Евгений Шоль Руководитель научно-исследовательской лаборатории МАИ Виталий Шумаев Начальник отдела инфраструктуры товарных рынков Минэкономики РФ
Одной из проблем российского рынка товаров является отсутствие на рынке сбыта необходимой информации от товаропроизводителя. Действительно, рекламных сведений от посредников хоть отбавляй, а точной информации о товарах от их изготовителей во многих случаях просто нет. Даже упоминание товаропроизводителя часто лишь паразитически используется путем добавления малоприметных букв к названию поставщика, т. е. он фактически становится монополистом, маскируясь под видом "представительства предприятия" или его "маркетингового филиала".
Миновать посредника бывает трудно или вовсе невозможно по целому ряду причин. Одной из наиболее распространенных стали неплатежи за произведенную неотгруженную продукцию, которые приводят к блокировке расчетного счета предприятия. В этом случае товаропроизводителю остается только бартер со своим же "филиалом" или "представительством" и использование их расчетных счетов. Правда, это позволяет продолжить производственную деятельность предприятия, но уже по произвольным ценам на поставляемую продукцию. Далее следует череда других посредников. Только некоторые из них действительно необходимы как составляющие инфраструктуры товарного рынка. Остальные паразитируют на снабженческих операциях.
Указанная схема товародвижения формально осуществляется в рамках существующего закона. Но она порочна, поскольку вся прибыль остается у посредников (в том числе у заводских сбытовиков и снабженцев), в то время как производителю не хватает денег не только на развитие производства, но и на зарплату рабочим. Этот замкнутый круг необходимо разорвать с помощью новых положений в законе или других решений, которые не нарушат прав поставщиков и потребителей.
Уже упоминалась одна из причин сложившегося положения отсутствие информации непосредственно от товаропроизводителей. А что изменилось бы для сбытовиков и снабженцев, будь такая информация легко доступна? При внимательном рассмотрении становится ясно, что перемены будут существенны. И это поможет оздоровить экономическую жизнь страны. И вот почему.
1. Знание руководителями достоверного источника информации о всей продукции всех товаропроизводителей снизит издержки потребителей на поиск необходимых сведений об отечественном товаре и исключит саму возможность для нерадивых или малокомпетентных снабженцев на монопольные закупки по завышенным ценам. Знание подробного описания этой продукции позволит снизить возможность обмана и самими посредниками, в том числе с помощью монопольной рекламы. Сузившиеся в период реформ финансовые возможности отечественных товаропроизводителей создали в настоящее время объективные условия для монопольной рекламы импортной продукции, которая локализует реализацию уже созданных или создаваемых конкурентных отечественных товаров.
2. Обязательная публикация информации всех поставщиков о всей продукции с подробным описанием и указанием цен ликвидирует монополизм так называемых "представительств", "маркетинговых филиалов" и прочих посредников. Как следствие, произойдет оздоровление инфраструктуры рынков товаров и услуг, будет обеспечен беспрепятственный доступ продуктивных посредников и прямых потребителей непосредственно к товаропроизводителям.
3. Как снабженческий, так и сбытовой монополизм ведет к появлению чрезмерных полулегальных и нелегальных доходов, которые становятся объектом внимания криминальных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Открытая для всех участников рынка информация о товарах и их производителях существенно ограничит саму возможность существования монопольного диктата и, соответственно, будет способствовать снижению криминогенной обстановки.
4. Обязательная публикация сведений всех поставщиков о всей поставляемой продукции позволит ряду органов государственного управления иметь контрольную информацию для принятия оперативных решений. В частности, это необходимо налоговым инспекциям, таможенникам и даже следователям.
5. Следует заботиться о доступе простых граждан к информации о достижениях отечественной промышленности. Такие знания существенно влияют на морально-психологическое состояние общества, особенно того слоя научных, технических, заводских работников, от которых зависит приумножение этих достижений. Напротив, отсутствие информации на фоне агрессивной рекламы зарубежных товаров порождает уныние и даже отчаяние, парализующие всякую мысль о путях выхода из кризиса. Такое явление заметно не только в поведении простых граждан, но и у работников государственных органов управления, что непременно сказывается на качестве принимаемых ими ответственных решений.
Наверняка перечень последствий можно продолжить. Ясно, например, что появится база для ответной активной рекламы отечественных товаров за рубежом. Конечно, зарубежные агентства с большой неохотой даже за большие деньги возьмутся за рекламу наших товаров. Обойти эти препоны можно с помощью сети Интернет. Базы данных здесь доступны рядовому гражданину любой страны, который таким способом получит информацию о любых наших товарах, минуя рекламных монстров.
Таким образом, последствия снабженческого и сбытового монополизма значительно более многогранны, чем многие их представляют. Важно подчеркнуть, что проблема касается не только хозяйствующих субъектов. Она затрагивает безопасность страны в целом. И это не преувеличение.
Есть смысл вспомнить, как эта проблема решалась в период централизованного управления рынком товаров и услуг. Тогда были специализированные посреднические предприятия, отвечавшие за снабжение каждого региона определенной номенклатурой продукции (например, в Москве существовали "Мосгорэлектроприборснабсбыт", "Мосгорхимснабсбыт" и т. д.). Это, конечно, супермонополизм по сравнению с ныне существующим торговым монополизмом. Однако его возможные негативные последствия государство предотвращало установлением потолка торговой наценки. Для крупных посреднических "снабсбытов" наценка составляла, как правило, 2,5 %. Для более мелких снабженческо-сбытовых предприятий она не превышала 7 %. Необходимо отметить, что в указанные цифры не включалось проведение посредническими фирмами так называемых логистических операций (например, раскрой, расфасовка, дополнительная обработка, доставка и т.п.).
Если обратиться к западному опыту, обнаружим ту же картину. Это не просто совпадение, а объективное требование экономики. Суть та же в недопустимости превышения установленной наценки, иначе непроизводственная сфера "проест" ту часть прибыли товаропроизводителей, которая предназначена для простого или расширенного воспроизводства. В период российских реформ "проедание" и происходило. Однако оно имеет предел, и в августе 1998 года пришлось официально признать печальные результаты такой политики.
Установление в государстве пределов торговых наценок может проводиться по-разному. На Западе к такому состоянию пришли в процессе эволюционного развития. Для России подобная возможность пока не просматривается: иная исходная ситуация требует другого способа достижения цели.
Директивное установление пределов ("коридоров") торговых наценок мера возможная, но все же крайняя. Для начала нужна информация об отпускных ценах товаропроизводителей. Без этого невозможны какие-либо расчеты. Если бы такая информация имелась, то можно было бы оценить масштабы (или, как сказали бы математики, производную) "проедания". Не зная этой производной, вряд ли удастся вести серьезный экономический анализ, в том числе и макроэкономический.
Свободный доступ потребителей к информации о ценах и характеристиках продукции российских товаропроизводителей безусловно поставит посредников в новые условия. Во-первых, потребители будут знать размеры завышения торговой наценки каждым конкретным посредником. Во-вторых, сами торговые посредники в конкурентной борьбе вынужденно снизят наценки до приемлемого уровня.
Таким образом, можно сформулировать минимальную организационную меру, потенциально создающую возможность эволюционного снижения торговых наценок посредников до рамок, обеспечивающих экономическую безопасность развития производства товаров и услуг. Эта мера обязать всех производителей товаров публиковать текущую информацию о ценах и характеристиках своей продукции. Такая публикация возможна бесплатно в ряде компьютерных баз данных (например, "Контрагент-М"). Информация о ценах и характеристиках продукции в этих базах данных бесплатно же доступна потребителям пользователям сети Интернет с WEB-серверов, а не имеющих доступа в Интернет с лазерных дисков в региональных центрах.
Конечно, наличие такой информации у потребителя значительно сузит возможности монопольных "представительств заводов" и "маркетинговых филиалов", но полностью их диктат не устранит. Поэтому требуется другая государственная мера, исключающая монопольные поставки одному потребителю, наблюдение за рынком сбыта со стороны региональных налоговых и антимонопольных структур.
Контроль за реализацией предложенных двух мер со стороны государственных органов технически не так уж сложен, поскольку количество предприятий-товаропроизводителей ограничено. Если всех юридических лиц в России насчитывается около 2 млн., то товаропроизводителей гораздо меньше 50 60 тыс. (в среднем по 600 на регион), а производителей продукции межрегионального потребления и того меньше около 10 тыс. (по 100 в среднем на регион).
Первая мера не требует от государства и от товаропроизводителей каких-либо расходов ряд компьютерных баз данных о товарах и услугах создается без финансовой помощи государства, а размещение в них информации о ценах и характеристиках продукции для товаропроизводителей, повторим, бесплатное. С другой стороны, эта мера является чисто рыночным инструментом управления экономикой. Ни у кого ведь не вызывает негодования, когда коммерческие банки предоставляют кредиты при соблюдении необходимых условий. Государство тоже является полноправным субъектом хозяйственного рынка страны. Распоряжаясь бюджетными и другими средствами, органы государственного управления могут предоставлять кому-либо свои ресурсы (кредит, льготу, квоту, лицензию, участие в уставном капитале) при соблюдении выгодных условий. Так вот, одним из них должно быть требование обязательной публикации ресурсополучателем информации о поставляемых им товарах или услугах, их потребительских и технических характеристиках и оптовых ценах.
Поскольку это требование относится не ко всем субъектам хозяйственной деятельности, а только к получателям государственных ресурсов, то его невозможно отнести к командно-административным методам и следует признать чисто рыночным. Проще говоря, если какому-либо субъекту хозяйственной деятельности не требуются от государства кредит, льгота, квота, лицензия, участие в уставном капитале, если он не является должником перед бюджетом и не имеет долгов по зарплате, то он может осуществлять свое "рыночное плавание" без указанного условия.
Вторая мера требует внимания других органов государственного управления налоговых инспекций и антимонопольных комитетов. Однако здесь не потребуются тотальные проверки всех товаропроизводителей их можно осуществлять в порядке существующих плановых проверок налоговых инспекций с участием государственных антимонопольных структур или в порядке разбора поступивших жалоб. Но, строго говоря, обязательная отчетность субъектов по всем поставкам тоже является исключительно рыночной мерой. Часто поставщики пытаются уйти от контроля за их деятельностью, ссылаясь на коммерческую тайну. По этому поводу заметим, что тайна от государства может быть только у преступников. Честная же коммерческая деятельность может быть тайной только от конкурентов, каковыми органы государственного управления не являются.
Наличие у государственных органов управления сведений о состоянии производства не только в финансовом выражении (что предлагают монетаристы), но и в натуральном, позволит "расшить" узкие места товарного рынка путем компенсационного инвестирования социально-необходимых производств.
Практика российских реформ убедительно показала, что одними монетаристскими методами экономика страны управляться не может, что требуются хотя бы минимальные меры государственного регулирования, которые невозможно осуществлять, не зная фактического состояния товарного рынка в натуральном выражении. Поэтому сегодня становится актуальным организовать систему наблюдения за этим рынком.
Проведенная Министерством экономики РФ в марте 1999 года научно-практическая конференция "Информационное обеспечение рынков товаров и услуг" показала, что для реализации такого решения имеется практическая возможность. На конференции были представлены 50 докладов от информационных региональных, ведомственных и самостоятельных структур. Ряд информационных систем и сообщений признаны лучшими (например, "Контрагент-М" среди систем федерального уровня о продукции и услугах). Результаты конференции позволили работникам Минэкономики, МНС, МАП, ГТК и других федеральных ведомств ознакомиться с проблемами и возможными путями их решения в развитии инфраструктуры товарных рынков на ближайшую перспективу.
Структурированная информация о продукции необходима не только для снабженческо-сбытовой деятельности, но и для более широкого применения на всех этапах движения продукции. На Западе такое интегрированное использование информации осуществляется в рамках CALS-технологии. Довольно часто термин CALS отождествляется с различными АСУ и компьютерными технологиями вообще. В отличие от них CALS-система охватывает все стадии жизненного цикла продукта: маркетинг и изучение рынка, проектирование и разработка продукции, закупка, производство, упаковка и хранение, реализация, установка и ввод в эксплуатацию, техническая помощь и обслуживание, эксплуатация или потребление, утилизация.
Первые шаги в организации единого информационного пространства были предприняты еще в 80-х годах в США. Возникла необходимость в обеспечении оперативного обмена данными между заказчиком, производителем и потребителем, а также в повышении управляемости, сокращении бумажного документопотока и связанных с ним затрат.
Данная концепция изначально базировалась на идеологии жизненного цикла средств и охватывала в основном фазы производства и эксплуатации. На первоначальном этапе инициатива получила обозначение CALS, которое расшифровывалось как Computer Aided Logistic Support компьютерная поддержка поставок. Доказав свою эффективность, концепция CALS начала активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы жизненного цикла от маркетинга до утилизации.
Новая концепция сохранила существующую аббревиатуру (CALS), но получила более широкую трактовку Continuous Acguisition and Life cycle Support непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта. Таким образом, указанная идея быстро превратилась в глобальную бизнес-стратегию перехода на безбумажную электронную технологию. В настоящее время в мире действует более 25 национальных организаций, координирующих вопросы развития CALS-технологий, в том числе в США, Канаде, Японии, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Австрии. Во многих развитых странах CALS рассматривается как стратегия выживания в рыночной среде, позволяющая:
расширить области деятельности предприятий (рынков сбыта) за счет кооперации с другими предприятиями, обеспечиваемой стандартизацией предоставления информации;
строить кооперацию в форме "виртуальных" предприятий, действующих в течение жизненного цикла продукта, кооперироваться не только на уровне готовых компонентов, но и на уровне отдельных этапов и задач в процессах проектирования, производства и эксплуатации;
повысить эффективность бизнес-процессов, выполняемых в течение жизненного цикла продукта за счет информационной интеграции и сокращения затрат на бумажный документооборот, повторный ввод и обработку информации, обеспечить преемственность результатов работы в комплексных проектах и возможность изменения состава участников без потери уже достигнутых результатов;
повысить "прозрачность" и управляемость бизнес-процессов путем их реинжениринга на основе интегрированных моделей жизненного цикла и выполняемых бизнес-процессов, сократить затраты в бизнес-процессах за счет лучшей сбалансированности звеньев;
повысить привлекательность и конкурентоспособность изделий, спроектированных и произведенных в интегрированной среде с использованием современных компьютерных технологий и имеющих средства информационной поддержки на этапе эксплуатации;
обеспечить заданное качество продукции в интегрированной системе поддержки жизненного цикла путем электронного документирования всех выполняемых процессов и процедур.
Решение проблемы заключается в переводе эксплуатационной документации на изделие, поставляемое потребителю, в электронный вид. При этом комплект электронной эксплуатационной документации можно рассматривать как составную часть единой интегрированной информационной модели изделия. Электронная документация может поставляться на электронных носителях, таких как компакт-диски (CD-ROM), или размещаться в сети Интернет, где она доступна из любой точки мира.
Стандарты CALS определяют стиль, формат и технологию создания электронных справочников по изделиям. Применение стандартов гарантирует возможность использования такой электронной документации на любых компьютерных платформах.
Важно отметить, что в электронный вид может быть преобразована эксплуатационная документация, не обязательно созданная с использованием компьютерных систем. Для изделий, уже находящихся в эксплуатации длительный период и спроектированных традиционными методами, задача поддержки документации не менее актуальна. В качестве примера можно привести опыт проектов, выполняемых в США по массовому переводу миллионов страниц руководств и чертежей в стандартизованный электронный вид. Полученная электронная документация размещается в специальных репозиториях (хранилищах) и доступна через компьютерные сети. Одновременно информация может распространяться на компакт-дисках. Данные работы выполняются в соответствии с разработанными планами уже ряд лет. Используются современные технологии сканирования, распознавания текста, векторизации чертежей и схем, создаются электронные справочники на целые изделия и отдельные системы [http://www.cals.ru/example.htm: Web-сайт разработан НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика" по инициативе и поддержке Минэкономики России].
Таким образом, информатизация является одним из важнейших и непременных условий эффективного развития отечественного производства на основе рыночных отношений. Размещение информации о товарах, их характеристиках, ценах, производителе и других сведений в электронных системах и базах данных будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции, увеличению объемов продаж, значительно снизит возможность участия недобросовестных посредников в процессе товародвижения. Все это должно происходить на основе принципа единого информационного пространства с использованием современных технологий и передового опыта стран с развитой рыночной экономикой.
|