Владимир Штанский
Профессор, Институт экономики черной металлургии ГНЦ «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина»
Черная металлургия, как и вся экономика России, в последние годы развивается в условиях резкого спада инвестиционной активности. К началу 1997 года общий объем инвестиций в народное хозяйство не превысил 25 % от уровня 1991 года. Капиталовложения в черную металлургию сократились почти втрое и составили около 36 % в сопоставимых ценах. Этот исключительно сложный период связан с формированием новой структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей финансово-экономические и научно-технические условия реализации рыночных реформ. Необходимо отметить, что в отрасли, по-видимому, уже начинается переход от затянувшейся стадии простого выживания к выработке определенной инвестиционной стратегии. Главным ограничивающим фактором здесь является, на наш взгляд, острый дефицит инвестиционных ресурсов.
Коренное изменение инвестиционного климата возможно только в процессе выхода из структурного кризиса. По многим причинам в нашей стране структурный кризис стал отчетливо проявляться лишь в 1993 1994 годах. Пока он еще не разрушил старые структуры и не расчистил поле для новых инвестиций. Поэтому инвестиционный процесс, скорее всего, должен принять неравномерный скачкообразный характер, а инвестиционные ресурсы сконцентрированы в тех точках экономического роста, которые родились в рыночной среде.
Панорама инвестирования: факторы, переделы, заводы
Почему произошло сокращение инвестиций в черную металлургию России? В соответствии с ориентировочным расчетом Центра стратегии развития и использования основных фондов Института экономики можно выделить следующие главные причины:
сократились объемы производства в черной металлургии на этот фактор приходится до 25 30 % общего снижения инвестиций;
значительно возросло отвлечение прибыли на оборотные средства до 30 % (обеспеченность собственными оборотными средствами снизилась до 13,5 % против 53 % в 1990 году);
уменьшилось прямое бюджетное финансирование, осуществляемое в централизованной системе сверх инвестиционных ресурсов отрасли (за счет перераспределения средств между отраслями народного хозяйства) примерно на 15 20 %;
увеличилось налоговое бремя, что снизило размер нераспределенной прибыли на 15 20 %.
Взаимовлияние различных факторов обуславливает довольно сложную динамику относительных показателей отраслевого инвестирования.
Так, снижение объема инвестиций в 1991 1997 годах было существенно большим, чем, например, спад производства металлопроката (в 1,5 раза с 55,1 млн. т до 37,8 млн. т), но несколько меньшим, чем сокращение внутреннего потребления металлопродукции (примерно в 4,1 раза).
Вместе с тем при почти трехкратном сокращении инвестиций в черную металлургию их доля в общих вложениях в промышленность за 1991 1996 годы несколько выросла с 4,5 % в 1991 году до 5,1 % в 1996 году. Это свидетельствует о том, что инвестиции в ряд других отраслей промышленности сократились в еще больших размерах (для сравнения: спад в цветной металлургии с 6,4 до 4,6 %, в машиностроении и металлообработке с 20 до 9,8 %, в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности с 5,1 до 2,7 %, в промышленности стройматериалов с 4,9 до 2,3 %).
Анализ структуры инвестиций по металлургическим переделам за 1994 1996 годы по сравнению с периодом 1986 1990 годов показывает следующие главные сдвиги:
увеличилась доля инвестиций в металлургические заводы с 49 % в среднем за год до 57 60 % и подготовку металлошихты, включая горнорудное производство, соответственно с 28 % до 31 32 %;
на металлургических заводах существенно выросла доля инвестиций в сталеплавильный передел, включая непрерывную разливку стали, с 15 % до 26 %, в небольших размерах возросла также доля вложений в прокатное производство.
Характерно, что ряд металлургических предприятий, в том числе Магнитогорский, Нижнетагильский, Оскольский комбинаты, без какой-либо директивы сверху, как это было в годы централизованного планирования, сделали основной упор на строительство машин непрерывной разливки стали.
Снижение доли инвестиций в трубное, метизное, ферросплавное, огнеупорное производство и ломопереработку было обусловлено тем, что эти отрасли испытали наибольший спад производства и потому имели наименьшие возможности для инвестиций.
Так, по оценке, доля инвестиций в трубную подотрасль в общем объеме отраслевых инвестиций в черную металлургию снизилась с 8 до 3,5 %; метизную соответственно с 5 до 1,8 1,5 %; ферросплавную с 3,5 до 1,0 %.
Исключительно важным фактором инвестиционной активности является выход металлургических предприятий на внешние рынки. К середине 1995 года черная металлургия стала одной из наиболее высокодоходных экспортных отраслей хозяйства. Доходы от экспорта явились существенным источником инвестиций для реализации ряда программ модернизации и технического перевооружения предприятий. Металлургические заводы, направляющие в последние годы более 65 % своей продукции на экспорт, и горнорудные предприятия, обеспечивающие их железорудным сырьем, менее болезненно пережили шок «реформенной терапии» и смогли в большей степени сохранить объем производства, а следовательно, и инвестиционные ресурсы.
В условиях общего инвестиционного кризиса реализация ряда крупных проектов выглядит довольно впечатляюще.
Так, в 1993 1997 годах были введены в действие следующие наиболее значительные объекты:
стан 2000 горячей прокатки на Магнитогорском металлургическом комбинате мощностью 5 млн. т и мощности по непрерывной разливке стали на 1,3 млн т в год;
мощности по производству 500 тыс. т холоднокатаного листа на Череповецком металлургическом комбинате в результате реконструкции цеха холодной прокатки;
две машины непрерывного литья заготовки в кислородно-конвертерном цехе № 1 Нижнетагильского меткомбината общей мощностью более 1,5 млн. т;
машина непрерывного литья заготовок мощностью 445 тыс. т литой заготовки на Оскольском электрометаллургическом комбинате;
реконструкция стана 2000 горячей прокатки Волгоградского завода «Красный Октябрь» и заготовочного стана 1000/850/630 с вводом мощности 560 тыс. т;
мощности по производству сырой железной руды: на Стойленском ГОКе 2 млн. т, Высокогорном ГОКе и Яковлевском руднике по 300 тыс. т каждая, по концентрату железной руды на 700 тыс. т на Стойленском ГОКе;
перекладка коксовых батарей на Кузнецком металлургическом комбинате (№ 3) мощностью 414,5 тыс. т кокса и Череповецком металлургическом комбинате (№ 5) мощностью 690 тыс. т кокса, Московском коксогазовом заводе мощностью 550 тыс. т кокса;
стан 20-60 по производству водогазопроводных труб на Волгоградском трубном заводе;
реконструкция мартеновского цеха с организацией внепечной обработки стали для производства колес на Выксунском металлургическом заводе;
установка внепечной обработки стали в кислородно-конвертерном цехе № 2 Западно-Сибирского комбината.
Вместе с тем динамика воспроизводственных процессов в отрасли существенно отстает от потребностей. Нынешний объем инвестирования может обеспечить коэффициент обновления основных фондов на уровне не более 1,5 % в год при минимальной норме (с учетом состояния производственного аппарата отрасли) не менее 4 5 %.
...Дело рук самих утопающих
Принципиальные изменения экономического уклада в России, в частности, преобладание негосударственных форм собственности и источников финансирования в инвестиционном процессе, основных фондах и ВВП, резко изменили структуру отраслевых капитальных вложений.
Доля федерального бюджета, включая средства, выделяемые по льготному государственному кредиту (в структуре источников финансирования), снизилась с 25 % в 1986 1990 годах до 1,6 % в 1994 году и менее 1 % в последующие годы.
Напротив, доля средств предприятий увеличилась с 75 % в 1986 1990 годах до 99 % в 1994 1996 годах (в период с 1992 по 1994 годы значительная доля приходилась на внебюджетный инвестиционный фонд: 1992 год 12 %, 1993 год 30 %, 1994 год 40 %, однако с 1996 года этот фонд был отменен).
В структуре собственных источников инвестиций произошли следующие изменения: в 1991 1994 годах основным источником инвестиций были: нераспределенная прибыль и инвестиционный фонд 55 80 %. В этот период предприятия черной металлургии использовали преимущество свободных цен, которые росли быстрее цен на сырье, топливо и транспорт, выгодность экспорта и другие факторы.
С 1995 года главным источником финансирования инвестиций являются амортизационные отчисления. Это обусловлено следующим рядом факторов:
практически прекратилось финансирование за счет средств бюджета Российской Федерации;
отменен внебюджетный инвестиционный фонд;
резко снизилась рентабельность предприятий черной металлургии;
уменьшились размеры прибыли;
государство создало благоприятные условия для роста амортизационных отчислений.
По существу, действующие правительственные акты и постановления позволяют довести среднюю норму амортизации примерно до 8,5 % против 4,4 4,5 %, применяемых предприятиями.
Дополнительные возможности для увеличения амортизационных отчислений может обеспечить переоценка основных фондов (постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году») в соответствии с рыночными ценами и условиями воспроизводства. Возможно также право осуществлять переоценку основных фондов: путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств и других основных фондов, по регионам, периодам изготовления (приобретения).
Однако в связи с ограничениями по рентабельности предприятия не применяют нормы амортизации более 5 % и не увеличивают стоимость имущества.
По разным причинам не могут быть задействованы в настоящее время и другие пути увеличения инвестиционных ресурсов. Так, привлечение акционерного капитала за счет вторичной эмиссии ценных бумаг, привлечения новых акционеров при строительстве и реконструкции объектов в настоящее время вообще практически не задействовано (в мировой практике его доля составляет 15 20 %) и это обусловлено крайне низкой стоимостью акций.
Практически не используется кредитная форма привлечения инвестиций как внутренних, так и внешних. На внутрироссийском банковском рынке процентная ставка долгосрочного кредита составляет в среднем около 40 %. При таком уровне привлечение долгосрочных кредитов российских банков на инвестиции маловероятно. К тому же суммарный капитал 200 наиболее крупных российских коммерческих банков составляет всего 70 млрд. руб., или приблизительно 12 млрд. долл. Это в 2 4 раза меньше, чем располагает каждый из 20 ведущих мировых банков.
Объем инвестиций в черную металлургию России в пересчете на доллары по среднегодовому курсу (5110 руб. за 1 долл.) в 1996 году составил 1,37 млрд. долл. В 1995 году инвестиции в долларовом исчислении при пересчете по среднегодовому курсу (4554 руб. за 1 долл.) составили 1,19 млрд. долл.
Объем инвестиций был существенно ниже капиталовложений в черную металлургию стран ЕС, которые составляли в эти годы 2,9 3,2 млрд. долл. При этом объем производства проката в странах ЕС превышал объем производства России примерно в 3 раза.
При соответствующем пересчете (в черную металлургию этих стран не входит горнорудная промышленность, значительная часть коксохимической, ферросплавная, метизная) объем инвестиций в расчете на 1 т производства стали составил в черной металлургии России в последние годы около 14 15 долл./т, тогда как в странах Европейского Союза в 1994 1995 годах этот показатель составлял около 20 долл./т. Таким образом отставание хотя и происходит, но оно пока еще, на наш взгляд, не носит угрожающего характера. И это свидетельствует о том, что в сложнейших условиях перехода к рыночной экономике металлургические предприятия, будучи совершенно самостоятельными акционерными обществами и не понукаемые «кнутом» централизованного планирования, находят определенные ресурсы для инвестиций. Тем более, что практически весь объем инвестиций в черную металлургию России финансируется в настоящее время за счет собственных источников.
Иностранные инвестиции где они?
Одним из важнейших источников инвестирования и структурной перестройки могли бы стать иностранные инвестиции, привлекаемые не только традиционным способом в системе централизованного планирования на основе кредитов, но и на имущественной основе, т. е. путем продажи акций. Скорее всего это дело будущего. Пока размер прямых иностранных инвестиций в металлургию, да и в экономику России в целом, весьма невелик и не соответствует ее потребностям и возможностям.
Это подтверждает и специальное исследование. По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, на средних и крупных предприятиях России доля внутренних средств финансирования достигает 91 %, а внешних 9 %. Более того, в последние годы явно прослеживается тенденция снижения роли внешних источников. Только за 1995 1996 годы удельный вес собственных средств предприятий в общих объемах капиталовложений вырос по государственным предприятиям с 65 до 90 %, а по частным и смешанным предприятиям с 79 до 92 %.
Реально доля долгосрочных кредитов коммерческих банков в 1995 1996 годах составила не более 4 % в общем объеме их финансирования. Кредиты обычно даются под проекты с окупаемостью не более полугода.
В развитых индустриальных странах, как известно, главным источником финансирования являются внутренние поступления (прибыль и амортизация), на которые приходится до 70 % (в среднем 55 60 %) всех инвестиций. Доля внешних источников составляет 40 50 %, из них долгосрочных банковских кредитов 35 45 %, акционерного капитала всего 2 3 %. При этом роль долгосрочных банковских кредитов в финансировании корпораций возрастает, а роль акционерного капитала снижается. Рынок акций в этих странах играл существенную роль на относительно ранних стадиях экономического развития. Например, в США в 1920 1929 годы на него приходилось до 20 % всех источников финансирования. Самые низкие темпы экономического роста наблюдались в тех странах, где структура финансирования была деформирована в сторону внутренних источников (например, Великобритания в 80-е годы).
Сложившаяся в России экономическая ситуация и действующее законодательство (в широком смысле, а не только непосредственно в капитальном строительстве) мало способствуют накоплению и привлечению инвестиционных ресурсов. Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» определяет лишь общие правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, устанавливает субъекты-инвесторы и их права; формы и методы регулирования их деятельности, источники финансирования; порядок рассмотрения инвестиционных проектов, их экспертизу и утверждение и т. п.
Согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций, на территории Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы, филиалы юридических лиц. Однако из-за недостаточности самого закона и общей ситуации в экономике да и специфики самой отрасли с длительным оборотом капитала размер привлекаемых иностранных инвестиций крайне мал.
В настоящее время Государственной Думой РФ рассматривается ряд изменений в Закон «Об иностранных инвестициях», обеспечивающих создание более благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.
Что касается государственной поддержки инвестиций, в том числе иностранных, в черную металлургию России, то она относительно невелика.
Следует выделить предоставление кредитов под отдельные наиболее эффективные инвестиционные программы отрасли в счет общего кредита правительства Германии под гарантии Правительства России.
Такие кредиты были предоставлены:
в размере 143 млн. немецких марок для частичной оплаты контракта на техническое перевооружение производства акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» со строительством стана 2000 холодной прокатки;
в размере до 33 млн. марок для оплаты авансовых платежей по инвестиционному кредиту банков ФРГ в размере 216 млн. марок для финансирования реконструкции производства металлопродукции в акционерном обществе «НОСТА» (Орско-Халиловский металлургический комбинат);
в размере 60 млн. марок для финансирования авансовых платежей по контракту на поставку акционерному обществу «Оскольский электрометаллургический комбинат» оборудования и услуг для строительства прокатного стана 350.
В настоящее время ряд предприятий черной металлургии, в том числе Магнитогорский, Нижнетагильский комбинаты и др., освобождены от обязательной продажи 50 % экспортной выручки при условии направления ее на строительство соответствующих объектов (на Магнитогорском металлургическом комбинате стана 2000 холодной прокатки; на Нижнетагильском металлургическом комбинате машин непрерывной разливки стали в кислородно-конвертерном цехе).
Следует подчеркнуть, что хотя в странах с развитой рыночной экономикой ограничивается прямое использование государственных бюджетных средств, вместе с тем и в США, и во Франции, и в Великобритании, и в других промышленно развитых странах в особо тяжелые периоды роль государства в оказании поддержки черной металлургии была существенна.
В сложных современных условиях ряд российских предприятий накопили значительный опыт по привлечению инвестиций. Особо следует выделить опыт акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат».
В среднем за 1991 1995 годы инвестиции ОАО «ММК» составили почти 30 % инвестиций в металлургические заводы при доле комбината в общем объеме производства проката в России около 18 %. В результате осуществления программы технического перевооружения мартеновское производство, которое до 1990 года обеспечивало всю выплавку стали, сократилось в 1996 году до 20 % от общей выплавки; доля более прогрессивной продукции листового проката и изделий четвертого передела увеличилась с 62 % до 72 %; общие вредные выбросы в атмосферу снизились с 800 тыс. т до 250 тыс. т в год. В настоящее время важнейшим объектом программы реструктуризации АО «ММК» является строительство стана 2000 холодной прокатки листа завершающего объекта нового комплекса, ввод в действие которого обеспечит производство и экспорт высококачественного холоднокатаного листа и замену импортируемого листа собственным производством.
В целом основные принципы инвестиционной политики нашли отражение в корректировке Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России до 2005 года. Общий объем капитальных вложений на реструктуризацию отрасли оценивается в 40 45 трлн. руб. (в ценах 1996 года). Около 50 % инвестирования предполагается осуществить за счет собственных средств предприятий, в том числе за счет прибыли 9 %, амортизации около 40 %, из заемных средств (включая иностранные источники) 30 %, привлеченных средств (под залог имущества, за счет вторичной эмиссии акций, выпуска облигаций и т. д.) 10 %, из бюджета (федерального, местных, региональных) не более 5 %.
Важнейшим итогом прошедшего периода является то, что большинство металлургических предприятий приобрело опыт работы в специфических условиях российского рынка, преодолевая негативное влияние децентрализации инвестиционного процесса, опираясь в основном на собственные возможности. При этом существенную роль играют контакты и связи с партнерами (в том числе зарубежными) в производственной и финансовой сферах.
|