Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Вторичное сырье Экология Проекты и предложения  Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей»
Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла
Импэкс-металл
№3' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3

СТИХИЯ РЫНКА ИЛИ ХАОС УПРАВЛЕНИЯ?
КТО И КАК ЗАЩИЩАЕТ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ



Светлана Степанова
Вице-председатель правления Союза экспортеров металлопродукции России
Вячеслав Епифанов
Эксперт Союза экспортеров металлопродукции России

    Более пяти лет в стране осуществляется реформа по переходу от плановой экономики к рыночной. Снижение инфляции и обилие товаров на прилавках достигнуты дорогой ценой – за счет падения промышленного производства, завоевания внутреннего рынка зарубежными товаропроизводителями, сокращения объема бюджета и огромного дефицита инвестиций, необходимых для осуществления структурной перестройки экономики страны.
    Наметившаяся в 1996 году стабилизация пока весьма неустойчива, и в обществе растет понимание того, что идти прежним курсом, по правилам стихийного рынка, без твердой политики государственного регулирования в рамках законов, уже нельзя, так как это приведет к созданию экономики со структурой «потребительского типа», характерной для слаборазвитых стран. В этом случае внутренний рынок будет полностью завоеван импортными товарами, а российская промышленность лишится возможности инвестиционных накоплений для технического перевооружения. Россия потеряет свои позиции в ряду индустриальных держав и станет «сырьевым придатком». Наша экономика будет ежегодно нести такие убытки, которые даже трудно себе представить.
    Поэтому сегодня наиважнейшей и политической, и экономической задачей становится подъем производства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров. Практика передовых стран – США, Германии, Франции, Южной Кореи, Тайваня и др. – показывает, что одним из главных путей развития экономики и роста благосостояния является наращивание экспорта, прежде всего готовых промышленных товаров. Этот путь хорошо известен руководству России, которое поставило задачу и принимает меры по увеличению в ближайшие годы доли готовых промышленных изделий в общем объеме экспорта с 9,4% до 22,5%.
    Решение этой задачи намечено осуществить за счет следующих направлений:
    – совершенствование государственной экспортно-импортной и ценовой политики;
    – защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции импортных товаров;
    – укрепление экономического сотрудничества со странами СНГ;
    – создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

    Совершенствование государственной экспортно-импортной политики

    В условиях сокращения внутреннего платежеспособного спроса промышленное производство за последние годы поддерживалось в основном благодаря поставкам на внешний рынок. Так, объем экспорта продукции промышленных предприятий России в 1996 году возрос до 30 млрд. долл. (без учета экспорта драгоценных металлов и камней), в том числе в металлургической промышленности – 16 млрд. долл., химической промышленности – 6 млрд. долл., машиностроении – 8 млрд. долл.
    В основном это было достигнуто за счет комплекса мер, к которым можно отнести тарифное и нетарифное регулирование экспортно-импортных операций, привлечение иностранного капитала для восполнения оборотных средств по схемам переработки давальческого сырья (товарных кредитов), некоторые льготы по налогообложению.
    Товарные кредиты, построенные на принципах взаимовыгодного сотрудничества российских и иностранных партнеров, позволяют предприятиям России сохранять производственный потенциал, рабочие места. Это практически единственный источник «живых» денег, необходимых для выплаты заработной платы и расчетов с бюджетом. Только в алюминиевой промышленности работа по схемам использования давальческого сырья («внешний толлинг», «внутренний толлинг») дает возможность привлекать краткосрочные инвестиции до 2 млрд. долл. ежегодно. Загрузка мощностей алюминиевых заводов одна из самых высоких в стране – 95 %. А схема «внутренний толлинг» позволяет финансировать поддержание рудно-сырьевой базы.
    Использование в России схем переработки давальческого сырья диктовалось следующими факторами:
    – исторически сложившимся балансом сырья, недостаток которого – прежде всего глинозема, хромовой и марганцевой руды, медных и цинковых концентратов – восполнялся по импорту;
    – сужением традиционных рынков сбыта, включая внутренний рынок;
    – кризисом кредитно-финансовой системы и инфляцией.
    В 1995 году по различным схемам использования давальческого сырья в цветной металлургии работали 20 предприятий, в черной – 12 предприятий. Эти же схемы давно и успешно используются в химической, текстильной и других отраслях российской промышленности. Переработка давальческого сырья широко практикуется и в промышленно развитых странах. Например, на американском рынке по толлинговым соглашениям работают шесть металлургических заводов. В настоящее время компанией «Алумакс» подписано толлинговое соглашение с фирмой «Кларендон Металз» на 50 % мощности на заводе в Маунт Холли, штат Южная Каролина.
    Продление действия схем переработки давальческого сырья на 1997 год позволит выиграть время на восстановление кредитно-финансовой и платежной системы страны и завершение выработки промышленной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Поэтому следует указать на причины, которые мешают нормальной работе предприятий в этом направлении.
    Прежде всего – это несогласованность в работе различных федеральных органов управления (Минэкономики, Минфина, ГТК, Внешэкономбанка, Госналогслужбы, МВЭС России). Из года в год создаются искусственные барьеры, препятствующие осуществлению операций по переработке давальческого сырья, хотя эти операции не только обеспечивают привлечение иностранного капитала на восполнение оборотных средств, но и существенно снижают издержки, связанные с производством и реализацией металла.
    Так, 22 августа 1996 года Госналогслужбой России были приняты изменения и дополнения №3 к инструкции ГНС России от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Абзац 6 пункта 22 этой инструкции предусматривает, что для обоснования льгот по налогообложению товаров, экспортируемых за пределы государств – участников СНГ, в налоговые органы представляются товаросопроводительные документы, подтверждающие поступление товаров в страну назначения. Однако данное требование вошло в противоречие с действующими законами как в России, так и за рубежом.
    В Законе Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» статья 2 определяет экспорт только в момент пересечения товаром таможенной границы России. Порядок же ввоза иностранных товаров в страну назначения и постановка штампов на соответствующих документах регулируются исключительно национальным законодательством страны ввоза – юрисдикция российских государственных органов на эти отношения не распространяется.
    Верховный суд России отменил положение инструкции Госналогслужбы России о предоставлении экспортерами документов, подтверждающих ввоз товаров в страну назначения. Тем самым привел процедуру освобождения экспортной продукции от НДС в соответствии с действующим законодательством. Но на практике этот вопрос, к сожалению, не решен и требует дополнительного рассмотрения.
    Можно назвать еще ряд проблем. Отсутствие государственного регулирования в сфере экспорта металлолома сказывается на себестоимости металлургической продукции и машинотехнических товаров и ставит на грань ликвидации целую подотрасль – вторичную цветную металлургию. Из-за бесконечных согласований и проволочек не выпущен Указ Президента РФ по объемам и порядку экспорта сырьевых товаров, содержащих драгметаллы, а сдаваемые в Гохран России предприятиями цветной металлургии драгметаллы годами не оплачиваются Минфином, что усугубляет и без того сложное финансовое состояние этих предприятий.
    По этим и другим вопросам Союз экспортеров металлопродукции России с участием заинтересованных министерств подготовил ряд обращений. В частности, для согласования с Минэкономики, МВЭС представлены перечень и объемы квотируемых, стратегически важных и попадающих под изъятие из режима свободной торговли товаров, вывозимых из России в рамках производственной кооперации. В результате обращения Минпрома в Правительство РФ и ГТК России приостановлено действие приказа ГТК России № 680 «О внешнеторговых бартерных сделках». До официального вступления в силу «Порядка оформления и учета паспортов бартерных сделок» разрешено осуществлять внешнеторговые бартерные сделки без оформления паспортов сделок.

    Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции импортных товаров

    Следует отметить, что рост экспортно-импортных операций на фоне снижения внутреннего потребления увеличивает зависимость хозяйства страны от мировой экономики. Сильные экономические позиции развитых стран позволяют им в определенной степени диктовать свои условия на внешнем рынке, а при слабой внутренней экономике конкуренция импорта ведет к подавлению внутреннего производства. Поэтому отсутствие действенного механизма по защите российских товаропроизводителей создает угрозу экономической безопасности государства.
    В 1996 году была проведена работа по объединению предприятий в отраслевые Союзы производителей и экспортеров России при тесном взаимодействии с МВЭС России и выработке мер защиты отечественных товаропроизводителей от импорта конкурирующих товаров. Постановлениями Правительства РФ были произведены частичные изменения и дополнения к таможенному тарифу, касающиеся повышения ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе – на изделия из алюминиевого проката и изделия из графита для футеровки доменных печей.
    Применение протекционистских мер сдерживается из-за отсутствия необходимой законодательной и нормативно-правовой базы. Поэтому одной из важных задач в 1997 году является принятие Закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
    В настоящее время Союз экспортеров металлопродукции совместно с Минэкономики и МВЭС определяет группы товаров, требующих защиты от недобросовестной конкуренции импорта. Это особенно важно на новом этапе международных переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию, поскольку позволяет российской стороне выработать более четкую позицию. Специалисты Союза экспортеров и министерств принимают активное участие в консультациях комиссии ЕС, в рабочих группах по квотированию товаров, по подготовке необходимых материалов для вступления в ВТО, ГАТТ и ЕС, в рабочей группе по стали Европейской экономической комиссии ООН, председателем которой на 1997-1998 годы избран заместитель председателя правления Союза экспортеров металлопродукции Л. Н. Шевелев. Также ведутся переговоры с Союзом европейских производителей стали «Еврофер» о предотвращении антидемпинговых процедур против российских производителей металлопродукции.

    Укрепление экономического сотрудничества со странами СНГ

    Важнейшим фактором стабилизации промышленного развития является укрепление отношений между Россией и другими странами СНГ. Существует целый ряд соглашений о взаимных кооперированных поставках и сохранении специализации предприятий. Так, между Минпромом России и Минмашпромом Украины подготовлено и подписано соглашение по машиностроению, а с Минпромом Украины подписано соглашение и приложение к нему по металлургическому комплексу.
    К действующим соглашениям между Минпромом России и Минпромом Белоруссии по металлургическому комплексу подготовлены предложения и направлены белорусской стороне.
    Подобные документы направлены в соответствующие министерства и ведомства Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Киргизии.
    Создана подкомиссия по промышленной политике российской части смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству. Сформирован состав этой подкомиссии, утвержден план ее работы, проведено совещание о сотрудничестве в области металлургии. Ведется дополнительная работа по согласованию и формированию МФПГ с Украиной, Казахстаном и другими странами.
    В связи с двойным налогообложением железорудного сырья, поступающего из Республики Казахстан, в ГТК России направлено письмо с просьбой об освобождении АО «Магнитогорский металлургический комбинат» от уплаты НДС на завозимое из Казахстана рудное сырье.
    Итоги этой работы подводить рано. Однако уже сейчас следует подчеркнуть ее важность и актуальность для предприятий российской промышленности с тем, чтобы эти начинания бывшего Минпрома РФ были поддержаны другими министерствами, прежде всего МВЭС, Минсотрудничества и Минэкономики.

    Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций

    В настоящее время Минэкономики по заданию Правительства РФ приступило к разработке программ структурной перестройки промышленных отраслей. Эти программы направлены, прежде всего, на проведение реконструкции и модернизации предприятий, восполнение выбывающих мощностей сырьевой базы, повышение технического уровня производства, снижение материальных, энергетических и трудовых затрат, повышение конкурентоспособности продукции и улучшение экологической обстановки. Проект первой программы реструктуризации металлургии предусматривает инвестиции в размере 140 трлн.руб. в течение 9 лет (1997 – 2005 гг.), в том числе на 1997 – 2000 годы – 47 трлн. руб. Согласно проекту, финансирование программы будет осуществляться за счет следующих источников: собственных средств предприятий (49%), кредитов российских банков и иностранных инвестиций (37%), бюджетных средств (5%) и прочих заемных средств (залог имущества, вторичная эмиссия акций (10%). 70% общего объема инвестиций будет направлено на закупку оборудования. Сейчас проект дорабатывается, поскольку необходимо уточнить источники финансирования. Аналогичные программы реструктуризации по другим отраслям промышленности будут разработаны до конца первого полугодия нынешнего года.
    На все это требуются огромные средства. Спрос российской промышленности на иностранные инвестиции составляет порядка 10 млрд. долл. ежегодно. В них нуждается почти 100% наших предприятий. Вот почему привлечение иностранного капитала является не конъюнктурной, а стратегической задачей с точки зрения интересов отечественной промышленности. С этой целью необходимо в первоочередном порядке рассмотреть в Государственной Думе и принять следующие Федеральные законы Российской Федерации:
    – «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором учтен опыт многих стран по стимулированию привлечения и использования иностранных инвестиций;
    – «О свободных экономических зонах»;
    – «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»;
    – «О государственных гарантиях зарубежным и отечественным инвесторам, принимающим участие в развитии российских предприятий», а также внесение дополнений и изменений к налоговому и таможенному законодательству;
    – «О лизинге».
    Подготовлен перечень предприятий для включения в межправительственные кредитные линии. Использование иностранных кредитов для технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий позволит в значительной степени повысить конкурентоспособность их продукции.
    В 1995-1996 годах в России наметилось оживление инвестиционной активности, в основном за счет увеличения притока иностранных средств. Например, в рамках уже достигнутых соглашений с американской фирмой «Дженерал Моторз» на ПО «ЕлАЗ» реализуется проект по организации производства в России легкового автомобиля среднего класса типа «Блайзер». В АО «КамАЗ» для развития дизельного производства привлечены инвестиции фирмы «Каменз» (США) в сумме 100 млн. долл. Подписано также соглашение на 100 млн. долл. с японским Эксимбанком.
    В конце минувшего года в Нью-Йорке прошла презентация пилотного проекта реструктуризации крупного российского промышленного предприятия – АО «Уральский автомобильный завод». Участники презентации – представители иностранных финансовых и инвестиционных институтов – выразили заинтересованность в реализации проекта.
    В настоящее время Минэкономики ведет подготовительную работу по привлечению в 1997 году иностранных кредитов в объеме 300 млн. долл. Наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют отрасли высокой технологии – машиностроения, текстильной, легкой и металлургической промышленности.
    Особое внимание уделяется контролю за реализацией межгосударственных финансовых программ развития промышленности. Так, совместно с Внешэкономбанком России проведен анализ использования 6 межгосударственных кредитных линий. Было установлено, что по состоянию на 01.01.97 использовано 600 млн. долл.
    Проведена работа по систематизации участия представителей российских министерств в межправительственных комиссиях по сотрудничеству с зарубежными странами (69 комиссий), а также в правительственных и неправительственных организациях. Необходимо рассматривать данные организации не только как эффективный инструмент поиска новых заказов для промышленных предприятий, развития экспорта российской продукции, но и как механизм отстаивания интересов отечественных производителей. В этой связи в состав большинства комиссий введены кандидатуры от департаментов Минэкономики РФ.
    Достигнута договоренность с МВЭС России о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности, подготовлено генеральное соглашение и утвержден список внешнеторговых организаций, взаимодействующих с Минэкономики России.
    Как показывает международный опыт, перспективной формой финансирования эффективных инвестиционных программ металлургической промышленности, отличающейся от других отраслей высокой капиталоемкостью и длительными сроками строительства объектов, является лизинг, который даст возможность предприятиям получить от лизинговых компаний (лизингодателя) практически стопроцентную ссуду на приобретение в долгосрочную аренду оборудования и машин с правом их выкупа по остаточной стоимости по истечении лизингового договора. Несмотря на ощутимые преимущества лизинга по сравнению с долгосрочным банковским кредитом (см. журнал «Металлы Евразии» № 5, 1996 г.), он пока не получил по ряду причин должного развития в металлургии.
    Для выправления положения необходимо в первую очередь ускорить принятие Федерального закона «О лизинге», в котором следует предусмотреть: предоставление государственных гарантий для реализации лизинговых проектов, в том числе с участием зарубежных фирм»; предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений; предоставление ряда налоговых и кредитных льгот участникам лизинга в целях создания благоприятных условий для их деятельности.

    Выводы и предложения

    1. Развитие внутреннего рынка и укрепление позиций на внешнем рынке путем расширения сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, создание благоприятных условий по привлечению иностранных инвестиций в развитие российской промышленности и интеграция ее в систему мировых хозяйственных связей с целью вступления в ГАТТ, ВТО и ЕС являются стратегическим направлением работы Минэкономики, Минфина, МВЭС, ГТК, Внешэкономбанка.
    2. В условиях сокращения внутреннего платежеспособного спроса и продолжающегося промышленного спада работа предприятий по схемам переработки давальческого сырья (товарных кредитов) позволяет сохранять производственный потенциал, рабочие места и получать «живые деньги», необходимые для расчета с бюджетом и выплаты заработной платы.
    Все изменения и дополнения, вносимые государственными органами в нормативные акты по схемам переработки давальческого сырья, должны тщательно увязываться с действующим законодательством России и зарубежных стран, а также обосновываться экономическими расчетами.
    3. Одним из важных направлений работы государственных органов в 1997 году является сотрудничество с Федеральным Собранием РФ по ускорению принятия находящихся на рассмотрении проектов Федеральных законов:
    – «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»;
    – «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР»;
    – «О свободных экономических зонах»;
    – «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»;
    – «О государственных гарантиях зарубежным и отечественным инвесторам, принимающим участие в развитии российских предприятий»;
    – «О лизинге».
    Кроме того, Союзу экспортеров металлопродукции России с участием заинтересованных министерств и ведомств необходимо ускорить подготовку обосновывающих материалов и обращений в соответствующие федеральные органы по вопросу изменения порядка оформления экспортных операций с сырьем, содержащим драгметаллы, а также по вопросу вывоза из России лома и отходов черных и цветных металлов.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение