|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№1' 1997 |
версия для печати
|
|
ТЕО ФАБЕРЖЕ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИИ |
|
Питер Драгадзе (Лондон)
Имя Фаберже ассоциируется с богатством, произведениями искусства, усыпанными драгоценными камнями и инкрустированными золотом, и высокохудожественной резной работой. Империя Фаберже, на службе которой в период расцвета находилось 700 мастеров, появилась в России для создания уникальных произведений искусства. До революции заводы Фаберже выпустили более 100000 драгоценных изделий.
Имя Фаберже стало легендой после того, как царь Александр III преподнес первое драгоценное яйцо работы Фаберже царице Марии Федоровне в качестве рождественского подарка. Всего компания Фаберже изготовила 54 яйца по заказу царя Александра, а затем его сына, царя Николая II. В ноябре 1994 года яйцо "Зима" было продано за 5 млн. долл. на аукционе Кристи.
Начало истории семейного дела Фаберже связано с именем француза-гугенота Питера Фаври. Скрываясь от преследований, он поселился в прибалтийском городе Пернове. Его сын, Густав Фаври, родившийся в 1814 году, отправился в Санкт-Петербург для обучения у золотых дел мастера Андреаса Фердинанда Шпигеля. Неизвестно, почему его фамилию заменили на Фаберже. Густав добился успеха в своем ремесле. В 1841 году ему было присвоено звание золотых дел мастера. Спустя год он открыл первый магазин Фаберже в Петербурге на Первой Морской улице. Компания Густава Фаберже занималась изготовлением высококачественных ювелирных изделий в русском стиле. Согласно свидетельству современников, дело Густава процветало, однако компания получила всемирную известность благодаря искусству его сына Карла.
Пройдя курс обучения в Германии, Франции и Дании, Карл Фаберже возглавил семейный бизнес в 1870 году в возрасте 24 лет. При участии брата Агафона Карл применил более оригинальный дизайн для своей коллекции. В 1882 году компания приняла участие во Всероссийской выставке, которая проходила в Москве под патронажем царя. Компания Фаберже была удостоена золотой медали за выдающуюся репродукцию золотых сокровищ скифов. Карл Фаберже обратил на себя внимание царя.
Под патронажем императорской семьи компания Фаберже стала поставщиком ювелирных изделий в самые состоятельные семьи Европы. Карл Фаберже открыл магазин в Москве, а в 1903 году единственный филиал за границей на лондонской Довер Стрит, 43. Лондонский магазин был открыт в первую очередь для обслуживания королевских семей Великобритании и Сиама.
После революции 1917 года империя Фаберже была передана в распоряжение Рабочего Комитета. Спустя год Карлу удалось эмигрировать из России. Так двери империи Фаберже закрылись.
В то время младший сын Карла Фаберже Николай был управляющим в магазине на Довер Стрит. Магазин пришлось закрыть, но Николай остался в Лондоне и стал заниматься фотографией для журналов мод. В 1922 году у него родился сын, которого назвали Тео. В настоящее время Тео работает дизайнером исключительно для Лондонской Санкт-Петербургской Коллекции. Великолепные работы единственного ныне здравствующего внука Карла Фаберже выставлены в нескольких самых престижных частных коллекциях и музеях мира.
После окончания Второй мировой войны, во время которой Тео служил в Королевских военно-воздушных силах, он занялся изучением машиностроения. В 60-х годах он открыл завод по производству точных инструментов. Тем не менее, он находил время для изготовления вещей, скорее радующих глаз, чем пригодных в его бизнесе. Очарованный естественной красотой дерева, он принялся изучать технику орнаментальной обточки, искусство глубокого гравирования и вырезания предметов из дерева, слоновой кости и металлов при помощи точных станков. Он занялся дизайном и изготовлением элегантных изделий из редких пород дерева ради удовольствия, а затем и по заказам.
В 1974 году Тео продал свой машиностроительный завод и арендовал мастерскую для ремонта антиквариата. Вскоре его работой заинтересовались коллекционеры работ Карла Фаберже, а также музеи, например, Музей изобразительных искусств в Вирджинии (США), в коллекции которого есть несколько работ Фаберже. Тео был удостоен награды "Почетный гражданин города Лондона" и высшей награды, вручаемой специалистам в области орнаментального токарного ремесла, "Медали Гертруды Кроуфорд".
В 1984 году его убедили сделать коллекцию для продажи на международном рынке не по индивидуальным заказам, а ограниченным тиражом. Тео привлек мастеров по работе с драгоценными металлами и камнями, хрусталем, фарфором, эмалированию и резьбе по камню. Работа над Санкт-Петербургской Коллекцией началась в 1985 году в Чикаго. В течение десяти лет она экспонировалась в 200 городах мира. Эксклюзивная выставка находится в Великобритании на Берлингтон Аркейд, 42. Тиражи коллекции варьируются от 6 до 750 единиц. После изготовления последнего экземпляра тиража все инструменты уничтожаются, чтобы их нельзя было использовать вновь.
Каждое изделие коллекции индивидуально. Например, яйцо "Святой Владимир", изготовленное по заказу русской православной церкви, находящейся в изгнании, в связи с тысячелетием крещения Руси. Яйцо выполнено из хрусталя, покрытого красной эмалью, и украшено серебряной византийской вязью. Его венчает православный крест, а внутри находится макет Собора Святого Владимира в Киеве. Макет выполнен из серебра установленной пробы. В отличие от него яйцо "Фестон" имеет элегантный, но простой дизайн. Оно выполнено Тео из дерева кокобола и украшено позолоченными серебряными фестонами и крохотными бантиками.
В 1995 году Тео, единственный ныне здравствующий внук Карла, был приглашен в Санкт-Петербург. В настоящее время яйцо "Санкт-Петербург", дизайн которого был выполнен Тео, экспонируется на постоянной выставке в Городском музее Санкт-Петербурга. В прошлом году Тео еще раз пригласили в город на презентацию его работы в Государственном Эрмитаже, что является высочайшим признанием мастерства этого истинно английского джентльмена, потомка легендарной семьи.
Мне удалось встретиться в Лондоне с Тео Фаберже, почетным членом и лауреатом компании "Тернерз". Он любезно согласился ответить на мои вопросы.
Надеялась ли ваша семья, что вы продолжите семейную традицию?
Нет, поскольку я узнал, что я потомок семьи Фаберже, когда мне было 47 лет. Я думал, что мои родителимистер и миссис Вудалл. Но оказалось, что они были моими приемными родителями. У меня возникли некоторые подозрения и однажды я попросил прислать мне мое свидетельство о рождении. Я узнал, что мой отец умер в 1939 году. Я припоминаю, что видел его несколько раз, когда мне было лет пять.
Но гений Фаберже был у вас в крови?
Я всегда занимался ручным ремеслом, был учеником на авиационном заводе, занимался изготовлением инструментов и узнал много полезных вещей. В 1969 году, когда мне исполнилось 47 лет, я открыл собственную компанию по производству инструментов. Я работал менеджером завода в течение 12 лет. После того, как я узнал, что являюсь потомком семьи Фаберже, я ни о чем другом не мог думать, как об искусстве моих предков. В конце концов, я взял фамилию Фаберже. Люди говорили: "Вы Фаберже, поэтому вы должны делать яйца", на что я отвечал: "Не говорите глупостей". Затем появился Фред Хауи. Я попросил его показать мне гранильный станок его собственного изобретения, поскольку я тоже хотел сделать такой станок. Он восхищался моим дедушкой и многое знал о нем. Хауи познакомил меня с орнаментальной обточкой. Мы с ним хорошо ладили.
И он свел вас с компанией "Тернерз"?
Да. Со временем я был удостоен звания почетного гражданина Лондона и лауреата за достижения в области токарного дела. Мою кандидатуру предложил Феликс Леви. А потом меня наградили "Медалью Гертруды Кроуфорд."
Сейчас вы делаете много ювелирных яиц. С чего вы начали?
Однажды маленький мальчик попросил меня сделать ему деревянное яйцо на моем станке, обыкновенное маленькое яйцо, ничего особенного. Затем ко мне пришла дама и сказала: "Вы делаете яйца, я видела одно, оно походило на дверную ручку. Не могли бы вы сделать такое же для меня?" Я сделал для нее деревянное яйцо с гравировкой из латуни и самоцветов. Потом я сделал очень простое яйцо на подставке для выставки в Голдсмит Холле. К моему великому удивлению люди стали покупать мои изделия. Затем кто-то попросил меня сделать рубиновое обручальное яйцо: на флероне был рубин, а когда открывалась крышка, выскакивало бревнышко, на котором сова и котенок играли на скрипках. Вокруг бревнышка были кольца из слоновой кости. Я сделал яйцо для мистера Смита, мастера компании "Тернерз", в честь тридцатилетней годовщины его свадьбы. Оно было украшено 30 жемчужинами и двумя медальонами с крыльями бабочки.
Вы чувствуете себя в своей стихии, когда изобретаете ювелирные яйца?
О, да. Я чувствую, что это у меня в крови, я чувствую, что рожден, чтобы делать их. Сначала я выполняю дизайн яйца, а затем изготовляю его модель. Сейчас мы делаем 45 изделий, в том числе шкатулки, рамки для фотографий и часы. Я выполняю дизайн трех-четырех изделий в год, которые продаются во всем мире, главным образом в США.
Ваши яйца похожи на те, что изготовлял дедушка?
Он в основном делал их для императорской семьи Романовых. Они были очень дорогие. Мои стоят от 600 до 5 000 фунтов стерлингов. Сейчас моя дочь работает над своей собственной коллекцией. Она делает яйца со знаками Зодиака, посуду и другие вещи. Я, моя дочь, а также мой внук единственные потомки Фаберже, которые создают произведения искусства.
Какие яйца вам нравятся больше всего?
Мое маленькое яйцо "Писец". Оно сделано из дерева с позолоченной основой, украшено флероном и рубином. Вы дергаете за флеронпоявляется шариковая ручка. Я также люблю яйцо "Бис", потому что люблю балет. Оно изготовлено из хрусталя с украшениями, выгравированными на золотом листочке с фестонами. На нем есть открытая часть с короной Романовых из серебряной позолоты. Вы поворачиваете корону и поднимается занавес. На сцене вы видите двух артистов, исполняющих па-де-де из балета "Лебединое озеро".
Фото собственность Лондонской Санкт-Петербургской Коллекции
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|