Владимир Мясников
Член-корреспондент Российской Академии наук, заместитель директора Института Дальнего Востока
Подобно тому как пять столетий назад далекие страны Востока неисчислимыми богатствами влекли к себе пытливых и отважных европейских мореплавателей, так и в наши дни Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) возбуждает расчетливые умы американских и европейских политиков и представителей делового мира. Свидетельством этому являются встреча лидеров стран Азии и Европы в Бангкоке в марте прошлого года и четвертая ежегодная встреча лидеров государств АТР в рамках главного межправительственного форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). По стечению обстоятельств Россия не участвовала в этих неформальных встречах. Но приобщение к ним стало для нашей страны императивом времени.
Торговые барьеры падут через 25 лет
Еще в 1994 году на втором саммите АТЭС в Богоре в качестве долгосрочной цели была поставлена задача формирования к 2020 году системы свободной торговли и открытых инвестиций в АТР, предполагавшая устранение торговых и инвестиционных барьеров, что привело бы к свободному движению капиталов, товаров и услуг. На следующей встрече в Осаке (1995 г.) была принята "Программа действий по реализации заявленных целей", главным пунктом которой явилось поручение участникам АТЭС подготовить конкретные планы действий по либерализации торгового и инвестиционного режимов.
В 1996 году форум АТЭС прошел 25 ноября близ Манилы в местечке Субик Бэй бывшей американской военной базе, ныне превращенной в специальную экономическую зону. Председатель КНР Цзян Цзэминь, президент США Билл Клинтон, премьер-министр Японии Рютаро Хасимото, президент Филиппин Фидель Рамос и другие лидеры 18 стран, входящих в АТЭС, прежде чем направиться в Субик Бэй провели в Маниле встречи с глазу на глаз. Особенно примечательной стала встреча Б.Клинтона с Цзян Цзэминем, так как в ее ходе стороны договорились о возобновлении прерванных в 1989 году регулярных контактов на высшем уровне.
Главным же итогом встречи в верхах лидеров АТР было принятие ими обязательства начать с 1 января 1997 года снижение торговых тарифов. Программа либерализации торговых связей для членов АТЭС, запечатленная в "Манильском плане действий", нацелена на создание зоны свободной торговли между участниками этой организации в период между 2010 и 2020 годами. Кроме этого форум одобрил, несмотря на некоторые опасения, предложение Б.Клинтона ликвидировать к 2000 году препятствия в торговле продукцией высоких технологий. В итоговой декларации лидеры стран АТЭС призвали все страны продвинуть соглашение по повестке дня в канун решающей встречи Всемирной Торговой Организации в Сингапуре в декабре 1996 года.
Европа торопится в Азию
Свою заявку на вступление в полноправные члены АТЭС наша страна подала в марте 1995 года. Ряд влиятельных государств (Китай, Республика Корея) активно поддерживают идею принятия России в АТЭС. Но есть и державы (например, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Сингапур), относящиеся к этому, мягко говоря, прохладно. В феврале марте 1996 года Россия подала официальные заявки на сотрудничество в шести из десяти рабочих групп АТЭС (по торговой и инвестиционной статистике, людским ресурсам, промышленной науке и технологиям, энергетическому сотрудничеству, по сохранению морских ресурсов и по рыболовству). Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года создана Межведомственная комиссия по подготовке к вступлению нашей страны в АТЭС.
Но АТЭС это только часть сложившейся системы, куда хотелось бы "вписаться" России. Для успеха в отстаивании своих прав под солнцем азиатско-тихоокеанской интеграции, для поисков своей "ниши" в ней мы должны попытаться представить себе всю картину функционирования в регионе структурообразующих частей упомянутой системы.
Основу экономической интеграции в АТР составляет сотрудничество между странами региона на двусторонней основе. Прежде всего за счет внутреннего развития и мер по укреплению двусторонних отношений странами региона был достигнут рост валового внутреннего продукта (ВВП), который составил около 60 % мирового ВВП. Внешняя торговля государств АТР за последние 20 лет увеличила свою долю в мировой торговле с 36 до 44 %, причем доля внутрирегиональной торговли во внешней торговле стран АТР в целом возросла с 58 до 69 %. Не случайно академическими и деловыми кругами США на долгосрочную перспективу в качестве приоритета рекомендуется именно развитие двустороннего сотрудничества, даже когда имеются в виду планы создания "Тихоокеанского сообщества". Японская модель экономической интеграции в АТР (взаимодополняемость экономик) также сориентирована преимущественно на двусторонние связи.
