Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Социальное партнерство Проекты и предложения Импэкс-металл Международное обозрение История
№6' 1999 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

"КИРПИЧ" – НЕ АРГУМЕНТ



Игорь Прокопов
Президент ассоциации "Алюминий"

Игорь Прокопов    Переработка давальческого сырья (ПДС), обычно называемая "толлингом", широко распространена в мировой практике и узаконена Всемирной торговой организацией (ВТО), куда Россия собирается вступить в ближайшее время. Специальное соглашение по торговле услугами регламентирует переработку давальческого сырья, которой в России активно занимаются не только металлурги, в том числе производители алюминия, но и предприятия химической, текстильной, швейной и других отраслей промышленности.
    Должен сразу же заметить, что аргументы наших оппонентов, в том числе и рекламируемый по телевидению лозунг "Хватит грабить Россию!" с изображением "кирпича", не имеют под собой обоснованных экономических расчетов.
    Достаточно сказать, что чиновниками Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов и др. ранее называлась астрономическая цифра потерь бюджета из-за применения ПДС – 2 млрд. долл. в год, в последних заявлениях она снизилась в десять раз – 200 млн. долл., но и это ничем не подтверждено.
    Расчеты, выполненные НП "Алюминий", показывают, что в настоящее время для предприятий алюминиевой промышленности эффективность ПДС очевидна. При работе предприятий по этой схеме общий объем налогов и отчислений во внебюджетные фонды в совокупности выше, чем при не связанных между собой экспортно-импортных операциях (в случае отмены ПДС), т. е. в существующих экономических условиях переработка давальческого сырья выгодна и для государства в целом. Эти расчеты были подтверждены широко известной в России аудиторской компанией "Юникон" и входящей в шестерку ведущих мировых аудиторских компаний "КПМГ".
    Такие расчеты неоднократно представлялись в Правительство РФ, в Минэкономики РФ, Минфин, Министерство по налогам и сборам, ГТК РФ, и ни одного опровержения со стороны федеральных ведомств не последовало.
    Правительство Российской Федерации в рамках Комиссии по оперативным вопросам неоднократно с 1993 года рассматривало экономическую целесообразность применения схемы ПДС. Обсуждение этой проблемы проводилось под председательством первых вице-премьеров – от Е.Т.Гайдара и А.Б.Чубайса до Ю.Д.Маслюкова. Признавая, что отказ от применения схемы ПДС может привести к развалу стабильно работающей отрасли, высокие инстанции во всех случаях принимали благоприятные для этой отрасли решения.
    Экономические условия в стране с тех пор не только не изменились, но и явно ухудшились. До сих пор многие российские предприятия избавляются от тяжелых последствий "17 августа".

    Очевидные плюсы
    Механизм ПДС таков. Заказчик (инофирма) завозит и передает переработчику сырье без его оплаты последним. Кроме того, заказчик производит предоплату (на 90 % за 30 дней) стоимости переработки и вносит установленную контрактом прибыль, затем забирает металл, произведенный из переданного сырья, и вывозит его как экспортируемую продукцию. При этом заказчик имеет право использовать в данной схеме и сырье, закупаемое в России.
    Согласно международной классификации, ПДС считается экспортом услуг. Экспорт товаров и услуг по российскому законодательству и правилам международной торговли (ВТО) освобождается от взимания НДС при их реализации. НДС, уплаченный экспортером за товарно-материальные ценности (сырье, материалы, услуги и др.), приобретенные для производства товарного продукта или выполненные услуги, возвращается экспортеру во время пересечения экспортируемым товаром границы.
    Правила международной торговли одинаковы для всех стран, что позволяет избежать двойного налогообложения.
    Обратите внимание на это правило, узаконенное в Российской Федерации Таможенным кодексом и другими законодательными актами! Независимо от того, будет действовать схема "толлинга" или это будет экспорт товара, – в обоих случаях НДС с экспортируемого металла, в конечном счете, будет равен нулю.
    Остановимся подробнее на преимуществах, которые создает применение схемы ПДС для предприятий, для регионов, где они расположены, и в целом для экономики страны.
    1. В условиях обеспеченности алюминиевых заводов России собственным сырьем всего на 40 % ПДС обеспечивает стабильные поставки сырья на полную мощность предприятий.
    2. Когда инфляционные процессы в стране и тотальные "неплатежи" на внутреннем рынке "съедают" оборотные средства, ПДС обеспечивает их на необходимом уровне в объеме до 80 % от требуемого. С учетом поставок сырья без отвлечения средств на его оплату и 90 %-ной предоплаты услуг предприятий по его переработке можно сказать, что в российскую экономику ежегодно инвестируется около 1 млрд. долл.
    3. Благодаря полной загрузке предприятий удается сохранять рабочие места и обеспечивать сравнительно высокий уровень заработной платы.
    4. Стабильная работа предприятий алюминиевой промышленности гарантирует сравнительно высокий уровень отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
    5. Предприятия отрасли регулярно, из года в год, обеспечивают поступление в страну около 2 млрд. долл., конвертируя которые получают "живые" деньги для оплаты на российском рынке продукции и услуг (энергетика, железнодорожные перевозки, углеродное сырье, различные материалы и т.д.). Наши расчеты показывают, что тем самым обеспечивается около 1 млн. рабочих мест, в том числе бюджетников и сферы обслуживания.
    6. Переработка отечественного давальческого сырья позволила максимально загрузить российские глиноземные заводы, которые увеличили свое производство за последние четыре года на 25,2 %, тем самым увеличив годовую валютную выручку на 175 млн. долл.
    7. ПДС дала возможность предприятиям алюминиевой промышленности инвестировать начисляемую амортизацию и часть прибыли в развитие и модернизацию производства в больших, чем в последние доперестроечные годы, объемах.
    Об эффективности ПДС и эффективной деятельности акционеров и менеджеров предприятий следует судить по конечным результатам. А они таковы: в 1998 году производство алюминия по сравнению с уровнем 1989 года (!) возросло на 6,6 % и составило 3 млн. т, все расходные коэффициенты (расход энергии, сырья и др.) – сейчас наиболее низкие за всю историю промышленности Российской Федерации, достигнуты наилучшие показатели и по качеству продукции.

    Сомнительные минусы
    К минусам ПДС наши оппоненты относят снижение налогооблагаемой базы.
    Действительно, стоимость поставляемого в рамках ПДС без оплаты глинозема не входит в объем себестоимости, тем самым уменьшая выручку от реализации и, соответственно, налоги, начисляемые с оборота. О чем конкретно речь? Это – налог на добавленную стоимость, налог на содержание социальной сферы, налог на пользователей дорог. И все.
    Выше мы проанализировали ситуацию с НДС. Повторим, что для бюджета конечный результат при реализации схемы ПДС или ее отмене и переходе на не связанные между собой экспортно-импортные операции равен нулю.
    Что касается двух других налогов, то они в основном начисляются в регионах, и при использовании схемы ПДС эти налоги, действительно, несколько уменьшаются. Данное обстоятельство хорошо известно губернаторам регионов, где расположены предприятия алюминиевой промышленности, тем не менее они выступают за сохранение схемы ПДС, исходя из интересов предприятий и экономики региона в целом.
    Другим минусом ПДС наши оппоненты считают возможность вывоза части прибыли предприятий за рубеж.
    Естественно, заказчик, вывозя металл "от ворот" предприятия, должен платить за его транспортировку до потребителя, портовые и другие работы, за покупку, транспортировку, перегрузку в портах сырья, за маркетинг и содержание той рыночной инфраструктуры, которой располагает (склады, офисы, собственный транспорт и др.) и, безусловно, должен иметь прибыль. Какая часть прибыли остается у заказчика (много или мало), зависит от условий контракта.
    Допустим, что ПДС отменят, и предприятия перейдут на экспортно-импортные операции. Совершать эти операции алюминиевым производителям России все равно придется через зарубежных трейдеров, так как наши соотечественники не имеют на мировых рынках собственной развитой инфраструктуры. Для ее создания необходимы значительные средства и время. На наш взгляд, это под силу только вертикально-интегрированным компаниям, процесс формирования которых находится в начальной стадии. Таким образом, эффективность экспортных контрактов опять-таки будет зависеть от условий их заключения.
    И в том, и другом варианте в равной степени есть возможность получения необъективно высокой прибыли от торговых операций за рубежом. Поэтому призывать "запретить толлинг" из-за возможности увода части прибыли предприятий за рубеж – все равно, что предлагать прекратить розничную торговлю, поскольку недобросовестные продавцы могут обвешивать и обсчитывать покупателей.

    Плата за ошибку
    Каковы же будут последствия, если Правительство РФ все же сочтет возможным отменить операции по ПДС?
    1. Произойдет отток краткосрочных иностранных инвестиций в объеме около 1 млрд. долл. из экономики ряда регионов страны, в том числе дотационных.
    2. Понадобится вывоз оборотного капитала за рубеж на сумму более 400 млн. долл. для финансирования той части оборотного цикла, который необходим для закупки сырья и его транспортировки до границы РФ.
    3. Предприятиям потребуются кредиты на сумму около 800 млн. долл. По всей видимости, российские коммерческие банки такой объем кредитования обеспечить не смогут.
    4. По нашим расчетам, в случае изыскания необходимых кредитов общая сумма налогов и отчислений во внебюджетные фонды значительно сократится, так как процентные ставки за пользование кредитами банков велики (50 %). Из-за резкого роста себестоимости продукции прибыль предприятий будет сведена к нулю. Возможно, что ряд предприятий сможет по более низким ставкам взять кредит в зарубежных банках, а это значит, что часть прибыли предприятий (в виде процентов за кредит) уйдет из страны.
    5. Отмена ПДС приведет к увеличению в обороте НДС и росту долгов государства по возврату НДС перед предприятиями. В настоящее время эти долги составляют 500 млн. руб. Следует ожидать их увеличения в 2 – 3 раза.
    6. Принятая в России в настоящее время схема возврата НДС приведет к "откачке" НДС из регионов в значительных обьемах, так как в первую очередь возврат НДС обязаны осуществлять региональные налоговые службы из своих ресурсов и только в случае исчерпания этих ресурсов они обязаны обращаться в федеральные органы.
    7. Результатом отмены схемы ПДС с 1 января 2000 года неизбежно станет значительное сокращение производства и, соответствено, выручки у "смежников" – энергетиков, железнодорожников, нефтехимиков и др.
    8. Сейчас трудно прогнозировать уровень снижения производства глинозема и алюминия, но он будет весьма существенным, что приведет к значительному сокращению количества рабочих мест, налоговых отчислений и зарплаты со всеми вытекающими последствиями для регионов. Например, аудиторская компания "КПМГ", которая сделала соответствующие расчеты по уральскому региону, допускает, что "сброс" производства может составить 40 – 50 % и на его восстановление потребуется не менее 3 лет.
    Все сказанное выше относится и к другим российским предприятиям, работающим по схемам ПДС.
    Нам представляется, что перспектива использования схемы ПДС будет зависеть от того, как быстро будут развиваться следующие процессы:
    – интеграция российских предприятий по вертикально-технологическому принципу с привлечением в такие компании сырьевых предприятий СНГ (Украина, Казахстан), а также сырьевых источников третьих стран;
    – развитие собственной рыночной инфраструктуры в рамках таких компаний;
    – возрождение внутреннего рынка алюминия по мере восстановления российской экономики.
    В условиях жесткого соперничества на мировом рынке принять решение, направленное на ухудшение экономики предприятий и, как следствие, ограничение производства глинозема и алюминия, значит, сделать подарок нашим западным конкурентам.
    Положение российских предприятий и без того нелегкое, так как по ряду факторов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность продукции, наши производители алюминия серьезно уступают западным (сравнительно более тяжелый "налоговый пресс", низкие возможности инвестирования в модернизацию, высокие транспортные тарифы, экспортно-импортные пошлины на сырье и металл, высокие кредитные ставки в российских банках, низкий уровень потребления металла на внутреннем рынке, отсутствие собственной сырьевой базы и незавершенность процесса интеграции российских предприятий в крупные вертикально-интегрированные компании).
    В заключение хотелось бы выразить надежду, что нынешнее Правительство РФ разберется в данной проблеме по существу и не допустит экспериментов в стабильно работающей отрасли, которые могут привести к ее развалу

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение