Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Экология Наука и технологии Проекты и предложения Импэкс-металл
Международное обозрение Искусства и ремесла История
Международное обозрение
№2' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2

ЧЕРТОПОЛОХ НА РЕЛЬСОВОМ ПУТИ
ПОЛЬСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ – ДОЛГИЕ СУМЕРКИ



Александр Потемкин
Корр. ИТАР-ТАСС – специально для журнала «Металлы Евразии» (Варшава)

    Одна из крупнейших «строек социализма», единственная в Польше железнодорожная магистраль, ширина которой соответствует советским железным дорогам, переживает не лучшие времена. Сооруженная в 70-е годы ветка, ведущая от границы бывшего СССР к городу Катовице, перестала отвечать своему назначению: обеспечивать бесперебойную доставку руды на металлургический комбинат «Катовице», а из Польши вывозить серу, уголь и готовую продукцию.

    Русофобия – «внеэкономический фактор»
    С тех пор местами сквозь шпалы уже пророс сорняк, хотя по основным путям иногда и пройдет товарняк с криворожской рудой. Попытки использовать дорогу более интенсивно (к примеру, одна российско-польская фирма специально построила близ путей современнейший завод по разливке сжиженного газа) не всегда удачны. Препятствуют русофобия сегодняшних польских властей, конкуренция западных фирм и другие как финансовые, так и «внеэкономические» факторы. Достаточно сказать, что, ссылаясь на «разночтения» в законах относительно собственности на землю, не опасаясь даже экологической катастрофы, власти Катовицкого воеводства много месяцев продержали на путях цистерны со сжиженным газом из России, не допуская их к предприятию.
    Одной из причин того, что некогда оживленная трасса сегодня представляет собой лишь памятник эпохи социалистической интеграции, являются трудности и внутренние противоречия польской металлургии. Несмотря на то, что экономические реформы в стране идут десятый год, «реструктуризация» сталелитейной промышленности пока находится в начальной стадии. Здесь только начинают разгосударствление крупных предприятий, которые все еще ждут своего «стратегического инвестора». По некоторым сведениям, определенный интерес проявляет австрийский концерн «Фест Альпине», намеренный приобрести часть акций. Тем временем трудности польских металлургов усугубились из-за того, что Таиланд ввел антидемпинговые пошлины на стальные профили из Польши, большая часть которых поступала как раз из цехов комбината «Катовице».

    «Фест Альпине» в Нова Гуте
    Тем не менее на комбинате постоянно идет модернизация. Два года назад сдана в эксплуатацию линия непрерывной разливки стали, сейчас завершается монтаж еще одной. Были планы по третьей линии по разливке стали и производству стального листа, но бельгийская фирма, намеревавшаяся вложить в этот проект свои капиталы, отказалась. Причина? Правительство Польши не в состоянии представить гарантии примерно на 1 млрд. долл. Недавно комбинат «Катовице» получил кредит от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в размере 18,2 млн. экю. Эти деньги предназначены для современного кислородного цеха, общая стоимость которого свыше 30 млн. экю. Как сообщила представитель дирекции комбината Рената Бытомская, это будет самое крупное в Польше производство кислорода мощностью 1,6 тыс. т в сутки.
    Немного активнее процесс приватизации идет на другом крупном предприятии отрасли – металлургическом комбинате им. Сендзимира в Нова Гуте близ Кракова. Стало известно, что на роль главного акционера сталелитейного производства бывшего «флагмана социндустрии», известного ранее как комбинат им. Ленина, претендуют уже упомянутый австрийский концерн «Фест Альпине», готовый за 51 % акций выложить не менее миллиарда долларов, а также «Бритиш стил», германский «Тиссен» и французский «Юсинор». Хотя на этом комбинате, где работает 17,5 тыс. человек, положение лучше, ему срочно необходима модернизация. Она обойдется в 1,2 млрд. долл. В настоящее время уже подписан договор между комбинатом им. Сендзимира и консорциумом консалтинговых фирм, которые должны помогать в разгосударствлении. Этот процесс, как отмечает председатель правления комбината Ежи Кнапик, рассчитан до 1999 года, когда предприятие намерено выпустить свои акции в котировку на Варшавской бирже ценных бумаг.

    Призрак безработицы в Силезии
    Остальные предприятия отрасли, в том числе и купленный несколько лет назад итальянским концерном «Луккини» бывший завод качественных сталей «Варшава», находятся в сложной ситуации. Некоторые из девятнадцати расположенных в Силезии устаревших заводов могут быть вообще ликвидированы. Пока лишь один – завод «Сталева воля» – спасен от банкротства заступничеством отечественных банков, которые аннулировали часть его долгов, а часть обменяли на акции. Благодаря кредиту трех польских банков этот завод намерены модернизировать. Будет построен новый прокатный стан, который вместе с существующей линией разливки позволит предприятию выпускать к 2000 году до 260 тыс. т стали высоких марок.
    «Если польская металлургия желает выстоять перед лицом западноевропейской конкуренции, – написал недавно аналитик авторитетного финансового органа «Экономика и рынок» (приложение к газете «Речь Посполита»), – то она должна сократить занятость на 45 тыс. человек, а в течение 4 лет удвоить производительность труда. Сделать это надо до того момента, когда будут полностью отменены защищающие сталелитейщиков таможенные пошлины, т. е. до 2002 года». Между тем в последние семь лет занятость в отрасли уже сократилась почти на 60 тыс. человек.

    Остановка на середине дороги
    До сих пор на «реструктуризацию» польской металлургии затрачено 1,5 млрд. долл. Для осуществления второго, более трудного этапа необходимы еще 2 млрд., которые польские металлургические предприятия «пока только ищут». Варшавские и катовицкие эксперты отмечают, что развитие металлургии в стране входит в противоречие с интересами западных производителей стали. Например, трудности того же комбината «Катовице» проистекают из того, что «по мнению ЕС, количество производимой стали в Польше должно уменьшаться, а не увеличиваться». «Ввиду сокращения российского рынка, – пишет, ссылаясь на Международный институт железа и стали, варшавская газета финансовых кругов «Дзенник права и господарки», – страны Восточной Европы стали атаковать промышленно развитые государства своими дешевыми продуктами. Европейский Союз пытается это предотвратить».
    У местных специалистов нет ответа и еще на один сакраментальный вопрос. Польша не имеет месторождений железной руды. Хотя комбинат «Катовице» почти вдвое уменьшил выработку, дав в прошлом году около 4,5 млн. т стали, а комбинат им. Сендзимира и того меньше – 2,5 млн. т, этот металл произведен в основном за счет поставок руды с территории бывшего СССР. Смогут ли традиционные партнеры и в будущем обеспечивать модернизированную стальную отрасль Польши? Если ответ будет утвердительным, возрастут и шансы «серно-металлургической» магистрали.

Фото любезно предоставлено компанией «Центрозап»

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение