Эдуард Россель Губернатор Свердловской области
В текущем году состоялись выборы в ряде российских регионов, и достаточно убедительную победу на них одержали действующие губернаторы. Этот результат опровергает прогнозы политологов о том, что избиратели, недовольные своим экономическим положением и действиями властей, будут голосовать "протестно". Чем вы, Эдуард Эргартович, объясняете свой успех?
Реальной политической программой, понятной для большинства населения. Эта программа была разработана, когда я первый раз баллотировался на пост губернатора Свердловской области. Речь шла о конкретных путях социально-экономического развития, о необходимости сохранения промышленности, о поддержке бюджетной сферы. И в течение четырех лет все наши усилия были направлены на решение этих задач. Главное состояло в том, чтобы предотвратить развал промышленного комплекса, обеспечить выживание всех отраслей, как базы для решения социальных вопросов в будущем. И нам это удалось. Мы провели достаточно организованно конверсию оборонных предприятий, что, кстати говоря, было высоко оценено специалистами я получил звание академика Российской академии инженерных наук. Мы не потеряли ни одной отрасли промышленности, сохранили науку, образование, словом, весь потенциал Свердловской области. Уровень безработицы у нас самый низкий среди всех регионов Российской Федерации. Мы смогли наладить сбор средств в Пенсионный фонд таким образом, что задержка по выплате пенсий, которая составляла 3,5 месяца, сейчас практически ликвидирована. Вошли в прежний график: все пенсии выплачиваются в первой половине месяца. Мы стали больше собирать "живых" денег, уменьшилась доля взаимозачетов, благодаря чему сокращаются долги по заработной плате в бюджетной сфере.
Эти результаты избиратели видели, и потому большинство из них высказалось за то, чтобы вновь доверить власть действующему губернатору.
Следует сказать о методах и этике ведения предвыборной кампании. Я выставлял свою кандидатуру, если считать выборы в те или иные уровни государственной власти, уже 4 раза. И моим принципом было и остается никогда не порочить своих политических оппонентов. Вся "интрига" строится вокруг позитивных и конструктивных моментов собственных действий. Я говорил о своем представлении по поводу того, какие шаги нужно предпринять для стабилизации работы промышленности, восстановления нормального финансирования бюджетной сферы, и что это людям даст реально. На все вопросы избирателей я отвечал откровенно, и получался конструктивный диалог. Подталкивали меня к популистским заявлениям. Например, оппоненты предлагают повысить пенсию в 2 3 раза. От меня, естественно, ждут такого же шага. Пообещать, конечно, можно, но это значило бы обмануть доверие избирателей. И я объяснял, что пенсии нужно повышать и обязательно будем повышать, но вначале нужно поднимать промышленность.
Вот это все и дало возможность одержать победу на губернаторских выборах во второй раз, хотя было сложно, потому что кандидат, который представляет действующую власть, более уязвим. В этих условиях невозможно обманывать. Надо говорить то, что есть, и обещать то, что можешь выполнить. Жизнь выборами не кончается работа, взаимоотношения с людьми продолжаются и после подсчета бюллетеней.
Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в экономике Свердловской области? Если основные положения "программы выживания" выполнены, то каким вам видится следующий этап?
В этом году промышленность области развивается темпами, каких не наблюдается ни в одном субъекте Российской Федерации. Мы вышли на второе место по объему валового внутреннего продукта сразу после Тюменской области. При этом понятно, что условия работы на Урале и в Тюмени совершенно разные. Там объем производства создают дорогостоящие нефть и газ, у нас он достигается за счет работы предприятий металлургии, машиностроения, других перерабатывающих отраслей промышленности, что значительно сложнее.
Программа на следующее четырехлетие во многом исходит из предыдущего этапа работы. Мы ставили задачу: реформировать собственность, перевести ее из государственной в частную, при этом сохранить промышленный потенциал. Дальше стабилизировать работу промышленности и создать условия для ее подъема. Все это выполнено. Итоги работы 1999 года показывают, что мы подошли к третьему этапу подъему промышленности Свердловской области. Сегодня рост по физическим объемам составляет 114 % к уровню прошлого года. Из месяца в месяц темпы роста увеличиваются. Уже 70 % наших предприятий работают прибыльно. Дальнейшая политика сводится к тому, чтобы всячески содействовать начавшемуся подъему.
Что для этого надо делать? Искать рынки. Необходимо вести работу в трех направлениях. Первое интеграция промышленности Свердловской области в экономику России. Сейчас стараемся наладить тесное сотрудничество с другими регионами с целью эффективного использования ресурсов, расширения сбыта продукции. При этом учитываются производственные связи, которые существовали между предприятиями в рамках крупных хозяйственных комплексов еще во времена плановой экономики. Второе направление интеграция в экономику стран СНГ. Ставим задачу: подписать соответствующие договора со всеми государствами Содружества и восстановить нарушенные связи между промышленностью Урала и промышленностью этих республик. На сегодня заключены договора с 6 государствами. Третье интеграция в мировую экономику, и в этом направлении мы работаем особенно упорно. Начинали практически с нуля. Сейчас годовой внешнеторговый оборот Свердловской области превысил 4 млрд. долл. и продолжает увеличиваться.
Приведу в пример цветную металлургию. Предприятия последовательно наращивают экспорт своей продукции, благодаря чему имеют возможность пополнять оборотные средства, увеличивать количество рабочих мест, повышать заработную плату и уровень социальной защиты населения. И медная, и алюминиевая подотрасли вышли на объемы производства, какие были в 1989 году, в докризисный период, т.е. на максимальный уровень, достигнутый этими предприятиями в эпоху плановой экономики. В титановой промышленности тоже происходят позитивные изменения. Этому во многом способствовали наши переговоры в Сиэтле с президентом компании "Боинг" о поставках уральского титана для производства самолетов. Сегодня у нас есть долгосрочные, на 10 лет вперед, договора с этим лидером мирового авиастроения, что очень важно для 17-тысячного коллектива Верхнесалдинского металлургического производственного объединения.
Такой работой на перспективу будем заниматься и дальше. Тем более что по мере преодоления кризисной полосы всем нам становится немного легче. Раньше нужно было постоянно держать в поле зрения ситуацию в каждой из отраслей, а сейчас осталось только 30 % предприятий, которые работают убыточно. Вот ими и надо заниматься. И незачем мешать тем, кто уже и так поднимается.
Появилась возможность приступить, наконец, к реализации второй части программы, а именно к решению социальных задач. Руководство Свердловской области считает, что акционеры, директора предприятий обязаны позаботиться о своих бывших работниках. В этом плане хороший пример показывает Богословский алюминиевый завод. Каждому пенсионеру завод ежемесячно доплачивает определенную сумму в среднем по 300 руб., предоставляет возможность получить ряд бесплатных медицинских услуг, ветеранам Великой Отечественной войны оказывается дополнительная помощь. По нашему мнению, такую политику сегодня должно проводить каждое успешно работающее предприятие.
Правительство РФ, поддержанное законодателями, заявило о своей готовности увеличить объемы оборонного заказа и рассчитаться с накопившимися долгами предприятиям ВПК. Какие реальные перемены намечаются в отраслях оборонной промышленности?
Пока в основном идут разговоры о том, что на 2000 год должен быть сформирован реальный военный заказ. С этим все согласны тут не о чем спорить. Вопрос в том, как этого достичь? Если проблема будет решена по самой примитивной схеме как можно больше "содрать" из бюджетов субъектов Российской Федерации и таким образом обеспечить источник финансирования, тогда у нас ничего хорошего не выйдет, потому что реализация военного заказа обескровит бюджеты регионов. В результате мы получим еще более высокую социальную напряженность, чем в разгар кризиса и повальных неплатежей. Надо искать решения, которые бы позволили увеличить доходную часть бюджета. Мы обсуждали эту проблему в рамках Уральской экономической ассоциации и представили Госдуме, Правительству, Президенту расчеты, показав, каким образом можно увеличить доходную часть бюджета. За счет этого и надо финансировать военный заказ и решать другие задачи развития экономики и укрепления государства.
Вы упомянули о расширении экономического сотрудничества Свердловской области с другими регионами. Как сейчас развиваются отношения с Республикой Коми, прежде всего в рамках программы освоения Среднего Тимана?
Наши отношения с Республикой Коми касаются не только Тимана. Эта республика очень богата сырьевыми ресурсами. Кроме бокситов там насчитывается около 10 месторождений золота, есть нефть, газ, уголь, крупное месторождение титановых руд, которое сейчас рассекречено. В чем основная идея экономического соглашения, которое мы с Юрием Алексеевичем Спиридоновым, главой Республики Коми, подписали? Свердловская область располагает мощным промышленным потенциалом, а Республика Коми многими сырьевыми ресурсами. Отсюда объективная необходимость и условия для взаимодействия между двумя регионами.
Первоначально у наших соседей было намерение построить глиноземный комбинат непосредственно на месте добычи бокситов Тиманского месторождения. Это нереально, поскольку стоимость строительства составит несколько миллиардов долларов, которых в бюджете нет, а заинтересованные частные акционеры, работающие в алюминиевом комплексе Урала, не в состоянии вложить такие средства. Взять кредиты значит, сразу "повесить" на новое предприятие долги, с которыми оно не в состоянии будет рассчитаться. Зачем это делать, когда рядом, на территории нашей области, уже есть такое же, почти готовое предприятие. Сейчас вышло постановление Правительства, в соответствии с которым предполагаем пустить вторую очередь глиноземного производства на Богословском алюминиевом заводе, в корпусе, где уже собраны все металлоконструкции, подведены сети, есть необходимые ресурсы: вода, элекроэнергия, газ. И будет этот проект стоить всего 400 млн. долл., из которых 100 млн. уже вложено. С пуском этого объекта в эксплуатацию мы получаем мощности по производству 700 800 тыс. т глинозема в год.
Насколько известно, определенную проблему, с точки зрения правительства Коми, представляет неравное распределение доходов от реализации тиманского проекта. Очевидно, что основная их часть будет оставаться в Свердловской области...
Этот вопрос тоже можно регулировать. Вполне реально подписать соглашение о том, как использовать получаемую прибыль. В любом случае на территории Коми останутся многие налоги. Во-первых, налог на землю, плата за недра. Во-вторых, будут созданы новые рабочие места, это подоходный налог, который идет в бюджет региона. А кроме этого, создается инфраструктура, развивается транспортная сеть, строится железная дорога, что позволит освоить не только Тиманское месторождение, но и подобраться к другим минеральным ресурсам.
В последнее время в обществе развернулась острая дискуссия о целесообразности использования толлинга в алюминиевой промышленности. Какова ваша позиция в этом вопросе? Чем вы ее мотивируете?
Инициатива продления режима толлинга исходила от Свердловской области. И для этого у нас были достаточные основания. Мы помним критическую ситуацию начала 90-х годов, которая возникла после либерализации внешнеэкономической деятельности. Открылась граница, и в Россию хлынул импортный глинозем, который был значительно дешевле отечественного сырья для производства алюминия. Стратегия поставщиков глинозема на российский рынок для нас была очевидна: путем агрессивной ценовой конкуренции разорить отечественную сырьевую базу, а когда это случится, вновь поднять цены и вернуть понесенные затраты. Этому уже нечего будет противопоставить восстановить закрытые и затопленные шахты мы не сможем. Ведь что значит прекратить работу Северо-Уральского бокситового рудника, где добыча ведется на отметках 600 800 м? Мне, горняку по образованию, это хорошо понятно. Полный капитальный ремонт обойдется дороже, чем строительство новых шахт. В результате диктовать цены на российском рынке глинозема и алюминия будут зарубежные монополисты.
Тогда мы и выдвинули идею толлинга. Как за нее воевали, сколько было ходьбы по кабинетам, бесплодных разговоров с чиновниками лучше и не вспоминать! Я удивлялся: объясняешь с расчетами, с цифрами в руках, что это является буквально спасением для нашей алюминиевой промышленности, собирают совещание и принимают противоположное решение. Мы прошли все эти препятствия. И работа алюминиевой промышленности по схеме "внутреннего" толлинга за все эти годы доказала экономическую целесообразность принятого решения.
Приведу пример. Благодаря использованию режима "внутреннего" толлинга Богословский алюминиевый завод за три года с 1996 по 1998 увеличил производство глинозема на 10 %, алюминия почти на 20 %. Предприятие ежегодно перечисляет в бюджеты всех уровней до 1,5 млрд. руб., содержит практически всю социальную сферу города Краснотурьинска. В 1998 году БАЗ направил на развитие производства более 170 млн. руб. капитальных вложений. Наращивает производство продукции и Уральский алюминиевый завод.
Сегодня мы ставим вопрос о дальнейшем развитии этих двух предприятий с расширением мощностей по производству глинозема и алюминия. Программа рассчитана до 2010 года. Ее реализация позволит в еще большей степени снизить зависимость российской алюминиевой промышленности от поставок импортного сырья.
Кому-то это, видимо, не дает покоя, кому-то хочется подорвать экономические возможности нашего алюминиевого комплекса. Наверное, немалые деньги платятся за рекламу, которая вышла на экраны телевизоров, на городские улицы и объявляет толлинг "грабежом России".
Мы доказали, что толлинг схема, реально работающая на благо экономики страны. И я, как губернатор Свердловской области, как член экономической ассоциации Урала, а теперь и как член президиума Правительства РФ, буду всячески содействовать, чтобы эта схема сохранилась.
|