Юрий Адно
Ведущий научный сотрудник Отдела промышленной и инвестиционной политики ИМЭМО РАН
В судьбе РАО «Норильский никель» отразились те особенности нынешнего переходного этапа развития российского бизнеса, которые связаны с формированием крупных корпоративных финансово-промышленных образований, призванных решить внутренние социально-экономические проблемы и надежно защитить российские интересы на мировых рынках. Сегодня в процессе рыночных реформ складываются контуры новой экономической системы, в которой при активной руководящей роли государства форсируется повышение конкуренции на рынке собственности, что должно в конечном счете способствовать долгожданному экономическому росту. Именно крупные корпоративные образования, как свидетельствует мировой опыт, в подобных условиях могли бы явиться своеобразными локомотивами экономического подъема и выхода из кризиса. Однако, как показала российская практика, далеко не все банки, получив контроль над крупными промышленными объектами в результате залоговых аукционов или коммерческих конкурсов, стремятся финансировать заявленные дорогостоящие инвестиционные программы и обновлять производство в сегодняшней нестабильной хозяйственной ситуации. На этом фоне действия нового руководства РАО «Норильский никель» являются наглядным и весьма поучительным примером поиска практических подходов к решению одной из сложнейших проблем российской промышленности.
Вряд ли есть особый смысл возвращаться сегодня к вопросу о законности или незаконности залогового аукциона (ноябрь 1995 г.) и недавнего коммерческого конкурса по «Норильскому никелю». Несмотря на колоссальную скандальную шумиху в средствах массовой информации, подготовка и проведение сравнительно новых для России финансово-коммерческих акций подобного масштаба в целом не вызвали нареканий ни ГКИ, ни Минфина, ни, что особенно важно, суда, который является единственным органом, правомочным определять законность либо незаконность действий субъектов права. Сейчас, когда реальный собственник приступил всерьез и надолго к исполнению своих обязанностей, гораздо важнее, на наш взгляд, оценка ситуации на самом объекте ожесточенных споров РАО «Норильский никель». Главный интерес представляет ответ на вопрос: способно ли новое руководство РАО вывести из кризиса и возродить к полнокровной экономической жизни один из крупнейших в мире металлургических комбинатов? При этом важно подчеркнуть два существенных момента. Во-первых, природа кризиса РАО скорее социально-политическая, нежели финансово-экономическая или производственная. Это вытекает из особенностей географического расположения предприятий и наличия колоссальной социальной инфраструктуры, роли «Норильского никеля» в регионе и на мировом рынке цветных металлов. Во-вторых, предприятия, входящие в состав РАО, погружались в кризис не один год, а новая администрация пришла к управлению РАО в середине 1996 года и практически несет ответственность лишь за последние 15 месяцев. За такой небольшой срок трудно осуществить коренной перелом в негативных тенденциях, наметившихся (по оценке Счетной палаты РФ) в деятельности РАО с 1990 1991 годов.
Новое руководство РАО пришло в момент, когда кризис приблизился к своему пику. Произошли резкое сокращение физических объемов производства, падение его эффективности и рентабельности, снижение производительности труда. Практически было свернуто инвестирование в реконструкцию и модернизацию производства, что при степени износа производственного аппарата основных предприятий на уровне 75–80 % грозило полной технологической деградацией. Финансовая дисциплина и финансовое положение дочерних обществ находились в удручающем состоянии. Неэффективный менеджмент, стихийная кредитная политика обусловили формирование кредиторской задолженности в размере свыше 12 трлн. руб. (в том числе задолженность по соцстраху 1 трлн. руб., задолженность бюджету 1,1 трлн. руб., задолженность за товары и услуги 2,8 трлн. руб., задолженность по зарплате 477 млрд. руб.). Практически все оборотные средства дочерних обществ (около 13 трлн. руб.) формировались за счет займов, так как собственный капитал в обороте был полностью утрачен. В связи с этим дочерние общества не могли платить налоги, осуществлять платежи в Пенсионный фонд и накопили задолженность по зарплате в размере 3 4 месяцев.
Организация производства в РАО было крайне неэффективна и абсолютно не соответствовала рыночным условиям. Если на предприятиях канадских фирм Incо и Falconbridge, сравнимых по объему производства с «Норильским никелем», работают по 16 тыс. человек, то в РАО около 150 тыс. При этом производственные мощности заводов используются неэффективно. Например, на соседних предприятиях «Североникель» и «Печенганикель» две дорогие плавильные печи загружены на 50 % каждая. Очевидно, что для выполнения производственной программы хватило бы одной. Отсюда вытекает необходимость оптимизации технологического процесса, для чего НИИ «Гипроникель», входящий в состав РАО, в ближайшее время должен подготовить комплексную программу развития РАО до 2005 года. Расчеты показывают, что к 2000 году весьма велика вероятность полной утраты рентабельности, если нынешний хозяйственный режим не будет изменен.
В сегодняшней ситуации вокруг РАО по-прежнему сохраняет остроту большое количество взаимосвязанных вопросов, которые в целом можно сгруппировать следующим образом:
производство и инвестиционная политика;
финансы и реализация продукции;
социальная сфера.
Производство и инвестиционная политика
За первые 6 месяцев текущего года объем производства никеля вырос на 12,6 %, меди на 8,6 %, кобальта на 13,4 %. Удалось несколько замедлить рост себестоимости продукции и увеличить выручку от ее реализации. Необходимо отметить, что в 1996 году основной прирост товарной продукции был получен за счет влияния ценового фактора и роста курса доллара. Весьма важно, что в 1997 году удалось обеспечить определенную стабилизацию работы Норильского комбината, дающего от 57 до 82 % всего объема производства основных металлов РАО. В то же время предприятиям РАО весьма сложно предотвратить падение рентабельности производства в условиях постоянного роста цен на основные элементы производства, прежде всего энергоресурсы и транспорт (речной фрахт). Так, за 1996 год рентабельность упала с 64,9 % до 17,4 %.
За период с октября 1995 года РАО заключило с ОНЭКСИМбанком и Международной финансовой компанией 27 кредитных соглашений, в рамках которых были предоставлены кредитные ресурсы на общую сумму более 1 млрд. долл. Доля кредитов ОНЭКСИМбанка возросла с 35 до 60 %. Привлеченные средства направлялись на закупку необходимого оборудования по импортным контрактам, на обеспечение «северного завоза», на оплату договоров на поставку продукции материально-технического назначения, машин, оборудования, на зарплату сотрудникам дочерних АО. При весьма небольшой кредитной ставке не более 14 % остаток ссудной задолженности не опускался ниже 140 млн. долл., что делает эти кредиты, по сути, инвестиционными.
В настоящее время РАО совместно с компанией «Интеррослизинг» разработало программу финансирования приобретения по лизингу оборудования для замены выбывающего изношенного на общую сумму 55 млн. долл. (в проекте участвуют несколько зарубежных компаний и финансовых институтов). Форсируются крупные проекты реконструкции и модернизации отдельных производственных цехов, линий, участков Надеждинского, Никелевого, Медного заводов, предусмотрены закупки современного горного оборудования. Значительные перспективы связываются также с реализацией программы глубокой переработки цветных металлов, что должно значительно расширить рыночные возможности предприятия и существенно ослабить зависимость от ценовых колебаний на Лондонской бирже металлов. В связи с этим руководство РАО планирует создание совместных предприятий по обработке цветных металлов и возможное привлечение партнеров на условиях толлинга.
Крупнейшим инвестиционным проектом является разработка Пеляткинского газоконденсатного месторождения, для реализации которого в соответствии с инвестиционными условиями коммерческого конкурса предусмотрено привлечение 300 млн. долл.
В текущем году в структуре РАО сформирован инвестиционный блок, в задачи которого входят проработка инвестиционных программ и привлечение широкомасштабных инвестиций в экономику предприятий РАО.
Финансы и реализация продукции
В первом полугодии 1997 года текущие платежи в бюджеты всех уровней составили в общей сложности 87 % от начисленных , что на 39 % больше , чем в 1996 году. Всего было перечислено 1,8 трлн. руб. В результате выхода Постановления Правительства РФ № 1236, в соответствии с которым Гохран РФ расплатился с Норильским комбинатом за поставленные для нужд государства драгметаллы, сумма основного долга комбината федеральному бюджету, составлявшая в июле 1997 года 621 млрд. руб., к началу октября была погашена полностью. Этим же Постановлением одобрен план по предоставлению отсрочки в уплате пеней и штрафов, начисленных на основной долг, на условиях, определенных Постановлением Правительства № 254. Реструктуризация этих выплат (более 860 млрд. руб.) предполагает погашение долга в соответствии с утвержденным графиком в течение 10 лет. При этом, если текущие платежи, а это более 50 млрд. руб. ежемесячно, будут производиться в полном объеме и в срок, то величина штрафов и пеней не увеличится. Аналогичная в принципе схема предусмотрена по реструктуризации долга, пеней и штрафов в Пенсионный фонд. Основной долг (более 1,6 трлн. руб.) будет выплачиваться в течение 5 лет, а погашение пеней и штрафов (2,1 трлн. руб.) будет осуществляться в течение 10 лет.
Таким образом, Норильский комбинат, с середины 1997 года выплачивающий в бюджеты всех уровней все начисляемые налоги, приступил к окончательному освобождению от долгов, что безусловно повысит инвестиционную привлекательность РАО.
Руководством РАО разработана программа по привлечению сбережений трудящихся для финансирования программы переселения, разработана концепция кредитной политики на рынке ГКО, упорядочено вексельное обращение и совместно с ОНЭКСИМбанком разработана программа работ на фондовом рынке, в том числе на зарубежном в виде ADR. Утраченные ранее 13 трлн. руб. оборотных средств замещены займами и сейчас восстанавливаются за счет прибыли.
За первое полугодие 1997 года кредиторская задолженность сократилась на 10 %, кредитные и ссудные долги реструктурируются путем переоформления дорогостоящих рублевых кредитов в валютные, повышения доли долгосрочных кредитов, использования лизинга, привлечения инвестиционных кредитов. Всего ссудные задолженности за год снизились на 87 млн. долл. по валютным кредитам и на 383 млрд. руб. по рублевым. Средневзвешенная стоимость рублевых кредитов снизилась с 69,49 % до 34,03 %.
Одной из первых мер нового руководства РАО была реорганизация маркентинговой службы. В частности, ликвидирована система посредников, жестко централизован сбыт через компанию «Интерросимпэкс» (которая входит в ФПГ «Интеррос» вместе с ОНЭКСИМбанком и РАО ) и оптимизированы товарно-финансовые потоки по схеме холдинга. Благодаря этим мерам сроки прохождения платежей сократились с 60 суток до 2 3 дней, а на каждой тонне никеля и меди РАО стало получать дополнительную прибыль в 130 и 62 долл. соответственно.
Благодаря централизации материально-технического снабжения удалось эффективно провести «северный завоз», и, по оценкам специалистов, Норильск как никогда рано и хорошо подготовился к предстоящей зиме.
Социальная сфера
Эта проблема является ключевой в судьбе РАО. По действующему законодательству и существующей системе перераспределения налоговых платежей между местными и федеральным бюджетами предприятия РАО вынуждены вначале выделять огромные суммы на содержание городов (хотя эти расходы относятся к сфере социальных гарантий государства), в которых они находятся , и лишь затем платить налоги. Так, Норильский комбинат был вынужден (хотя по закону не обязан) затратить в 1996 году на содержание социальной сферы Норильского промрайона более 1,4 трлн. руб., а суммарные платежи социального характера в том же году составили 4,5 трлн. руб., что соответствует пятимесячной выручке комбината. Сегодня комбинат содержит, как градообразующая отрасль, три города и целый ряд поселков, в которых проживает более 300 тыс.человек. Только «северный завоз» для обеспечения нужд региона потребовал от комбината около 3,5 трлн. руб. (из которых на долю государства приходится всего 36 млрд. руб.).
В 1996 году и начале 1997 года затраты на социальную сферу возросли на 60 %, в 1996 году только на содержание санаторных комплексов затрачено 158 млрд. руб.
Решение этих проблем осуществляется в процессе выработки соглашений с администрациями Таймырского автономного округа, Красноярского края, Мурманской области, городов Норильска, Мончегорска, Никеля, Заполярного. В соглашениях определяется конкретный механизм постепенной передачи с балансов дочерних предприятий РАО на балансы региональных и муниципальных властей расходов по содержанию жилищно-коммунальной и других социальных сфер, официально находящихся в федеральной собственности, однако финансируемых за счет средств предприятия. Администрация РАО надеется, что эти болезненные процедуры удастся завершить к концу текущего года. Вместе с тем, остро назрела необходимость пересмотра структуры перераспределения средств между местными бюджетами, бюджетами субъектов Федерации и федеральным бюджетом: ведь сейчас в регионах, где осуществляет деятельность Норильский комбинат, остается не более 15 % этих средств, что крайне мало даже без учета экстремальных условий Крайнего Севера.
Важнейшим достижением новой администрации РАО, безусловно, является постепенная ликвидация с помощью ОНЭКСИМбанка задолженности по зарплате, которая на начало 1997 года составляла около 1 трлн. руб., на 1 ноября 1997 года была сокращена до 37 млрд. руб., и по графику, согласованному с профсоюзами, полностью погашена до конца года. Обеспечена регулярная выплата текущей зарплаты. При этом среднемесячная зарплата возросла на 58 % и составляет 3,6 млн. руб. (максимальные зарплаты 6 7,5 млн. руб.). Доля затрат на оплату труда в выручке от реализации продукции составила 47,5 %. Таким образом, из 2,3 млрд. долл. выручки предприятия РАО выплачивают своим работникам в качестве зарплаты более 1 млрд. долл. в год.
Несмотря на определенные позитивные сдвиги, финансово-экономическое состояние РАО остается весьма тяжелым, и коренной перелом может наступить только в том случае, если удастся снизить бремя расходов на социальную сферу и закончить начатую реструктуризацию долгов. Исключительную важность приобретает, в частности, задача сокращения занятости, решение которой возможно только при осуществлении программ по переселению высвобождаемого и нетрудоспособного населения в районы с благоприятными условиями проживания. Без активного участия государства решение этой задачи просто нереально.
По нашему мнению, в результате залогового аукциона и коммерческого конкурса найден удачный вариант: РАО получило управляющего, весьма компетентного в нынешних экономических условиях и к тому же располагающего немалыми собственными финансовыми возможностями. ОНЭКСИМбанк уже вложил крупную сумму в решение проблем РАО и, по-видимому, готов вложить еще. Это позволяет свести требование государственной помощи к необходимому минимуму, главным образом в социальной сфере. Благодаря жесткому и разумному, современному управлению наметились некоторые положительные сдвиги в достижении баланса интересов государства, юридического собственника и производителя, что позволяет надеяться на то, что крупнейшее, национально значимое производство преодолеет трудности и сохранит ведущее место в российской экономике.
|