Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Экология Наука и технологии Проекты и предложения Импэкс-металл
Международное обозрение Искусства и ремесла История
Евразия, 2005 год
№2' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2
3

РУБЕЖИ В ОКЕАНЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В МОРСКОМ ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ



Андрей Николаев
Генерал армии

Андрей Николаев    Морские пространства, непосредственно примыкающие к материкам, приобретают все большую значимость. Мировой улов рыбы только в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах составляет девять десятых общей добычи. Ценны прибрежные пространства запасами нефти и газа. Затраты на разработку этих месторождений, как правило, выше, чем на суше, но на море высокодебитными являются 42 % разведанных скважин, а на суше лишь 12 %.
    В последние десятилетия прибрежные зоны и острова стали причиной многих конфликтов. Из-за Мальвинских (Фолклендских) островов воевали Англия и Аргентина. Из-за островов вели войну Иран и Ирак, спорят Китай и Вьетнам... Япония, как известно, не оставляет претензий на часть островов Курильской гряды. Кажется, что споры идут о незначительных по размеру территориях. Но это ошибочное представление. Завладев, к примеру, четырьмя вожделенными российскими островами – менее 4 тыс. км2 суши, Япония приобрела бы около 196 тыс. км2 прибрежных вод с богатейшими природными ресурсами, не считая того, что она перекрыла бы «узкое горлышко» Охотского моря.
    «Огораживать» прибрежные владения страны начали еще в начале XVIII века. Сегодня институт территориальных вод действует в 129 государствах. Международная конвенция ООН по морскому праву 1982 года определила ширину территориальных вод в 12 морских миль. В 1945 году США ввели особый режим отлова рыбы в непосредственной близости от своего побережья. Так появились исключительные экономические зоны. Сегодня уже 82 страны имеют такие зоны, в которых обладают правами суверена.

Об авторе

    Андрей Иванович Николаев родился 21 апреля 1949 года в Москве. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР (1971 г.), Военную академию им. М. В. Фрунзе (1976 г.), Военную академию Генерального штаба (1988 г.). Прошел все ступени военной карьеры: командовал взводом, ротой, батальоном, полком, дивизией. С 1988 года – начальник штаба – первый заместитель командующего армией (Ленинградский военный округ), с августа 1991 – командующий армией (Кавказский военный округ, затем Северо-Западная группа войск), с июля 1992 – первый заместитель начальника главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил, с декабря 1992 – первый заместитель начальника Генштаба. В августе 1993 года был назначен заместителем министра безопасности – командующим пограничными войсками, а в декабре 1993 – главнокомандующим Пограничными войсками Российской Федерации. С декабря 1994 года по декабрь 1997 года – директор Федеральной пограничной службы. В декабре 1997 года обратился к Президенту РФ с рапортом об отставке в связи с событиями на российско-грузинской границе. Член Совета Безопасности и Совета Обороны при Президенте РФ. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством», «За службу Родине в Вооруженных Силах» и медалями.


    В настоящее время морское право делит Мировой океан на территориальные моря, внутренние воды, архипелажные воды, исключительные экономические зоны, континентальные шельфы, открытое море и районы морского дна. Но даже такая подробная детализация не разрешила всех проблем. Возникла необходимость защиты от хищнического вылова мигрирующих видов рыб в открытом море. Это предвестник дальнейшего раздела Мирового океана.
    Для России вопросы использования и охраны морских вод имеют значение большее, чем для какого-либо другого государства. Ее омывают 3 океана и 13 морей. Протяженность морской береговой линии достигает 38807 км, а с учетом островов – 56,5 тыс. км. Наша страна обладает самой большой в мире морской границей. Огромны и морские владения России. Площадь исключительной экономической зоны составляет 42 % сухопутной территории страны.
    Богатства, находящиеся на этих пространствах, имеют лишь приблизительную оценку, но и она впечатляет. Считают, что из всех запасов нефти и газа, обнаруженных в недрах Мирового океана, свыше 80 % приходится на континентальный шельф северных морей России. Его активная разработка не за горами. Что касается морепродуктов, достаточно привести следующий факт: 90 % добываемого российскими промысловиками вылавливается именно в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне России. Но есть проблемы, которые не могут не вызывать озабоченности.
    В последние годы обострились споры о принадлежности России тех или иных акваторий и островов. В Баренцевом море возникла проблема между Россией и Норвегией. После распада СССР возник вопрос о морском разграничении на Балтике и на Черном море. Россия находится в состоянии жесткой конкуренции с Азербайджаном, Туркменистаном и Казахстаном из-за неопределенного статуса Каспийского моря. Существуют противоречия по разграничению морских территорий с Японией, Кореей и США. В США действует общественное движение за «возвращение» острова Врангеля в Чукотском море. Не закрыт вопрос о соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года. Конгресс США ратифицировал документ, но без ратификации Россией он не является вступившим в силу. Продолжаются споры вокруг статуса и пространственных рамок так называемого Полярного (Арктического) сектора России.
    Объектом посягательств становится исключительная экономическая зона России. Как отмечалось, она занимает огромную площадь, но исследована и освоена мало. Из-за нехватки средств она практически не охраняется. Суверенные права России в этой зоне игнорируются. Часть российского шельфа в Беринговом море, например, эксплуатируется Соединенными Штатами. Ощущается их интерес к исключительной экономической зоне России севернее Берингова пролива. Экономический кризис и мучительный процесс реформирования затрудняют эффективное использование Россией собственных ресурсов, и этим пользуются все кому не лень. В морское пограничное пространство России устремились рыболовецкие флотилии со всего света. Когда их стали изгонять, они начали нанимать российских браконьеров: за незаконный промысел россиян задерживают в 11 раз чаще, чем иностранцев.
    Природа не успевает восстанавливать свои ресурсы. В морских пограничных пространствах России оказались на грани исчезновения популяции таких рыб, как горбуша, кета, нерка, кижуч, сайра, камбала и даже минтай, которого еще недавно было в избытке.
    Не только национальный, но и глобальный характер приобрела проблема охраны среды в прибрежных водах России. Разрушающее воздействие на морскую экологическую систему оказывает небрежная транспортировка опасных грузов. Замечу, что к числу таковых относятся грузы свыше 3 тыс. наименований. Все знают, что они не должны ни просыпаться, ни проливаться в море. Но для того, чтобы предотвратить это, практически ничего не делается. Растет слив в море губительных для природы химических веществ: кислот, щелочей, продуктов коксохимии, растворителей, спиртов. Глобальный характер носит загрязнение морских пространств тяжелыми металлами (ртуть, свинец, кадмий), а также радиоактивное загрязнение.
    Небывалую остроту в прибрежных зонах приобрела криминогенная обстановка. При этом я имею в виду не только браконьерство, контрабанду наркотиков, оружия, попытки вывоза из страны культурных ценностей и стратегических материалов, с чем приходится иметь дело пограничникам, и даже не разведывательную деятельность иностранных спецслужб, работающих под флагом экологов. Парадокс, но для России становится актуальной проблема защиты моряков от пиратства. Ежегодно в мире фиксируется до двухсот вооруженных нападений на гражданские суда, и четверть из них приходится на российские.
    При анализе проблем морского пограничного пространства России обращает на себя внимание отсутствие должной организации. В стране действуют свыше 50 министерств и ведомств. Каждое имеет свое предназначение и каждое независимо в реализации своих функций. Это порождает дублирование полномочий и появление сфер, не охваченных влиянием государства. В итоге получается, например, что защитой живых ресурсов в морских пограничных пространствах занимаются 4 ведомства (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитет по рыболовству, Федеральная пограничная служба, Министерство сельского хозяйства и продовольствия), а управление безопасностью судоходства, очистка морской среды, организация спасения на море остаются вне должного внимания.
    Но и там, где проблема «перекрывается» несколькими ведомствами, от ущерба государство не застраховано. Из двух органов, занимающихся охраной живых ресурсов, ни один не в состоянии самостоятельно решить эту задачу, так как у одного (ФПС) есть плавсредства, но нет специалистов по охране рыбы, а у другого (Роскомрыболовства) есть специалисты, но практически отсутствуют силы и средства. Можно привести и другие примеры, когда, скажем, экологическое судно, находясь в исключительной экономической зоне, не обращает внимания на контрабандиста, а судно рыбоохраны «не замечает» нарушения режима плавания. Результатами ведомственной разобщенности на море, как известно, стали гибель теплохода «Нахимов» на Черном море с огромным числом человеческих жертв, скандальный несанкционированный уход из Новороссийского порта мальтийского судна «Эльбели».
    Морским владениям России явно не хватает рачительного хозяина. Но кто должен быть им, и как должна осуществляться его ответственность за все, что там происходит? Примеры дает история. Во второй половине XIX века невиданных размеров достигла контрабанда на Балтийском море. Как выходит из этой ситуации Россия? Устанавливает морскую таможенную полосу и поручает ее охрану Министерству финансов. Для этого создается Балтийская таможенная крейсерская флотилия. В 70-х годах XIX века иностранные промысловики заполонили побережье Мурмана. За наведение порядка берется Общество содействия русскому морскому мореходству. На север посылается полицейский корабль «Бакен». Возникает угроза российским запасам морского зверя на тихоокеанском побережье. Министерство сельского хозяйства арендует у военных моряков корабли и направляет их на охрану промыслов. На Амуре и Уссури с контрабандистами и грабителями-хунхузами борется казачья флотилия. У берегов Кавказа с контрабандой оружия (этим активно занимались тогда Турция и Англия) борьбу вели корабли Черноморского флота. При всех различиях этих примеров нетрудно видеть в них общее: охрана морских вод была заботой государства, но осуществляли ее отдельные ведомства. Они брали на себя всю полноту ответственности, которая нередко выходила за пределы их основного функционального предназначения.
    Интересен опыт решения проблемы такими крупными морскими государствами, как США и Япония. В США функции хозяина морских владений во многом возложены на береговую охрану, в Японии – на Управление морской безопасности. Располагая специальными кораблями и авиацией, береговой системой наблюдения, соответственно подготовленными кадрами, эти структуры способны решать широкий комплекс задач по обеспечению интересов своих государств и граждан в прибрежных морских водах.
    Федеральная пограничная служба России имеет морские силы (с 1997 года – морская охрана). Об этом, правда, многие не знают и принимают ее корабли за корабли ВМФ, хотя они приспособлены лишь для решения своих специфических задач и вчетверо дешевле кораблей ВМФ. Но проблемы России в пограничных пространствах много шире охраны рубежей, борьбы с браконьерством и контрабандой. Откладывать их решение «на потом», несмотря на скудость средств в казне, нельзя. Нельзя потому, что «бесхозные» морские пространства становятся объектом повышенного внимания и разного рода «инициатив». Если не начать по-хозяйски распоряжаться своими морскими владениями, этим займутся другие. Сбор аргументов в пользу того, что достояние России одновременно является и достоянием всей планеты, особого труда не составит. Что касается средств, в мире нет ни одного государства, правительство которого не жаловалось бы на их недостаток. Да и решение упомянутых проблем связано не столько с деньгами, сколько с организацией. Речь идет о приоритетах.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение