Людмила Игревская, Анатолий Ставский Государственное научно-производственное предприятие "Аэрогеология"
Минерально-сырьевую базу мировой никелевой промышленности образуют месторождения двух типов: сульфидного медно-никелевого и оксидно-силикатного (латеритного) кобальт-никелевого. До последнего времени доля сульфидных руд в структуре мировых подтвержденных запасов никеля достигала 60 65 %, а в структуре добычи порядка 60 %. В то же время выявленные ресурсы силикатных месторождений существенно выше: в них заключено до 72 % учтенного никеля.
На начало 1998 года мировые подтвержденные запасы никеля составляли 50 млн. т. Запасами более 1 млн. т никеля обладало десять стран: Канада (7,4 млн. т), Россия (6,6 млн. т), Куба (5,5 млн. т), Новая Каледония (5,2 млн. т), Австралия (3,7 млн. т), Китай (3,7 млн. т), Индонезия (3,2 млн. т), ЮАР ( 2,5 млн. т), Филиппины (1,1 млн. т) и Албания (1 млн. т).
В Канаде, России, Китае и ЮАР от 90 до 100 % никеля заключено в сульфидных месторождениях, в Австралии на них приходится около 50 % запасов. В пяти остальных странах запасы никеля связаны с латеритными месторождениями.
Добыча никелевых и никельсодержащих руд осуществляется более чем в 20 странах мира. Наибольшие объемы горнорудной никелевой продукции из года в год производятся в России (235 тыс. т никеля в пересчете на металл, или 21,9 % мирового производства в 1997 году), Канаде (190,5 тыс. т 17,8 %), Новой Каледонии (137,1 тыс. т 12,8 %), Австралии (123,4 тыс. т 11,5 %), Индонезии (71,1 тыс. т 6,6 %), на Кубе (61,5 тыс. т 5,7 %) и в Китае (46,7 тыс. т 4,4 %). В Канаде, России, Австралии и Китае от 95 до 100 % никеля извлекается из сульфидных руд, в Новой Каледонии, Индонезии и на Кубе 100 % из оксидно-силикатных.
Производство первичных никелевых продуктов, к которым относят продукцию плавильных и рафинировочных заводов, готовую к непосредственному использованию потребителями без дополнительной переработки (рафинированный никель, ферроникель, никелевый синтер и некоторые соли, применяемые в химической промышленности), осуществляется в 22 24 странах мира. К крупнейшим продуцентам первичного никеля относятся Россия (230 тыс. т в 1997 году 22,7 % мирового производства), Канада (131,6 тыс. т 13 %), Япония (128,4 тыс. т 12,7 %), Австралия (73,6 тыс. т 7,3 %), Норвегия (62,7 тыс. т 6,2 %), Новая Каледония (44,3 тыс. т 4,4 %), Китай (39,9 тыс. т 3,9 %) и Финляндия (39,2 тыс. т 3,9 %). Лишь Новая Каледония и Япония для производства первичного никеля используют исключительно руды латеритных месторождений. Доля сульфидных медно-никелевых руд в структуре производства у остальных крупнейших продуцентов колеблется от 90 до 100 %.
В Канаде все подтвержденные запасы никеля сосредоточены в сульфидных месторождениях, большая часть которых расположена в рудных районах Садбери (провинция Онтарио) и Томпсон (Манитоба). В первом районе известно более 60 месторождений, из которых 20 уже отработано. Наиболее богатые массивные руды содержат до 9 % никеля, рядовые 0,7 1,5 %. В рудном районе Томпсон открыто 19 месторождений, разрабатываются пока только три. Среднее содержание никеля в рудах 2,77 %. В самых богатых рудах оно достигает 10 %. Ряд сульфидных медно-никелевых месторождений разведан на севере Канады в провинциях Квебек (5 месторождений рудного района Рэглан с суммарными подтвержденными запасами 14,4 млн. т руды, содержащей 3,17 % никеля) и Ньюфаундленд (крупное месторождение Войси-Бей, ресурсы которого оценены в 116 млн. т руды, из них 31,7 млн. т подтвержденные запасы со средним содержанием 2,83 % никеля).
Разработкой никелевых месторождений в стране занимаются компании Inco Ltd. и Falconbridge Ltd., металлургическим переделом (рафинированием), кроме них, компания Sherritt International Corp. На долю Inco Ltd. приходится свыше 70 % добываемого в стране никеля и до 2/3 производства первичного никеля. Компания ведет добычу на 10 15 рудниках района Садбери и 3 рудниках района Томпсон. Руды перерабатываются на заводах компании в г. Коппер-Клифф (Канада) и г. Клайдак (Великобритания).
В России основу минерально-сырьевой базы никелевой промышленности образуют сульфидные медно-никелевые месторождения Норильского района: Норильск-1, Талнахское и Октябрьское. На их долю приходится не менее 85 % подтвержденных запасов никеля страны. 10 % подтвержденных запасов никеля заключено в сульфидных месторождениях Мурманской области. Остальные 5 % связаны с силикатными никелевыми рудами месторождений Южного Урала.
Мировым лидером в производстве никеля и основным продуцентом его в России является РАО "Норильский никель", которое добывает и выплавляет не менее 95 % этого металла в стране. Основным объектом разработки в последние годы являются богатые ("сплошные") руды Норильского района со средним содержанием никеля 3,12 3,65 %.
В Новой Каледонии рудоносные коры выветривания занимают третью часть поверхности страны. Мощность разрабатываемых рудных залежей колеблется от 1,8 до 9 м. Крупнейшей никелевой компанией страны является Ste le Nickel (SLN), филиал французской компании Eramet (90 %), которая разрабатывает месторождения районов Тио и Куа на восточном побережье острова и месторождения районов Непуи-Копето и Кумак на западном. Компания контролирует до 55 60 % добычи никеля в Новой Каледонии и переплавляет большую часть руд в ферроникель на принадлежащем ей заводе в г. Дониамбо. Остальные месторождения разрабатываются рядом небольших местных компаний. До сих пор в стране отрабатывались преимущественно гарниеритовые руды со средним содержанием никеля 2,5 3 %. Около половины добытого никеля вывозится из страны в виде руд.
На Кубе известен ряд крупных латеритных месторождений, локализованных в основном на юго-востоке страны в провинции Ольгин (Никаро, Моа, Пунта-Горда и др.). Плащеобразные рудные тела имеют мощность от 1 5 до 10 20 м. Наиболее распространенный тип руд оксидный с относительно низким содержанием никеля (в среднем около 1,3 %) и высоким кобальта (до 0,2 %). Месторождения, за исключением одного из месторождений рудного района Моа, отрабатываемого при участии канадской компании Sherritt International Corp. (50 %), принадлежат и разрабатываются государственной компанией La Compania General de Niquel S.A. (General Nickel). Конечным продуктом металлургического передела является кобальт-никелевый синтер.
В Индонезии открыто 11 месторождений силикатных никелевых руд. К крупным, с запасами более 1 млн. т никеля, относятся месторождения Сороако, Помалаа на о.Сулавеси, Гаг и Гебе на одноименных островах. Для всех месторождений характерны площадные залежи, в которых выделяются зоны: латеритовая мощностью 3 5 м с содержанием никеля 1,5 1,8 %, сапролитовая мощностью около 8 м с содержанием никеля 2,3 % и серпентинитовая мощностью 10 м с содержанием никеля 1,85 2,2 %. Среднее содержание никеля по верхним двум зонам, наиболее интересным для разработки, составляет 2,2 %. Из трех отрабатываемых в стране месторождений два (Помалаа и Гебе) принадлежат государственной компании P.T. Aneka Tambang, одно (Сороако) канадской Inco Ltd. На государственном заводе в Помалаа вырабатывается ферроникель, в Сороако никелевый штейн.
В Австралии около 40 месторождений сульфидного медно-никелевого типа образуют Западно-Австралийскую никеленосную провинцию. Среднее содержание никеля составляет 2,1 %, но в некоторых телах достигает 9,5 %, а в бедных разрабатываемых рудах не превышает 0,6 %. Большая часть месторождений принадлежит и разрабатывается (в 1997 году разрабатывалось 12 из них) одной из крупнейших горнорудных компаний мира Western Mining Corp. Holdings Ltd. (WMC), на долю которой приходится до 85 % добытого никеля. Производство первичного никеля (никелевого штейна, синтера и рафинированного никеля) осуществляется в стране на трех заводах, принадлежащих компаниям WMC и Queensland Nickel Inc.
До середины 90-х годов мировая никелевая промышленность (в том числе и в Австралии) была ориентирована в основном на отработку сульфидных медно-никелевых месторождений. Связано это с тем, что извлечение никеля и сопутствующих полезных компонентов из сульфидных руд экономически более выгодно, нежели из латеритных. Во-первых, сульфидные руды, кроме никеля, содержат медь, кобальт, металлы платиновой группы, золото, редкие элементы, а в латеритных полезным компонентом, кроме никеля, является только кобальт. Во-вторых, переработка латеритных руд, особенно на стадии металлургического передела и рафинирования, процесс примерно в три раза более энергоемкий, а значит, и дорогостоящий. Подавляющая часть предприятий, базирующихся на латеритном сырье, до сих пор ориентирована на производство ферроникеля, содержащего от 20 25 % до 50 60 % никеля, который используется в других отраслях промышленности без дальнейшей переработки (кобальт при этом извлечь невозможно). После того, как в 1993 году в Канаде было открыто крупное сульфидное медно-никелевое месторождение Войси-Бей, мировой рынок с тревогой ожидал его ввода в эксплуатацию, который намечался на 1999 2000 годы. По прогнозам специалистов, добываемый здесь никель должен иметь низкую себестоимость и сможет существенно потеснить традиционных продуцентов металла. Угроза ввода в строй этого месторождения инициировала исследования, направленные на повышение конкурентоспособности других объектов, в том числе и месторождений латеритного типа.
Наиболее успешное решение проблемы было найдено австралийскими специалистами на технологическом уровне. Их главным достижением можно считать идею масштабной переработки латеритных руд с помощью технологии прямого (без предварительного обжига) кислотного выщелачивания под давлением с последующим рафинированием, некогда разработанной канадской компанией Sherritt International Corp. и очень ограниченно применявшейся до сего времени на Кубе и в Бразилии. Эта технология позволяет перерабатывать достаточно низкосортные латеритные руды при относительно невысоких энергетических затратах и получать высококачественный катодный никель и кобальт (либо сульфид кобальта). Эксперты полагают, что если применение новой технологии будет успешным, то существование многих предприятий с высокой себестоимостью производимого металла станет сомнительным, так как обычными станут цены на никель, не превышающие 4000 долл./т, а цены в 6000 7000 долл./т больше никогда не будут достигнуты. При этом уже к 2001 2002 годам перепроизводство никеля составит 60 70 тыс. т в год, а в течение ближайших десяти лет может достигнуть 0,8 млн. т.
На самом крупном из новых латеритных месторождений Австралии Муррин-Муррин, расположенном в 250 км к северу от г. Калгурли и принадлежащем компаниям Anaconda Nickel Ltd. (60 %) и Glencore International AG of Switzerland (40 %), в течение 1997 и 1998 годов был создан карьер и практически закончено строительство гидрометаллургического завода, конечной продукцией которого являются никелевые катоды и кобальтовые брикеты и порошок. Первоначальная плановая мощность предприятия, которую предполагается достичь в конце 1999 года, составит 45 тыс. т никеля и 3,5 тыс. т кобальта в год. На втором этапе (с 2002 г.) будет производиться 160 тыс. т никеля и 12 13 тыс. т кобальта в год. ТЭО второй стадии развития предприятия в сентябре 1998 года было почти закончено. В конце года началась добыча руд. Подтвержденные запасы никеля на этот момент составляли 132 млн. т руды со средним содержанием 0,94 % никеля и 0,06 % кобальта. Сверх этого выявлены ресурсы в 221 млн. т с 0,88 % никеля и 0,06 % кобальта. На конец 1998 года стоимость проекта достигла 1 млрд. австр. долл. В мае 1999 года началось производство первичного никеля. К июлю компания рассчитывала полностью завершить строительство комплекса.
В 1998 году компания Anaconda Nickel Ltd. готовила ТЭО отработки расположенного поблизости от Муррин-Муррин латеритного месторождения Маунт-Маргарет, выявленные ресурсы которого оценены в 144 млн. т руды с несколько более высоким содержанием металлов, чем на Муррин-Муррин. Здесь предполагается построить самостоятельное предприятие для производства 45 тыс. т никеля и 3 тыс. т кобальта в год. В случае успеха Anaconda Nickel Ltd. может стать одним из крупнейших в мире продуцентов никеля и кобальта, производящего никель по себестоимости 1,51 1,56 долл./фунт (3330 3440 долл./т), а с учетом реализации попутного кобальта по цене 8 12 долл./фунт (17640 26450 долл./т) себестоимость никеля будет еще ниже: 0,77 0,79 долл./фунт (1700 1740 долл./т ).
Быстрыми темпами готовятся к отработке или уже начинают отрабатываться другие латеритные месторождения Австралии: Булонг, Кос, Абеднего и др. Изучается возможность использования технологии кислотного выщелачивания под давлением на месторождениях Калпини, Пиннаклс, Марлборо, Гринвейл и др. Любопытно, что работы на всех новых объектах ведутся силами не основной никелевой компании страны WMC, а восемью другими компаниями, никогда ранее не занимавшимися никелевыми месторождениями.
Успехи австралийских специалистов были встречены никельдобывающими компаниями мира настороженно. Несмотря на, казалось бы, весьма впечатляющие результаты по сверхскоростному (менее 5 лет!) освоению месторождений Муррин-Муррин, Булонг и Кос, лишь некоторые из них ведут целенаправленные работы по масштабному применению технологии кислотного выщелачивания под давлением на принадлежащих им латеритных месторождениях. Возможно, это связано с необходимостью единовременного вложения крупных средств, что доступно не каждой компании.
Канадской компанией Inco Ltd. готовится к отработке расположенное в Новой Каледонии крупное месторождение Горо, подтвержденные запасы которого на начало 1998 года составили 47 млн. т руды, содержащей 1,49 % никеля и 0,21 % кобальта. Выявленные ресурсы месторождения оценены в 165 млн. т руды со средним содержанием 1,6 % никеля и 0,16 % кобальта. В январе 1998 года компания начала строительство здесь опытного завода по переработке руд. В случае успеха к 2002 году на базе месторождения будет построен гидрометаллургический завод, использующий технологию кислотного выщелачивания под давлением, с производительностью 27 тыс. т никеля и 2,7 тыс. т кобальта в год. Специалисты компании считают, что месторождение станет источником самого дешевого в мире никелевого сырья.
На Филиппинах норвежская компания Mindex завершила в 1997 году первую стадию разведки рудного района Миндоро. Выявленные ресурсы кобальт-никелевых латеритных руд оценены в 41 млн. т при содержании никеля 1 % и кобальта 0,07 %. Лабораторные опыты по кислотному выщелачиванию под давлением показали возможность извлечения из руд 96 % никеля и 93 % кобальта.
В этой же стране компанией Kismet Ventures в 1998 году было обосновано создание на базе латеритного месторождения Силестиэл с подтвержденными запасами в 77 млн. т руды, содержащей 1,25 % никеля и 0,1 % кобальта, горно-металлургического предприятия по переработке 3,6 млн. т руды в год с производством 40 тыс. т никеля и 3 тыс. т кобальта в брикетах.
Канадская компания Falconbridge Ltd. владеет 60 % акций в совместном с компаниями Trilliton Resources Ltd. (15 %) и La Societe pour le developpement minier de la Cote d'Ivoire (Sodemi) (25 %) предприятии, проводящем работы в Кот-д'Ивуар, на площади Туба-Бианкума (2240 км2), где разведано 4 месторождения и выявлено 3 рудопроявления латеритных кобальт-никелевых руд. Выявленные ресурсы района оценены в 292,7 млн. т руды, содержащей в среднем 1,46 % никеля и 0,11 % кобальта. В марте 1997 года было осуществлено пробное гидрометаллургическое тестирование руд, результаты которого в июне 1997 года были представлены на рассмотрение правительства страны, после чего началась подготовка ТЭО. Стоимость строительства здесь горно-металлургического предприятия по производству 30 45 тыс. т рафинированного никеля в год оценивается в 1,1 млрд. долл.
Компаниями-владельцами Highlands Pasific Ltd. (65 %) и Nord Pasific Ltd. (35 %) в Папуа-Новой Гвинее ведутся активные работы на месторождении Раму. Выявленные ресурсы оценены в 143 млн. т руды, содержащей 1,01 % никеля и 0,1 % кобальта, из них подтвержденные запасы месторождения составляют 24,2 млн. т руды с 0,9 % никеля и 0,08 % кобальта при бортовом содержании никеля 0,5 %. Объект готовится к отработке с применением технологии кислотного выщелачивания под давлением. Стоимость создания горно-металлургического предприятия с плановой мощностью 33 тыс. т катодного никеля и 3,2 тыс. т кобальтовых солей в год составит 770 млн. долл. Себестоимость производимого никеля оценивается в 1,35 долл./фунт, с учетом реализации кобальта по цене 8 долл./фунт в 0,67 долл./фунт.
Австралийские компании Anaconda Nickel Ltd. и Cobra Resources изучают новогвинейское месторождение Вово-Гап, выявленные ресурсы которого оценены в 49 млн. т руды со средним содержанием 1,2 % никеля и 0,08 % кобальта. Ожидается, что себестоимость произведенного здесь никеля будет ниже, чем на месторождениях Раму или Муррин-Муррин.
Несмотря на то, что геологоразведочные работы на других латеритных месторождениях в Африке, Латинской Америке, островной Азии ведутся достаточно активно, сообщений о внедрении либо планах использования на них технологии кислотного выщелачивания под давлением не появлялось.
Из приведенного материала отчетливо виден и вполне объясним проявленный в последние годы интерес никелевых компаний к оксидно-силикатным (латеритным) месторождениям. Поскольку латеритные месторождения, руды которых пригодны для отработки с помощью технологии кислотного выщелачивания под давлением, выявлены во многих регионах мира (Австралия, Индонезия, Новая Каледония, Папуа-Новая Гвинея, Доминиканская республика, Филиппины, Колумбия, Венесуэла, Мадагаскар и др.), многие из них разведаны, находятся практически на поверхности, легко представить, что начавшийся процесс освоения латеритных месторождений приведет в обозримом будущем не только к падению цен на никель, но и к изменению структуры никелевой промышленности и мирового рынка никеля в целом. Это в первую очередь коснется таких стран основных продуцентов и экспортеров никеля, как Россия и Канада, где главным источником никеля являются сульфидные медно-никелевые месторождения. Пока что этот процесс сдерживается сложностью быстрого вложения крупных средств в освоение латеритных месторождений и неясностью перспектив сбыта возросшего объема никеля и кобальта. Вместе с тем совершенно очевидно, что количество латеритных объектов, отрабатываемых по новой технологии, будет расти, особенно в странах, где других никелевых месторождений нет. Канадские компании "подстраховались" и уже отреагировали на происходящее тем, что не только ищут пути снижения себестоимости никеля на принадлежащих им предприятиях в стране, но и активно внедряются в перспективные латеритные объекты в других странах. Российские компании таких шагов пока не предпринимают, что вызвано, вероятно, отсутствием свободных денег. Но действовать в этом направлении, скорее всего, придется, иначе в недалеком будущем Россия лишится доходов от экспорта никеля, приобретя вместо них обострение социальных проблем на Крайнем Севере.
|