Валерий Бирюков (Ташкент)
Узбекистан занимает восьмое место в мире по объему производства золота и второе (после России) среди стран СНГ. Ежегодная добыча этого металла в республике составляет около 70 т. Только 10 из 30 существующих месторождений разработаны. Инвестиции, которые сейчас направлены в эту отрасль, предполагают улучшение методов извлечения и обогащения, организацию полного производственного цикла. Государственный комитет РУз по драгоценным металлам намерен выполнить комплекс мер, чтобы обеспечить до конца века двукратное увеличение производства золота.
Узбекистан также располагает значительными запасами серебра, меди, свинца, цинка и вольфрама.
Основная цель кооперации с зарубежными партнерами в разработке полезных ископаемых улучшение методов извлечения и обогащения сырья. Для привлечения современных технологий Узбекистан работает в тесном сотрудничестве с фирмами, располагающими соответствующим научным и технологическим потенциалом. Проблема создания СП для добычи и обогащения природных ископаемых обсуждалась на международном семинаре в Ташкенте. Представители иностранных фирм проявили большой интерес к технологиям горно-металлургических комплексов Алмалыка и Навои.
Один из обещающих проектов в этой сфере совместное узбекско-американское предприятие «Зарафшан-Ньюмонт», которое было создано на основе крупнейшего в бывшем СССР золотодобывающего предприятия в Зарафшане. Проект реализуется с участием ЕБРР и нескольких зарубежных коммерческих банков. За 17 лет именно на такой период определен срок действия СП, учрежденного в начале 1994 года Навоийским горно-металлургическим комбинатом (25 %), Комитетом по геологии и минеральным ресурсам (25 %) и американской компанией «Ньюмонт Майнинг корпорейшн» (50 %), предприятие должно произвести более 160 т золота. То есть именно такое количество, которое, по подсчетам американцев, находится в отвалах. В первые четыре года намечается использовать руду с более высоким содержанием золота, что позволит извлекать ежегодно до 13,8 т металла. Затем произойдет естественное снижение добычи до 7 8 т в год.
Технология извлечения золота, предложенная американской фирмой, не нова. В США она используется уже 15 16 лет. Правда, по словам директора представительства «Ньюмонт-Узбекистан» Дениса Эрвина, в Узбекистане эта технология кучного выщелачивания применяется в усовершенствованном виде: несколько фирм из США, Канады, Японии и Турции решили принять участие в более эффективном использовании месторождений руды в Заравшане и Кызылмасае.
Алмалыкский горно-металлургический комплекс, расположенный недалеко от Ташкента, один из крупнейших в Центральной Азии. Здесь выплавляется сверхчистая медь, и это привлекает внимание многих иностранных потребителей. Предприятие планирует к 1999 году повысить мощность измельчителей медной руды в 1,5 раза, используя новую технологию, которая позволит увеличить производство не только меди, но и золота. Налажено плодотворное сотрудничество в Алмалыке между узбекскими специалистами и канадскими инженерами из фирмы «Флуор Дэннел райт», которые предложили свой метод разработки руды методом окисления. Пуск в эксплуатацию золотодобывающего завода в Ангрене будет осуществлен в ближайшем будущем.
Запасы урана в стране составляют 100 тыс. т. Из 40 месторождений сегодня используются около 20. Еще в бытность СССР в середине 70-х годов в Узбекистане при добыче этого металла впервые была применена технология подземного выщелачивания. Советские геологи стали пользоваться ей на несколько лет раньше, чем она появилась в США. Благодаря этому себестоимость узбекского урана остается одной из самых дешевых в мире. По данным МАГАТЭ на 1 января 1996 года, Узбекистан занимал третье место в мире (после Намибии и Канады) по продаже урана. Производством уранового концентрата занимается Навоийский ГМК. По данным того же МАГАТЭ, НГМК в 1994 году произвел 3000 т концентрата, и этот уровень поддерживается до настоящего времени. Как считают специалисты, если производство уранового концентрата сохранится на уровне 3000 3500 т, сырьевых запасов хватит, как минимум, на 50 лет.
Сегодня руководство НГМК разработало программу технического перевооружения предприятия до 2030 года. Причем 100 млн. долл. из общей суммы инвестиций в 1 млрд. долл. планируется направить «на уран». На эти средства предприятие намеревается модернизировать парк бурового оборудования. В первую очередь это относится к строительству в Нурабаде завода обсадных буровых труб мощностью 2 тыс. т в год. Раньше эти трубы закупались в России. Теперь же, начав собственное производство, Республика Узбекистан уменьшит себестоимость добычи урана еще на 20 30 %. Стоимость строительства завода оценивается в 3,2 млн. долл., а оборудование для него поставили германские фирмы «Маннесманн Демаг АГ» и «Краусс Мафай АГ».
Предполагается полностью заменить буровую технику и на Навоийском комбинате. Для этого будет объявлен тендер среди нескольких зарубежных компаний. Победителя назовут после четырех месяцев эксплуатации образцов техники на месторождениях. Те фирмы, чье оборудование покажет наиболее высокую производительность и надежность, получат заказы на поставку нескольких десятков буровых установок на общую сумму в 30 млн. долл.
Сейчас НГМК ведет активные переговоры о создании СП с американской фирмой «Найджем», которая еще в 1993 году подписала контракт с узбекской стороной и получила исключительное право на реализацию всего местного урана на мировом рынке. Доля американских партнеров в СП составит 45 %, остальное отойдет к комбинату. СП будет разрабатывать месторождения на свободных территориях.
Что касается продажи, то, несмотря на низкую цену и довольно высокое качество узбекского урана, выход его на мировой рынок сопряжен с немалыми трудностями. Хотя Узбекистан и пытается реализовывать уран в разные страны, позиции на рынке других урановых производителей остаются очень жесткими. Успехом пока можно назвать лишь подписанный в этом году долгосрочный контракт с Южной Кореей на поставку туда 500 т этого металла.
Основную долю инвестируемых средств 900 млн. долл. НГМК намерен израсходовать на модернизацию золотодобывающей отрасли. В первую очередь средства будут направлены на перевооружение карьера Мурунтау (он дает 50 т из 60 т производимых предприятием). Реконструкция начнется в следующем году и завершится к 2000 году. Одновременно комбинат собирается переоснастить парк карьерных машин. Если раньше Узбекистан закупал для этих целей 75-тонные БелАЗы, то теперь взоры покупателей обратились в дальнее зарубежье. Так, в последние годы у американской «Катерпиллар» и шведской «Нуклеод» уже были закуплены шестьдесят 170-тонных автомашин на общую сумму в 60 млн. долл.
Существует в Узбекистане и еще один перспективный «золотой» проект. Кабинет министров рассматривает вопрос о создании совместного узбекско-канадского предприятия «Золото пустыни». СП было образовано благодаря соглашению канадского «Тек корпорейшн» с Госкомитетом по геологии и минеральным ресурсам. Самое интересное в этом предприятии то, что канадский партнер берет на себя экономический риск и в течение 5 лет вложит 8 млн. долл. в поисково-разведочные работы на золото и цветные металлы в горах Кульджунтау (центральные Кызылкумы). Как сообщили источники из Госкомгео республики, поисково-разведочные работы начались здесь еще в 1973 году, в результате чего были обнаружены два мелких месторождения с запасами от 6 до 10 т. Однако, как считают эксперты, структура пород в этих горах похожа на породы крупнейшего в стране золотоносного месторождения Мурунтау. Поэтому не исключено, что здесь также могут быть обнаружены значительные залежи золота. По соглашению, узбекско-канадскому СП отводится для работ участок в 1500 км2. В течение первых трех лет исследования будут проводиться на всей территории. Затем неперспективные земли будут выведены из сферы поисков. А через 5 лет исследоваться будут только те участки, вероятность залегания золота и цветных металлов на которых будет наиболее высока. Первоначально доля сторон будет составлять: 51 % узбекскому и 49 % канадскому партнеру. В случае же, если всего будет добыто 150 т золота, то «Тек корпорейшн» получит 45 % доходов, против 55 % для Госкомгео.
|