Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Первая линия
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2

ИГРАТЬ НА РАВНЫХ
О СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ



Генадий Воронин
Председатель Госстандарта РФ

    По свидетельству археологов люди, заселявшие в глубокой древности просторы Сибири, были знакомы с металлами уже в III – II тысячелетии до нашей эры. На некоторых древних рудниках добыча металлов продолжалась и в первые века нашей эры. Много позже самое пристальное внимание проблемам железоделательной и медной промышленности уделял Петр I. В то время демидовское железо считалось лучшим на рынках Старого и Нового света... И в бывшем СССР государственным стандартом под номером один на продукцию, выпускаемую тогда со знаком качества, был зарегистрирован стандарт на медные слитки. В доперестроечный период вопросам стандартизации и качества продукции, выпускаемой в металлургическом комплексе, уделялось большое внимание. Трудности, переживаемые Россией в ходе преобразований, несколько ослабили эту традицию.
    Формирование и развитие новой системы стандартизации в Российской Федерации, начатое в 1992 году, проходят в период становления рыночных отношений, интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему. Это обстоятельство выдвигает особые требования к целям и приоритетам стандартизации. Приняты законы РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений». Их реализация осуществляется поэтапно, с учетом меняющихся в ходе экономической реформы условий.

Об авторе

    Геннадий Петрович Воронин родился в 1941 году. После окончания Рязанского радиотехнического института работал в Ульяновске инженером на машиностроительном заводе им. Володарского, главным инженером на приборостроительном заводе «Комета».
    С 1977 года – в Министерстве судостроительной промышленности СССР, где последовательно занимает должности главного инженера, начальника главного управления, заместителя министра.
    С 1992 года – заместитель председателя Госкомоборонпрома, а затем заместитель министра промышленности РФ. С июля 1997 года – председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и сертификации.
    Г. П. Воронин – доктор экономических наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации в области науки и техники, имеет почетное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».


    Новая система призвана обеспечить:
    – приоритет применения международных нормативных документов;
    – разработку стандартов техническими комитетами с участием как производителей, так и потребителей продукции, представителей федеральных органов управления, научно-технической общественности;
    – добровольность применения стандартов при обязательном соблюдении требований по защите жизни и здоровья людей, охране окружающей среды;
    – использование государственных стандартов в решении социальных вопросов;
    – охрану окружающей среды и труда, предоставление услуг населению, условия жизнеобеспечения инвалидов и др.;
    – реализацию принципа аккредитации органов стандартизации, испытательных и измерительных лабораторий по сертификации продукции, услуг, систем качества.
    Мировой и отечественный опыт показывает, что с помощью различных форм и методов стандартизации можно активно воздействовать на производственно-технические, торгово-экономические и социальные отношения.

    Стандартизация в металлургии
    Фонд стандартов на продукцию из черных и цветных металлов, а также методов их контроля и испытаний насчитывает 2181 ГОСТ, в том числе 916 ГОСТов на продукцию и 1265 – на методы контроля. На продукцию из черных металлов и сплавов действуют 588 ГОСТов, на методы контроля – 443, а на продукцию из цветных металлов и сплавов и методы контроля – соответственно 328 и 822.
    В настоящее время в металлургическом комплексе действуют 20 технических комитетов по стандартизации. Они ведут планомерную работу по анализу научно-технического уровня нормативных документов, а также выпускаемой продукции и, соответственно, по пересмотру ГОСТов или их обновлению. Анализу, как правило, подвергаются лучшие стандарты США, Германии, Японии, Великобритании и ряда других стран.
    В настоящее время гармонизация отечественных стандартов с международными (региональными) стандартами является одним из основных направлений работ по стандартизации. Разработка нормативных документов на новую продукцию осуществляется реже. По состоянию на 1997 год фонд ИСО насчитывает немногим более 10 000 международных стандартов. В ряде случаев введение требований ИСО в государственные стандарты России нецелесообразно. Это происходит тогда, когда требования ГОСТов выше или когда в них используются более совершенные методы контроля; когда в стандартах ИСО на методы контроля предусматривается использование токсичных материалов, запрещенных Минздравом России; когда имеются различия в структуре металлов, в частности на прокатно-тянутые изделия.
    В последние годы из-за недостаточного финансирования объем разработки новых и пересмотра действующих стандартов на металлопродукцию и методы ее контроля очень мал. Обновление российского фонда стандартов составило менее 2%, тогда как за рубежом подобные фонды обновляются на 6–8% в год.
    Гармонизация стандартов всегда была желанной, а в условиях современного рынка становится необходимой. От гармонизации государственных стандартов на двусторонней и многосторонней основе, от гармонизации фирменных стандартов во многом зависит устранение торговых барьеров.
    Закон Российской Федерации «О стандартизации», учитывая международный опыт, предусматривает создание стандартов научно-технических инженерных обществ и других общественных объединений, которые ими же разрабатываются и принимаются. К сожалению, предоставленной законодательством возможностью воспользовались только некоторые из этих организаций.
    Важную роль в успешной работе по международной стандартизации и гармонизации стандартов играет представительство страны в руководящих структурах ИСО. Россия в настоящее время ведет секретариаты 7 технических комитетов (ТК). Если говорить о металлургическом комплексе, то Россия до недавнего времени была представлена в трех технических комитетах ИСО: ТК 432 «Ферросплавы» – ВНИИМ; ТК 79\ПК1 «Легкие металлы и их сплавы.Методы анализа» – ВАМИ; ТК 119\ПК 4 «Отбор проб и методы испытаний твердых сплавов» – ВНИИТС. Отсутствие бюджетного финансирования этих работ не позволяет выполнять требования центрального секретариата ИСО: наличие председателя ТК в лице компетентного специалиста со знанием английского языка, компьютерное обеспечение связи, ежегодная разработка программ, активнейшее участие в работе комитета (подкомитета). К сожалению, названные выше научно-исследовательские организации не могут обеспечить своими силами работу секретариатов технических комитетов ИСО. Госстандарт России с согласия ВНИИТСа был вынужден отказаться от ведения подкомитета по отбору проб и методам испытаний твердых сплавов. Госстандарт России согласовал с ВАМИ и вопрос о передаче ведения секретариата ТК 79\ПК1 «Легкие металлы и их сплавы. Методы анализа» – ВИЛСу. Если в ближайшее время работа секретариатов этого подкомитета и технического комитета «Ферросплавы» не будет налажена, Центральный секретариат ИСО передаст их ведение другим странам, что существенно ослабит позиции России в решении вопросов, связанных с разработкой международных стандартов на указанную продукцию.
    Ждет своего решения и вопрос об организации в стране работ по нормативному обеспечению процессов сбора, переработки, использования лома и отходов черных и цветных металлов и сплавов. Лом и отходы – ценнейшее сырье для металлургического комплекса. Вовлечение этого сырья в оборот дает большой экономический эффект, сберегая природные ресурсы, уменьшая вредные выбросы в окружающую среду, снижая себестоимость выплавляемого металла. Так, в черной металлургии использование лома в шихте вместо чугуна снижает себестоимость 1 т стали на 165 тыс. руб. В пересчете на годовой объем выплавки это – порядка 7,5 трлн.руб.! Кроме того, применение лома и отходов при выплавке 1 т стали экономит около 200 тыс.кВт. ч электроэнергии, около 1 т угля и 190 м3 природного газа. В цветной металлургии себестоимость производства 1 т рафинированной меди из лома и отходов на 2,5 млн.руб. ниже, чем из рудного сырья; энергозатраты переплавляемого алюминиевого лома и отходов по сравнению с производством первичного металла из бокситов ниже на 93 - 95%. Однако, несмотря на очевидную эффективность использования лома и отходов, мощности по производству металлов из них были использованы в 1996 году: по вторичному алюминию – лишь на 21%, по литейной латуни – на 11 % и литейной бронзе – на 15%.
    В настоящее время фонд стандартов непосредственно на лом и отходы из черных и цветных металлов представлен 11 ГОСТами на термины и определения, общие технические условия, методы отбора проб и испытаний, маркировку и более чем 600 ГОСТами, регламентирующими контроль химического состава. Действующие стандарты на методы испытаний состава различных видов лома черных и цветных металлов метрологически в значительной степени обеспечены подразделениями Госстандарта России, разработавшими соответствующие государственные стандартные образцы (ГСО). Сегодня для анализа лома применяется более 400 типов ГСО состава черных металлов и более 1800 типов ГСО состава цветных, редкоземельных, драгоценных и других металлов. Аттестовано и внедрено более 2500 тыс. методик выполнения измерений состава черных и цветных металлов.
    В США технические требования на лом и отходы цветных металлов регулируют «Американская стандартная классификация по скрапу из цветных металлов» и «Европейская классификация скрапа цветных металлов». Сравнение содержащихся там требований с ГОСТ 1639 ( общие технические условия) показало, что они вполне сравнимы. Вдобавок российский аналог предусматривает более детальную классификацию видов лома, регламентирует более широкую номенклатуру наименований и марок сплавов. Аналогичная картина получилась и при сравнении «Американской спецификации на чугунный и стальной лом» и «Японской классификации железного и стального лома» с ГОСТ 2787. Из 362 стандартов ИСО на методы химического анализа в государственные стандарты введено менее 45%.
    Анализ показал, что российский фонд нормативной документации на лом и отходы нуждается в совершенствовании. В первую очередь речь должна идти о применении международных стандартов на методы контроля и об уточнении номенклатуры металлов и сплавов, выплавляемых из лома и отходов.
    В свое время проблемами нормативного обеспечения сбора, переработки лома и отходов цветных металлов занимался Донецкий институт «ВНИИПвторцветмет». С момента развала Союза и по сей день в Российской Федерации подобная организация отсутствует. Что касается лома черных металлов, то институт «ВНИИвторчермет» не уделяет достаточного внимания совершенствованию ГОСТ 2787. Между тем решение вопросов, связанных с организацией в Российской Федерации работ по нормативному обеспечению сбора, заготовки, переработки лома и отходов черных и цветных металлов, помогло бы вовлечь в оборот вторичные металлы и снизить себестоимость производства металлопродукции.

    Сертификация металлопродукции
    Сертификация широко используется во всем мире как одна из форм подтверждения соответствия продукции (товаров, услуг) определенным требованиям, установленным в нормативных документах. Сертификация настоятельно необходима нашей стране, реформирующей экономику и решающей задачи вхождения в мировое экономическое сообщество.
    Работа в этом направлении уже началась. Если говорить о законодательной базе, то на сегодняшний день издано более 40 указов Президента, законов РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, в которых напрямую говорится об обязательной сертификации. Но требование обязательной сертификации металлопродукции в них, к сожалению, отсутствует. В настоящее время в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» только посуда из черных и цветных металлов и сплавов, а также фольга алюминиевая для упаковки пищевых продуктов подлежат обязательной сертификации по требованиям безопасности для жизни и здоровья людей.
    Правда, в стране действует 50 ГОСТов на металлы, порошки и другую металлопродукцию, где содержатся разделы «Требования безопасности». Однако в этих разделах перечислены требования лишь к рабочей зоне при производстве или эксплуатации названной продукции.
    И хотя она пока не подлежит обязательной сертификации в законодательно-регулируемой сфере, ее можно сертифицировать на добровольной основе по просьбе заявителя (производителя, продавца, покупателя) по правилам и процедурам «Системы сертификации ГОСТ Р», разработанным и утвержденным Госстандартом России.
    В соответствии с установленными правилами для сертификации, кроме государственных стандартов, норм и правил, необходимо наличие компетентных и аккредитованных в «Системе сертификации ГОСТ» испытательных лабораторий и органов по сертификации. В настоящее время в стране аккредитовано 52 органа по сертификации металлопродукции и 136 испытательных лабораторий. Большая часть этих организаций сформирована на базе ведущих институтов и предприятий оборонного комплекса, учебных заведений, не зависимых от изготовителей металлопродукции.
    Наряду с «Системой сертификации ГОСТ Р» зарегистрированы также системы добровольной сертификации, такие как «Система сертификации перспективных материалов» (центральный орган - «САПЕМ - сертификат») , «Система сертификации материалов для судостроения (во главе с ГНЦ «Прометей»), «Система сертификации «Металлпромсертика». Однако работы в данных системах не получили такого размаха, как в «Системе сертификации ГОСТ Р».
    В целом работа, проводимая в области сертификации металлопродукции, позволяет:
    – привлечь внимание промышленности, предпринимателей, общественности к вопросам качества продукции;
    – укрепить доверие потребителей к приобретаемой продукции, содействовать им в выборе товаров;
    – повысить конкурентоспособность продукции на внутреннем и, в определенной мере, на внешнем рынке;
    – стать первым шагом в признании ее зарубежными организациями, сертифицирующими аналогичную продукцию.
    Так, работы по внедрению системы качества и сертификации продукции на АО «ОЭМК» позволили выполнить сложные заказы на экспорт и на поставки внутри страны. В результате рынок сбыта увеличился (по числу стран) в 1,5 раза, количество выплавляемых марок стали выросло в 4,5 раза, в том числе поставляемых на экспорт в 4 раза. Цена 1 т проката, предназначенного на экспорт, за счет изменения сортамента повысилась в среднем на 10%. Доля экспортной продукции возросла: металлизованных окатышей с 84,2 до 89,9%, проката с 61,4 до 66,1%. Проведенные на предприятии мероприятия позволили сертифицировать продукцию и производство в ТЮФ Берлин- Бранденбург и Ллойд-Регистре.
    Активно занимается сертификацией своей продукции АООТ «Ижорские заводы». Наряду с сертификатами ГОСТ Р, здесь получены сертификаты ТЮФ Рейланд, Ллойд-Регистра, ABS на основные виды металлопродукции. Основу номенклатуры составляют поковки различной формы массой до 270 т и прокат из углеродистых, легированных, нержавеющих сталей от 10 до 450 мм, длиной до 15 м при ширине листа до 5 м, а также отливки весом до 80 т.
    Как известно, металлопродукция является предметом взаимных поставок между Россией и странами СНГ. Особенно активно развиваются поставки из Украины, Белоруссии, Казахстана и обратно в Россию. В этих странах действуют свои правила сертификации продукции. В связи с этим встает вопрос о взаимном признании сертификатов. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации принял решение, что сертификаты на продукцию при пересечении границы переоформляются органами по сертификации той страны, куда продукция ввозится, и, как правило, на основании представленных протоколов испытаний.
    В целях проведения единой государственной политики в области внешнеторговой деятельности и организации эффективного механизма контроля качества поставляемой на внешний рынок продукции принято Постановление Правительства Российской Федерации №1267 «О введении единой системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров» от 26.12.95 г. Постановлением утверждены состав комиссии Правительства РФ по вопросам экспертной оценки и Положение о комиссии, а также Положение о порядке допуска российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров, форма отчетности (сертификаты) о проверке экспортных грузов. Протоколом № 2 заседания комиссии в Перечень экспортируемых товаров, подлежащих экспертной оценке, включены цветные металлы, их лом и отходы (группы 74, 76, 78-81 ТН ВЭД), черные металлы и изделия из них (группы 72, 73 ТН ВЭД). Организационно-методическое руководство этими работами возложено на Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.
    Госстандарт России предложил использовать опыт сертификации продукции и аккредитации организаций в рамках системы ГОСТ Р. Предложение было поддержано. Поэтому организации, занимающиеся сертификацией металлопродукции, могут активнее других включиться в работы по оценке количества, качества и цены этой продукции, идущей на экспорт.

    Системы качества
    Качество – одна из важнейших характеристик, обеспечивающих конкурентоспособность продукции. Казалось бы, о каком качестве может идти речь в ситуации, когда объемы производства в стране резко сократились, кризис платежей не преодолен, когда переход к рынку обострил отношения и в экономической, и в социальной сферах. Но, как свидетельствует послевоенный опыт Японии и Германии, именно забота о качестве (государства, отдельных компаний и фирм, всех специалистов) и совершенствование методов управления, выдвижение проблемы качества в число важнейших приоритетов государственной политики позволили этим странам не только преодолеть экономический кризис, но и стимулировали интенсивное развитие в посткризисный период, позволили им выйти на передовые рубежи рыночной экономики.
    В решении проблем качества немалую роль играют и потребители, так как нынешняя открытость рынка ужесточает оценку товара, усиливает конкуренцию.
    И если отечественные производители металлопродукции хотят завоевать рынки, в каком бы регионе они не находились, ее качество должно стать для них определяющим. А значит им надо взять на вооружение уже опробованные мировой практикой инструменты и механизмы, которые позволяют достичь ожидаемого потребителями качества продукции и дают наибольший шанс на успех в конкурентной борьбе.
    В настоящее время внедрение принципов, на которых разработаны стандарты ИСО 9000 и ЕN 45000, является наиболее известным средством обеспечения качества продукции, а сертификация систем качества (производств) в соответствии со стандартами ИСО 9000, принятыми к внедрению более чем в 70 странах мира, приобретает важное значение в мировой торговле.
    В России в 1995-1996 годах наметился сдвиг в организации и проведении работ по внедрению стандартов ИСО 9000. При Госстандарте России был создан Регистр систем качества, который активно развернул разработку нормативных и методических документов, аккредитацию органов по сертификации систем качества производств и предприятий. Были разработаны и утверждены стандарты ГОСТ Р 40.002 – 96, 40.003 – 96, 40.004 – 96, 40.005 – 96, которые соответствуют действующему законодательству, правилам по сертификации Российской Федерации, а также международным и европейским правилам и процедурам, в том числе стандартам ИСО 9000, 10011, ЕN 45012.
    В эту работу включились предприятия различных отраслей отечественной промышленности. В настоящее время зарегистрировали системы качества более 70 организаций. Однако из аккредитованных Госстандартом в различных регионах России 18 органов по сертификации систем качества лишь 7 включают в сферу своей деятельности металлургические производства. С апреля 1996 года только 5 предприятий металлургии сертифицировали в Регистре свои системы качества, разработанные в соответствии со стандартами ИСО 9000. Это Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Омутнинский металлургический завод, Ижорские заводы, Северский трубный завод, Белэнергомаш. Еще 4 заявки находятся на рассмотрении. Их подали Белокалитвенское металлургическое ПО, ТОО «Интеркос-IV», Самарский завод «Прогресс» и ГКНПЦ им. Хруничева.
    Если вспомнить о традициях и практическом опыте, накопленном в свое время предприятиями металлургического комплекса в сфере управления качеством продукции, нынешнее состояние дел в подготовке к сертификации систем качества предприятий (производств) в соответствии с международными правилами и процедурами, к сожалению, никак не назовешь удовлетворительным.
    Те же, кто, несмотря на все трудности, серьезно занимается качеством, начинают получать отдачу от затраченных усилий и вложенных средств.

    Поощрение качества
    Правительство Российской Федерации поддерживает различные формы стимулирования производства высококачественной и конкурентоспособной продукции и услуг. Важный шаг на этом пути – учреждение премий Правительства РФ, которые будут ежегодно присуждаться организациям и предприятиям за значительные достижения в повышении качества продукции, внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Это решение поставило Россию в один ряд с другими странами, имеющими национальную премию по качеству (США, Япония, Швеция и многие другие).
    Условия конкурса, которые выработаны с учетом международного опыта, являются, по сути, программой действий, призванных вовлечь предприятия и организации в постоянную добровольную деятельность по совершенствованию управления качеством и достижению на этой основе реальных результатов.
    В основу российской премии положены модель и схема присуждения, разработанные Европейским фондом управления качеством (ЕФУ) в тесном сотрудничестве с соответствующими национальными организациями, которые входят в Европейскую организацию по качеству.
    Проведение конкурса начинается с рассылки документов, определяющих модель премии и порядок оценки участников. Предприятиям предлагаются рекомендации по самооценке своей деятельности на соответствие критериям премии. Материалы с результатами такой самооценки соискатели представляют в секретариат Комиссии по премиям. Оценку представленных материалов осуществляет группа экспертов из 5-7 человек, прошедших специальное обучение. Из числа конкурсантов отбирается несколько финалистов, которые экспертная группа проверяет уже на месте. По результатам этой проверки эксперты готовят предложения о лауреатах конкурса. Окончательное решение принимается Советом по присуждению премий под председательством вице-премьера. Правительственное постановление о присуждении премий публикуется в средствах массовой информации.
    Участники конкурса подразделяются на 4 категории: организации с числом работающих до 100 человек, до 1000 человек, до 5000 человек и свыше 5000 человек. В каждой категории может быть присуждено до 3 премий с вручением дипломов и призов с эмблемой. В число соискателей первых российских премий по качеству намечено включить лучшие предприятия металлургического комплекса страны.
    В связи с предстоящим вступлением России в ВТО, расширением и упрочением связей с Европейским Союзом в повестку дня встает вопрос о реализации специального меморандума «Стандартизация в Европе до 2005 года», где изложены цели национальной политики в области стандартизации в рамках ЕС, основанные на растущей интеграции, глобализации рынков и требованиях дальнейшего социально-экономического и технического развития с учетом экологических факторов. Вот что предусматривает меморандум.
    1. Стандартизация развивается на принципе самоуправления. Для нее характерны добровольность, открытость, консенсус.
    2. Приоритет отдается международной стандартизации.
    3. Предпочтение отдается европейским стандартам, которые являются рекомендательными, но приобретают обязательный характер, если их применение осуществляется в правовом поле.
    4. Европейские стандарты должны быть высокие, но не широкие. Допустимо, чтобы при соблюдении показателей безопасности продукции в стандартах предусматривались альтернативные решения и уровни требований потребительских свойств.
    5. Сокращение сроков разработки стандартов не должно сопровождаться снижением качества работ и отказом от консенсуса.
    В связи с этим национальные организации по стандартизации призваны:
    – информировать промышленность о результатах европейского технического нормотворчества;
    – обеспечивать принятие международных и европейских стандартов в качестве национальных нормативных документов;
    – осуществлять процедуры отстаивания национальных интересов и достижения рационального консенсуса при принятии стандартов;
    – способствовать оперативному включению европейских стандартов в национальные системы стандартов, вплоть до отмены национальных нормативных документов, противоречащих европейским;
    – оказывать информационные услуги и консультации, организовывать обучение пользователей стандартов.
    Для металлургического комплекса совершенствование и использование нормативных требований стандартов, метрологических правил, полнота испытаний и сертификации на соответствие этим требованиям, включая требования безопасности, создание систем управления качеством на основе международных правил и процедур – реальный путь выживания производственных коллективов в современных условиях. Способствовать развитию позитивных процессов в национальной экономике – стратегическая задача Госстандарта России.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение