Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Экология Наука и технологии Проекты и предложения Импэкс-металл
Международное обозрение Искусства и ремесла История
Драгоценные металлы и камни
№2' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2
3

ПОКА ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ, БУДЕТ И СПРОС НА ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
С 23 ПО 28 СЕНТЯБРЯ В ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ «СОКОЛЬНИКИ» БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ТРАДИЦИОННАЯ МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА «ЮВЕЛИР-98»



Александр Рыбаков
Президент ЗАО «Ювелирэкспо»

    – Подготовка к выставке «Ювелир-98» уже идет. Какие ожидаются изменения по сравнению с прошлогодней экспозицией?

    – В этом году у нас юбилей: 40-я выставка-ярмарка. Правда, раньше это были ярмарки, потому что покупалось все через госзаказ, все было запланировано, зафиксировано через Госплан. Но вот уже несколько лет ярмарки все больше перерастают в выставки, где не только заключаются сделки, но идет экспонирование, возникает эстетическая конкуренция, обмен опытом, в том числе технологическим. Производители показывают перспективные модели, свои изыскания и находки. Это тем более интересно благодаря участию зарубежных фирм. Помимо ювелирных изделий представлен довольно обширный ассортимент инструментов, приспособлений для производства, упаковка, торговое оборудование и вспомогательные материалы, которые используются в отрасли. Можно с удовлетворением отметить все большее присутствие отечественных производителей инструментов.
    Если четыре года назад выставка занимала примерно 3 тыс. м2, то в этом году общая площадь экспозиции составит 10 тыс. м2. Желание участвовать изъявили все регионы России, практически все государства СНГ, а также Англия, Таиланд, Испания, Австралия, ЮАР, США, некоторые страны Латинской Америки. Для России – это самая крупная профессиональная встреча, праздник всех ювелиров.
    В последние годы мы стали привлекать не только ювелирные фирмы, но и фирмы, которые предлагают продукцию, по классу близкую к ювелирным изделиям: дорогой фарфор, уникальные изделия из кости. Например, стараемся привлечь внимание к косторезному предприятию в Холмогорах, о котором, к сожалению, мало кто знает, к производствам, работающим с поделочным камнем и создающим предметы, способные украсить самый изысканный интерьер. Рекламы этих предприятий практически нет, так что наша выставка для них особенно значима. Показы мод и ювелирных изделий мы проводим с участием девушек из модельных агентств.
    В этом году оснастим подиум телекамерами и большим экраном, чтобы украшения можно было демонстрировать крупным планом.
    Как только выставка стала развиваться именно как выставка, к нам сразу пришла – сама! – компания «Алмазы России-Саха» и создала коллективный стенд, где представлены предприятия, с которыми она работает. Так обозначилась тенденция участия не только изготовителей ювелирных изделий, но и «сырьевиков» – золотодобытчиков, алмазодобытчиков, представителей ограночных предприятий. И это отражает наметившуюся в отрасли тенденцию к созданию вертикально интегрированных производств. Например, в Магадане на базе золотодобывающей отрасли выросло ювелирное предприятие с очень интересными художественными идеями – они используют в изделиях золотые самородки. Такая интеграция позволяет добытчикам сырья проследить, как идет развитие всего комплекса.
    Очень хорошо на выставке бывает представлена розничная торговля. Это – участники без стенда. Их заказы позволяют изготовителям корректировать свои производственные программы, подстраиваться под требования рынка.
    – А каковы требования рынка? Есть ли он вообще?
    – Слухи о смерти отечественного ювелирного рынка сильно преувеличены. Рынок не только есть, но и активно развивается. Правда, статистики потребления, к сожалению, нет. Есть статистика производства, есть статистика легального импорта. Сколько из этого потреблено? Считайте, что минимум 80 %. А то, что ввозится «челноками», раскупается стопроцентно.
    – А что все-таки происходит со спросом в количественном и качественном измерении? У меня есть подозрение, что он падает.
    – Спрос не падает. Обратите внимание, сколько ювелирных магазинов открылось в Москве.
    – Они как открываются, так и закрываются.
    – Закрываются как раз те магазины, которые предлагали «черный» товар. Они год отработали – их никто не «дергал», а потом свернули фирму и налогов никому не заплатили. Это временщики, которые живут на нелегальном ввозе в основном турецкой продукции. Такая ведь ситуация не только в «ювелирке», но и в торговле многими другими потребительскими товарами.
    А что касается спроса... Я не хочу сказать, что все живут благополучно, но у населения достаточно средств, чтобы интересоваться украшениями.
    Производство ювелирных изделий в стране стабилизировалось: оно перестало сокращаться и даже растет. Это доказывает, что спрос по крайней мере не упал по сравнению с 1993 – 1994 годами. Импорт тоже растет. А ведь вы же не будете производить и ввозить, если у вас не покупают! По качественным показателям спрос, конечно, изменился по сравнению с 80-ми годами. Раньше он диктовался производителями: что есть, то и бери. В начале 90-х годов продолжали брать все, ажиотаж в скупке золота и бриллиантов даже усилился, потому что выбора не было – практически невозможно было делать вложения в валюту, в недвижимость. Теперь «ювелирка» конкурирует с другими объектами вложения средств, что, естественно, предъявляет к ней более высокие требования в смысле качества и эстетической привлекательности. Но должен сказать, что если вы будете пересчитывать из года в год стоимость ваших ювелирных изделий, то обнаружите, что у нас, как и во всем мире, они дают небольшой, но стабильный процент.
    А если говорить предметно, то сейчас возвращается и растет интерес к «бескаменке». Это более дешевые вещи, их можно чаще менять. Растет спрос на цепи, браслеты, особенно среди молодежи. С другой стороны, растет спрос на качественные изделия.
    И знаете, в последнее время заметно выросла потребительская грамотность. Теперь покупатель в первую очередь спрашивает: чье изделие. Если российское – доверия к нему больше. Люди интересуются характеристиками бриллиантов. Самый распространенный вопрос: «Это якутские бриллианты?» Покупатели знают: раз камень наш, значит хороший. Так что первый «ликбез» наш покупатель уже прошел, обучился на ошибках своих и своих близких. А к дешевому импорту отношение постепенно ухудшается из-за его качества. При этом, как вы понимаете, я ни в коем случае не хочу бросить тень на качественные импортные изделия.
    – На предстоящей выставке будет больше участников, чем в прошлом году?
    – В прошлом году было 182 фирмы-экспонента, в 1996 году – 185. Каждый год появляются новые участники и уходят фирмы, которые хотят не работать, а быстро заработать деньги и свернуть дело. «Ювелирка» – это такой бизнес, где все друг друга знают. Если какая-то фирма «прокололась», это разносится мгновенно. С ней уже стараются не сотрудничать. А что это означает для фирмы? Крах! Если вы раньше в выставке участвовали, а потом перестали, о чем это говорит? Что вы или банкрот, или уже неспособны выполнять свои обязательства. То есть отсутствие предприятия на выставке – первый сигнал, что с ним не следует иметь дела. Поэтому предприятия, которые хотят работать, продолжают участвовать в выставке, даже если у них есть какие-то финансовые или организационные трудности. Более того, некоторые постоянные участники из года в год расширяют площади своей экспозиции, показывая тем самым, что они крепче становятся на ноги, что они более платежеспособны, что у них увеличивается ассортимент и производство.
    – Получается, что участие в выставке – это как бы сертификат деловой надежности?
    – Мы всем участникам выдаем диплом, подтверждающий в документальной форме их надежность. Кстати, постоянным участникам мы даем 10 %-ную скидку. Между прочим, за полгода до выставки, в середине марта, более 65 % выставочных площадей уже были раскуплены. НИИ «Ювелирпром» собирает все данные по заключенным договорам, чтобы вычислить объемы требуемых промышленностью драгоценных металлов и камней, и готовит совместно с нами записку в правительство о размерах необходимых квот. Записка направляется в Гохран, Минфин, Минэкономики и все министерства, которые могут быть причастны к производству.
    – Эти структуры к вам прислушиваются?
    – Сначала не очень прислушивались. Но потом поняли, что прислушиваться стоит. Судите сами: в прошлом году сумма договоров составила 3266,7 млрд. руб. При действующих ставках НДС и акциза от продажи ювелирных изделий государство получит 1,6 трлн. руб. Для обеспечения производства изготовители закупили в соответствии с заключенными договорами 12,6 т золота, 42 т серебра, 0,5 т палладия, 50 кг платины и 110 тыс. каратов бриллиантов. Таким образом они реально заплатят добывающим отраслям 1,3 млрд. руб., не считая НДС. Это далеко не пустяковые суммы для экономики и бюджета.
    Постепенно государственные органы не только стали работать с нами всерьез, но пригласили нашу структуру и «Ювелирпром» принять участие в подготовке Концепции развития алмазно-бриллиантового комплекса.
    – В этой концепции речь идет о реформировании отрасли. Но нуждается ли ювелирное дело в реформировании или оно давно уже естественным путем приспособилось к рынку?
    – Приспособиться можно к любой жизни. Но желательно, чтобы она была упорядоченной. Это выгодно всем, государству в том числе.
    – Вы имеете в виду одну из главных бед отрасли – высокие налоги и акцизы?
    – Акциз сейчас уменьшили в два раза – с 30 до 15 %. Но вы не увидите, чтобы ювелирные изделия подешевели. Если из вас все время выжимали все соки, а потом дали чуть-чуть вздохнуть, вы же не отдадите последнее! Надо собраться с силами, чтобы начать работать. Ювелиры платят налоги с реализации, с прибыли, которой нет, акциз, многократные налоги с оборота, от чего весь мир давно отказался... Добавьте сюда государственный и бандитский рэкет... Ювелир должен за свои деньги купить металл, содержать производство. Как только продукция отправлена в магазин, он должен заплатить налоги. С чего?! Ведь денег он еще не получил. Он их только вложил! Значит, нужно где-то взять кредит под нынешний высокий процент и не пустить деньги в производство, а отдать государству. А если продукция не нашла сбыта? Ведь практически все работают через консигнацию – с предоплатой не получается. В результате государство заставляет производителей выкручиваться, прибегая, так сказать, к нетрадиционным путям и методам ведения хозяйства. Во всех странах налоги на ювелирные изделия возлагаются на розницу, а у нас – на производство. Потому что это проще – розницу трудно отловить, а производство – все на глазах.
    И тем не менее отрасль живет. Она есть и будет, пока существует человек, пока есть женщины, есть зеркало... Пока есть любовь!

Интервью взяла Лариса Ильина

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение