Анатолий Смолянинов Арбитражный управляющий ОАО "ЗСМК", руководитель Сибирской горно-металлургической компании
Практическое применение Закона о несостоятельности (банкротстве), который является непременным атрибутом рынка, с одной стороны, говорит о том, что в экономике России вроде бы сформированы основы рыночной экономики. Однако, с другой стороны, основные положения этого закона (особенно в первом его варианте) прописаны скорее на основе опыта устоявшейся рыночной практики зарубежных стран без учета российских особенностей.
Наша экономика пишется сегодня с чистого листа теми, кто реально смог найти и применить систему управления, пригодную для конкретных предприятий с учетом их специфики. При этом нередко возникают коллизии, требующие принятия нестандартных решений на региональном и федеральном уровне, что и подтвердили недавние бурные события в связи с банкротством Западно-Сибирского металлургического комбината.
К чему приводят плохие законы
Согласно Закону о банкротстве, арбитражный суд назначает на предприятие-банкрот внешнего или арбитражного управляющего. Этому предшествует собрание акционеров, которое предлагает кандидатуры на эту должность. Из них суд по определенным критериям выбирает конкретного человека. Цель управляющего, который таким образом представляет интересы кредиторов (акционеров), финансовое оздоровление предприятия, вывод его на платежеспособный баланс либо продажа.
На практике управляющим становится, как правило, представитель определенной финансовой группировки, который, естественно, лоббирует ее интересы. Закон по существу не создавал защиты от проходимцев, и те успевали похозяйничать на предприятии, выкачать максимально возможную прибыль (например, подороже перепродавая сырье, подешевле получая готовую продукцию) и накопить долгов, чтобы затем в случае конкурсной продажи комбината прибрать его к рукам за бесценок. Эта "схема" вполне укладывалась в рамки Закона о банкротстве, в соответствии с которым на Запсибе вводилось внешнее управление. В то же время не были учтены интересы предприятия и государства. Ну как можно всего за 12 18 месяцев, которые отведены законом, добиться финансового оздоровления такого гиганта, как Западно-Сибирский металлургический комбинат?! Российский вариант банкротства до настоящего момента предусматривал на деле передачу собственности без требования выполнения обязательств предприятия-банкрота.
Очевидно, что конкурсный или внешний управляющий должен четко представлять специфику того предприятия, которое ему доверено. Что такое "Запсиб"? Это более 35 тыс. работников, не считая сопряженных и смежных производств, это ежемесячный оборот в объеме около 70 млн. долл., это сложнейшие потоки материальных ресурсов, участвующих в замкнутом непрерывном циклическом производстве, и готовая продукция, которая поставляется в десятки стран мира. Это, наконец, огромная многоплановая социальная сфера, за которую мы обязаны нести ответственность. Подобных предприятий в России около сотни, и именно они составляют основу российской экономики, если хотите, ее промышленный каркас.
Предприятия-гиганты (подавляющее большинство из них градо- и регионообразующие) в условиях хронических неплатежей стали главными жертвами несовершенных законов о приватизации и банкротстве. Многие из них признаны банкротами или стоят на грани банкротства. Сейчас крайне важно, чтобы процедуры банкротства обеспечивались надежной законодательной базой. Если государство будет вмешиваться в процедуры банкротства, каждый его шаг должен быть детально прописан в соответствующих документах, действия чиновников должны стать максимально прозрачными, а механизмы банкротства должны предусматривать защиту всех участников рынка. В случае отсутствия контроля со стороны государства за процедурами банкротства оно рискует лишиться значительной части своей собственности без надлежащей компенсации. При условии избыточного контроля государства рынок подменяется аппаратными установками, а собственность теряет свой смысл.
По согласованию с Правительством России свои предложения по изменению законодательства о банкротстве мы направили в Государственную Думу и надеемся, что они будут рассмотрены и приняты.
Управляющая компания и местная власть
Любой специалист, пришедший со стороны, при всем его желании и опыте в нынешних сложнейших условиях вряд ли сможет успешно управлять таким сложным производственным комплексом, как Запсиб, и обеспечить в относительно короткий период преодоление кризисной ситуации. Подготовка соответствующих менеджеров представляет значительную проблему, для этого нужно время. А пока логичной и оправданной, по нашему мнению, стала реорганизация внешнего управления предприятием с целью повышения его экономической эффективности и, если хотите, социальной ориентации. Для этого была создана Сибирская горно-металлургическая компания (ОАО "СГМК") в качестве управляющей структуры, которая должна работать в тесном контакте с администрацией комбината.
Исключительно важную роль играет разделение функций. За компанией закреплен внешний менеджмент, включающий коммерческую деятельность, управление финансами, маркетинг. Руководство комбината осуществляет оперативное управление производством, выбирает основные направления технической политики, осуществляет реконструкцию и модернизацию основных цехов и переделов. Органичная и гибкая стыковка этих функций должна обеспечиваться арбитражным управляющим, он же руководитель Сибирской горно-металлургической компании. Таким образом, на Запсибе, впервые в нашей стране, на практике реализовано "командное" внешнее управление крупной промышленной структурой. На основании наших предложений правительство выступило с законодательной инициативой по внесению соответствующих поправок в Закон о банкротстве.
В августе прошлого года арбитражный суд отстранил от управления комбинатом представителя московской компании и назначил на этот пост человека, выдвинутого местными промышленниками и областной администрацией. Поэтому исключительно важно, что администрация Кузбасса, в котором сосредоточена основная часть горно-металлургического комплекса Сибири, является одним из инициаторов преобразования этого комплекса, направленного на экономический рост и, следовательно, повышение благосостояния региона. Напомним, что около 20 % "живых" денег, поступающих в Кузбасс, обеспечиваются Запсибом.
В СГМК 51 % акций принадлежит администрации Кемеровской области, другим крупным акционером является администрация города Новокузнецка. Уже в первые месяцы нашего сотрудничества комбинату были предоставлены льготные условия получения энергетических ресурсов, в первую очередь угля, электроэнергии, доступные транспортные тарифы, что позволило восстановить производство в наиболее сложный начальный период.
Местные власти подчеркивают свою ответственность за судьбу Запсиба. Для этого внешнее управление продлено на десять лет до декабря 2007 года под гарантии администраций области и города, которые взяли на себя долги комбината в общей сумме около 5 млрд. руб.
Разумеется, состав управляющей компании должен быть подобран таким образом, чтобы сочетать профессиональный опыт кадровых производственников с требованиями сегодняшнего рыночного хозяйства. Поэтому в состав СГМК входят не только инженеры-металлурги, но и коммерсанты, экономисты, специалисты по финансам, юристы, объединенные общей целью повышения эффективности производства. Мы твердо придерживаемся принципа: бизнес должен обслуживать производство, а не наоборот.
Большинство управленцев в новой системе составляют местные кадры, и это, по-видимому, также является дополнительным фактором ее жизнеспособности.
Предварительные итоги
Важнейшей функцией управляющей компании является реализация продукции Западно-Сибирского металлургического комбината на внешнем и внутреннем рынке. Мы строим рыночную стратегию, исходя из продуктовой специализации производства (сортовой прокат и строительные профили), требований к качеству продукции, рыночной конъюнктуры и уровня цен. Конечно, обвал рубля 17 августа прошлого года укрепил позиции металлоэкспортеров, но этим обстоятельством надо еще и разумно воспользоваться. Ориентация на рынки Юго-Восточной Азии, страны которой пережили экономический кризис, снижение мировых цен на металлопродукцию не могли обеспечить нам стабильных условий сбыта. В связи с этим мы активно ищем новые региональные рынки (например, в странах Западной Европы, Ближнего Востока и Африки), а также возможности повышения сбыта на внутреннем рынке. Существенные выгоды приносит выбор надежных трейдеров, с которыми мы строим и развиваем партнерские отношения. В частности, удалось добиться, чтобы вся продукция отгружалась по предоплате. Большие надежды мы связываем с прогнозируемым оживлением внутреннего рынка, главным образом за счет роста капитального строительства при условии положительных темпов развития народного хозяйства в ближайшей перспективе.
За последний год удалось стабилизировать систему снабжения комбината сырьем углем, сырой рудой, железорудным концентратом, металлическим ломом, гибко используя условия товарного кредита. При этом мы неуклонно повышаем долю денежной составляющей в расчетах с нашими поставщиками и, соответственно, сокращаем бартер. Так, с конца прошлого года доля денежных расчетов возросла с 30 до 60 %.
Результаты работы новой команды можно видеть уже сегодня. Всего за год (а для предприятия с полным металлургическим циклом это очень небольшой срок) производство основных видов продукции возросло более чем на 70 %, рентабельность достигла 36 %, более чем вдвое вырос фонд оплаты труда. Комбинат полностью решил проблему текущих выплат в бюджеты всех уровней и приступает к постепенному погашению кредиторской задолженности. Гордостью предприятия стал капитальный ремонт третьей доменной печи, сопоставимый по технической сложности и затратам со строительством нового агрегата, выполненный без привлечения внешних кредитов. Удалось за счет собственных средств достигнуть заметных успехов в сталеплавильных цехах и производстве проката. В повестке дня промышленный пуск машины непрерывного литья заготовок, что, по нашему мнению, должно расширить рыночные возможности предприятия. Продолжается активная работа по повышению качества металлопродукции и ее сертификации, обеспечивающая конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.
В настоящее время разработан и утвержден на собрании кредиторов "План внешнего управления имуществом ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", в котором изложены основные этапы и мероприятия по финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособного спроса и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия на период до 2007 года.
Мы отнюдь не обольщаемся достигнутыми результатами. В условиях нестабильной экономической и социально-политической обстановки Западно-Сибирский комбинат должен иметь солидный запас прочности, чтобы исключить финансовые провалы недавних лет. Это требует систематической напряженной работы по развитию производства. Для этого и создана новая система управления предприятием. К власти на Запсибе пришли люди, живущие интересами комбината, искренне желающие его возрождения, строящие на этой основе свои жизненные планы.
|