Сергей Червяков
Заместитель директора по сбыту
Да, мы не нужны ни в Париже, ни... нигде ! И тем не менее после всех наших потерь и уходов с мирового рынка мы начинаем говорить о том, что если не Париж, то, по крайней мере, Индия, Болгария и, разумеется, Россия вновь начинают "поклоняться" Уралмашу.
Почему это случилось, покажу на конкретных примерах.
1993-1994 год. Самое лихое в экономике время. Нигде нет ни сил, ни средств для новых проектов. А Уралмаш находит возможность спроектировать новый 12-кубовый экскаватор. Этим мы доказали миру, что не умерли, что мы более того способны развиваться.
Началось с "промышленного шпионажа". Без шуток! Мы провели маркетинг: разведали, кому нужна такая машина, способная работать на два фронта: она удобна и для погрузки в автомобили, и в железнодорожные составы. Мы знали, чем занимаются наши конкуренты в Ижоре, в Краматорске. Сравнили, соизмерили у нас получается лучше!
Кому-то это напомнит "натуральное хозяйство", когда остается надеяться только на собственные силы. Остается спросить правильно ли было все, что делалось до этого? Не лучше ли было с самого начала, с 30-х годов, делать подобное? Оно так и делалось. Только функции поиска потребителя брала на себя Москва, Госплан, ЦК и т.д.
Сегодня этого не стало, а жить-то нужно. Потому и вертимся, как волчок, чтобы не просто устоять, но и выстоять.
Возьмем прорыв в Болгарию. Иные наши работники задают про себя и вслух вопросы: нет денег, а "они" ездят за границу, открывают за рубежом дорогостоящие представительства Уралмаша.
Но вот что они сделали, наши уральские "болгары". Мы узнали, что Россия должна Болгарии серьезные суммы. Узнали, где и какой металлургический комбинат планирует выбираться из прорыва. Проанализировали ситуацию. И предложили нашему российскому правительству покрыть долги России Болгарии с нашей, уральской помощью. Правительство с удовольствием приняло наши услуги. Теперь мы работаем с болгарами. Замахиваемся на "югославов", на Балканы, Турцию.
Или взять наши первые победы в тендерах в Индии. В Рукелах нашими соперниками были немцы и др. Но нужно учиться снижать цены. Учиться работать быстро и красиво. Даже оформление конкурсной документации (красивая папка и проч.) должно быть "приятным во всех отношениях". Сегодня мы в Индии. И, как говорится, это только начало.
Китай. Производство желтого фосфора. Особо агрессивная среда. И наше знание того, что в этом заводе заинтересована Япония. Значит серьезные средства, солидная перспектива. Сегодня мы в Китае.
Совместные с заграницей предприятия. Тот же "Катерпиллар". Мы уверены, что наши западные партнеры вольно или невольно станут пропагандировать свою и, значит, нашу продукцию еще одна ветвь нашего "древа" развития.
Еще вчера отдел заказов называли "отделом отказов". Сидели "тетки", которые, не выходя из кабинетов, решали, что заводу "это не нужно". Сидели "дядьки", которые умирали в 50 лет, потому, что пили со сторонними снабженцами, готовыми споить кого угодно, лишь бы выбить заказ.
Сегодня все изменилось.
Перемен в системе сбыта немало. Поднимается зарплата. Но, главное, поднимаются ответственность, профессионализм тех, кто продает добротный товар.
... Все шло от вала. О реализации думали только несколько человек. Даже на директорских планерках о реализации отчитывались совсем не те, кому следует. Сегодня отдел сбыта докладывает: кто, что, сколько и чего купил, заказал.
1994 год 42000 т.
1995 год 46000 т.
1996 год 48000 т.
А потом будет новый шаг и новые проблемы.
ИЗ ГОДОВОГО ОТЧЕТА НА СОБРАНИИ АКЦИОНЕРОВ УРАЛМАША |
Уставной капитал общества составляет 1 млрд. 803 млн. 191 тыс. руб. и состоит из 3 млн. 606 тыс. 382 акций номинальной стоимостью 500 руб. каждая.
В январе 1995 года доля государства составляла 25 % уставного капитала Общества (из них 10% составляли акции ФАРП).
Согласно законодательству, после распределения 80 % уставного капитала акционерного общества стало возможным распределение Фонда акционирования работников предприятия (ФАРП). В апреле 1996 года прошла закрытая подписка среди трудового коллектива на акции из ФАРПа (10 %). Таким образом, доля обыкновенных акций трудового коллектива увеличилась с 8,5 до 18,2 %.
Используемый акционерным обществом капитал на конец отчетного года составил 1 трлн. 234 млрд. 892 млн. руб., в том числе собственный капитал составил 813 млрд. 95 млн. руб. Такое увеличение собственного капитала по сравнению с уставным капиталом произошло за счет неоднократных переоценок основных средств по решениям правительства. На конец года стоимость основных средств составила 743,9 млрд. руб. (91,4 % собственного капитала). Кроме того, увеличение собственного капитала произошло за счет вовлечения в оборот (чистой) нераспределенной прибыли предприятия и амортизационных отчислений за период с момента организации акционерного общества, т. е. с 1992 года. Это факт положительный. За отчетный год собственный капитал общества без учета переоценки основных средств увеличился на 30,3 млрд. руб., или почти на 4 %. При этом собственный основной капитал за счет снижения износа оборудования уменьшился на 24,3 млрд. руб., а собственный оборотный капитал увеличился на 54,6 млрд. руб., т. е. в 4,75 раза.
Но, к сожалению, такого увеличения собственного оборотного капитала в условиях продолжавшейся инфляции было недостаточно. Акционерное общество было вынуждено постоянно увеличивать заемные оборотные средства, которые на конец года составили 272 млрд. руб., т. е. превышали собственный оборотный капитал в 4,5 раза.
| |
|