Борис Кузнецов Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Как бы негативно ни писали некоторые средства массовой информации о деятельности Государственной Думы, ее отдельных депутатов; как бы ни старались убедить общество в том, что якобы народные избранники озабочены только собственным благополучием и политиканством, законотворческая работа в нижней палате Федерального Собрания РФ не прерывается ни на день. Могу ответственно заявить, что в течение всего второго созыва (1995 1999 годы) над законопроектами активно работают многие депутаты, комитеты, комиссии и другие депутатские объединения. И это видно специалистам в области права, ясно всем, кто мало-мальски знаком с сегодняшним законодательством.
ОБ АВТОРЕ | |
Борис Юрьевич Кузнецов родился в 1935 году в г. Яранске Кировской области. Окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности "инженер-судоводитель". Прошел путь от штурмана буксиров до начальника Камского речного пароходства.
С 1991 года глава администрации, затем губернатор Пермской области.
С 1996 года депутат Государственной Думы, член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, первый заместитель председателя фракции "Наш дом Россия".
В феврале 1998 года избран первым заместителем Председателя Государственной Думы.
|
|
Но все же почему упрекают депутатский корпус в бездействии? Причин здесь несколько. Часть из них лежит на поверхности: обществу нужно среди властных структур найти крайнего. Государственная Дума, как один из властных, но не обладающих реальной властью институтов государства, является самой неопасной мишенью для критикующих, и на Думе регулярно отыгрываются за провалы в экономике. Понятно также, что в определенной мере негативное впечатление у населения складывается из-за недостатка информации. О новых законах пресса пишет неохотно, что легко объясняется редко какой закон является сенсацией. Однако абсолютное большинство законопроектов, принятых и прежним созывом Государственной Думы, и нынешним, как воздух необходимы экономике страны, обществу, и работы здесь, что называется, непочатый край. Поэтому в думских стенах каждодневно идет невидимая избирателям и даже вездесущим журналистам черновая работа над каждым абзацем закона, даже не побоюсь утверждать, над каждой его строчкой. Посвященным ясно: неточно употребленное в законе слово может изменить его смысл на противоположный, и закон не будет, как принято у нас говорить, работать.
Сразу отмечу: да, есть, к сожалению, и такие законы, которые были приняты либо не в пакете с другими нужными по определенной проблеме законопроектами, либо в спешке их не совсем тщательно прописали. Подобные документы, как показывает опыт наших зарубежных коллег, с которыми мне приходится общаться как члену российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), нередко выходят из парламентских стен и в других государствах. Если уж ссылаться на зарубежный опыт, то не лишним будет напомнить, что законодательная база Германии, Франции и ряда других европейских стран создавалась десятилетиями. А у нас после известных событий 1991 года старое законодательство было упразднено в связи с изменением государственного устройства, а новых законов еще не успели написать. Вот и пошло законотворчество таким, я бы назвал, "квадратно-гнездовым способом". Хотя каждый законопроект с момента его зарождения в головах инициаторов до этапа трехкратного голосования в Государственной Думе проходит тщательную экспертизу, огрехи все же бывают. По известной пословице, мы оказываемся умны задним числом.
Впрочем, не только в этом заключаются проблемы нашего законотворчества. Ничуть не оправдываясь, замечу, что в нашей стране правовое пространство настолько безгранично, что пробелы в законодательстве, боюсь, останутся для работы и третьего, и четвертого, а может быть, и пятого созывов. И не только потому, что меняются обстоятельства меняются наша жизнь и потребность в правовом регулировании взаимоотношений общества. Вспомните, в 1995 году Президентом России была утверждена программа правовой реформы. Без сомнения, нужный, важный документ, но медленно воплощается в жизнь.
Нынешний состав Государственной Думы в меру своих сил, знаний и опыта уже во многом преодолел правовой вакуум в стране. Статистика на сентябрь 1999 года такова: депутатами нынешнего созыва принято 1500 законопроектов, большая часть из них одобрена Советом Федерации, подписана Президентом России и уже работает.
Давайте возьмем только промышленность. Для обеспечения деятельности этой важнейшей сферы экономики нами принято 36 законов. Для примера назову лишь некоторые из них: "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О финансово-промышленных группах", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", "Об энергосбережении", "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственном регулировании агропромышленного производства", "О несостоятельности (банкротстве)", целый ряд Соглашений о разделе продукции и т.д. Даже этот, далеко не полный список принятых законов говорит о многообразии законотворческой деятельности депутатов Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп.
Особенно хочу здесь отметить активность Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике (председатель В.К.Гусев). Он играет очень важную роль в законодательном процессе палаты парламента, и это совершенно оправданно: при всем внимании к бюджету, бюджетным законам депутаты сознают, что наполнение бюджета напрямую зависит от работы промышленности. Успешно работающие предприятия платят своим рабочим хорошую зарплату, граждане уплачивают налоги в казну это очевидно. Поэтому мы стараемся в приоритетном порядке принимать налоговые законопроекты, все законы, связанные с реальным сектором экономики. И если они находятся в высокой степени готовности, прошли экспертизу в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в ее аппарате, то они уже включены в пакет для рассмотрения на осенней сессии и большинство из них, я уверен, будут одобрены на пленарных заседаниях.
Если говорить о самом профильном комитете, то в нем подобраны высококвалифицированные специалисты во главе с его председателем Владимиром Кузьмичем Гусевым. Могу отметить его заместителя и моего коллегу по фракции "Наш дом Россия" Юрия Михайловича Тена. Все вопросы они рассматривают оперативно и качественно, и процент прохождения законов, представленных на рассмотрение Комитетом по промышленности, один из самых высоких в Думе. Конечно, для нас важны законопроекты и по оборонной отрасли, и по социальной сфере, и по жилищной политике, и многие другие, но все же никому не нужно доказывать, что промышленность локомотив экономики, который вытянет страну из нынешнего незавидного состояния. Важность принятия этих законопроектов понимают в Государственной Думе и, повторюсь, никто никогда умышленно не саботировал принятие таких законов. Если кто-то упрекает в этом депутатов, то это либо некомпетентность, либо что-то иное.
Давайте объективно проанализируем данные о законотворческой работе нижней палаты парламента с начала ее созыва. Практически с 1995 года Дума стала работать по наиболее перспективному блоковому характеру создания законов. Если речь идет о социальной сфере, то в пакет законопроектов подбираются все необходимые законы. Если о промышленности, то также принимается на рассмотрение только пакет. На эту сессию в числе приоритетных определено 555 законопроектов, хотя в "портфеле" Думы их находится более 1500. Мы понимаем, что все полторы тысячи законопроектов рассмотреть в оставшееся до конца созыва время просто нереально.
Еще небольшой анализ. Из 555 упомянутых мною законопроектов 99 определены как приоритетные. Посмотрим, кто из субъектов законодательной инициативы проявляет здесь наибольшую активность. Итак, Президент России внес на рассмотрение в Думу 29 законопроектов, Правительство РФ 99, Совет Федерации 33, законодательные органы субъектов Федерации 57, Конституционный и Верховный суды три, а депутаты Государственной Думы 334! Не буду никого убеждать, что это благо: в мировой парламентской практике имеется достаточно примеров, когда до 90 % законопроектов вносятся в парламенты правительствами государств. У нас этого, к сожалению, нет, и этот вакуум заполняют депутаты.
Мы знаем, что перечень субъектов законодательной инициативы четко определен Конституцией РФ. И если, условно говоря, Московская областная дума или Пермское областное законодательное собрание, обладающие правом законодательной инициативы, подготовили проекты законов и внесли их в установленном порядке в Государственную Думу, то никто в Думе не остановит их рассмотрение. Конечно, любой законопроект может быть отклонен Государственной Думой, однако это уже совершенно иное обстоятельство.
Приближаются выборы, и уже ясно, что не все ныне действующие депутаты войдут в новый состав Государственной Думы. Однако мое твердое убеждение состоит в том, что законодательная деятельность это не только звонкие политические речи с думской трибуны. Это в первую очередь кропотливый труд над законами, и этим должны заниматься подготовленные люди, имеющие опыт такой деятельности. Обновление Думы, слов нет, необходимо, но костяк нынешнего депутатского корпуса было бы желательно сохранить. Это важно для обеспечения преемственности законодательного процесса и, если хотите, дешевле для государства.
|