Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Экология Проекты и предложения Наука и технологии Импэкс-металл  Российское акционерное общество «Норильский никель». Факты. Анализ. Оценки
Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Специальный выпуск
Российское акционерное общество «Норильский никель». Факты. Анализ. Оценки
№6' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3

НОВАЯ КОМАНДА БЕРЕТСЯ ЗА ДЕЛО



Станислав Подвишенский, Олег Кондратьев, Марина Теслицкая
Центральный научно-исследовательский институт экономики и информации цветной металлургии

    РАО «Норильский никель» – одна из крупнейших в мире компаний по производству никеля, кобальта и металлов платиновой группы, обеспечивающая пятую часть спроса на мировом рынке никеля и кобальта, 40% – спроса на металлы платиновой группы. РАО производит около 94% никеля России, более 64% кобальта, 62% меди, всю российскую платину. Из сырья попутно извлекается также золото и серебро.
    Выпускаемые РАО никель, медь и кобальт обеспечивают подавляющую часть спроса на эти металлы на внутреннем рынке и значительную долю экспортных поставок. Доля РАО в российском экспорте никеля составляет более 96%, меди – 55,2%. Производимые РАО золото, серебро и металлы платиновой группы вносят значительный вклад в обеспечение валютного резерва России.
    Высокая значимость РАО в цветной металлургии и экономике России в целом подкрепляется нахождением РАО в перечне двадцати крупнейших компаний России. По итогам 1996 года РАО занимает одиннадцатое место по объемам реализации продукции, девятое – по объемам прибыли, семнадцатое – по рыночной стоимости. По всем этим показателям РАО занимает первое место в металлургическом комплексе, а по количеству работающих (151,3 тыс. чел.) – третье место в экономике России (после РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром»).
    Таким образом, РАО является мощнейшим производственным комплексом в области медно-никелевого производства, работая в экстремальных условиях. Это определяет пристальное внимание к особенностям и результатам его деятельности как со стороны конкурентов на мировом рынке, так и внутри страны – со стороны федеральных, региональных органов управления, различных служб, общественности.
    Основу производства металлопродукции предприятий РАО составляют месторождения медно-никелевых руд. Разведанные запасы медно-никелевых руд Норильского региона позволяют обеспечить работу АО «Норильский комбинат» более чем на 50 лет, а запасы сульфидных медно-никелевых руд Кольского полуострова – работу АО «ГМК «Печенганикель» более чем на 40 лет. Перспективы прироста запасов никеля и меди оцениваются положительно.
    В течение длительного периода времени – до начала девяностых годов – технологический уровень добычи, обогащения руд и производства металлопродукции на предприятиях РАО был достаточно высоким (выше среднего по цветной металлургии бывшего СССР и России) и соответствовал уровню лучших зарубежных аналогов. Так, на Норильском комбинате впервые в цветной металлургии бывшего СССР была введена в промышленную эксплуатацию плавка в печи Ванюкова (в настоящее время их четыре). Здесь используются комплексы взвешенной плавки по проекту фирмы «Оутокумпу», производится предварительное химическое обогащение пирротинового концентрата путем автоклавно-окислительного выщелачивания. На АО «Комбинат «Североникель» успешно эксплуатировались (временно остановлено) автогенные агрегаты с верхним кислородным дутьем. РАО – лидер металлургического комплекса России по использованию автогенных процессов. Большинство технико-экономических показателей применяемых широко разветвленных схем переработки исходного сырья (расходные показатели, извлечение, удельный проплав, выход по току и т.д.) было сопоставимо с показателями зарубежных предприятий-аналогов. Однако предприятия РАО уступали зарубежным по экологизации производства, всегда значительно отставали по уровню производительности труда, что обуславливалось как низкой степенью механизации, автоматизации, компьютеризации, так и нерациональной структурой производства с большой численностью вспомогательного персонала.
    В целом же, несмотря на наличие значительных запасов сырья, мощный производственный потенциал, достаточно высокий технический уровень производства, надежное обеспечение высококвалифицированными кадрами, экономическое и финансовое состояние предприятий РАО постепенно ухудшалось, снижались объемы выпускаемой продукции, возрастали затраты на производство, увеличивались долги.
    В период с 1990 по 1996 год производство никеля на предприятиях РАО снизилось на 30,1% (до 177,2 тыс. т), меди – на 23,3% (до 320 тыс. т) при снижении спроса на никель и медь на внутреннем рынке России в три раза.
    Темпы роста цен на металлопродукцию на внутреннем рынке постоянно уступали темпам роста цен на товары и услуги естественных монополий. Так, цены на природный газ в Норильском промышленном районе увеличились в 1996 году по сравнению с 1990 годом в 11989 раз, на электроэнергию – в 11220 раз, тарифы на речной фрахт – в 10431 раз, железнодорожные перевозки – в 36884 раза при росте цен на выпускаемую предприятиями РАО продукцию: никель – 8827 раз, медь – 9905 раз, кобальт – 6476 раз, золото – 5753, серебро – 2155, металлы платиновой группы – от 493 до 7327 раз. И при этом закупочные расчетные цены на ряд металлов, поставляемых в Гохран, составляли только 65-70% от сложившихся мировых.
    В результате увеличились доля затрат на электроэнергию и топливо в себестоимости продукции и, в целом, доля материальных затрат.
    Перекосы в ценах на материальные и энергоресурсы, в налогообложении изменили структуру себестоимости, которая стала меньше отражать фактические затраты различных ресурсов и характеризует прежде всего нарушение ценовых пропорций в экономике России и ненацеленность налоговой политики государства на поддержку производителей. Так, доля налогов и платежей из себестоимости продукции «Норильского комбината» увеличилась с 7,6 % в 1990 году до 16,2 % в 1996 году. Доля прочих затрат – с 4,4 % до 14,1 %. На АО «Североникель» доля прочих расходов увеличилась с 0,5 % до 8,8 %.
    Возросли также затраты на оплату труда, которые были особенно высокими на Норильском комбинате, где они в 1996 году составили 22,6 % по сравнению с 18,1 % в 1990 году. Резко увеличились отчисления на социальные нужды – с 2,7 до 8,3 %. Таким образом, суммарно затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составили 30,9 %. В АО «Североникель» суммарная доля этих отчислений составила 15,8 % (5,4% в 1990 году).
    Возросла также доля работ и услуг производственного характера.
    Следует отметить просчеты РАО в вопросах численности трудящихся и оплаты их труда. Так, в период до 1994 года отмечен неоправданный рост заработной платы (темпы которого превышали инфляцию) на фоне резкого падения объемов производства (с 30 до 45 %) и ухудшения многих технико-экономических показателей. В 1996 году по сравнению с 1995 годом наблюдалась отрицательная тенденция темпов роста затрат на оплату труда по сравнению с темпами роста себестоимости.
    Численность трудящихся на предприятиях РАО с 1990 по 1996 год увеличилась на 3653 чел. (основная деятельность), а ППП – на 15600 человек., в то время как объем производства никеля сократился на 30,1 %, меди – на 23,3 %. При этом производительность труда снизилась на всех предприятиях РАО, причем темпы ее снижения опережали темпы снижения объемов производства и составили 39 % по горной массе, 45 % по никелю и 37,7 % по меди.
    Политика сохранения и даже увеличения численности при сокращении объемов производства имела явно выраженный популистский характер, усугубленный опережающим ростом заработной платы, что в конечном итоге обусловило рост доли заработной платы в себестоимости и выручке от реализации товарной продукции.
    Как крайне негативный фактор следует отметить снижение доли амортизации в себестоимости в АО «Норильский комбинат» с 41 % в 1990 году до 16,4 % в 1996 году.
    Рентабельность реализованной продукции РАО за этот период снизилась с 25,8 % до 15,2 %, в том числе в АО «Норильский комбинат» – с 73,3 % до 27,2 %, АО «Комбинат «Североникель» – с 3,1 % до минус 9,2 %, АО «ГМК «Печенганикель» – с 2,5 % до минус 4 %, АО «Красцветмет» – с 4,5 % (по выпускаемой продукции) до 0,9 %, АО «Оленегорский механический завод» – от 26,3 % (по выпускаемой продукции) до 16,8 %. Таким образом, из четырех металлопроизводящих предприятий два предприятия по итогам 1996 года стали нерентабельными (АО «Комбинат «Североникель» и АО «ГМК «Печенганикель») и одно (АО «Красцветмет») находится на грани рентабельности. Тем не менее, рентабельность РАО в целом (и особенно АО «Норильский комбинат») – на уровне наивысших показателей в металлургическом комплексе России и лучших зарубежных аналогов.
    Особенно резко экономические и финансовые показатели РАО ухудшились в 1996 году. Несмотря на то, что выручка от реализации товарной продукции увеличилась на 14 %, балансовая прибыль составила только 27 % от прибыли за 1995 год, рентабельность выпускаемой продукции снизилась с 65 % до 17 %.
    Кредиторская задолженность увеличилась с 6684,7 млрд. руб. до 16908,4 млрд. руб., в том числе перед бюджетом – с 1122,4 до 3653,9 млрд. руб., по социальному страхованию и обеспечению – с 1056,8 до 4413 млрд. руб. Сумма общей задолженности по кредитам из федерального бюджета на конец года – 1129 млрд. рублей.
    Дебиторская задолженность увеличилась с 4375,2 млрд. руб. до 6893,5 млрд. руб.
    Коэффициент текущей ликвидности уменьшился с 1,2 до 0,87 (норматив – не менее 2), коэффициент восстановления платежеспособности снизился с 0,40 до 0,15 (норматив – не менее 1). Это означает, что у РАО крайне мала возможность восстановления платежеспособности.
    Всего за 1996 год по всем предприятиям РАО начислено налогов, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, пеней и штрафов – 7967,1 млрд. руб. (46% от суммы выручки), перечислено – 2239,9 млрд. руб., задолженность на конец года составила 7936,1 млрд. руб. (на начало года – 2209 млрд. руб.).
    Тяжелое экономическое и финансовое положение предприятий РАО является следствием влияния нескольких групп факторов. К числу внешних факторов, в значительной степени способствовавших созданию кризисной ситуации в РАО и в особенности на Норильском комбинате, относятся:
    – несовершенство действующего налогового законодательства, которое не учитывает условия хозяйствования градообразующих предприятий, имеющих на своем балансе объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения федеральной собственности, расположенных на Крайнем Севере;
    – перекладывание государством на предприятия всей полноты финансовой ответственности по льготам различным категориям граждан и содержанию пенсионеров в Норильске;
    – повышенные отчисления в Пенсионный фонд (производятся работодателем и самим работником со всех видов выплат, включая районный коэффициент и полярные надбавки), в то время как на полярные надбавки пенсия не начисляется;
    – несовершенство административно-территориального устройства Красноярского края (например, лицензию на право пользования недрами выдает Таймыргеолком, а территориально АО «Норильский комбинат» и г. Норильск подчинены краю).
    Кроме того, на экономическое и финансовое состояние РАО, как и на всю экономику России в целом, отрицательно повлияли либерализация цен с обесцениванием собственных средств предприятий, опережающий рост цен на энергоресурсы, введение «валютного» коридора.
    Политика руководства компании не всегда была адекватной меняющимся внешним условиям. Так, например, с 1989 года (год создания Государственного концерна по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель») и вплоть до 1995 года бремя всех расходов концерна легло на АО «Норильский комбинат» (обслуживание коммерческих кредитов, необходимых для пополнения оборотных средств, и др.). Положение усугубляла популистская социальная политика (сохранение и даже увеличение численности персонала при снижении производительности труда, выплаты значительных компенсаций, широкомасштабное, по всей территории СНГ, строительство жилья). К числу недостатков того периода относится несовершенство системы реализации готовой продукции, в которой принимало участие большое количество посредников, получили широкое распространение бартерные сделки. Далекой от совершенства была и система материально-технического снабжения. Кроме того, отсутствовал контроль за управлением федеральной собственностью, а участие представителей федеральных органов исполнительной власти в работе Совета директоров было номинальным.
    С середины 1996 года происходило постепенное реформирование системы управления финансово-хозяйственной деятельностью РАО со стороны ОНЭКСИМбанка, залогодержателя государственного пакета акций РАО. Так, было централизовано управление финансовыми потоками, проведена инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности, начата работа по востребованию дебиторской задолженности, централизовано материально-техническое снабжение, установлен контроль за заключением контрактов, внедрено бюджетное планирование для дочерних акционерных обществ. Все эти направления деятельности были выбраны в основном правильно, хотя, например, централизация расчетов в РАО частично лишила дочерние предприятия финансовой самостоятельности.
    В этот период ОНЭКСИМбанк решал в основном вопросы организационного характера, но отсутствие объективного анализа причин и условий, обусловивших кризисное состояние РАО, не обеспечило проведение высокоэффективной финансово-экономической политики. Поэтому отмечено нерациональное использование средств. Например, 86 % всех долгосрочных финансовых вложений по состоянию на 1 октября 1996 года находилось в уставных капиталах коммерческих банков, в то же время для восполнения недостатка оборотных средств привлекались заемные средства, доля которых составила 42% от объема реализованной продукции. Доля ОНЭКСИМбанка в валютных кредитах по состоянию на 1 января 1997 года составила только 28 % (в III кв. 1997 года – 60 %). При огромных объемах незавершенного непроизводственного строительства в 1996 году закладывались новые объекты и др.
    Эти просчеты новой команды менеджеров РАО в какой-то степени можно отнести к неизбежным, учитывая огромную сложность управления таким крупнейшим производственным комплексом в условиях переходного периода в экономике страны и типичную для России значительную инерционность производственно-хозяйственной деятельности. В то же время несомненной заслугой нового руководства РАО является централизация сбыта продукции. Новая администрация РАО выступает в сбытовых отношениях со своими дочерними предприятиями в качестве комиссионера, а компания «Интерросимпэкс» (входит вместе с РАО и ОНЭКСИМбанком в ФПГ «Интеррос») в качестве субкомиссионера. Таким образом вся продукция, произведенная в РАО, по их поручению и от имени РАО реализуется специализированной торговой компанией «Интерросимпэкс».
    Необходимо также отметить, что предварительные итоги экономической и финансовой деятельности РАО в 1997 году вселяют определенный оптимизм. При продолжающемся росте объемов производства (никеля – на 12,6%, меди – на 8,6% и кобальта – на 13,4%) удалось приостановить темпы роста себестоимости продукции РАО и увеличить выручку от ее реализации.
    По сравнению с 1996 годом выплаты РАО по текущим платежам в бюджеты и внебюджетные фонды увеличились на 39%. Так, во внебюджетные фонды в первом полугодии 1997 года было перечислено 763 млрд. руб., что составило 49 % исполнения (32 % в 1996 году). Таким образом, всего в бюджеты и внебюджетные фонды в первом полугодии 1997 года было перечислено 1,8 трлн. руб., что составило 65 % от начисленных налогов (в 1996 году – 41 %).
    Особо следует отметить определенную стабилизацию в работе АО «Норильский комбинат», который уже в течение четырех месяцев выплачивает в бюджеты всех уровней все начисляемые налоги и начал окончательное освобождение от долгов. До конца 1997 года предполагается реструктурировать бюджетные задолженности АО «Комбинат «Североникель» и АО «ГМК «Печенганикель».
    С производственно-технологических позиций выход АО «Красцветмет» из состава РАО представляется нецелесообразным, хотя и кажется необходимым с точки зрения финансового оздоровления, с целью погашения задолженности Красноярскому краю. По нашему мнению, руководство РАО не просчитало все достоинства и недостатки решения о «потере» АО «Красцветмет» для РАО, а в результате – не выявлены другие пути решения этой проблемы.
    Следует также отметить поддержку государства в плане смягчения ситуации с долгами. В результате выхода Постановления Правительства РФ № 1236, в соответствии с которым Гохран РФ расплатился с АО «Норильский комбинат» за поставленные для нужд государства драгметаллы, полностью погашен долг комбината федеральному бюджету. Аналогичный процесс пройдет и по реструктуризации долга, пеней и штрафов по платежам в Пенсионный фонд.
    РАО разработало и начало реализовывать «Комплексную программу оздоровления финансово-хозяйственной деятельности и развития РАО «Норильский никель» на период 1997–2000 гг.».
    Оценивая перспективы развития РАО и АО «Норильский комбинат», как важнейшей составляющей части РАО, необходимо прежде всего указать на значительные запасы руд, мощный производственный и научно-технический потенциал, трудовые ресурсы, ликвидность выпускаемой продукции в настоящее время и благоприятные перспективы товарных рынков в будущем. В то же время крайне необходимо провести комплекс работ по снижению издержек производства, поскольку при сохранении на предприятиях РАО существующих структуры производства и технико-технологического оформления затраты на производство товарной продукции на 1 долл. составят к 2005 году 97–98 центов (средние затраты у основных зарубежных производителей прогнозируются на уровне 66–67 центов). Поэтому для поддержания конкурентоспособности себестоимость производства товарной продукции РАО не должна превышать 75–80 центов, что обеспечит РАО примерно 13-е место по уровню издержек в списке мировых производителей никеля.
    Предлагаемая РАО программа технологической реструктуризации производства отвечает прогрессивным направлениям развития горно-обогатительных и металлургических производств меди, никеля, кобальта. Однако желательно также усилить выполнение комплекса работ по экологизации металлургических производств.
    Повышению конкурентоспособности продукции будут способствовать сертификация производимого никеля в соответствии с международными стандартами группы ИСО 9000, экспорт его в виде нарезанных карточек, организация производства и поставка на экспорт никелевой продукции более высокой технической готовности (порошок, оксид, сульфат, карбонат, хлорид, прокат), сертификация меди, организация прокатных медных производств с целью поставок на внешний рынок, организация производства гранулированного кобальта, кобальтового порошка и соединений – оксидов, сульфатов, карбонатов.
    Технологическая реструктуризация должна быть дополнена перестройкой производственной сферы с созданием новых горизонтальных и вертикальных объединений, выделением из состава предприятий вспомогательных производств и непроизводственной сферы. Особое внимание необходимо обратить на сокращение численности работающих.
    Реализация разработанных РАО направлений развития может обеспечить снижение затрат на производство до требуемого уровня. Объем производства никеля на предприятиях РАО – не выше 200 тыс.т, меди – на уровне объемов 1996 года.
    Однако необходимо отметить, что ряд рекомендаций «Комплексной программы....» носит общий характер (что свойственно обычно концептуальному взгляду, а не конкретным программам), и среди множества направлений не выявлены приоритеты. По нашему мнению, они включают первоочередные меры финансово-хозяйственного оздоровления, технологическую реструктуризацию (как основу основ) и решение проблем с социальной сферой (прежде всего с содержанием городов).
    В заключение необходимо отметить, что высокая значимость РАО для экономики России и уникальность предприятий, входящих в состав РАО – в первую очередь АО «Норильский комбинат», – обуславливают необходимость государственной поддержки РАО. При этом речь не идет о прямой поддержке, но создание режима благоприятствования при решении конкретных вопросов необходимо.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение