Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Экология Наука и технологии Проекты и предложения Импэкс-металл
Международное обозрение Искусства и ремесла История
Наука и технологии
№2' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2
3

СГОРЯТ ЛИ В ЧУДО-ПЕЧИ СТАРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?



Александр Гречко
Доктор технических наук

    Комплексное использование сырья – это рациональное расходование природных ресурсов. Оно неразрывно связано с проблемой сокращения отходов производства, выбросов и, следовательно, способствует оздоровлению окружающей среды в промзоне.
    Отраслевые научно-технические программы комплексного использования сырья были частью общесоюзных программ, утверждаемых Госкомитетом СССР по науке и технике. Примером их выполнения может служить Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, где в свое время существенно расширилась номенклатура и увеличилась производительность.
    К сожалению, в отдельных технических областях вопросу комплексного использования сырья не уделяется должного внимания. Это, в частности, относится к химическим заводам, производящим серную кислоту.

    Современное сернокислотное производство

Химический состав пиритных концентратов, переработанных на установке ПВ РОЭМЗа, %

    Для получения серной кислоты необходим серосодержащий газ, который получают путем термической переработки сульфидных материалов. Эти пиритные концентраты, получаемые на горных предприятиях при обогащении руд цветных и черных металлов, – весьма ценное сырье: в них переходит из руды порядка 55 – 80 % серы, 7 – 20 % меди, 10 – 20 % цинка, 30 – 85 % редких и рассеянных элементов и содержится до 30 – 50 % серы, до 1 % меди, до 2 – 3 г/т золота и 5 – 25 г/т серебра. Основным потребителем пиритных концентратов являются химические заводы, где в качестве основного агрегата используют печь кипящего слоя (КС) (рис. 1). Печь КС представляет собой футерованную камеру с решетками или соплами в нижней части, через которые подается воздушное дутье, благодаря чему и создается кипение слоя твердых материалов. Процесс ведется при температурах 700 – 850 оС в автогенном режиме – за счет собственной теплотворной способности, т. е. без использования топлива. При обжиге пиритных концентратов получаются серосодержащие отходящие газы и твердые остатки – огарок. Тепло газов в котле-утилизаторе (КУ) идет на получение пара. Основная масса огарка выносится с газами и осаждается в КУ, специальном циклоне, электрофильтре. Очищенные газы поступают в сернокислотный цех (СКЦ) для извлечения серы с получением серной кислоты. Собранные огарки, содержащие ценные металлы, как правило, направляют в отвал.

Рисунок 1. Технологическая схема переработки пиритных концентратов на современном заводе (в печи кипящего слоя)

    В нашей стране и за рубежом имеются более совершенные технологии, которые по ряду причин (многостадийность, сложность схем, высокие капитальные и эксплуатационные затраты и пр.) в промышленности не реализованы.

    Комплексная переработка пиритных концентратов в печи Ванюкова
    Проблему комплексной переработки сульфидных концентратов позволяет решить печь Ванюкова (ПВ), получившая промышленное применение на ряде медеплавильных заводов. Печь ПВ – это барботажный агрегат непрерывного действия. Процесс ведется при температуре 1150 – 1250 оС в автогенном режиме (подробнее – «Металлы Евразии», 1997, № 4, стр. 76 – 79). При плавке, кроме высококонцентрированных серосодержащих газов, образуются две фазы расплава: шлак – легкая верхняя часть ванны (силикатный расплав) и штейн – тяжелая донная металлосодержащая часть ванны. Барботаж – создание бурлящей жидкой ванны – значительно интенсифицирует тепло- и массообменные процессы в печи и повышает технические показатели процесса.
    Отладка технологии переработки пиритных концентратов проведена в длительных испытаниях на полупромышленной установке ПВ Рязанского опытно-промышленного металлургического завода (РОЭМЗ) института «Гинцветмет» при участии Московского института стали и сплавов, Академии наук Казахстана. При этом перерабатывались пиритные концентраты различного состава (см. таблицу), а также зарубежное сырье. В результате получены высокие показатели по выжиганию серы, извлечению в штейн меди, золота и серебра – соответственно 73 – 80, 81 – 89 и 74 – 83 %. Диапазон этих значений определяется различным составом перерабатываемой шихты. Золотосодержащая кварцевая руда использовалась в качестве флюса и для дополнительного извлечения драгметаллов (золота, серебра); флюсующие добавки (рядовой кварц, известняк) – для получения состава шлака, пригодного в стройиндустрии; пиритные огарки – для повышения комплексного использования сырья; клинкер цинкового производства – для извлечения ценных металлов (медь, цинк, драгметаллы) и в качестве дополнительного топлива (содержание углерода в клинкере – до 25 %).
    В схеме на рис. 2 по сравнению с традиционной технологией добавляется система очистки газов от мышьяка, т. е. решается также экологическая задача. При этом шлаки используются для производства цемента, бетона, шлаковаты, изготовления стеновых панелей, фундаментных плит, в дорожном строительстве, для закладки шахтных выработок и т.п. Штейн как товарный продукт отправляется на металлургические заводы для извлечения ценных металлов. Мышьяк переводится в форму трисульфида, которая встречается в природе и не относится к категории ядовитых веществ. Внешне это – оплавленный стекловидный монолит, который пригоден, в частности, для использования в качестве закладочного материала в выработанных горнорудных шахтах. Пар после котла-утилизатора и системы испарительного охлаждения печи имеет энергетические параметры.

Рисунок 2. Технологическая схема процесса плавки шихты на основе пиритного концентрата в печи ПЖВ (ПВ)

    Новая технология обладает и другими преимуществами:
    – удельная производительность по перерабатываемым материалам на порядок выше, чем у печи КС (70 – 80 и 4 – 14 т/м2 . сут. соответственно), что делает печи ПВ весьма компактными;
    – концентрация сернистого ангидрида в отходящих газах также различается на порядок (70 – 75 и 8 – 10 % соответственно), что значительно облегчает условия утилизации серы;
    – на печи КС используется воздушное дутье, а на ПВ – смесь воздуха с технологическим кислородом, что значительно сокращает в последнем случае объем отходящих газов, а следовательно, облегчает процесс пылегазоочистки и сокращает металлоемкость конструкций по газоходному тракту;
    – на печи КС до 90 % огарка выносится с газами и осаждается в нескольких аппаратах газоходного тракта; на ПВ пылеунос составляет весьма малую величину (1 – 2 % от количества загружаемого материала), который возвращается в оборот – на плавку в печь ПВ, т. е. пылевая нагрузка на газоходный тракт не создает никаких технических и эксплуатационных сложностей.
    Таким образом, в целом технологическая схема на основе печи Ванюкова характеризуется высокой комплексностью использования сырья и малоотходностью производства (в перспективе – безотходностью). А максимальная утилизация вторичного тепла превращает агрегат ПВ по сути в высокоэффективный энерготехнологический комплекс в рамках химического завода.

    Перспективы новой технологии
    В последние 10 – 15 лет печи Ванюкова успешно эксплуатируются на Норильском (3 комплекса) и Балхашском (2 комплекса) горно-металлургических комбинатах, а также на Среднеуральском медеплавильном заводе (1 комплекс). На этих предприятиях перерабатывается собственное сульфидное сырье разного состава. Успешная промышленная реализация данной разработки и большой интерес к ней зарубежных фирм позволяют говорить о перспективности этого направления в автогенной пирометаллургии. На установке ПВ РОЭМЗа перерабатывались, кроме чисто медного сырья, другие виды металлургического сырья, в том числе сульфидного (медно-цинкового, медно-никелевого, никелевого и др.), и также достигнуты высокие технологические показатели.
    Кроме того, в настоящее время имеются проекты по переработке нетрадиционных для пирометаллургии видов сырья и отработаны технологии на модифицированных вариантах печи ПВ РОЭМЗа. К ним относятся: переработка высокозольных углей, хвостов углеобогащения и других отходов, решающая важную энергетическую проблему применительно к существующим ТЭЦ, ГРЭС; переработка твердых бытовых отходов – обычного бытового мусора и др. К этим разработкам также проявлен интерес со стороны потенциальных заказчиков в России, ближнем и дальнем зарубежье.
    Как показывает анализ, за последние 10 – 15 лет состояние дел по комплексной переработке пиритных концентратов в мире практически не изменилось, реальных альтернатив плавке Ванюкова не существует.
    Разработчики новой технологии надеются, что со временем она займет достойное место в сернокислотном производстве химических предприятий.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение