Михаил Тарасенко Председатель Горно-металлургического профсоюза России
Европейская практика и российский опыт последних лет показывают, что социальное партнерство становится доминирующим в системе социально-трудовых отношений. В проекте Трудового кодекса Российской Федерации оно определяется как система взаимоотношений работодателей и трудящихся на основе соблюдения прав друг друга, поиска и нахождения согласия через систему коллективных договоров, тарифных соглашений и других взаимоприемлемых решений. Принципы социального партнерства равноправие сторон, соблюдение законодательства, открытость информации, добровольность принимаемых обязательств, ответственность сторон друг перед другом.
В конце 1997 года в отрасли создано объединение работодателей Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС). При поддержке двухсот работодателей ассоциация получила право представлять в переговорах интересы еще более ста генеральных директоров предприятий, приславших ей доверенности. В соответствии со статьей 22 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" ныне действующее соглашение распространено на 454 организации с общей численностью более миллиона работников горно-металлургического комплекса, золотодобывающей и ювелирной подотраслей.
На основе отраслевого тарифного соглашения, которое было подписано АМРОС и Центральным советом профсоюза 10 февраля 1999 года, 90 % организаций отрасли заключили или пролонгировали коллективные договоры. Столь высокий охват обоснован высоким уровнем активности и организованности трудящихся членами Горно-металлургического профсоюза России являются 89 % работников отрасли.
Кампания по заключению коллективных договоров на 1999 год проходила в непростых условиях. По итогам 1998 года убыточными в черной металлургии были 45,4 %, в цветной 56,4 % предприятий. Это обстоятельство в значительной мере усложнило переговоры, продолжавшиеся три месяца. Согласовав в основном все нормы и положения на уровне экспертов, АМРОС и ЦС профсоюза дважды прерывали переговоры из-за разногласий при определении тарифной ставки рабочим I квалификационного разряда, занятым в основных цехах металлургического производства. АМРОС согласовывала свои позиции с директорами предприятий, ЦС с профсоюзными организациями на местах.
Представляется, что это и есть реализация идеи социального партнерства, когда одна сторона старается понять позицию другой. В чем-то профсоюз согласился с позицией работодателей, и планку, которую ставил в начале переговоров, не смог удержать. Работодатели, например, аргументированно доказали, что полное выполнение профсоюзных требований может привести к негативным последствиям для самих трудящихся: не хватит средств для обновления производства, будет завышена себестоимость, продукция станет неконкурентоспособной.
Вместе с тем работодатели согласились с требованием профсоюза о росте зарплаты с опережением темпа инфляции, не стали оглядываться на другие отрасли, решив опираться на возможности металлургического комплекса. Реализация тарифного соглашения позволяет трудящимся почти тысячи предприятий чувствовать себя пусть и не богато, но уверенно.
Поскольку переговоры проходили в деловой, прагматической, а не политизированно-истеричной атмосфере, в итоге был достигнут компромисс: минимальная тарифная ставка рабочего I квалификационного разряда не может быть ниже половины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, а оплата труда для этой категории трудящихся на уровне прожиточного минимума. Средняя зарплата должна превышать прожиточный минимум в регионе не менее чем в 2,8 раза.
Но не все руководители предприятий приняли условия нового тарифного соглашения, восемнадцать из них официально отказались присоединиться к нему, а на предприятиях Якутии коллективный договор заключили лишь в трех организациях из четырнадцати. Тут уместно опереться на зарубежный опыт. Концепция, практика трипартизма, или трехстороннего сотрудничества между трудящимися, предпринимателями и государством, в настоящее время реализуется во многих странах мира. В условиях рыночной экономики стабилизирующая роль государства в области трудовых отношений проявляется именно в обязательном распространении сферы действия заключенных соглашений и коллективных договоров на те предприятия, которые официально не вступили в переговоры. Хотя формально договор связывает лишь его участников и организации, давшие доверенность на ведение переговоров, в ряде западных стран его условия, особенно в части зарплаты, применяются повсеместно под предлогом борьбы с недобросовестной конкуренцией.
Подобная практика характерна для Германии, Бельгии и других государств, опыт которых при помощи Международной федерации металлистов профсоюз имеет возможность целенаправленно изучать. В периоды экономических спадов и роста безработицы, когда на выживание предприятий в конкурентной борьбе весомо влияют размеры социальных расходов, предопределенных коллективными договорами, работодатели, не охваченные этими соглашениями, могут снизить социальные издержки и получить тем самым определенный экономический выигрыш. С целью выравнивания стартовых условий в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах и Швейцарии разработан правовой механизм распространения условий заключенных соглашений на остальные предприятия в масштабе отрасли или даже всей экономики. В России же подобный механизм отсутствует, государство ограничивает свое участие лишь уведомительной регистрацией соглашений и договоров и направлением письма Министерства труда и социальной защиты с предложением присоединиться к отраслевому соглашению.
Главные вопросы, которым уделяют внимание профсоюзы, занятость, оплата труда и охрана здоровья работников. Проведенный специалистами ЦС профсоюза и АМРОСа анализ показывает, что тарифное соглашение и коллективные договоры на большинстве предприятий успешно выполняются, чему в значительной степени способствовала стабилизация производства металлопродукции. С начала года рост объемов производства в черной металлургии составил 7,9 %, в цветной 7,4 %, число убыточных предприятий снизилось с 45 % до 32,9 %, по отрасли выдерживается уровень превышения в 2,8 раза средней заработной платы к прожиточному минимуму.
Если на начало года 328 организаций задолжали своим работникам зарплату на сумму 4,1 млрд. руб., то по итогам девяти месяцев 74 организациям удалось погасить долг. Общая задолженность по зарплате снизилась до 1,9 млрд. руб. Удалось снизить и время задержек с 2,9 до 2,1 месяца. Конечно, сам факт существования таких проблем весьма тревожен, но не замечать позитивные перемены было бы неверно.
Пока не удалось еще добиться опережения темпов повышения заработной платы над ростом индекса потребительских цен. В июне 1999 года по сравнению с июнем 1998 года темпы роста зарплаты составили в черной металлургии 148,8 %, в цветной 163,9 %, в то время как рост индекса потребительских цен за тот же период составил 217,9 %. В этом вопросе мы категорически не приемлем определенный государством унизительный уровень минимального размера оплаты труда в 83 руб. 49 коп. И видим свою задачу в неуклонном повышении доли оплаты труда в структуре себестоимости продукции. Не может быть страна богатой, а внутренний рынок развитым, если трудящиеся "тянут" от получки до получки.
Помимо размера оплаты труда, одна из острейших для всей промышленности проблем занятость. Боязнь потерять рабочее место, особенно на градообразующем предприятии, превалирует над готовностью человека защищать уровень своей заработной платы. Безработица в России достигла 9,1 млн. человек, или 12,4 % экономически активного населения. Эти тревожные показатели находятся на том уровне, когда, по заключениям ученых, в обществе меняется социальная психология, зреет неуверенность, подавленность. Не случайно в мировой практике создание новых рабочих мест один из главных показателей, по которым избиратели, т.е. общество в целом, оценивают власть.
К сожалению, Российская федеральная программа содействия занятости населения, утвержденная Правительством, всего лишь декларация о намерениях, документ пропагандистско-агитационного плана. В нем нет конкретных предложений. В то же время ни одно предложение Центрального совета профсоюза ни о переходе на ряде производств на сокращенную до 36 часов рабочую неделю, ни о создании налоговых льгот предприятиям, создающим рабочие места, ни о дифференциации отчислений в фонды занятости в зависимости от состояния рынка труда, ни о дополнительных отчислениях в фонд занятости с богатых физических лиц не было включено в программу.
Профсоюз осознает, что позиция "нет закрытию предприятий" с точки зрения повышения эффективности производства не всегда корректна. Стороны готовы к диалогу, в котором человеку труда будет отдан приоритет. Закон дает такое право, а мораль обязывает к подобной иерархии ценностей. За годы реформ численность работников в металлургии снизилась на 300 тыс. человек. Горно-металлургический профсоюз настораживает и тот факт, что в проекте Стратегии развития металлургической промышленности России до 2005 года, представленном Минэкономики РФ в Правительство, предполагается сокращение еще 300 тыс. работников. В этих условиях профкомам предприятий предстоит с большим вниманием относиться к предложениям работодателей о сокращении численности персонала и увольнении людей с производства.
В ходе реализации тарифного соглашения работодатели не препятствовали общественному контролю за охраной труда и выделяли необходимые средства для предусмотренных в коллективных договорах (соглашениях по охране труда) мероприятий. В первом полугодии удалось снизить число несчастных случаев с летальным исходом, но настораживает тенденция, что в 40 % случаев работодатели делают попытки переложить вину на пострадавших.
В области социальных гарантий профсоюзные комитеты и работодатели находят взаимопонимание в оказании помощи рабочим, членам их семей, ветеранам Великой Отечественной войны и труда, в содержании объектов соцкультбыта. Гарантии и льготы, превышающие минимальные уровни, установленные тарифным соглашением, предусмотрены в коллективных договорах Череповецкого и Магнитогорского металлургических, Оскольского электрометаллургического, Стойленского и Лебединского горно-обогатительных комбинатов, Богословского и Уральского алюминиевых заводов и др. За счет средств отраслевого отделения Фонда социального страхования с участием средств предприятий оздоровлено в санаториях-профилакториях в первом полугодии 47,5 тыс. чел., в санаториях и домах отдыха больше 17 тыс., в 114 загородных оздоровительных лагерях 41,5 тыс. детей.
Правительство внесло в Государственную Думу проект бюджета, в котором предполагается снизить отчисления в Фонд социального страхования с 5,4 % фонда оплаты труда до 4,4 %. Ни один работодатель нашей отрасли с такими предложениями в Правительство не обращался. Никакой разгрузки фонда оплаты труда не произойдет, но детская оздоровительная кампания будущего года для предприятий станет на 30 50 % дороже, резко снизится оздоровление трудящихся. Ведь бесспорным является факт, что уровень средней заработной платы на большинстве предприятий не позволяет значительной части трудящихся решать эти проблемы самостоятельно.
Российские профсоюзы требуют сохранения действующего норматива в соцстрахе. Нельзя проводить эксперименты во время кризиса. Такие меры уместны и корректны на этапе подъема экономики, значительного роста заработной платы. Сегодня это не только вредно, но и социально опасно.
К такому же выводу можно придти, видя линию Правительства на разрушение отраслевого соцстраха, его перевод на территориальный принцип управления, который нелегкий труд металлурга фактически приравнивает к аппаратной работе. В этих вопросах и работодатели, и профсоюзные комитеты едины: не надо ломать устойчиво и эффективно работающую систему. В нашей отрасли нет случаев задержки страховых выплат, система работает без государственных дотаций. Зачем же переходить на те принципы, результаты которых ухудшат в металлургии положение застрахованных?
Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России и Центральный совет Горно-металлургического профсоюза России совместно отстаивали интересы организаций отрасли в органах государственной власти. В Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводилась скоординированная работа по контролю за выполнением действующего Генерального соглашения и разработке нового на 2000 2001 годы. АМРОС и ЦС профсоюза обращались с совместными заявлениями к Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ по вопросам усиления роли государства в принятии стратегических решений по реструктуризации отрасли. Металлургия это объективно инерционная отрасль, и просчеты сегодняшнего дня могут обернуться потерями страны на десятилетия. В этом мы едины.
Тарифное соглашение на 1999 2000 годы доказало свою действенность и эффективность. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Уже сейчас профсоюз и АМРОС готовы к переговорам ведь впереди новое соглашение.
|