Примером быстрого роста двусторонних связей являются отношения между Вьетнамом и Республикой Корея. Торгово-экономические связи двух стран, начавшиеся в 1990 году со 100 млн. долл., ныне достигли 1,5 млрд. долл. По объему инвестиций Южная Корея вышла на третье место (после Тайваня и Японии), осуществляя 161 проект на сумму 2,2 млрд. долл. В ноябре 1996 года президент Республики Корея Ким Ен Сам посетил Вьетнам. Как отмечают корейские дипломаты, Вьетнам не только располагает различными видами естественных ресурсов и избыточной рабочей силой, но и имеет преимущества в геоэкономическом положении, которое дает возможность осуществлять связь Южной Кореи со странами АСЕАН, включая государства Индокитая.
Для России же, вложившей в экономику Вьетнама огромные средства, сегодня вьетнамский рынок остается сокровищницей за семью замками, наиболее хитроумным из которых является метод погашения задолженностей вьетнамской стороной.
То, что Россия может иметь конкурентоспособные схемы двусторонних отношений, показывает начавшийся рост экономических связей с Китаем, объем которых может к 2000 году достигнуть 20 млрд. долл. Но при этом следует учитывать два новых важных фактора.
Во-первых, манильская встреча Б.Клинтона с Цзян Цзэминем показала, что во второй срок своего правления американский президент сделает приоритетным направлением своей внешней политики Азиатско-Тихоокеанский регион в целом и Китай в частности.
Во-вторых, ноябрьский визит в Токио президента Франции Ж.Ширака показал, что конкуренция европейских держав в АТР будет возрастать. "Япония имеет амбициозные стремления добиться успеха, ничто не может остановить ее и она преуспеет", заявил Ширак сопровождавшему его председателю торгово-промышленной палаты Франции. "Франция, добавил президент, сегодня также должна преисполниться амбициозности". И отметил, что считает "ненормальным", когда Германия и Великобритания "создают благоприятный климат" для своего экспорта в Азию в большей мере, чем это делает Франция, которая "должна иметь устремления быть номером первым везде". "Мы в конце концов ничем не хуже немцев и англичан и нет никаких причин, чтобы мы делали это хуже, чем они. Абсолютно нет никаких технологических, экономических, финансовых или культурных оснований для меня говорить иначе", заключил французский лидер, поставив перед компаниями своей страны цель утроить их участие на азиатском рынке в ближайшие 10 лет.
В подписанном 18 ноября "Плане действий", состоящем из 20 пунктов, Ж.Ширак и Р.Хасимото подчеркнули, что "Франция и Япония поддерживают развитие торговых связей и согласились проводить двусторонние переговоры с целью устранения барьеров, ограничивающих возможности рынка везде, где это потребуется". Заметим, что это заявление полностью соответствует планам АТЭС.
"Зоны роста" и зоны соглашений
Экономическая интеграция в АТР развивается пока эволюционным и в основном эмпирическим путем: по мере укрепления двустороннего и многостороннего сотрудничества на уровне экономических операторов и вызревания предпосылок для институционализации интеграции на уровне правительств принимаются правовые меры, создаются и укрепляются соответствующие субрегиональные и общерегиональные организации.
В последние годы развитию региональной экономической интеграции в АТР способствует и осуществление различных проектов многостороннего взаимодействия в сопредельных районах Восточной и Юго-Восточной Азии ("зоны роста" в АТР).
Успешно функционирующими "зонами роста" считаются "треугольники" Сингапур Малайзия Индонезия и КНР Гонконг Тайвань, а также район Шаньдун Южная Корея. Перспективными признаны проекты освоения бассейнов рек Меконг и Туманган и "зоны роста" Индонезия Малайзия Бруней Филиппины, Таиланд Малайзия Индонезия. Российское Приморье попадает в "зону роста" в связи с Туманганским проектом, хотя экономическая и социальная ситуация возле наших "ворот в АТР" вряд ли позволяет надеяться, что соответствующие правительственные постановления, касающиеся Туманганского проекта, смогут в ближайшей перспективе быть реализованы.
Между тем в других районах АТР, особенно на субрегиональном уровне, экономическая интеграция начала получать мощную политическую поддержку, "конституироваться" путем образования межправительственных организаций. Начало было положено заключением Соглашения об асеановской зоне свободной торговли АФТА, одобренного на встрече глав государств и правительств АСЕАН в январе 1992 года. Это соглашение предусматривает поэтапное снижение тарифов до 20 % в течение первых 5 8 лет и до 0 5 % в последующие 7 лет. Вслед за этим в декабре 1993 года между США, Канадой и Мексикой было подписано Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли НАФТА, которое предусматривает отмену всех тарифных и нетарифных торговых ограничений между его участниками к 2010 году. Если учесть, что подписание Соглашения о НАФТА совпало по времени с первой встречей в верхах лидеров АТР в Сиэтле, то можно говорить о прорыве, осуществленном США в их политике в регионе.
К этой же категории политико-экономических шагов следует отнести заключение Андского и Центральноамериканского пактов, соглашения между Австралией и Новой Зеландией о более тесных торгово-экономических отношениях и Таможенного союза "Меркосур". В отличие от "зон роста", в которых на равных основаниях могут участвовать деловые круги любых, в том числе внерегиональных стран, соответствующие межправительственные субрегиональные организации создаются в целях введения для их участников преференциального режима сотрудничества по сравнению с условиями взаимодействия с любыми другими странами.
Межправительственные субрегиональные организации рассматриваются как важнейшие составные компоненты формирующейся в АТР общерегиональной экономической структуры. Однако есть мнение, что они в известной мере противоречат принципу открытого регионализма и могут легко переродиться из "кирпичиков" региональной интеграции в "камни преткновения". Так, Малайзия выдвинула концепцию Восточноазиатского экономического форума ВАЭФ по сути в противовес продвигаемой США НАФТА.
Три "кита" интеграции
Достаточно непросто идет процесс нормативного оформления экономической интеграции в АТР на общерегиональном уровне. Реальную и наиболее весомую роль здесь в настоящее время играют две специализированные международные организации: Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Азиатский Банк Развития (АзБР), а также неправительственные организации: Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Тихоокеанский экономический совет (ТЭС).
ЭСКАТО создана еще в 1947 году в целях содействия региональному и межрегиональному сотрудничеству в социально-экономической области. Ее членами являются 49 стран. Еще 10 стран и территорий входят в нее в качестве ассоциированных членов. Штаб-квартира ЭСКАТО расположена в Бангкоке (Таиланд). Под ее эгидой функционируют: Центр по оперативной деятельности в Тихоокеанском регионе (Порт Вила, Вануату), Азиатско-тихоокеанский центр по передаче технологии (Дели, Индия), Региональный координационный центр исследований и выведения зерновых, бобовых, корнеплодов и клубнеплодов во влажных тропических районах Азии и Тихого океана (Богор, Индонезия), Статистический институт для Азии и Тихого океана (Токио, Япония), комитеты по координации совместной разведки минеральных ресурсов в шельфовых зонах Азии, исследований нижнего течения бассейна реки Меконг и др.
Последнее время ЭСКАТО уделяет большое внимание проблемам энергетики региона. Выступая 26 ноября 1996 года в Сингапуре, член ЭСКАТО Пранеш Чандра Саха отметил, что развивающаяся экономика АТР требует крупных капиталовложений в энергетику, достигающих 674 млрд долл., чтобы отвечать возрастающим потребностям в электроэнергии. Китай, Индия и Южная Корея по расчетам должны получить около 50 % требующихся инвестиций. Он привел данные экспертов ЭСКАТО, свидетельствующие о том, что до 2000 года Китаю потребуется дополнительно 129000 мегаватт, Индии 61000 мегаватт и Корее до 24000 мегаватт. Количество электроэнергии, требующейся всем развивающимся странам региона, возрастет до 779000 мегаватт в 2000 году по сравнению с 474000 мегаватт в 1990 году. От 40 до 45 % общего числа инвестиций должно пойти на финансирование сооружения линий электропередач и распределительных систем, что в сумме составит около 303 млрд. долл.
Особую проблему представляет разрыв в потреблении электроэнергии на душу населения в развитых и развивающихся странах. В Китае, например, оно насчитывает менее чем 10 % от уровня Австралии, а в Индии только 5 % от австралийских показателей. Лишь 12 % населения Бангладеш имеют доступ к электроэнергии. Сталкиваясь с финансовыми трудностями и непредвиденными огромными расходами, многие правительства отказываются от регулирования энергетического сектора экономики и допускают участие в нем отечественных и зарубежных частных фирм.
Азиатский банк развития учрежден в 1966 году в целях стимулирования экономического развития и регионального сотрудничества развивающихся стран АТР, предоставления им финансовой, экономической и технической помощи, содействия привлечению инвестиций, участия в координации их экономической политики. Его штаб-квартира находится в Маниле (Филиппины). В настоящее время его членами являются 55 стран. Уставной капитал 48 млрд. долл. За время существования АзБР осуществил 1255 проектов на сумму 47,9 млрд. долл. В последнее время он начал финансировать проекты и на территории стран бывшего СССР.
Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) образован в 1980 году для содействия расширению торгово-экономического сотрудничества в Тихоокеанском регионе. Секретариат находится в Сингапуре. В СТЭС входят представители национальных комитетов 34 стран АТР и по одному представителю от ТЭС и Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (ПАФТАД) с правом совещательного голоса. В его рамках функционируют форумы и рабочие группы по следующим направлениям: торговая политика, минеральные ресурсы и энергетика, продовольствие, сельское хозяйство и окружающая среда, наука и технологии, транспорт, телекоммуникации, туризм и др. Россия является полноправным членом СТЭС с сентября 1992 года.
Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) создан в 1967 году. Штаб-квартира находится в Гонолулу (США). В него входят национальные комитеты 19 стран, объединяющие свыше 1000 крупнейших компаний АТР. Деятельность ТЭС направлена на содействие развитию торговли и инвестиций, других видов предпринимательства в АТР во взаимодействии с правительствами стран региона и международными экономическими организациями. Российский национальный комитет ТЭС (РНКТЭС) был принят в члены ТЭС на 27-й Генеральной сессии в мае 1994 года в Куала-Лумпуре. Но активность наших деловых структур, несмотря на все усилия Торговой палаты по их привлечению к деятельности РНКТЭС, удивительно низка.
Эксперты воздерживаются от прогнозов
По оценкам научных центров США, Японии, Австралии, других стран АТР, а также Западной Европы, специфика АТР не позволяет однозначно предсказать направление, скорость и формы протекания крайне сложного интеграционного процесса. Экспертами российского МИД, на который в соответствии с распоряжением Президента РФ от 24 февраля 1994 года о налаживании отношений с АТЭС возложена координация работ в этой сфере, отмечается, в частности, что в АТР, в отличие от большей части европейского континента, не просматривается перспектива образования в какой-либо форме не только экономического, но и таможенного союза.
Большинству специалистов представляется, что в обозримом будущем наиболее реальным сценарием станет формирование "аморфного сообщества" азиатско-тихоокеанских экономик, в котором будут гармонизированы отношения между различными субрегиональными организациями и ведущими экономическими державами.
Эксперты стран региона не избавились от скептицизма даже после манильского саммита лидеров АТЭС. "Мы полагаем, писала японская "Иомиури симбун", что многие важные вопросы были оставлены нерешенными из-за противоречивости интересов экономик стран, участниц группировки". Как бы разъясняя эту мысль, индонезийская "Джакарта пост" подчеркивала, что выгоды от свободной торговли не могут быть распределены равномерно. Более сильные в экономическом отношении державы, такие как США и Япония, конечно, будут в более выгодном положении от деятельности АТЭС, чем такие страны, как Папуа Новая Гвинея.
Вместе с тем не исключаются и такие варианты развития, в результате которых азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция при определенных условиях может привести либо к появлению противостоящего Европейскому Союзу замкнутого блока, либо же к углублению разобщенности стран АТР через усиление соперничества между субрегиональными группировками.
Ноябрьский (1996 г.) визит министра иностранных дел РФ Е. М. Примакова в Монголию, Японию и КНР создал для России новые возможности осуществления совместных проектов с Японией, присутствия в Гонконге после его воссоединения с КНР в июле 1997 года, расширения традиционных связей с Монголией. Запланированная на апрель встреча лидеров России и Китая в Москве, несомненно, даст новый стимул экономическому сотрудничеству двух держав. В программу действий российских политиков и представителей деловых кругов на 1997 год должны быть вписаны пункты, касающиеся участия во встрече лидеров Европы и Азии в Лондоне и лидеров государств АТЭС в Ванкувере. За вступление в АТЭС с нами соперничают Вьетнам и Перу. Возможно, наши шансы будут предпочтительнее не на канадском саммите, а на АТЭСовской встрече в верхах в Куала-Лумпуре в 1998 году. Но подготовка к этим встречам должна вестись постоянно и фундаментально.
|