Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Кольчугинский завод по переработке цветных металлов
Международное обозрение
№6' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2

КАК ДОЛГО МОНГОЛИЯ БУДЕТ ИМПОРТИРОВАТЬ ГВОЗДИ
В ДАРХАНЕ НОВЫЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ РАБОТАЕТ МЕНЕЕ ЧЕМ В ЧЕТВЕРТЬ СВОЕЙ МОЩНОСТИ



Ким Болдохонов
корреспондент ИТАР-ТАСС – специально для журнала «Металлы Евразии»(Улан-Батор)

    Сдача в эксплуатацию первого в Монголии металлургического предприятия стала в жизни страны событием долгожданным и обнадеживающим. Потребность в отечественном металле – хлебе промышленности – в некогда скотоводческой, а ныне аграрно-промышленной стране давно покрывалась за счет импорта. И вступление первенца монгольской металлургии в действие два года назад было встречено в буквальном смысле «со слезами на глазах». Чувства соотечественников в тот радостный день рождения Дарханского металлургического комбината (ДМК) ярко и наглядно выразил Ч. Сурэн, тогдашний вице-премьер монгольского правительства, занимавшийся вопросами развития строительства и промышленности: «Я плачу от радости, что сбылась моя многолетняя мечта!»

    Рынок – за Великой стеной
    Идея создания отечественной металлургии стала реальностью благодаря сотрудничеству с Японией и Россией. Известная фирма «Мицубиси» и другие японские компании предоставили финансы и оборудование, а российская акционерная компания «Зарубежстройинвест», в которой трудятся и монгольские строители, возвела комбинат за короткий срок и сдала под ключ с оценкой «отлично». Монтаж оборудования произвели получившие образование в бывшем Советском Союзе молодые монгольские инженеры и техники с участием японских и российских шеф-монтажников.
    Крупный комплекс производственных зданий со светло-голубым главным корпусом в центре гармонично вписался в промышленную зону города Дархана – детища тесного сотрудничества канувшего в историю содружества социалистических стран. Каждый раз, бывая в этом молодом промышленном центре Монголии, радуюсь тому, с какой любовью и хозяйским расчетом трудились его создатели, чтобы в голой степи вырос красивый современный город. Они позаботились также о том, чтобы новые заводы и фабрики были отдалены от жилых микрорайонов, не загрязняли воздушную среду, сформировав в стороне от них промышленную зону. Не исключением стал и металлургический комбинат. Он размещен еще южнее, чем другие предприятия промышленной зоны.
    Молодой инженер-металлург, выпускник одного из вузов на Урале с гордостью рассказывает мне о своем предприятии. Мы в главном корпусе, где сосредоточены основные производства по выплавке и розливу металла, сортировке и расфасовке готовой продукции. В плавильном цехе – две электропечи емкостью по 25 т каждая. Все операции – загрузка и подача сырья, плавка – управляются автоматически, дистанционным методом.
    – В скором времени мы предложим потребителям более широкий сортамент металла и металлоизделий, – комментирует технолог, сопровождающий меня.
    Бросается в глаза, что в главном корпусе, где выполняется основной производственный процесс и где протяженность цехов больше ста метров, совсем мало рабочих. ДМК – высокомеханизированное предприятие, большинство производств автоматизированы. Предприятие располагает всеми современными вспомогательными производствами и объектами инфраструктуры.
    Собственная металлургия открыла большие возможности для индустрии. «С начала выпуска на месте металлоконструкций все задышали свободно, – рассказал мне управляющий российской компанией «Зарубежстройинвест» Николай Мака, под чьим руководством в Монголии построены десятки важнейших народнохозяйственных объектов, в том числе и ДМК. – Если металл для строительных нужд прежде закупали за рубежом, что при нынешних тарифах на транспорт весьма накладно, то теперь все это есть здесь, на месте.»
    ДМК покрывает потребности монгольской строительной индустрии. Однако в последние пять лет резко сокращены объемы строительства. Отбыли из Монголии с распадом СССР крупные советские строительные тресты, а многие местные с переходом на рыночные отношения пришли в упадок, раздробились на мелкие и только-только встают на ноги. Из общего объема продукции ДМК внутренние потребители осваивают лишь 10 %, а львиная доля – 90 % – идет на экспорт, в основном в Китай, откуда ДМК взамен части поставляемой продукции получает химикаты. Есть серьезные заявки из Индии, Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Японии.

    «Ночная» металлургия
    Однако дела на первенце монгольской металлургии, к сожалению, далеко не безоблачны. Едва начав свою деятельность, металлурги оказались в весьма непростой ситуации. ДМК уже два с лишним года работает всего на 20 % своей проектной мощности, которая равна 100 тыс. т металла в год.
    – На ДМК не созданы два основополагающих условия для его нормального функционирования: стабильное снабжение электроэнергией и сырьем, – сетует генеральный директор ДМК Батсуурийн Шагдар.
    Его и Дамбын Ганболда, начальника отдела промышленности министерства торговли и промышленности (теперь уже бывшего министерства, так как новое правительство изменило структуру министерств и ведомств), я застал в директорском кабинете в воскресенье. Министерский чиновник и генеральный директор ломали головы над тем, как вывести предприятие из энергетического и финансового дефицита. Причем это был не обычный выходной день, а день выборов в парламент.
    – Да, в праздничный день наш коллектив вынужден трудиться в полном составе и полный рабочий день, – объяснил Шагдар. – Сегодня все предприятия Дархана отдыхают, а значит есть достаточно свободной электроэнергии, которой в будни нашему комбинату остро не хватает или того хуже – просто не дают.
    Нехватка и сбои в обеспечении электроэнергией металлургического предприятия, которое должно функционировать на круглосуточном режиме, – основной камень преткновения. Металлурги почти все время трудятся лишь в одну смену вместо трех, да и то в основном ночью. Вместе с тем коллектив, 80 % которого составляют квалифицированные рабочие и ИТР, нужно содержать, ибо, распустив их, собрать вновь будет непросто.
    ДМК задолжал энергетикам солидную сумму, и последние угрожают до полной выплаты долгов подачу энергии прекратить. Такие неординарные меры они уже принимали. Дирекция ДМК при поддержке министерства договорилась с энергетиками, что предприятие отключаться не будет. Но это временное решение, а не кардинальное.
    Металлурги возлагают надежды на то, что с завершением реконструкции и увеличением мощности Дарханской ТЭЦ появится возможность получать электроэнергию в большем объеме. Стабильность энергоснабжения во многом зависит также от четкой работы энергетиков за кордоном – в Бурятии. Монголия получает значительные объемы электричества от соседней Герской ГРЭС.

    Тумуртэй – щедрая железом
    Вторая насущная проблема ДМК – обеспечение сырьем. Предприятие имеет две технологии. Одна рассчитана на выпуск продукции из металлолома, другая – из губчатого железа (железорудного концентрата). Уже более двух лет предприятие работает только на металлоломе. В то время, когда планировали создание комбината, а это 1990 год, в Монголии скопилось примерно 900 тыс. т металлического лома, которого было достаточно для полной загрузки ДМК на 7 – 8 лет. Однако легализация экспорта металлолома в корне изменила расчетные прогнозы. Запасы металлолома тают на глазах. Бизнес на сборе и продаже металлического лома переживает бум.
    Истощение ресурсов лома сделало неотложным освоение железорудных месторождений. Монголия богата железной рудой. Об этом свидетельствуют и названия ряда местностей: Тумуртэй (Щедрая железом), Тумур толгой (Железная гора) и т. п.
    – Так вот одно из них, – рассказывает Шагдар, – Тумуртэй, что в 130 км от Дархана на территории Селенгинского аймака, имеет разведанные запасы, по оценкам российских гелогов, в несколько сотен миллионов тонн железной руды. Причем содержание железа высокое, 58 – 68 %. Планируется создание рудника с соответствующей инфраструктурой. Рядом – линии электропередачи.
    Один из первоочередных объектов, который необходимо будет построить, – железнодорожная ветка от Дуланхана (Селенгинский аймак) до Дархана. В настоящее время заканчивается составление технико-экономического обоснования строительства рудника и объектов инфраструктуры в Тумуртэй.
    А дальнейшая перспектива – это разработка месторождений железных руд, расположенных не только в Дарханско-Селенгинском регионе, но и на территории Архангайского, Хэнтэйского, Средне-Гобийского аймаков. Осуществление этой программы требует немалых финансовых средств. Однако сегодня финансирование предприятия со стороны государства и местных банков весьма скудное. Причина – нехватка денег в казне. Поэтому развитие первенца монгольской металлургии реально лишь при зарубежных инвестициях. В противном случае страна по-прежнему будет импортировать широчайший сортамент металлических изделий, включая гвозди.
    Обращаясь к потенциальным партнерам в России, генеральный директор Шагдар сказал:
    – Мы заинтересованы в том, чтобы при создании нового железорудного комплекса деловое участие приняли российские коллеги, с которыми мы тесно сотрудничаем давно и плодотворно. Большинство наших инженеров – выпускники высших технических учебных заведений Урала и Москвы. Подготовку кадров мы хотим возобновить и продолжить. Российское металлургическое оборудование и горная техника хорошо зарекомендовали себя в условиях Монголии, и мы по-прежнему проявляем к ним интерес.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение