Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Драгоценные металлы и камни
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ТАКАЯ «ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ» НЕ СНИМАЕТ ОКОВ
БЕДНЯК НА СУНДУКЕ С ЗОЛОТОМ – ПОРА РАССТАТЬСЯ С ЭТИМ «ИМИДЖЕМ» РОССИЙСКОГО СТАРАТЕЛЯ



Виктор Таракановский
Председатель Союза старателей России

    Указом Президента РФ отменена государственная монополия на золото. Отныне любой российский гражданин волен приобретать золото в слитках, а не только в виде ювелирных изделий. Со времен дореволюционных николаевских червонцев благородный металл впервые легально поступает в свободное обращение и становится средством личного накопления.
    Итак, Россия подошла к рынку золота, сейчас происходит его становление, но может так статься, что торговать на этом рынке будет нечем.
    На тернистом пути к рынку Россия, которая в 1990 году добывала 154,9 т и производила 168,1 т золота, уменьшила добычу в 1996 году до 113,6 т (-41,3 т), а производство – до 123,3 т (-44,8 т). В 1991 – 1994 годах добыча золота была стабильна, в среднем 132 т в год. Спад начался в 1995 году – 122,5 т и продолжился в 1996 году – 113,6 т.
    Несмотря на беспрецедентный прирост мощностей, в 1997 году по рудному золоту (25 т в год) добыча составит примерно 100 т.
    Добыча в Якутии в 1990–1996 годах упала почти в два раза, в Магаданской области и Чукотке на 40 % – с 50,3 т до 29,8 т.
    Добыча золота российскими старателями осталась на уровне 1990 года, а добыча платины увеличилась в три раза.
    Общее производство в России за семь лет составило 1038 т, добыча – 923 т (12 млрд. долл. и 10,8 млрд. долл. соответственно). Из них 872 т (94,5 %) приходится на Восточную Сибирь и Дальний Восток.
    За это время появилось 507 поставщиков золота. Из них 302 (60 %) с ежегодной добычей до 100 кг дали в 1996 году 9,8 т золота (8,7 %), а на долю 21 крупной артели приходится 50 % всей добычи.
    С 1992 года золотодобытчиков стращали, что если себестоимость золота у них окажется выше цен лондонской биржи, Минфин будет покупать металл за рубежом. Экономическая несостоятельность такого рода «рыночного» радикализма очевидна. Налоги у нас в России в два раза выше, проценты по кредитам банков в четыре раза выше (24 % и 6 %), цена на дизтопливо в 4–5 раз выше, чем за рубежом. Само по себе – чудо, что старательские артели выжили в условиях такого немилосердного финансового прессинга.

    «Скупые рыцари» из Минфина
    Все эти годы драгоценные металлы монопольно скупал Минфин. Шел спор, нужно ли «дорогое» золото России. Однако, по данным Счетной палаты за 1995–1996 годы, в нарушение Закона «О федеральном бюджете» было продано государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней примерно на 7 млрд. долл. Только «Алмазювелирэкспорт» заработал на комиссионных 100 млн. долл. Между тем именно в эти годы началась массовая неоплата сданных государству драгметаллов. Как следствие, на 18 т упала годовая добыча. Несвоевременно выдавались авансы, срывалась подготовка к промсезону, а вместо денег, в нарушение Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 года и двух постановлений Правительства, старательским артелям стали навязывать векселя.
    В текущем году векселями был выдан аванс в апреле, а 2 июля первый заместитель министра финансов Кудрин подписал приказ об оплате векселями и добытого золота.
    Отчего бы Минфину не начать закупать золото и в Лондоне на свои векселя? Вопрос риторический, но он обнажает всю ущербность минфиновской практики взаимоотношений с основными производителями золота.
    Предприятия не могут заплатить налоги, отсюда пени и штрафы. Невозможно выплатить зарплату, которая за эти годы упала в 3–4 раза.
    В марте 1997 года продано 20 т золота, но Гохрану выделили всего 250 млрд. руб., часть которых пошла на оплату платины Норильска, приобретение лома и вторичного золота.
    Мы понимаем, что Минфин держит нас на голодном пайке не из прихоти. Но попытки помочь пенсионерам, шахтерам за счет золотодобытчиков проблемы не решат, зато приведут к развалу отрасли.
    Только в сентябре Минфин расплатился за сданные драгметаллы.

    Банк на «воеводстве...»
    Внедрение векселей обогатило только коммерческие банки. Схема проста. Банки, «смилостивившись», берут у нас минфиновские векселя. Артели вынуждены брать кредит под высокий процент. Потом следует досрочное гашение векселей золотом. Еще 6 % Гохран платит банкам по предъявленным векселям. Учитывая, что цена на золото устанавливается государством (на единственный, кстати, товар) и она упала на 15 % – до уровня 1995 года, артели кругом внакладе. Финансовое положение добывающих предприятий Союза старателей таково, что оно держится на плаву из последних сил.
    Нельзя сказать, что обо всем этом не знает Правительство РФ. За последние полтора года было издано 17 поручений премьера и его заместителей по вопросам работы золотодобывающих предприятий и оплаты добытого золота. В Правительство, Государственную Думу, Совет Федерации обращались главы золотодобывающих регионов по поводу нестерпимого положения в золотодобывающей промышленности. Результат нулевой. Положение ухудшается, а поручения не выполняются.
    И Правительство РФ, и старатели чем дальше, тем больше увязают в недоимках, неплатежах и просроченных векселях. Чтобы разрубить гордиев узел, изданы два постановления (№№ 772 и 773 от 30 июня 1997 г.) о свободе цен и продаже слитков золота физическим лицам. 23 июня 1997 года издан Указ Президента РФ о порядке экспорта золота за границу с 1 октября 1997 года.
    Кто теперь покупатель? Гохран, Центральный банк (через Гохран или коммерческие банки), коммерческие банки, физические лица.
    Все это расширило рынок золота, но резко ограничило права недропользователей. Все сделки по продаже, кроме Гохрана, практически идут исключительно через коммерческие банки, в том числе продажи в Центробанк. Появились посредники, которые запрашивают с каждого грамма проданного через них золота от 3 до 8 %. А ведь в 1996 году Центральный банк через Гохран скупил всю годовую добычу России.

    Центробанк играет на понижение?
    Для того чтобы не сорвать добычу 1998 года, Гохрану необходимо определить, сколько золота и платины он купит, у каких поставщиков? «Коренников» по продажам три: Якутский Комдрагмет, артель «Полюс», Омолонская золоторудная компания (42 т золота), а по платине два главных поставщика – «Корякгеолдобыча» и артель «Амур». При этом должны быть четко определены условия оплаты, цена, авансирование, окончательные расчеты, взаимная ответственность в случае недопоставок и неплатежей, заключены договора по поставке драгметаллов по государственному контракту. Остальные золотодобывающие предприятия, как нам представляется, должны вести продажи Центробанку и коммерческим банкам на условиях определения твердой цены за золото и предварительного авансирования, с учетом поставки на внутренний и внешний рынки.
    Установление же свободных цен означает только одно: снижение их против котировок лондонской биржи. Центробанк уже объявил котировку цены покупки на 2 %, коммерческие банки – на 3–10 % ниже лондонской, хотя слитки потом продают по 18 долл. за грамм. (В Австралии цена золота в слитке всего на 3–4 % дороже старательского золота, но не в 1,8–2 раза как в России.)
    Союз старателей России стоит на том, что Центробанк должен установить покупную цену по крайней мере не ниже лондонской, а 2 % затрат, которые он взимает за хранение, транспортировку, страховку и т.д., должен нести сам банк и, работая с драгметаллом, покрывать эти издержки.
    Учитывая неразвитость рынка, в 1998–1999 годах государство (Гохран, Центробанк) призвано скупать до 90 % добываемого золота.
    Таким же образом цена должна устанавливаться коммерческими банками, а прибыль банков возрастать на оборотах с золотом, в частности, по продаже его физическим лицам по цене не более 12 долл. за грамм при условии ликвидации НДС. Это даст резкое увеличение продаж золота. Станет возможным использовать золото в качестве залога под дешевые кредиты, совершать сделки купли-продажи металла при разнице цен не более 2–5 долл. за унцию.
    При более низких ценах золота на рынке попросту не будет, а золотодобывающие предприятия разорятся. В России должна установиться своя экономически обоснованная цена на золото без привязки к лондонской.
    Предприятия, добывающие золото, должны получить право заключать сделки со всеми субъектами рынка, в том числе с ювелирными предприятиями, и поставлять золото на экспорт.
    Договора на поставку золота в необходимых случаях должны предусматривать авансирование либо кредит, выдаваемый коммерческими банками, под добычу золота, причем ставка не должна превышать 8–10 % годовых.
    Крайне важный вопрос – гарантии поставок золота покупателю. Государство – главный покупатель – обязано сполна учитывать особенности добычи благородного металла в России, а именно крайне низкое содержание в песках и руде, а также то обстоятельство, что практически все золото добывается в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. Сюда надо прибавить сезонность, высокие налоги, падение цен на мировых рынках... Все эти факторы подрывают рентабельность золотодобычи. Сегодняшняя квазирыночная политика – выколачивать прибыль, покупая золото у артелей по ценам ниже себестоимости, – порочна и недальновидна.
    Что будут делать золотодобытчики в 1998 году, как готовиться к промсезону, мы должны решить на своем съезде, который проведем в конце октября. Но без гарантий оплаты деньгами за сданное золото прииски встанут.

    Мягко стелет новый Налоговый кодекс
    Союз старателей России и Союз золотопромышленников на своем совещании в Москве рассмотрели с точки зрения интересов отрасли проект нового Налогового кодекса. Принятый в Госдуме в первом чтении вариант кодекса резко, на 10,5 %, повышает налоги на добываемое золото. Они составят примерно 51 % от стоимости.
    Мы, российские старатели и золотопромышленники, обратились к законодателям с письмом, содержащим перечень необходимых изменений и дополнений конструктивного характера.
    Новый Налоговый кодекс увеличит налоговое бремя с субъектов золотодобычи до 51,1 % от объема добываемых и реализуемых драгоценных металлов против 40,6 % при ныне действующей системе налогообложения. Чтобы не на словах, а на деле снизить налоговое бремя и создать сносные условия для инвестиций, мы предложили внести коррективы.
    Полный перечень предложений находится в Государственной Думе.
    Здесь назовем лишь некоторые из них.
    По разделу VI «Налог на добавленную стоимость». Статья 427.
    Введение нормы налогообложения НДС строительно-монтажных и ремонтных работ для собственного потребления значительно увеличит налоговые обязательства золотодобывающих предприятий. Объем работ и затраты в издержках производства по строительству технологически необходимых горнотехнических сооружений составляют не менее 30–35 % от себестоимости добываемых драгоценных металлов. Указанные работы производятся собственными силами и относятся на текущие издержки производства. При существующей системе налогообложения строительно-монтажные и ремонтные работы для собственного потребления, затраты на производство которых относятся на текущие издержки производства, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Новый Налоговый кодекс должен сохранить это положение.
    К статье 439. Освобождение от НДС драгоценных металлов, реализуемых коммерческим банкам, и мерных слитков драгоценных металлов, реализуемых физическим лицам, будет способствовать дальнейшей либерализации и становлению нормального внутреннего рынка драгоценных металлов в России.
    По разделу IX «Налог на доход (прибыль) предприятий (организаций)». Статью 552 предлагаем дополнить положением следующего содержания:
    «Предприятия, производящие добычу и переработку драгоценных металлов и драгоценных камней и осуществляющие финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, вправе определять налоговую базу, уменьшенную на эту величину».
    Если новый Налоговый кодекс не будет содержать данной нормы, резко сократятся (не менее чем на 35 %) средства, инвестируемые в техническое перевооружение. При низком уровне рентабельности золотодобычи это приведет к свертыванию золотодобычи.
    В статью 758, пункт 3 следует включить следующее положение: «При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен, определяемых в порядке, установленном Постановлением Правительства и договорами поставок».
    И еще принципиальное замечание. Замена понятия платежей при пользовании недрами на понятие «налоги на пользование недрами» сделана неверно. Платежи за пользование недрами по своему смыслу не тождественны налогам в общепринятом понимании. Если в Налоговом кодексе оставить только термин «налог«, то придется вносить изменения в десятки статей законодательства о недрах, воде и других природных ресурсах, а также в 14 тыс. лицензионных соглашений по недропользованию. Предлагаем использовать в Налоговом кодексе двойное название «налог на пользование недрами (платежи за пользование недрами)».
    Это далеко не полный перечень корректив, которые старатели и золотопромышленники считают необходимыми довести до сведения законодателей. Смысл предлагаемых поправок – не в дополнительных льготах для отрасли, а в воссоздании такого поощрительного режима по отношению к золотодобыче, который в нашем государстве существовал еще с петровских времен. Речь идет о том, быть или не быть масштабной добыче золота в России, соизмеримой с ее природными ресурсами и потребностями экономики, интересами казны. Без этого «либерализация» рынка золота в стране останется неосуществленным замыслом.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение