Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Кольчугинский завод по переработке цветных металлов
Импэкс-металл
№6' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2

КАК ДЕМПИНГ РАЗРУШАЕТ ПАРТНЕРСТВО



Валериан Скворцов
Директор-управляющий «БОТ КО» (Таиланд)

    Каждые три-четыре месяца тайская столица Бангкок меняет силуэты центра и пригородов. Небоскребы растут как грибы. За темпами их возведения не поспевает отделка. Транспортные артерии в буквальном смысле слова уходят в небо. «Флайоверы» затягиваются жесткими узлами над кварталами, и отражения машин бегут в окнах третьих и пятых этажей. Шоссе от аэропорта Донмыонг в город превратилось в этажерку. Но даже его несколько уровней не избавляют бангкокцев от утренних и вечерних, а также субботних и воскресных пробок. Впрочем, эти пробки сами по себе косвенный признак того, что огромный город, выходящий по многим параметрам на первое место среди собратьев в Юго-Восточной Азии, рвется дальше и выше в своем развитии.
    Впрочем, та же тенденция, хотя и в разной степени, наблюдается и в других городах Таиланда.
    Естественно, где строительный бум, там и бум потребления стальных металлоконструкций. Спрос вызвал появление в стране стабильно работающих структур по импорту стальной продукции, а затем в результате направленной инвестиционной политики и становление национальной промышленности соответствующего профиля. С пиком этого процесса совпали перестройка в СССР, его раздел на суверенные государства, в том числе и сталепроизводящие. Бывшие советские металлургические комбинаты после упразднения монополии внешней торговли испытали своеобразную «кессонную болезнь» в ходе резкого выноса их внешнеторговых структур на поверхность моря международного рынка.
    Аналогичным путем, хотя и при несколько иных внутренних и внешних обстоятельствах, свершилась, как известно, реструктизация зарубежных коммерческих связей Польши.
    Разумеется, коммерческие группы, созданные таиландскими потребителями строительной стали, а также обеспечивающие их деятельность банковские структуры занимаются прогнозированием рынка. Внимательно следят за ним правительственные учреждения – министерства торговли и финансов, комитет по инвестициям. Реакция на новые возможности бывших советских, а теперь российских, украинских и казахстанских, а также польских металлургических предприятий не была поэтому на 100 % спонтанной, хотя элементы эйфории, в особенности в кругах средней руки местных таиландских дистрибьютеров металлоконструкций и строительной стали, наблюдались.
    С начала 1993 года меня буквально истязали приглашениями посмотреть стальной лист в рулонах и резаный, двутавровые балки, пруток, арматуру, поступавшие к таиландским оптовикам из России, Казахстана и Украины. У дилеров явно недоставало тогда нужной информации. Кроме того, беспокоили несколько непривычное оформление, иной раз «слепое», сопроводительных документов на русском языке, некачественная упаковка, из-за которой рассыпались пакеты, дефекты самого товара. Тайцы испытывали определенный дискомфорт, когда на переговорах оказывались перед громоздкими делегациями, в которых по-английски говорил младший по рангу.
    Перечисление крупных и средних таиландских компаний, чьи представители вели переговоры с российскими, украинскими, казахстанскими и польскими коллегами в последние три года, заняло бы не одну страницу. Наезжали они и в Китай. Произошла, хотя и непросто – в силу известных специалистам обстоятельств, – заметная подвижка. И главным образом по одной причине – цене. В некоторых случаях предлагались, например, цены FOB на горячекатаную сталь в рулонах от 215 до 225 – 230 долл. за 1 т. Следует сказать, что эта практика в России, на Украине и в Казахстане сдерживалась правительственным вмешательством и, видимо, справедливо. И все же, скажем, украинский комбинат «Запорожсталь» предлагал совсем недавно эту продукцию по цене FOB 240 долл. за 1 т.
    По данным, которые предоставило таможенное управление Королевства Таиланд, объемы поставок строительной стали и цены на нее внутри страны выглядели за два последних года следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Объем импорта и цены на строительную сталь в Таиланде

    Российско-казахстанско-украинский показатель мог бы, как представляется, оказаться значительно выше. Его «сдержали» внутренние причины, в частности, помимо некачественной упаковки и транспортировки, неостанавливавшийся эти годы рост цен на металлопродукцию внутри России до уровня мировых, что оттягивало туда казахстанский и украинский экспорт, вполне возможно, все более становившийся реэкспортом в Азию через европейских и турецких посредников. Во всяком случае, украинский прокат в Таиланд через третьи страны поступал.
    Известно, что металлургия была, пожалуй, единственной отраслью российской тяжелой промышленности, сохранявшей определенную динамичность. Рост производства всех видов металлопродукции в 1995 году произошел в основном за счет увеличения поставок в страны, как принято теперь говорить, дальнего зарубежья и в значительной степени именно самого дальнего – в Азию.
    В Бангкоке понимали, что динамика роста производства российской металлургии, достигаемая за счет вывоза, имеет свою специфику, если не изъян. Портфели заказов нередко обеспечивались контрактами по демпинговым ценам. Согласно российским же источникам, ежегодно убытки от экспорта металлопродукции составляли 17 трлн. руб. По листовому прокату, с которым в основном имела дело импортная группа, в том числе и «БОТ КО», убыточность у российских, украинских и казахстанских металлургических комбинатов колебалась от 11 до 40%.
    В Польше, насколько известно, себестоимость листов строительной стали размером 100 х 100 мм составляет теперь около 500 долл. за тонну, а продаются они по цене FOB 265 долл. за тонну. Цена CIF, Бангкок (стоимость, страхование и фрахт) составляет 332 долл. за тонну. Имеется информация, что польские продавцы стальной продукции для строительных нужд намереваются выбросить по демпинговым ценам «неограниченное количество» своего товара в Таиланде по цене 310 долл. за тонну.
Таблица 2. Импортные тарифы на строительную сталь, %    С точки зрения импортеров можно ли при таких обстоятельствах надеяться на динамичность российской, польской, украинской и казахстанской металлургии? Все это не может не разрушать надежд на стабильность обретенного партнерства. Конечно, свертывание прямого государственного вмешательства во внешнюю торговлю, растущее качество работы внешнеторговых компаний и подразделений самих металлургических предприятий, полная отмена с 1 февраля 1996 года количественных ограничений на экспорт из России металлопродукции играют и еще сыграют свою стимулирующую роль. Но теперь приходится учитывать и другой фактор. Приток дешевой строительной стали из таких стран, как Польша и Россия, просто-напросто ударил по таиландским производителям. Одна из ведущих металлургических компаний страны – «Айрон энд Стил груп оф Сайам Симент» – вынуждена теперь пересматривать подготовленный ее дирекцией перспективный план капиталовложений в производство таких изделий, как арматура и стальной пруток из-за того, что специалисты компании прямо называют российским и польским «демпингом». Филиал группы в Районге – «Сайам Ямато Стил КО», главный производитель значительного сортамента строительной стали, – понес в прошлом году в результате этого убытки, достигшие 800 млн. батов (около 32 млн. долл). Компания ожидает убытки по крайней мере в 700 млн. батов в 1996 году, если «демпинг« будет нарастать. Под сомнение поставлены капиталовложения в размере 6,58 млрд. батов, поскольку неясны перспективы выживания отрасли. Держателями акций в данном случае являются «Сайам Симент» (51 %), «Ямато Когио КО» (33%), «Митсуи энд КО» (12 %) и «Сумитомо Корпорэйшн» (4%).
    Только «Сайам Ямато» теперь производит около 450000 – 500000 т в год строительной стали на своих предприятиях. Это заметно ниже производственных возможностей. В соседней Малайзии «»Первайя Стил КО» в нынешнем году произведет 700000 т строительной стали. Но и эта металлургическая компания страдает от демпинговых цен импортируемой стали с заниженными при этом стандартами качества.
    Руководство группы «Айрон энд Стил» обратилось к правительству Таиланда с призывом срочно прийти на помощь национальным сталепроизводителям и выработать защитные меры прежде, чем негативные последствия демпинга распространятся и на другие виды стальной продукции.
    Одновременно развернулся и другой процесс. Склады стальной продукции строительного назначения в Таиланде оказались затоваренными. В течение апреля - июля нынешнего года внутренние цены на импортную российскую и польскую продукцию несколько раз падали почти до уровня цены FOB. Примечательно, что национальные производители, воспользовавшись неликвидностью у дилерских структур, «наглотавшихся» демпингового товара, который оказались не в состоянии «переварить», принялись поглощать их.
    Сейчас в Таиланде рассматривается проект ввода дополнительного 10 %-ного обложения на цены CIF с одновременным увеличением ввозных пошлин на строительную сталь до 10% и ужесточением требований, предъявляемых к стандарту качества импортной стали. Тайвань тоже готовится установить внетарифные барьеры для остановки дешевого импорта с помощью повышенных стандартов для строительной стали. Южная Корея уже увеличила импортные пошлины с 8 до 15% для защиты собственной стальной индустрии.
    Потребности Таиланда в строительной стали в 1996 году, по экспертным оценкам, составят около 600000 т, что на 10 % больше предыдущего года. Внутреннее производство потребностей в строительной стали не обеспечит. Импорт по-прежнему играет заметную роль. Однако перспектива участия в нем вряд ли остается для демпингового товара.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение