Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Экология Наука и технологии Проекты и предложения Импэкс-металл
Международное обозрение Искусства и ремесла История
Первая линия
№2' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2

ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПОРЯДОК В ДОМЕ
СОЗДАВАТЬ ЗАКОНЫ, ЧТОБ ЖИТЬ ПО НИМ



Владимир Рыжков
Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания России, член Совета, заместитель председателя исполкома Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом – Россия»

Владимир Рыжков    – Уважаемый Владимир Александрович! Вы отвечаете за законодательную работу в Думе. Насколько успешно она проходит, как помогает формированию правового поля современной России, на огрехи которого сетуют и представители исполнительной власти всех уровней, и ее критики, широкая общественность?
    – Госдума второго созыва вступила в третий год работы, половина срока полномочий ею пройдена. Итог первых двух лет нашей законодательной деятельности – принято 468 законов, из них 305 подписаны Президентом и уже действуют. Среди них есть такие, что составляют фундамент правовой базы. Мы многому научились за минувшие два года, да и авторитет Думы ощутимо возрос за это время в глазах исполнительной власти, в обществе в целом.
    20 марта я выступал с большим, сорокаминутным докладом на пленарном заседании, где как раз шла речь о том, что мы подошли к экватору нашей весенней сессии, которая занимает шесть месяцев – с января по июнь включительно. Мы подвели итоги минувших трех месяцев законодательной деятельности. Надо сказать, что эти итоги противоречивы. С одной стороны, Государственная Дума за этот период приняла 63 федеральных закона в трех чтениях, 44 закона – в первом и втором чтениях, а 25 законопроектов отклонила. Таким образом, решения по 132 законопроектам Дума приняла. Но, с другой стороны, намеченная в январе примерная наша программа работы на первую половину весенней сессии была реализована только на 43 %. Если вспомнить старые, еще советские времена, то, говоря тогдашним языком, план – задание, которое мы себе установили, выполнено меньше чем наполовину.
    Однако сказать однозначно, что это плохо, нельзя. При 43 %-ном выполнении программы из 108 запланированных приоритетных законопроектов рассмотрено порядка 70 %. Здесь, как видите, положение дел выглядит получше, это более или менее нормальный показатель. Назову некоторые важнейшие законы, которые приняты и которые показывают, что три прошедших с начала года месяца проведены были Госдумой с большой пользой. Прежде всего это европейская Конвенция по правам человека – документ исключительной важности, который придает смысл нашему существованию в составе Совета Европы. Это, далее, Конвенция по предотвращению пыток, Конвенция по предотвращению принудительного труда.
    Кроме того, были приняты такие важные законы, как закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».
    В ряду ключевых экономических актов, принятых Думой, – закон о Федеральном бюджете на 1998 год, вытекающий из Гражданского кодекса базовый закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеющий большое значение для нормальной жизнедеятельности банковской сферы, закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», кладущий, по сути, начало формированию их цивилизованного рынка в России, закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы».
    Таким образом, в достаточно непростой период, когда у нас очень большие силы были отвлечены на работу с бюджетом, на ее завершение, когда немало времени и сил у нас отняли мартовские скандалы с г-ном Жириновским, до полутора десятков важнейших законов, тем не менее, были приняты.
    Надо сказать, что и Президент к середине третьей декады марта уже подписал 34 федеральных закона, которые были приняты в конце прошлого и в начале нынешнего года. Так что работа в Думе в любом случае идет достаточно плодотворно, хотя никого из нас, разумеется, не могут устроить темпы законодательной деятельности, то, как мы ею занимаемся.
    Следует признать, что у нас как у законодателей накопились большие долги перед страной. Попробую бегло перечислить ключевые законы, которые должны были быть, но не были приняты в первом, втором и третьем чтениях в январе – марте. Это Бюджетный кодекс, Налоговой кодекс, Государственная программа приватизации. Это закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Сейчас обязательное лицензирование вводят все, кому не лень, и на что угодно. Мы хотим ограничить законом лицензионный произвол, дав точный перечень подлежащих лицензированию видов деятельности с тем, чтобы никто не мог здесь самоуправничать.
    Сильно затянулось принятие законов, уже прошедших второе чтение, – о лизинге, о выплате пени в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных пособий, о внесении дополнений в отдельные законы о налогах и гарантировании вкладов граждан в банках.
    Не принят закон «Об альтернативной гражданской службе», хотя в Конституции на этот счет содержится прямое требование.
    Все мы хорошо знаем, как много детишек оказалось сейчас во власти улицы, как много у нас в стране беспризорников, детей больных, детей-наркоманов. А между тем мы никак не можем принять базовый закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который поможет нам справиться с этой большой бедой.
    Откладываются из месяца в месяц и снова перенесены на апрель два пакета важнейших законов по соглашениям о разделе продукции и блок законов по изменениям в инвестиционном законодательстве.
    Вот откуда противоречивость оценки работы, проделанной нами в первую половину месяца. В чем же причина того, что ни в январе, ни в феврале, ни в марте рабочий календарь думских слушаний не удалось реализовать даже на 50 %. Да в обычной для нас практике включения думскими комитетами в планы работы про запас законов, которые еще не готовы, комитет при этом рассуждает так: на всякий случай закон в календарь надо все же включить, успеем подготовить – рассмотрим, не успеем – перенесем. Надо ли доказывать, что это никуда не годная практика.
    Поэтому на пленарном заседании 20 марта мы договорились о дальнейшей работе, приняли программу на апрель, очень напряженную. В нее включены такие базовые законопроекты, как Бюджетный кодекс – во втором чтении и программа приватизации – в первом. Специальное внеочередное заседание будет посвящено Налоговому кодексу. Будем весь день работать по этому вопросу, чтобы принять в первом чтении один из десяти имеющихся у нас проектов кодекса.
    В апреле же нам предстоит принять во втором чтении закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», о значении которого я говорил выше, и закон о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, который регулирует процедуру отношений между парламентом, президентом и правительством.
    Затем последует слушание во втором чтении ряда важнейших законов: «О лицензировании пользования недрами», «О рыболовстве и охране водных биоресурсов». За этим законом стоит огромная проблема. Вы знаете: в стране идет хищническое разграбление рыбных ресурсов и морепродуктов, особенно на Дальнем Востоке. Вот мы и пытаемся урегулировать законодательное решение этой проблемы. Следующий закон, который нам предстоит принять во втором чтении, связан с еще одним бедствием – неплатежами в экономике. Закон «О реструктуризации задолженности по обязательным платежам» ждут все промышленники, предприниматели. Ждут они, уверен, и закон «О третейских судах». Принятие этого закона во втором чтении поможет ему, как я надеюсь, поскорее войти в нашу жизнь, ввести нормальный механизм третейских судов и с их помощью вытеснить бандитов из сферы урегулирования хозяйственных споров. И самое, конечно, главное – это блок из пяти законов по соглашениям о разделе продукции.
    Таким образом, если подводить итог сказанному, то следует отметить, что пока Дума не вполне отвечает тем стандартам, которые сама себе задает, но в то же время у нас есть свое понимание цели. У нас есть четкое представление о приоритетах в нашей законодательной деятельности. И мы, несмотря ни на что, будем стремиться к тому, чтобы реализовать их.
    Мы постараемся скорректировать сам подход к законодательной деятельности, овладеть современной, эффективной стратегией правового регулирования важнейших общественных отношений. Абсолютно согласен с прозвучавшей на пленарном заседании точкой зрения, что нам надо идти по пути создания комплексных кодифицированных, системообразующих правовых актов, по которому идут во всем мире. А не пытаться, как у нас это случается, принимать по одному и тому же предмету правового регулирования десятки законов.
    И последнее. Законодательный процесс не может быть уделом только Государственной Думы. Госдума – это представительный орган, это арбитр, который принимает принципиальные решения, поддерживает или отвергает ту или иную концепцию. Писаться законы должны экспертами, специалистами. И если у нас на каком-то направлении возникает правовой вакуум, то это не вина исключительно Госдумы, а общая беда, ответственность за которую ложится на плечи государственных органов, отвечающих за данное направление. Между тем очень часто бывало так, что когда в Думе шли важные законопроекты, мы не видели со стороны правительственного аппарата, администрации Президента никакого желания помочь, ускорить, поддержать их прохождение, обеспечить надлежащую их экспертизу. В связи с состоявшейся отставкой правительства некоторые политики принялись обсуждать возможную перспективу роспуска Думы с точки зрения, выгодно ли это ей или не выгодно. Мне представляется такая точка зрения неверной. Роспуск Думы невыгоден всем россиянам. Я говорил вам о плане Думы на апрель. В нем, как в капле воды, отражена политика, которую должны проводить парламент и страна в экономической области в этом году. В случае досрочных парламентских выборов не будет никакого экономического подъема в России в 1998 году. Мы должны будем больше заниматься не подъемом экономики, а предвыборными кампаниями. Поэтому я убежден в необходимости того, чтобы новый кабинет министров, подтвердив преемственность курса, мог спокойно, энергично работать. Очень важно, чтобы новый кабинет поскорее определился с программой законодательной деятельности, в том числе и по приоритетам в экономике.
    – Как заместитель Председателя Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, что бы вы могли сказать о нынешнем состоянии российского федерализма и взаимоотношениях центра и регионов?
    – Вопрос о федерализме, о взаимоотношениях центра с регионами был, есть и всегда будет одним из ключевых вопросов в развитии и укреплении российской государственности. Существует очень много различных точек зрения на названные проблемы. Ученые и политики по-разному смотрят на то, правильно или неправильно строим мы сегодня федеративное государство.
    Мое мнение состоит в том, что федерализм – единственно возможный для России путь. Россия – огромная страна по территории, очень сложная по языковому, культурному, этническому, конфессионному составу. У нас мирно уживаются люди сотен национальностей, десятков религий, конфессий всяких. И вот в этой пестроте, в том числе климатических поясов, когда, с одной стороны, вы можете пожариться на сочинском пляже, а с другой – иметь летом где-нибудь на Новой Земле минусовую температуру, говорить о какой-либо унификации было бы абсолютно неправильным.
    Сейчас идет большой теоретический спор о том, правы ли были или нет Ленин и Сталин, когда после революции они впервые в мировой истории создали модель федеративного государства, где ряд субъектов Федерации был образован на основе титульных наций. Думаю, что здесь не нужно ничего драматизировать. Главное – не допускать в отношениях с субъектами Федерации крайностей, жесткого силового давления. Здесь важно всегда идти путем компромиссов, согласований, путем политического, гражданского согласия, считаться с интересами самых малых народов, самых различных национальных меньшинств, которые проживают в России.
    Кстати, учитывая, что в данный момент мы ведем с вами речь о федерализме и региональной политике, замечу: в самое ближайшее время Госдума намерена принять в первом чтении закон о национальных меньшинствах и большой блок из 10 законов по пенсиям для северян.
    О русской нации сейчас говорят много дурного, обвиняют ее во всех смертных грехах. Но никто не может отнять у нас, русских, одного нашего огромного, неоспоримого достоинства. Это терпимость, толерантность в отношениях, способность мирно уживаться с другими народами. Никогда мы не были по отношению к народам, населяющим сегодня Россию, колонизаторами. Они входили в состав российского государства добровольно, чувствовали себя в нем комфортно под защитой большого и доброго русского народа. И эту главную, величайшую ценность надо всем нам во что бы то ни стало обязательно сохранить.
    Если говорить об экономической стороне дела, то, конечно, существует очень много противоречий при распределении ресурсов, финансовых потоков. Большие споры, к примеру, не утихают вокруг Москвы. Одни иронизируют насчет того, что Москва-де стала крупнейшим нефтегазоносным регионом мира, что именно здесь находятся самые большие запасы нефти и газа. Регионы, где добывается нефть, всерьез обижаются на Москву, полагая, что туда стекаются основные доходы от нефтедобычи. Другие полагают, что столице по определению полагается быть процветающей. А в Тюменской области, к примеру, возникли противоречия между югом и двумя автономными округами на севере – Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким.
    В общем, не все легко и просто во взаимоотношениях центра и регионов, между регионами. Существует масса нерешенных вопросов не только по ресурсам и финансовым потокам, но и по регистрации предприятий, банков, по управлению федеральной собственностью. Но что в меня вселяет оптимизм? То, что, как я вижу, с каждым годом Россия все больше стабилизируется, решение конфликтов перестает быть силовым, и все большую силу набирают переговорный процесс, согласительные процедуры. Нашли согласие по многим спорным вопросам Тюмень и автономные округа, входящие в состав области. Многое удалось отрегулировать с помощью двусторонних договоров. Точно так же позитивный процесс идет в Красноярском крае, где налаживаются отношения Красноярска с Норильском, Таймырским национальным округом.
    Поэтому, думаю, главное сейчас – неукоснительно следовать нескольким принципам. Первое – раз и навсегда договориться, что Россия – это федерация, и прекратить всякие разговоры об унитарном государстве. Второе – четко и последовательно продолжать разграничение компетенции, полномочий, ресурсов между центром и регионами. Чем быстрее и лучше мы это сделаем, тем меньше у нас будет конфликтов и скандалов – каждый будет точно знать, что он имеет и за что отвечает. Третье – никакой перекройки границ. Раз и навсегда нужно договориться, что все 89 существующих ныне субъектов Федерации должны остаться такими, какими они есть. Потому что как только кто-либо из политиков заводит разговор о том, что где-то что-то надо пересмотреть, укрупнить, «слить – разлить», тут же следом всегда – взрыв страстей, конфронтация. Не этим сейчас надо заниматься! Надо обустраивать тот дом, в котором мы живем, укреплять те границы и отношения, которые есть, которые сложились исторически. Не может быть новая система искусственной нарезки границ лучше той, что уже есть. Будет хуже! Поэтому надо следовать естественному течению вещей.
    В последнее время все эксклюзивы в отношениях некоторых регионов с центром постепенно сводятся на нет. Сказанное справедливо в отношении Татарстана, Башкирии, Якутии, Калмыкии, а также Ингушетии, где свободная экономическая зона практически ликвидирована. Правила экономической жизни для субъектов Федерации все больше унифицируются. Не надо делать это одномоментно, резко. Следует учитывать специфику каждого субъекта Федерации. Но так или иначе, дело идет к тому, что постепенно все станет на свои места, структуры и отношения унифицируются в той степени, в какой это будет равно отвечать интересам и регионов, и центра. Главное тут не паниковать – делать все необходимое для того, чтобы исправно работали федеральная финансовая и банковская системы, а вместе с ними системы органов внутренних дел, прокуратуры, ФСБ, чтобы надежно работали общие энергетические, транспортные сети.
    У нас единое государство, единое социально-экономическое и правовое пространство. Поэтому не надо ничего выдумывать и проводить, например, какие-то специальные кампании в защиту русскоязычного населения. Чтобы русских не обижали – для этого нужна твердая государственная политика по защите прав человека в широком смысле слова. Надо просто-напросто выполнять существующие законы. Если у нас будет достаточно сильное, дееспособное государство, которое будет жить по закону, тогда у нас никто не будет ущемлен, никто не будет страдать, как это происходит сейчас.
    – Вы, Владимир Александрович, как известно, стояли у истоков движения «Наш дом – Россия», и даже это его название предложено вами. Чем живет движение сегодня?
    – «Наш дом – Россия», как и все ведущие политические силы страны, озабочен сегодня тем, чтобы начать активную подготовку к выборам в парламент, которые должны состояться 19 декабря 1999 года. Ряд партий уже дали старт своим избирательным кампаниям. Недавно вот «Яблоко» провело свой съезд, на котором объявило о начале избирательной кампании. Провел съезд Александр Лебедь. В апреле планируют провести пленум коммунисты, где также будут рассматриваться вопросы подготовки к выборам.
    В силу того, что конкуренция сегодня очень высока, что требования людей к политическим партиям все возрастают, «Наш дом – Россия» тоже принял решение загодя, не дожидаясь будущего года, всерьез начать подготовку к выборам. Не буду кривить душой: положение, существующее сегодня в партии власти, не может никого из нас удовлетворить. Имеются разногласия между различными течениями в рамках движения «Наш дом – Россия». У него отсутствует внятная, яркая идеология. Но я бы не спешил с выводами, которые делают некоторые наши оппоненты, заявляя, будто у движения и его лидера нет политических перспектив. Надеюсь, уже в самое ближайшее время общество увидит новые черты и в нашем движении, и в нашем лидере Викторе Черномырдине. У нас есть воля, у нас есть понимание того, что происходит в «Нашем доме – России». У нас есть время, чтобы сплотить свои ряды, добиться согласованных действий, которые послужат залогом нашего успеха на парламентских, а потом и на президентских выборах. Именно этому будет посвящен наш съезд, который пройдет в Москве 25 апреля. На съезд приедут представители всех наших 88 региональных организаций, 32 общественные организации, которые входят в движение, являясь его коллективными участниками. В работе съезда в полном составе примут участие думская фракция движения, его Политсовет, насчитывающий 187 членов, которые представляют практически всю Россию. Это около 50 губернаторов, промышленники, предприниматели, банкиры. Будут представлены все российские регионы. Поэтому съезд явится крупным, важным событием в жизни движения. Главное – это решения, которые будут приняты: первое – о начале подготовки к избирательной кампании 1999 года и второе – о том, чтобы посвятить весь нынешний год активной работе над новой программой движения.
    Та программа, с которой мы шли на выборы в 1995 году, в значительной мере выполнена и, стало быть, во многом устарела. И сегодня речь идет о том, чтобы разработать новую, яркую, современную, привлекательную для миллионов программу «Нашего дома – России», с которой мы сможем уверенно идти на выборы 1999 года, укрепить свои позиции в Государственной Думе. А это значит укрепить позиции в стране тех сил, которые выступают за реформы, за национальные интересы России, за ее стабильное, без скачков и рывков, социально-экономическое развитие.
    Думаю, у нашего движения, которое объединяет в своей идеологии либерализм и патриотизм, появится много новых сторонников, союзников. У всех у нас один общий дом – Россия. Улучшить жизнь в нем можно, только следуя курсом глубоких структурных реформ, сохраняя верность национальным интересам России, российским ценностям, российским традициям.
    И главная цель наших усилий сегодня – привлечь внимание общества к нашему движению, активизировать его работу и добиться в ней реальных практических результатов. Мы стремимся сейчас очень активно работать в регионах, в публичном пространстве, взаимодействовать со средствами массовой информации. Могу уверить вас, что уже в нынешнем году движение «Наш дом – Россия» приобретет новый импульс, помолодеет, его политическое лицо обретет более четкие и более привлекательные черты и что эти изменения по достоинству будут оценены через полтора года.
    Если мы обеспечим нормальное развитие движения до конца 1999 года, если успешно пройдем следующие парламентские выборы, мы будем живы как самостоятельная политическая сила, не зависящая, как было поначалу, только от судьбы своего лидера, от факта нахождения во власти. Для меня лично «Наш дом – Россия» в идеале – это сильная, привлекательная для народа идеология, эффективная структура, сильный, авторитетный лидер, взвешенная политика, спокойная смена на основе преемственности поколений руководителей и активистов.

Интервью взял Владимир Кадулин

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение