Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Кольчугинский завод по переработке цветных металлов
Горное дело
№6' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2

И НЕЛЬЗЯ ПОВЕРНУТЬ НАЗАД
СЕГОДНЯ ЭТИ СЛОВА ИЗ ПЕСНИ ПРО ГЕОЛОГОВ ЗВУЧАТ КАК РЕКВИЕМ



Владимир Пахомов
Доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Академии минеральных ресурсов России

    В Советском Союзе действовала четкая система государственной геологической службы. В нее входили: Министерство геологии, геолого-разведочные организации горнодобывающих министерств, научно-исследовательские институты геологического профиля Академии наук.
    «Геология и разведка недр» считалась одной из крупных отраслей народного хозяйства. Объем геолого-разведочных работ составлял в 1990 году 8 млрд. руб. В отрасли работало более 700 тыс. человек, в том числе 238 тыс. (34 %) – дипломированные специалисты. Непосредственно на геолого-разведочных работах было занято свыше 450 тыс. человек, в том числе на глубоком бурении на нефть и газ – около 190 тыс. человек.
    Относясь к одной из наиболее наукоемких, отрасль «Геология и разведка недр» располагала мощным научным потенциалом – в 42 НИИ и 14 КБ работали почти 40 тыс. человек, в том числе более 500 докторов наук и 5 тыс. кандидатов наук. Лишь немногие отрасли народного хозяйства (например, космическая) могли поспорить с геологической отраслью насыщенностью специалистами высшей квалификации.
    Об этом мало говорят, но геологическая отрасль, так же как и космическая, была «впереди планеты всей» и в научном плане. Это очень убедительно показала XXVII сессия Международного геологического конгресса, состоявшаяся в августе 1984 года в Москве впервые за последние 50 лет.
    Во-первых, успешное развитие геологической службы объясняется тем, что на территории СССР имелось все известное разнообразие геологических структур. Во-вторых, изоляция страны подстегнула ускоренное развитие собственной минерально-сырьевой базы, что, в свою очередь, является следствием планомерного изучения геологического строения территории. Так, например, территория страны, составляющая 22,4 млн. км2, почти полностью покрыта среднемасштабной геологической съемкой (масштаб 1 : 200000), за исключением лишь отдельных площадей развития мощных четвертичных образований. В крупном масштабе (1 : 50000 – 1 : 25000) заснято около четверти территории страны, а в важнейших горнопромышленных районах геологические карты такого масштаба составлены для 70 – 80 % и даже 100 % их общей площади. В-третьих, все это было возможно только в условиях стабильного, длительного финансирования геологических программ, что, в свою очередь, предопределялось поддержкой государства.
    И последнее, все достижения геологической отрасли могли состояться только на базисе собственных геологических научных школ, которые, развиваясь в изоляции от мировой геологической мысли, в условиях хронической технической неоснащенности, пошли по иным, оригинальным направлениям. Так, например, западная геологическая школа, располагая большим техническим оснащением, основные усилия направляет на разработку методического обеспечения конкретных видов геолого-разведочных работ. В то же время советскую геологическую школу отличал в большей степени методологический уклон, т. е. разработка новых научных направлений изучения Земли. Так, в настоящее время прогресс в проведении поисковых и разведочных работ во многом связан с широким применением геохимических методов поиска, методологические основы которых были разработаны в 30-х годах. Другим примером может служить разработка методологии изучения метасоматически измененных горных пород, существенно повышающая эффективность прогнозно-поисковых работ на эндогенное оруднение, что явилось откровением для западных геологов – участников XXVII сессии Международного геологического конгресса в Москве.
    Потенциал специалистов отрасли можно оценить по важнейшим направлениям деятельности российских геологов, рассмотренным ниже.
    В геологических науках все большую роль приобретают точные методы, основанные на законах физики, в том числе ядерной, физической химии, математики, позволяющие объективно расшифровать и количественно оценить природные явления. Геология постепенно переходит в категорию точных наук, числом и мерой оценивающих процессы и явления.
    Геологи стали крупнейшими потребителями аэрокосмической информации, широко используют дистанционные методы исследований – многозональные, тепловые, радиолокационные и другие.
    До последнего времени у нас в стране осуществлялась комплексная программа изучения глубинного строения земных недр, принципиальная основа которой – сеть взаимосвязанных профилей глубинного сейсмического зондирования (ГСЗ), опирающаяся на сверхглубокие и глубокие скважины. Крупным достижением советских геологов стало бурение Кольской сверхглубокой скважины, впервые в мире вскрывшей разрез пород на глубину более 12 км.
    Благодаря принципиальному совершенствованию теории, методики, средств наблюдений и систем обработки данных различных геофизических методов геофизика превратилась в крупную область геолого-разведочного производства, а геофизические методы стали эффективным средством глубинного регионального изучения земной коры и верхней мантии на континентах, шельфе морей и в акватории Мирового океана, а также поисков и разведки полезных ископаемых.
    Геохимические методы являются в настоящее время одними из ведущих в современном поисковом комплексе, с их помощью оценено значительное количество месторождений. О высоком международном авторитете советской школы прикладной геохимии свидетельствует широкое использование во многих зарубежных странах геохимических методов поисков, разработанных нашими учеными.
    Разработка металлогении на основе формационного анализа стала главным приемом прогноза и перспективной оценки крупных регионов. Впервые составлены карты количественной оценки прогнозных ресурсов территории СССР, шельфа и акватории Мирового океана на основные виды минерального сырья.
    Успехи, достигнутые в области техники и технологии изучения минерального сырья, позволяют разрабатывать комплексные схемы его обогащения и переработки и создавать безотходную технологию с учетом охраны окружающей среды.
    В области гидрогеологии выполнены фундаментальные разработки движения подземных вод зоны свободного водообмена гидросферы, вследствие чего стало возможным повышение эффективности решения таких задач, как поиски, разведка и оценка эксплуатационных запасов подземных вод, прогнозирование водопритоков в горные выработки при эксплуатации месторождения полезных ископаемых, регулирование водно-солевого режима на мелиорируемых территориях и многих других.
    Разработка теории пространственной изменчивости инженерно-геологических свойств горных пород позволила выявить общие региональные особенности инженерной геологии в СССР, создать теоретические основы прогнозирования экзогенных геологических явлений.
    Концентрированным выражением данных, полученных при проведении геологических съемок разных масштабов, геофизических и геохимических исследований, изучении нефтегазоносных и угленосных бассейнов, рудных районов и месторождений, являются крупные монографии – «Геология СССР», «Гидрогеология СССР», «Инженерная геология СССР», «Рудные месторождения СССР», «Геология месторождений угля и горючих сланцев СССР» и комплекты обобщающих карт, многие из которых не имеют аналогов в зарубежной геологической картографии.
    Как это ни горько, но вопреки официальному мнению нынешнее состояние отрасли можно оценить только одним словом – отсутствие. Такой отрасли, как «Геология и разведка недр», более не существует. На чем основан такой вывод?
    Рассмотрим некоторые позиции, характеризующие любую отрасль, а именно – финансирование, управление, кадры, наука.
    Финансирование. До реформы финансирование отрасли в основном проводилось, опираясь на государственный заказ. Госзаказ выражал требование государства по производству и поставке предприятиями продукции, выполнению работ и услуг для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства. Для предприятий Министерства геологии СССР в государственном заказе устанавливался прирост разведанных запасов по 18 видам важнейших полезных ископаемых.
    Другим источником финансирования отрасли являлись ставки возмещения, т. е. отчисления горнодобывающих министерств за каждую добытую тонну руды, поскольку на открытие и разведку того или иного месторождения, переданного Мингео СССР горнодобывающим предприятиям, затрачены определенные средства. Следует отметить, что ставки возмещения утверждались Госпланом СССР и ни в коей мере не соответствовали истиным затратам, а чаще всего и не перечислялись на счет Мингео СССР.
    В настоящее время государство финансирует только региональные исследования, что составляет около 3 % от объема финансирования геолого-разведочных работ 1990 года. Это явилось следствием неумной, а если точнее выразиться – предательской (по отношению к отрасли) политики чиновников от геологии. Пойдя по пути бесконечных уступок правительству в том, что касалось финансирования, они в итоге достигли такого положения, когда поиск и разведка месторождений полезных ископаемых фактически стали делом частных предприятий. Это привело к полному разорению территориальных производственных геологических объединений, так как «юный» частный капитал России не в состоянии вкладывать значительные средства в долгосрочные программы поисков и разведки, а безопасность иностранных инвестиций не гарантирована законами нашего государства. В то же время нельзя поверить, что нашему государству безразлично состояние минерально-сырьевой базы (по крайней мере, стратегического сырья).
    Вопрос финансирования ставок возмещения еще сложнее, так как все горнодобывающие предприятия стали в основном акционерными обществами при отсутствии реальных инвестиций. К тому же совсем неясно, куда отсылать средства ставок возмещения – в территориальное производственное геологическое объединение, в аппарат субъектов Федерации или в Роскомнедра с последующим выделением доли территориальному производственному геологическому объединению? Все это привело к тому, что ставки возмещения составляют мизерную часть в бюджете отрасли.
    Управление. До реформ, отвечая за единую направленность геолого-разведочного процесса – от съемки до завершения разведки выявленных месторождений с утверждением запасов и передачи их для промышленного освоения, отраслью руководило Министерство геологии СССР. В состав министерства входило 91 производственное геологическое объединение, 7 научно-производственных объединений, 42 научно-исследовательских института. Финансирование геологических подразделений осуществлялось централизованно через Министерство геологии.
    Ныне каждое производственное геологическое объединение самостоятельно ищет источник финансирования, определяя направление геолого-разведочных работ, которое характеризуется в большей степени конъюнктурными соображениями, чем государственными. В связи с этим разговор об управлении отраслью отпадает сам собой.
    Кадры. До 1990 года геолого-разведочную отрасль пополняли около 8 тыс. молодых специалистов в год. Действующая отраслевая система подготовки и повышения квалификации включала в себя обучение в Академии народного хозяйства при Совмине СССР (работники высшего уровня); в Институте повышения квалификации руководящих работников (верхний и средний уровень управленцев); на факультетах повышения квалификации при вузах (руководители экспедиций, партий, главные специалисты); на курсах при НИИ, ПГО (руководители начального звена), в школах переподготовки и повышения квалификации при ПГО (специалисты).
    В целом в отрасли ежегодно повышалии квалификацию около 35 тыс. специалистов. При этом каждый специалист или руководитель обязан был проходить переподготовку или повышать квалификацию не реже одного раза в 5 – 6 лет. Такая схема подготовки кадров позволила вывести отрасль в передовую по потенциальным возможностям решения сложнейших прикладных геологических задач.
    С 1993 года в связи с резким уменьшением финансирования началось сокращение кадров отрасли. Эта ситуация углубилась еще и распадом системы ОРСов, топливно-энергетическим кризисом, что привело к практическому уничтожению геологических поселков, разбросанных по необъятной территории России. Кроме всего прочего, в Россию начался исход геологических кадров из стран СНГ, где геологические службы изначально были русскоязычными. Все это привело к избыточной концентрации оставшихся без работы по специальности геологов, геофизиков и геохимиков в Российской Федерации. В то же время рынок труда зарубежных стран практически не воспринимает российских геологов. Хотя теоретическая подготовка российских геологов выше, чем у зарубежных коллег, но языковый барьер и, самое главное, слабая техническая и компьютерная подготовка резко снижают привлеченность наших специалистов на рынке геологических услуг Запада.
    Наука. Сегодняшнее состояние геологической науки (как и всей науки России) – плачевное. Но в геологической науке ситуация усугубляется еще и тем, что рвущиеся связи с производством отбрасывают научные исследования назад. Геологические производственные организации – этот источник первичной информации, без которой нет движения вперед, – находятся вдали от научных центров. В настоящий момент у геологов нет средств даже для поездки за первичной информацией.
    В заключение хочется отметить, что Россия в настоящий момент пользуется итогом труда многих поколений геологов, растрачивая запасы минерального сырья без оглядки на будущие поколения. Если сейчас правительство не обратит самое пристальное внимание на геологоразведочную отрасль, то она реально прекратит свое существование.
    Представляется, что Правительство России должно принять решение – а нужна ли такая отрасль нашему государству? Этот вопрос очень важен для десятков тысяч геологов, которые еще не потеряли надежду на то, что они нужны государству, которому служили много лет верой и правдой.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение