Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Социальное партнерство Проекты и предложения Импэкс-металл Международное обозрение История
№6' 1999 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

О НАЛОГАХ, ПРИБЫЛЯХ И ЛЬГОТАХ



Борис Громов
Генеральнй директор Братского алюминиевого завода

Борис Громов    Братский алюминиевый завод (БрАЗ) – один из крупнейших производителей алюминия в мире (около 4 % от общего производства). Сегодня, когда 50 % промышленных предприятий России убыточны, а в цветной металлургии этот показатель составляет более 60 %, завод сохранил свой потенциал, сумел избежать социальных конфликтов, в положенные сроки рассчитывается с бюджетами и партнерами. БрАЗ, по сути, спасает свой город-легенду от полного банкротства, давая местной казне более 40 % дохода, энергетикам – стабильный сбыт электроэнергии, рабочим – достойную зарплату. Это достигнуто благодаря быстрой и эффективной интеграции в мировой рынок: за счет увеличения объемов экспорта алюминия (при стагнации внутреннего рынка), роста объемов производства, повышения качества продукции. В 1999 году модернизация принесет заводу еще 10 тыс. т алюминия – в итоге ожидается 862 тыс. т, в 2000 году мы дадим 900 тыс. т, а в 2003 выйдем на рекордный показатель – 1 млн. т "крылатого металла". Более 95 % нашей продукции – сорта высших марок. При этом, несмотря на вынужденную экспортную ориентацию отрасли, полностью и в первоочередном порядке удовлетворяется спрос отечественных потребителей.
    К сожалению, схема, позволившая алюминиевым предприятиям страны не только выжить, но и работать с растущей рентабельностью, вызывает массу споров и политических интриг. Впервые одобренная Президентом в 1993 году в Братске и впоследствии утвержденная Правительством, она существует до сих пор, несмотря на многочисленные попытки ее отменить. Это – так называемый толлинг, экономический механизм переработки давальческого сырья, при котором завод получает от иностранных партнеров оборотные средства и импортный глинозем, перерабатывает его и оставляет себе премию за услугу – более 40 % от стоимости алюминия на Лондонской бирже металлов. Почему это происходит, почему мы только переработчики? Ответ прост. После развала СССР самые модернизированные и мощные глиноземные заводы отошли другим странам СНГ, а Россия осталась с дефицитом сырья более 72 %. Кроме того, существующие глиноземные производства и без того еле-еле удовлетворяют потребности замкнутых на них алюминиевых заводов, в основном – уральских. Плюс к этому существуют известные проблемы с рудной базой: никто в мире не делает глинозем из слабообогащенных окисью алюминия нефелинов; никто в мире не добывает бокситы на глубине 800 – 900 м – практикуется в несколько раз менее затратный открытый способ. И, наконец, в России просто нет достаточного количества качественной руды. В этом и состоит главная проблема нашей алюминиевой отрасли, решить которую как раз и позволяет переработка давальческого сырья.
    Однако люди, привыкшие мыслить "глобально" – рассуждать, а не работать, решили зайти с другой стороны. Теперь они говорят о том, что алюминиевые заводы не платят налоги. Почему? 90 % отечественного алюминия идет на экспорт, а это по закону не облагается НДС и пошлинами. Как известно, налог на добавленную стоимость в отличие от налога с оборота "взимается не со всей стоимости товара, а с ее прироста на каждой последующей стадии в общей цепи реализации и производства". То есть обложению подлежит разница между выручкой, полученной при реализации товаров или услуг, и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков. НДС платят практически все. Редкое исключение составляют лишь те, кто занимается освобожденными от этого налога видами деятельности (например, народное образование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет госбюджета). В данном случае – это льгота для экономически непродуктивного сектора внутреннего рынка. Именно льгота, а не какой-либо механизм рыночного регулирования. По-иному обстоят дела с предприятиями-экспортерами, в частности, с алюминиевыми заводами, оказывающими иностранному партнеру услуги по переработке глинозема в алюминий. Возврат НДС для них – главное условие стабильного оборота и конкурентоспособности металла на внешнем рынке. Это не прихоть отечественных алюминщиков, как считают противники существующей схемы, а мировая практика, позволяющая уменьшить стоимость алюминия на величину, равную НДС.
    Этого, кстати, требуют и международные правила, под которыми Россия в свое время подписалась. 15 апреля 1994 года страны-участники Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT) приняли генеральное соглашение по торговле услугами (GATS). Согласно этому документу, переработка иностранного сырья – глинозема в обмен на компенсационный товар – алюминий признается как продажа услуг. И эти услуги по ст. 15 шестой консультативной директивы ЕЭС не подвержены начислению НДС. Иными словами, налог на добавленную стоимость обязаны возвращать все государства-участники Европейского экономического сообщества. В противном случае нарушается конкурентоспособность. Конкретно для БрАЗа отмена схемы переработки давальческого сырья будет означать следующее: потребуется 25 млн. долл. ежеквартально для зачисления на депозит таможенных органов в виде уплаты пошлин и НДС за вывозимый товар. И это при том, что только для пополнения оборотных средств предприятию необходимо более 300 млн. долл.
    Остальные налоги платим сполна. За счет этого живут целые регионы. Можно себе представить, какой подоходный налог получают территории, если только на БрАЗе средняя заработная плата превышает 5000 руб. Платят заводы и производственный НДС, который государство обязано возвращать в течение 14 дней. На деле – через 2 – 3 месяца. Статистика беспристрастна: на 01.07.99 г. бюджет задолжал всем алюминиевым заводам более 700 млн. руб.
    Что произойдет, если отменят механизм переработки давальческого сырья? Братский алюминиевый завод выполняет программу "Экология Братска", поскольку город объявлен зоной экологического бедствия. Выполняет в основном за счет собственных средств. Достигнуты высокие показатели... Это могут запретить. Братский алюминиевый завод только в этом году вложил 17 млн. долл. в реконструкцию 25 корпуса электролиза, модернизирует все производство... Этого может не быть. Братский алюминиевый завод – градообразующее предприятие... Но до тех пор, пока нам дают работать. Братский алюминиевый завод ежегодно увеличивает прибыль, следовательно, – и налоговые отчисления... Это хотят запретить. Кому выгодна такая политика? Очевидно тем, кто ничего не делает для будущего страны, но свои "патриотические" заявления считает делом.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение