металлов. Имеющиеся мощности полностью используются сегодня только в алюминиевой промышленности, да и то, главным образом, за счет иностранных компаний, поставляющих на условиях толлинга сырье и получающих в свое распоряжение готовую продукцию. По всем другим основным видам продукции черной и цветной металлургии мощности используются на уровне 60 – 75 %, а в производстве труб и метизов загрузка составляет не более 30 %.
    Российская металлургия вышла на мировой рынок, не вооружившись знаниями его жестких законов, не имея надежного тылового обеспечения в виде отечественного законодательства, защищающего ее интересы.
    Несмотря на то, что налоговая нагрузка на экономику страны составляет 35 %, что соответствует мировой практике, распределяется она неравномерно. Повышенное налоговое бремя несут горнодобывающие предприятия (60 – 72 %) и металлургические заводы (40 – 60 %). Причины – в действующей методике взимания НДС, когда налог берется не с добавленной стоимости, а с любых денежных передач в многопередельном производстве.
    В особо трудном положении оказалась горнорудная промышленность. Кроме обычных налогов и платежей, с горнодобывающих предприятий взимают ряд специфических налогов – плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за землю, складирование отходов и др.
    Все эти и другие проблемы требуют законодательного урегулирования. Этим и занимается наш комитет, анализируя и обобщая предложения субъектов права законодательной инициативы, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, министерств, ведомств, предприятий, организаций, трудовых коллективов и граждан, тесно взаимодействуя с Президентом и Правительством Российской Федерации. С целью более полного учета всех нюансов в законотворческом решении проблем горно-металлургического комплекса при комитете был создан экспертный совет по металлургии и горнорудной промышленности, в состав которого вошли, помимо депутатов Государственной Думы, опытные производственники, менеджеры, ученые металлургической и горнорудной промышленности России. Результаты этой кропотливой работы в виде проектов федеральных законов вносятся на рассмотрение нижней палаты.
    Примером может служить работа комитета над рядом проектов федеральных законов "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции". Соглашение о разделе продукции (СРП) – это форма защиты зарубежного инвестора от различного рода изменений налогового законодательства и других экономических законов в стране, где иностранцы готовы вложить достаточно крупные капиталы, как правило, в разработку различных месторождений полезных ископаемых. Эта схема позволяет на много лет вперед определить особенности налогообложения и дает возможность просчитать экономический эффект от инвестиций, имея стопроцентную защиту от возможного произвола государства. За счет создания стабильных экономических условий, предоставляемых специальным налоговым режимом раздела продукции, недропользователи получают возможность привлечь прямые производственные (не спекулятивные) инвестиции, применить новые высокоэффективные технологии, сохранить старые и получить доступ к новым рынкам сбыта. Государство, в свою очередь, будет обеспечено большим объемом минерального сырья, которое будет использовано для выполнения крупных целевых программ.
    В этом смысле вовремя принятые законы тоже являются производительной силой промышленности.
    Еще одним примером может служить работа комитета над законодательным решением проблем регулирования заготовки и оборота лома черных и цветных металлов. К сожалению, в последние годы в этой сфере усилились криминальные тенденции. В широких масштабах происходят кражи металлов на предприятиях, разукомплектовываются электрические подстанции, выводятся из строя линии электропередачи, варварски обезображиваются памятники, мемориалы. Всем понятно, что стране нужен закон, позволяющий при мобилизации сил общества навести порядок в сфере заготовки и оборота лома черных и цветных металлов. Об этом говорится и в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 марта 2000 года, и в Указе Президента РФ от 31 марта 2000 года.
    Государственной Думой предыдущего созыва были приняты в первом чтении проекты федеральных законов "О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов" и "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов". На сегодняшний день к этим законопроектам получено около 150 замечаний и предложений от субъектов права законодательной инициативы. Но активность депутатов Государственной Думы нынешнего, третьего созыва по участию в подготовке этих законопроектов так высока, что комитет счел необходимым обратиться в Совет Государственной Думы с просьбой продлить закончившийся срок приема замечаний и предложений к этим законопроектам, чтобы более полно учесть мнение народных избранников, получивших наказы от своих избирателей. Кроме того, с участием комитета в Думе идет работа над ужесточением административного и уголовного законодательства в части, касающейся этой сферы деятельности.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение