Александр Рыбаков
Президент ЗАО «Ювелирэкспо»
Подготовка к выставке «Ювелир-98» уже идет. Какие ожидаются изменения по сравнению с прошлогодней экспозицией?
В этом году у нас юбилей: 40-я выставка-ярмарка. Правда, раньше это были ярмарки, потому что покупалось все через госзаказ, все было запланировано, зафиксировано через Госплан. Но вот уже несколько лет ярмарки все больше перерастают в выставки, где не только заключаются сделки, но идет экспонирование, возникает эстетическая конкуренция, обмен опытом, в том числе технологическим. Производители показывают перспективные модели, свои изыскания и находки. Это тем более интересно благодаря участию зарубежных фирм. Помимо ювелирных изделий представлен довольно обширный ассортимент инструментов, приспособлений для производства, упаковка, торговое оборудование и вспомогательные материалы, которые используются в отрасли. Можно с удовлетворением отметить все большее присутствие отечественных производителей инструментов.
Если четыре года назад выставка занимала примерно 3 тыс. м2, то в этом году общая площадь экспозиции составит 10 тыс. м2. Желание участвовать изъявили все регионы России, практически все государства СНГ, а также Англия, Таиланд, Испания, Австралия, ЮАР, США, некоторые страны Латинской Америки. Для России это самая крупная профессиональная встреча, праздник всех ювелиров.
В последние годы мы стали привлекать не только ювелирные фирмы, но и фирмы, которые предлагают продукцию, по классу близкую к ювелирным изделиям: дорогой фарфор, уникальные изделия из кости. Например, стараемся привлечь внимание к косторезному предприятию в Холмогорах, о котором, к сожалению, мало кто знает, к производствам, работающим с поделочным камнем и создающим предметы, способные украсить самый изысканный интерьер. Рекламы этих предприятий практически нет, так что наша выставка для них особенно значима. Показы мод и ювелирных изделий мы проводим с участием девушек из модельных агентств.
В этом году оснастим подиум телекамерами и большим экраном, чтобы украшения можно было демонстрировать крупным планом.
Как только выставка стала развиваться именно как выставка, к нам сразу пришла сама! компания «Алмазы России-Саха» и создала коллективный стенд, где представлены предприятия, с которыми она работает. Так обозначилась тенденция участия не только изготовителей ювелирных изделий, но и «сырьевиков» золотодобытчиков, алмазодобытчиков, представителей ограночных предприятий. И это отражает наметившуюся в отрасли тенденцию к созданию вертикально интегрированных производств. Например, в Магадане на базе золотодобывающей отрасли выросло ювелирное предприятие с очень интересными художественными идеями они используют в изделиях золотые самородки. Такая интеграция позволяет добытчикам сырья проследить, как идет развитие всего комплекса.
Очень хорошо на выставке бывает представлена розничная торговля. Это участники без стенда. Их заказы позволяют изготовителям корректировать свои производственные программы, подстраиваться под требования рынка.
А каковы требования рынка? Есть ли он вообще?
Слухи о смерти отечественного ювелирного рынка сильно преувеличены. Рынок не только есть, но и активно развивается. Правда, статистики потребления, к сожалению, нет. Есть статистика производства, есть статистика легального импорта. Сколько из этого потреблено? Считайте, что минимум 80 %. А то, что ввозится «челноками», раскупается стопроцентно.
А что все-таки происходит со спросом в количественном и качественном измерении? У меня есть подозрение, что он падает.
Спрос не падает. Обратите внимание, сколько ювелирных магазинов открылось в Москве.
Они как открываются, так и закрываются.
Закрываются как раз те магазины, которые предлагали «черный» товар. Они год отработали их никто не «дергал», а потом свернули фирму и налогов никому не заплатили. Это временщики, которые живут на нелегальном ввозе в основном турецкой продукции. Такая ведь ситуация не только в «ювелирке», но и в торговле многими другими потребительскими товарами.
А что касается спроса... Я не хочу сказать, что все живут благополучно, но у населения достаточно средств, чтобы интересоваться украшениями.
Производство ювелирных изделий в стране стабилизировалось: оно перестало сокращаться и даже растет. Это доказывает, что спрос по крайней мере не упал по сравнению с 1993 1994 годами. Импорт тоже растет. А ведь вы же не будете производить и ввозить, если у вас не покупают! По качественным показателям спрос, конечно, изменился по сравнению с 80-ми годами. Раньше он диктовался производителями: что есть, то и бери. В начале 90-х годов продолжали брать все, ажиотаж в скупке золота и бриллиантов даже усилился, потому что выбора не было практически невозможно было делать вложения в валюту, в недвижимость. Теперь «ювелирка» конкурирует с другими объектами вложения средств, что, естественно, предъявляет к ней более высокие требования в смысле качества и эстетической привлекательности. Но должен сказать, что если вы будете пересчитывать из года в год стоимость ваших ювелирных изделий, то обнаружите, что у нас, как и во всем мире, они дают небольшой, но стабильный процент.
А если говорить предметно, то сейчас возвращается и растет интерес к «бескаменке». Это более дешевые вещи, их можно чаще менять. Растет спрос на цепи, браслеты, особенно среди молодежи. С другой стороны, растет спрос на качественные изделия.
И знаете, в последнее время заметно выросла потребительская грамотность. Теперь покупатель в первую очередь спрашивает: чье изделие. Если российское доверия к нему больше. Люди интересуются характеристиками бриллиантов. Самый распространенный вопрос: «Это якутские бриллианты?» Покупатели знают: раз камень наш, значит хороший. Так что первый «ликбез» наш покупатель уже прошел, обучился на ошибках своих и своих близких. А к дешевому импорту отношение постепенно ухудшается из-за его качества. При этом, как вы понимаете, я ни в коем случае не хочу бросить тень на качественные импортные изделия.
На предстоящей выставке будет больше участников, чем в прошлом году?
В прошлом году было 182 фирмы-экспонента, в 1996 году 185. Каждый год появляются новые участники и уходят фирмы, которые хотят не работать, а быстро заработать деньги и свернуть дело. «Ювелирка» это такой бизнес, где все друг друга знают. Если какая-то фирма «прокололась», это разносится мгновенно. С ней уже стараются не сотрудничать. А что это означает для фирмы? Крах! Если вы раньше в выставке участвовали, а потом перестали, о чем это говорит? Что вы или банкрот, или уже неспособны выполнять свои обязательства. То есть отсутствие предприятия на выставке первый сигнал, что с ним не следует иметь дела. Поэтому предприятия, которые хотят работать, продолжают участвовать в выставке, даже если у них есть какие-то финансовые или организационные трудности. Более того, некоторые постоянные участники из года в год расширяют площади своей экспозиции, показывая тем самым, что они крепче становятся на ноги, что они более платежеспособны, что у них увеличивается ассортимент и производство.
Получается, что участие в выставке это как бы сертификат деловой надежности?
Мы всем участникам выдаем диплом, подтверждающий в документальной форме их надежность. Кстати, постоянным участникам мы даем 10 %-ную скидку. Между прочим, за полгода до выставки, в середине марта, более 65 % выставочных площадей уже были раскуплены. НИИ «Ювелирпром» собирает все данные по заключенным договорам, чтобы вычислить объемы требуемых промышленностью драгоценных металлов и камней, и готовит совместно с нами записку в правительство о размерах необходимых квот. Записка направляется в Гохран, Минфин, Минэкономики и все министерства, которые могут быть причастны к производству.
Эти структуры к вам прислушиваются?
Сначала не очень прислушивались. Но потом поняли, что прислушиваться стоит. Судите сами: в прошлом году сумма договоров составила 3266,7 млрд. руб. При действующих ставках НДС и акциза от продажи ювелирных изделий государство получит 1,6 трлн. руб. Для обеспечения производства изготовители закупили в соответствии с заключенными договорами 12,6 т золота, 42 т серебра, 0,5 т палладия, 50 кг платины и 110 тыс. каратов бриллиантов. Таким образом они реально заплатят добывающим отраслям 1,3 млрд. руб., не считая НДС. Это далеко не пустяковые суммы для экономики и бюджета.
Постепенно государственные органы не только стали работать с нами всерьез, но пригласили нашу структуру и «Ювелирпром» принять участие в подготовке Концепции развития алмазно-бриллиантового комплекса.
В этой концепции речь идет о реформировании отрасли. Но нуждается ли ювелирное дело в реформировании или оно давно уже естественным путем приспособилось к рынку?
Приспособиться можно к любой жизни. Но желательно, чтобы она была упорядоченной. Это выгодно всем, государству в том числе.
Вы имеете в виду одну из главных бед отрасли высокие налоги и акцизы?
Акциз сейчас уменьшили в два раза с 30 до 15 %. Но вы не увидите, чтобы ювелирные изделия подешевели. Если из вас все время выжимали все соки, а потом дали чуть-чуть вздохнуть, вы же не отдадите последнее! Надо собраться с силами, чтобы начать работать. Ювелиры платят налоги с реализации, с прибыли, которой нет, акциз, многократные налоги с оборота, от чего весь мир давно отказался... Добавьте сюда государственный и бандитский рэкет... Ювелир должен за свои деньги купить металл, содержать производство. Как только продукция отправлена в магазин, он должен заплатить налоги. С чего?! Ведь денег он еще не получил. Он их только вложил! Значит, нужно где-то взять кредит под нынешний высокий процент и не пустить деньги в производство, а отдать государству. А если продукция не нашла сбыта? Ведь практически все работают через консигнацию с предоплатой не получается. В результате государство заставляет производителей выкручиваться, прибегая, так сказать, к нетрадиционным путям и методам ведения хозяйства. Во всех странах налоги на ювелирные изделия возлагаются на розницу, а у нас на производство. Потому что это проще розницу трудно отловить, а производство все на глазах.
И тем не менее отрасль живет. Она есть и будет, пока существует человек, пока есть женщины, есть зеркало... Пока есть любовь!
Интервью взяла Лариса Ильина
|