Евгений Шашков
На современном этапе развития мировой черной металлургии важно обеспечить специалистов аналитическими материалами о производстве, потреблении и качестве металлопродукции в различных странах и регионах, тенденциях спроса и предложения, процессах реструктуризации и приватизации, адаптации стран с переходной экономикой к рыночным отношениям и др. Л.Н. Шевелев, автор только что вышедшей книги,* впервые дает комплексный анализ развития мировой черной металлургии с 1950 по 2000 годы.
Книга приобретает особую актуальность в связи с тем, что Л.Н. Шевелев, доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук и Нью-Йоркской академии наук, принимал непосредственное участие в разработке и реализации многих международных исследований по проблемам реструктуризации мировой черной металлургии, повышения качества стали, оценке влияния этого фактора на экономию металла и удельное металлопотребление готовых изделий. Будучи руководителем Рабочей группы по стали Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН), автор обобщил результаты этих исследований, уделив особое внимание влиянию научно-технического прогресса на развитие мировой черной металлургии, ее выживаемость в конкурентной борьбе с альтернативными конструкционными материалами.
Весь аналитический материал сгруппирован в книге в четыре главы: основные направления реструктуризации черной металлургии промышленно развитых стран Запада; основные направления структурных преобразований этой отрасли в странах Восточной Европы и бывшего СССР на этапе перехода к рыночным отношениям; влияние качества стали на удельное металлопотребление; приватизация в мировой черной металлургии.
Мировая черная металлургия за последние полвека стабильно росла. Производство стали увеличилось со 190 млн. т в 1950 году до 800 млн. т в 2000 году (прогноз), т.е. более чем в четыре раза. В 1950 1980 годах выпуск стали удваивался каждое десятилетие. А в последние двадцать лет прирост был небольшой.
Несмотря на стабильный рост, в отдельных странах и регионах имели место спады и подъемы. В частности, доля промышленно развитых стран Запада сократилась за полвека с 78 % до 47 %, доля стран бывшего СЭВ и Югославии с 19 % до 15 %, а доля развивающихся стран, наоборот, возросла с 3 % до 38 %. За последние два десятилетия мировой прирост стали достигнут в основном за счет развивающихся стран, где в 2000 году ее производство ожидается на уровне 300 млн.т. С учетом импорта потребление стали на рынках этих стран достигнет 360 млн. т, т.е. практически сравняется с ее потреблением в промышленно развитых странах Запада. Объем производства в странах бывшего СЭВ и Югославии составит 200 млн. т, а потребление около 100 млн. т. Это очень низкий уровень (менее 100 кг/чел.), почти в три раза меньше 1990 года. При этом использование производственных мощностей черной металлургии в этих странах в 2000 году составит 65 70 % против 85 90 % в странах Запада и "третьего мира". Спад производства стали в СНГ и Восточной Европе обусловлен снижением платежеспособного спроса на черные металлы на внутреннем рынке этих стран, недостатком оборотного и инвестиционного капитала. Обозначилась и оптимистическая тенденция роста производства и потребления стали с началом экономического оживления, что видно на примере России: в 1999 году при росте продукции промышленности на 8 % выпуск черных металлов увеличился на 14 %, а внутреннее потребление стали на 12 %.
В книге убедительно показано, что развитие мировой черной металлургии до 1970 года во всех странах шло в основном по экстенсивному пути. После энергетического кризиса 1970 1973 годов стратегия изменилась: в странах с рыночной экономикой активно внедрялись достижения научно-технического прогресса, т.е. развитие пошло по интенсивному пути. А в странах с централизованно-плановой экономикой научно-технические новинки использовались мало, что и определило отставание. Автор акцентирует внимание на необходимости ускорить структурную перестройку в странах с переходной экономикой.
Особое внимание уделено проблемам повышения качества стали. На основе исследований, выполненных автором в ЦНИИчермет им. И. П. Бардина, предлагается оценивать изменения качественных параметров стали и проката с помощью показателя "расчетной прочности" ("углеродного эквивалента"). Исходя из химического состава, предложена методика расчета этого показателя. Его отношение в каждой марке стали к базовой определяет коэффициент качества.
Используя этот коэффициент, автор сделал важный вывод: за счет повышения качества стали обеспечена мировая экономия металла около 400 млн. т в год. Это достигнуто за счет снижения металлоемкости машин, механизмов, металлоконструкций, чем созданы условия для уменьшения расхода топлива, энергии и других ресурсов. В конечном итоге снижена себестоимость готовых изделий, повышена эффективность производства по всей технологической цепочке.
Еще одно направление, которому уделено внимание, эффективность стали как конструкционного материала, ее способность конкурировать с альтернативными видами из цветных металлов и пластмасс. В частности, до энергетического кризиса 70-х годов сталь прочно удерживала ведущие позиции на рынке конструкционных материалов: около 90 % по массе и 70 % по объему. Кризис внес коррективы, обусловленные удорожанием ресурсов. Более ускоренными темпами выпускались альтернативные конструкционные материалы. Так, в США за 1971 1991 годы использование стали снизилось на 15 %, потребление алюминиевой продукции возросло на 55 %, пластмасс почти в три раза.
Аналогичные тенденции имели место в Японии и Германии. За последние два десятилетия в этих странах доля пластмассовых труб в общей протяженности всех трубопроводов достигла 35 40 %, потребление пластмасс для изготовления легковых автомобилей возросло до 100 120 кг на единицу продукции. В бытовых электроприборах пластмассы составляют 50 60 % их массы. По ориентировочной оценке, доля альтернативных конструкционных материалов в 2000 году ожидается на уровне 22 %. В России замена стали другими конструкционными материалами не получила широкого развития: скажем, за последнее десятилетие потребление алюминия и пластмасс оказалось в 5 раз меньшим, чем в США.
В перспективе роль черных металлов будет снижаться, но их доля останется достаточно высокой. Ожидается, что в балансе потребления основных конструкционных материалов доля стали сократится с 85 92 % по массе и 65 80 % по объему в 2000 году до 83 90 % по массе и 60 75 % по объему в 2005 году.
Специальный раздел книги посвящен новым материалам, производимым на основе бескоксовой металлургии, т.е. прямому восстановлению железа (ПВЖ). В 1997 году объем производства продуктов ПВЖ составил свыше 30 млн. т. Новые технологические процессы уже используются в промышленных масштабах или проходят испытания. Основным их преимуществом является использование дешевых углей и различных по составу и крупности железорудных материалов. Немаловажно и то, что новые технологии поддаются корректировке в зависимости от производительности сталеплавильных агрегатов, что невозможно в доменном процессе. Не менее ценны экологические преимущества: в частности, объемы выбросов пыли и содержание в них вредных элементов в процессах жидкофазного восстановления примерно в 4 раза ниже, чем в доменном производстве.
Немало сказано в книге о совершенствовании электросталеплавильного производства. Российские электропечи пока уступают западным. В частности, расход электроэнергии у нас выше на 20 %, электродов на 25 %, затраты труда почти в 10 раз. Применение новых конструкций электропечей, внепечной обработки стали позволит ликвидировать разрыв. В этом направлении надо осуществлять реструктуризацию и в прокатном производстве.
Обширный материал, собранный автором книги по приватизации черной металлургии в разных странах мира, позволяет сопоставить ее с российской приватизацией. Например, в Великобритании за последние 50 лет уже трижды проводилась то приватизация, а затем вновь национализация этой базовой отрасли. Причем эти процессы проходили чрезвычайно бережно, по принципу семь раз отмерь, один отрежь. Кстати, этим объясняется и столь рьяная защита западными правительствами своих базовых отраслей от соперничества со стороны иных производителей. Все разговоры о свободной конкуренции для теоретиков рынка. Когда же дело касается собственных производителей, любое цивилизованное государство грудью встает на их защиту. Это не раз почувствовали на себе и наши металлурги. В торговле черными металлами возросли такие ограничения, как введение квот, лицензирование, применение антидемпинговых пошлин. Только в 1997 1998 годах против России было возбуждено свыше 30 антидемпинговых расследований в различных странах мира, отмечает автор книги. Словом, на Западе готовы сколько угодно говорить о заинтересованности в сильной России, но никогда не услышите, что там заинтересованы и в сильных российских корпорациях и компаниях. И это еще один симптоматичный момент роль государства во взаимоотношениях с частным бизнесом.
Задача нашего государства, задача Кремля отстаивать интересы российских компаний за рубежом. И это еще один вывод, который напрашивается после прочтения книги.
* Шевелев Л.Н. Мировая черная металлургия 1950 2000 гг.: реструктуризация, качество, приватизация. М., "Машиностроение", 1999.
|