Виталий Наумкин Профессор, президент Фонда содействия российско-иранскому сотрудничеству
Иран и Россия подходят к XXI столетию, имея довольно высокий уровень отношений между собой. Можно утверждать, что задача обеспечения "дружественного окружения", поставленная российским руководством, в этой части внешнего пространства в принципе решена. Достигнута и цель, поставленная иранским руководством, добиться благоприятных и необходимых для развития Ирана партнерских отношений с северным соседом. В целом двум государствам удалось преодолеть такое существенное препятствие, как некоторую "историческую подозрительность", которая мешала прогрессу в двусторонних отношениях. В политических кругах обоих государств не дебатируется вопрос о необходимости дальнейшего развития ирано-российских отношений: вокруг него сложился устойчивый консенсус, что не означает, однако, отсутствия трудностей и проблем. Активно ведется ирано-российский политический диалог, в ходе которого определяется сфера совпадения или близости интересов двух стран и намечаются параметры конкретных действий. Проявлением схожести позиций двух государств по глобальным проблемам является стремление их официальных лиц, к примеру, противопоставить концепции мирового лидерства одной державы концепцию многополярного мира.
Главными из совпадающих интересов Ирана и России в макрорегионе Евразии, на Ближнем и Среднем Востоке являются:
поддержание региональной стабильности, атмосферы добрососедства и сотрудничества;
осуществление взаимовыгодного торгового обмена между ними;
осуществление взаимовыгодного торгового обмена между ними и странами региона, в том числе в Средней Азии и Закавказье;
урегулирование имеющихся и предотвращение новых региональных и межэтнических конфликтов, недопущение втягивания наших стран в конфликтные ситуации;
противодействие наркобизнесу;
решение проблем беженцев и устранение причин, ведущих к неконтролируемому и дестабилизирующему перемещению масс людей в регионе;
обеспечение эффективного освоения природных богатств региона, в том числе ресурсов Каспия;
создание в регионе такой сети коммуникаций, которая максимально гарантировала бы связи двух стран с внешним миром, беспрепятственное передвижение товаров и людей.
К этому можно добавить и целый ряд других, менее значимых интересов. Помимо совпадающих интересов России и Ирана две страны имеют и асимметричные (но не противоречащие друг другу) интересы.
Есть несовпадающие параметры и у систем внешнеполитических ориентаций двух государств, в частности, в отношениях с США, однако они также не способны создать серьезных коллизий в двусторонних связях.
Весьма важной региональной и международной проблемой является безопасность в районе Персидского залива. Нельзя создать здесь эффективно действующую систему коллективной региональной безопасности без участия Ирана. Возможно, Россия наряду с западными державами могла бы играть, хоть и ограниченную, роль в обеспечении коллективной безопасности государств Персидского залива. Сегодня необходимы меры доверия между этими государствами и реальные шаги к созданию такой системы.
Конечно, нельзя обойти и различия в подходах России и Ирана по некоторым вопросам, например, в отношении косовской проблемы или ближневосточного урегулирования. Эти различия перекрываются схожими позициями и совместными заинтересованностями, однако нельзя не упомянуть о том, что у отдельных российских политиков и экспертов нет полной уверенности в абсолютной дружественности намерений Ирана в отношении России, прежде всего в региональной политике. Еще проявляется настороженность в отношении концепции исламского правления и исламской экономики.
Поскольку мы говорим о пересечении интересов России и Ирана в большом макрорегионе, важно представлять себе, как в ближайшей и отдаленной перспективе изменится его конфигурация. Иначе говоря, какие новые структуры, союзы, линии появятся в нем.
Вероятно, такой прогноз может возникнуть только в результате детального совместного анализа ситуации. В рамках этой статьи могу лишь констатировать, что для отношений между нашими странами немаловажное значение будет иметь то, каким путем пойдет развитие:
СНГ;
республик Центральной Азии и Закавказья;
государств Ближнего и Среднего Востока;
арабо-израильского конфликта;
ирано-иракских отношений (а также отношений Ирана с его другими арабскими соседями);
российско-американских отношений (и более широко отношений России с западными структурами, включая НАТО);
ирано-американских отношений;
межэтнических конфликтов в Центральной Азии и Закавказье;
региональной инфраструктуры (в том числе сети нефте- и газопроводов);
освоения Каспия;
Афганистана и Турции и отношений наших государств с ними;
курдской проблемы и т.д.
Не считаю возможным заниматься догадками, но укажу лишь на некоторые элементы сценариев, разработанных политологами и экспертами применительно к региону.
Один из существующих прогнозов выявляет возможность вспыхивания новых межгосударственных и межэтнических конфликтов, в том числе с применением оружия. Не разделяя столь пессимистический прогноз, имеющий, на мой взгляд, незначительные шансы, чтобы стать действительностью, замечу, что размышления о путях урегулирования межафганского конфликта позволяют предположить несколько моделей государственного устройства будущего Афганистана. Это образование централизованного унитарного государства (возможно, с коалиционным республиканским правительством, монархическим правлением и т. д.); сохранение статус-кво; создание федеративного государства; вариант распада (де-факто и де-юре) на несколько государств.
Помимо понятия угроз принято обычно оперировать понятием вызовов, в качестве каковых могут рассматриваться и некоторые объективные показатели ситуации в стране и вокруг нее. Для многих государств Евразии, на Ближнем и Среднем Востоке характерны многонациональный состав населения, наличие этнических меньшинств, а также районов их компактного проживания, существование сепаратистских движений или центробежных тенденций. От этих вызовов не свободны ни Иран, ни Россия.
Россию сближает с Ираном то, что она является не только православной, но и исламской страной: в ней проживает не менее 12 14 млн. мусульман. Цивилизационная близость обусловлена также историческими и этническими факторами: между Россией и персоязычным миром существует определенное взаимопонимание. Конечно, эти обстоятельства не действуют сами по себе, но они могут облегчить политикам выполнение задачи развития более тесных отношений между нашими странами.
Следует подчеркнуть, что ни иранские, ни российские политики, как неоднократно подчеркивалось официальными лицами обеих стран, не рассматривают их сближение как процесс, направленный против какой-либо третьей стороны или сторон. Поэтому попытки усмотреть в этом сближении или активизации сотрудничества угрозу кому-либо не имеют никаких оснований.
Для России представляют интерес поиски путей интеграции в мировой рынок и мировое сообщество, ведущиеся Ираном. Оба государства, столкнувшись с вызовами глобализации, испытывают иногда схожие трудности, в том числе в отношении к собственности, особенно крупной, в осуществлении процесса приватизации. Удастся ли Ирану создать такую модель развития, которая эффективно сочетала бы глобальные общемировые тенденции с национально-культурными традициями, сохранив свое цивилизационное лицо?
В феврале 1998 года на пресс-конференции после принятия меджлисом бюджета на 1999/2000 год его глава Акбар Натег-Нури, говоря об отношении к собственности, поддержал оценку рахбара страны Али Хаменеи важной роли крупных капиталов. В начале февраля 1999 года на открытии прокатного завода в Казвине министр рудников и металлургии Исхак Джахангири подтвердил, что "наша политика покончить с монополией государства в промышленности", и высказался за привлечение частных инвестиций в производство.
Один из главных результатов послереволюционного развития Ирана, как отмечают российские эксперты, это отказ от идей автаркизма, эволюция внешнеэкономической концепции, а в последний год выдвижение президентом страны Мохаммадом Хатами идеи "диалога цивилизаций". Иран демонстрирует стремление наладить связи с мировым сообществом на основе общепринятых норм, стремится сделать страну привлекательной для иностранного капитала.
Трудности, которые испытывали оба государства в связи с падением мировых цен на нефть, побуждают их к расширению числа участников осуществляемых ими проектов, в том числе транснациональных компаний и международных финансовых институтов. Эта тенденция сохранится в будущем и при положительной динамике цен на нефть на мировом рынке, тем более с учетом потребностей Ирана в современных технологиях и инвестициях, возможности в предоставлении которых у России ограничены.
В этой связи уже идущее потепление в отношениях между Ираном и США может привести к тому, что станет реальным и многостороннее экономическое сотрудничество. Как считают в России, с одной стороны, возможный выход американских компаний на иранский рынок повысит уровень конкуренции для российских компаний. С другой стороны, ирано-американское сближение исключает угрозу санкций против российских компаний, сотрудничающих с Ираном. Примером ирано-российской сделки, вызвавшей острую негативную реакцию США, стало участие российских компаний в строительстве АЭС в Бушере, которую в прошлом проектировали германские фирмы. В России убеждены, что это сотрудничество не дает повода для подобной реакции и что истинной ее причиной служит стремление конкурентов вытеснить Россию с иранского рынка.
Впрочем, по объему и весу торгово-экономические связи между Ираном и Россией значительно уступают политическим. Наметившаяся тенденция к росту (около 550 млн. долл. в 1997 и 1998 годах, что примерно в два с половиной раза больше, чем в 1995 году) вряд ли носит устойчивый характер, особенно с учетом того обстоятельства, что в 1999 году завершается срок действия многих контрактов. Однако возможности для роста в будущем, как считают эксперты, имеются.
Традиционными областями российско-иранского торгово-экономического взаимодействия, помимо торговли, являются энергетика, металлургия, нефтегазовая и химическая промышленность, транспорт. Они во многом совпадают с внутренними приоритетами России и Ирана.
Новыми важными областями сотрудничества являются, помимо атомной энергетики, авиа- и судостроение, связь, включая спутниковую, высокие технологии, банковская и таможенная деятельность, страхование, а также инвестиции.
На состоявшемся в марте 1998 года в Тегеране II заседании Постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству стороны детально рассмотрели состояние российско-иранских экономических связей и возможности их развития на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Особое внимание уделено расширению договорно-правовой базы сотрудничества. Подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи, два меморандума о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса, парафировано соглашение о сотрудничестве в таможенных делах. Был рассмотрен широкий круг вопросов сотрудничества в области промышленности, энергетики, транспорта, включая проблемы, связанные с созданием евроазиатского транспортного коридора "Север Юг", проходящего по территории России и Ирана с максимальным использованием трасс общеевропейских транспортных коридоров для обеспечения прямых перевозок из стран Персидского залива и Индийского океана в страны Европы и обратно.
Достигнута договоренность о подготовке перечня объектов, которые могут явиться базой для долгосрочного экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (сроком на 10 лет). Рассматриваются такие перспективные объекты, как ТЭС "Азербайджан" (2 х 325 мВт), 4-я очередь ТЭС "Рамин" (2 х 315 мВт), 2-я очередь ТЭС "Шахид Раджаи" (4 х 250 мВт), ТЭС "Готванд" (2000 мВт) и "Хинимини" (300 мВт), третий и четвертый блоки АЭС "Бушер", совместное сотрудничество в разработке новых газовых и нефтяных месторождений, строительство газопроводов, газохранилищ, расширение и реконструкция Исфаганского металлургического завода и ряд других объектов. Объем обязательств по созданию этих объектов, по оценке эксперта Российского центра Г.Р. Борисова, может составить 8 10 млрд. долл.
На повестке дня стоят разработка и подписание таких важных документов, как программа долгосрочного экономического сотрудничества, соглашения о сотрудничестве в области нефти и газа, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о воздушном сообщении, о научно-техническом сотрудничестве.
Сотрудничество Ирана и России в центрально-азиатско-закавказском регионе и, в частности, на Каспии также имеет важное значение для обоих государств на долгосрочную перспективу. Каспий для Ирана важен не менее, чем для России. Как и Россия, Иран озабочен проблемой прокладки в регионе новых трубопроводов для транзита энерогоносителей на мировой рынок.
В России высоко ценят сдержанность в действиях, проявляемую Ираном в отношении своих северных соседей. Важно и взаимопонимание, существующее между нашими странами по поводу конфликтов в Закавказье, особенно карабахского. У России и Ирана не может быть острого соперничества и по вопросу о путях транспортировки каспийской нефти диверсификации маршрутов не избежать, и в новой сети трубопроводов найдется место для каждой из стран. Важно воздерживаться от односторонних шагов, которые могли бы ухудшить взаимопонимание между Москвой и Тегераном, и создавать благоприятную почву для адекватного восприятия каждой из сторон действий, предпринимаемых в регионе другой стороной совместно с третьими.
Нельзя считать, что позиции Ирана и России по Каспию идентичны. В недавнем прошлом обе страны придерживались одной позиции кондоминиума, совместного владения морем и его ресурсами со стороны всех прикаспийских государств. С эволюцией позиции России, которая пошла на подписание соглашения о разделе дна с Казахстаном, Иран стал склоняться к поддержке концепции раздела моря на национальные сектора. Кроме того, иранские официальные лица, опасаясь превращения Каспия в зону "жизненно важных интересов" третьих стран, высказываются в пользу демилитаризации Каспия. Россия же не поддерживает эту идею. Иран и Россия наряду с другими прикаспийскими государствами ведут постоянные консультации по проблеме Каспия, имеющей принципиально важное значение для будущего ирано-российских отношений. Отмена санкций США против Ирана позволила бы ему активно подключиться к разработке каспийской нефти. В то же время обвинения в осуществлении Ираном программы создания оружия массового уничтожения и ракет большой дальности пока остаются в силе.
Естественно, Россия, как и Иран, должна четко соблюдать положения Договора о нераспространении ядерного оружия, а также все другие взятые на себя в этой сфере обязательства, в том числе и в отношении ракетных технологий. Однако жертвой политики необоснованных обвинений становятся российско-иранские отношения, причем не только в области перспективного и взаимовыгодного военно-технического сотрудничества, но и сотрудничества в подготовке кадров, образовании, энергетике и т.п. На VII Международной конференции Карнеги по нераспространению 11 12 января с.г. в Вашингтоне один из участников призывал Россию и Иран "осознать", что западные и другие государства видят в ракетной пролиферации реальную угрозу международной безопасности и предпримут необходимые шаги к ее предотвращению. Звучали на конференции прогнозы о возможном создании Ираном межконтинентальной баллистической ракеты.
Некоторое число российских аналитиков полагает, что обладание Ираном ракетным потенциалом может создать угрозу безопасности России. Однако более распространенным является понимание того, что в существующих условиях Иран будет и имеет право укреплять свою обороноспособность. При этом для России было бы гораздо выгоднее стать партнером Ирана в военно-техническом сотрудничестве, нежели уступить эту роль другим странам.
Перспективы российско-иранского сотрудничества в целом, в том числе и в таких специфических областях, как военно-техническое сотрудничество, зависят не только от доброй воли правительства, но и от многих факторов объективного характера, часть которых можно рассматривать как ограничители.
Наиболее вероятный сценарий для ирано-российских отношений начала XXI века продолжение и углубление сотрудничества. Оно не будет обращено против интересов США, дополнительной гарантией чему послужила бы нормализация ирано-американских отношений. Эта нормализация, в свою очередь, вряд ли приведет к свертыванию связей Ирана с Россией, поскольку они опираются на географические, геополитические и чисто экономические императивы.
Без достаточно высокого уровня отношений с Россией Иран не только лишит себя возможностей использовать один из выгодных источников развития своей экономики, но не сможет, равно как и сама Россия, решить проблемы, связанные с безопасностью района, лежащего между ними, Центральной Азии и Закавказья. В то же время высокий конфликтный потенциал этого района, уменьшение российского присутствия, растущие нефтяные ожидания способны обострить соперничество в нем как глобальных (США, Западная Европа, Китай, Россия), так и региональных (Турция, Иран, Пакистан) игроков. В конечном счете дальнейшая судьба ирано-российского сотрудничества будет зависеть от того, насколько обеим сторонам удастся трансформация, необходимая для их полной интеграции в мировое сообщество.
В непростых условиях российско-иранского сотрудничества особенно остро чувствуется отсутствие в России официальных или неофициальных структур, которые способствовали бы решению тормозящих проблем. В советском прошлом эту функцию, помимо постоянной Комиссии по двустороннему сотрудничеству (не говоря уже о все координирующей партийной инстанции), выполнял целый ряд организаций, в том числе общество дружбы, Комитет защиты мира, Комитет солидарности стран Азии и Африки и т.п. Большую роль играли и личности, имеющие непосредственное отношение к сотрудничеству с той или иной страной. Неформальные контакты часто содействовали решению комплексных задач.
Российско-иранское сотрудничество, находящееся под прессом санкций и угроз, особенно нуждается в координирующих и лоббирующих механизмах. С одной стороны, во многих отраслях экономики Ирана преобладают люди, негативно относящиеся к сотрудничеству с Россией и терпеливо ожидающие нормализации отношений с США. С другой стороны, ряд российских организаций и компаний, напуганных американскими санкциями против учреждений, обвиненных в передаче Ирану технологий, необходимых для реализации программ создания ядерного и ракетного оружия, проявляет сдержанность в отношении Ирана. Межправительственная комиссия из-за чехарды в высшем руководстве не смогла полностью решить поставленные перед ней задачи. Организации и компании, ведущие сотрудничество с Ираном, заинтересованы в четком соблюдении как своих обязательств перед иранскими партнерами, так и международных обязательств России. Во многих случаях им необходимо привлечь внимание властных структур к нерешенным вопросам российско-иранских отношений, а также к противоречиям, возникающим и между ними, и в отношениях России с другими партнерами. Нуждаются россияне и в более глубоком понимании особенностей иранских партнеров, воздействующих на них ориентаций, стереотипов, установок и ограничителей, а также в адекватном осознании различных факторов, препятствующих развитию сотрудничества.
С учетом данных обстоятельств несколько российских организаций и компаний в сотрудничестве с учеными и экспертами решили, объединив усилия, создать независимую некоммерческую организацию, которая помогла бы выявить проблемы российско-иранского сотрудничества, наметить пути их решения, привлечь к ним внимание, обмениваться опытом и, используя как формальные, так и неформальные каналы, содействовать их решению. 25 мая в Москве состоялось собрание учредителей, на котором было принято решение о создании Фонда содействия российско-иранскому сотрудничеству. В его уставе говорится, что фонд образован в целях содействия всемерному и всестороннему развитию взаимовыгодного сотрудничества между российскими и иранскими государственными и коммерческими организациями, предприятиями, компаниями, фирмами, объединениями, иными предпринимательскими структурами, отдельными предпринимателями и гражданами в области торговли, промышленности, транспорта, разведки и добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, разработки и использования современных технологий, финансов, услуг и в других сферах экономики в интересах обеих стран.
В качестве учредителей фонда выступили ЗАО "Атомстройэкспорт", ОАО "Телеком", ОАО "Гипромез", АО "Энергомашэкспорт", ЗАО ПКФ "Металлургпрокатмонтаж", ЗАО "Русская телеграфная компания", Издательский дом "Национальное обозрение" и др. Был также образован Консультативный совет, в который вошли представители министерств и ведомств. Можно надеяться, что фонд своей деятельностью придаст дополнительный импульс российско-иранскому сотрудничеству.
|