|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 1996 |
версия для печати
|
|
ТИТАНЫ МОРСКИХ ГЛУБИН |
К 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ФЛОТА |
Виктор Дыгало
Профессор, кандидат военно-морских наук, контр-адмирал
| Атомная подводная лодка проекта 661 абсолютный рекордсмен скорости подводного хода. |
В феврале 1992 года российская атомная подводная лодка под командованием капитана 2-го ранга Игоря Локтя столкнулась в Баренцевом море с атомной субмариной ВМС США "Батон Руж". Американская подлодка следовала за нашей в зоне акустической тени, поэтому подопечные Локтя не могли обнаружить ее присутствие. В момент всплытия российская лодка ударила ограждением рубки в днище "Батон Руж". К счастью, худшего не произошло. Обе лодки получили повреждения, но катастрофы избежали. Если бы российский атомоход 945 проекта ("Сьерра" по западной классификации), сделанный из сверхпрочных титановых сплавов, "долбанул" американку не "мягким" ограждением рубки, а массивной носовой частью "Батон Руж" вряд ли избежала бы гибели. Американская подлодка с трудом добралась до родных берегов. Ремонтировать ее не стали, а списали на слом. А лодка, которой командовал Локоть, после ремонта снова вошла в состав Российского ВМФ.
Наша страна бесспорный мировой лидер титанового судостроения. А началось все в 1958 году. Тогда в СССР были достигнуты реальные успехи в области применения на подводных лодках атомных энергетических установок, баллистических и крылатых ракет, радиоэлектронного вооружения. 28 августа 1958 года правительство приняло постановление "О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок". В качестве первоочередных ставились следующие задачи: увеличить скорости подводного хода и глубины погружения подводных лодок в 1,5 2 раза; создать новые комплексы малогабаритного дальнобойного ракетного оружия с подводным стартом и дальноходные скоростные самонаводящиеся торпеды с возможностью их использования при глубинах погружения в 2 раза больше достигнутых к тому времени; внедрить в производство новые виды материалов, позволяющих в комплексе с другими мерами снизить водоизмещение и размеры субмарин, создать малогабаритные приборы и аппаратуру и т. д.
Для комплексного решения этих задач в соответствии с постановлением правительства начались работы по конструированию первой высокоскоростной атомной подводной лодки с корпусом из титанового сплава, атомной энергетической установкой второго поколения и ракетным комплексом, крылатые ракеты которого производили старт из-под воды. Проект получил номер 661 ("Папа" по западной классификации).
Проектирование подводной лодки осуществлялось под руководством главного конструктора Н. Н. Исанина, затем Н. Ф. Шульженко. В создании опытной подводной лодки участвовали свыше 400 организаций и предприятий. Многое приходилось начинать с "чистого листа". Особенно много времени ушло на разработку технологии постройки корпуса подводной лодки из совершенно нового материала титанового сплава, процесс сварки которого абсолютно не отвечал традиционным приемам, применяемым при сварке секций подводных лодок из обычной высокопрочной стали. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде.
Огромный вклад в развитие титановых технологий, а по сути дела, в становление всей титановой промышленности страны внес академик Игорь Васильевич Горынин, возглавляющий Государственный научный центр ЦНИИ КМ "Прометей". Под его руководством были созданы титановые сплавы, обладающие высокой удельной прочностью, абсолютной коррозийной стойкостью и многими другими замечательными качествами. Прометеевские фундаментальные исследования были доведены до широкого промышленного внедрения.
Новизна и сложность оружия, механизмов и корпусных материалов потребовали длительной работы. С момента утверждения основных тактико-технических элементов подводной лодки до окончания постройки прошло около 11 лет. Принятие ее в состав Военно-Морского Флота состоялось 31 декабря 1969 года. Основные тактико-технические характеристики субмарины были следующие: наибольшая длина 106,9 м; наибольшая ширина 16,7 м; нормальное водоизмещение 5200 т; скорость длительного полного хода (по проекту) 37 38 узлов (68,6 70,4 км/ч). На государственных испытаниях полная скорость составила 42 узла (77,7 км/ч), а в период опытной эксплуатации была зафиксирована скорость 44,7 узла (82,8 км/ч). Эта скорость и на сегодняшний день рекордная для подводных лодок. Подлодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосцами и быстроходными кораблями из состава авианосно-ракетных соединений противника. Главным ее оружием были 10 крылатых ракет комплекса "Аметист". Кроме того, в носовой оконечности были установлены 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. Они обеспечивали беспузырную стрельбу с глубин до 200 м.
Подводная лодка представляла собой своеобразную лабораторию, где в натурных условиях проводились апробирование и испытание новых образцов оружия, корабельной техники и систем. Многое из того, что было создано для 661-й, впоследствии использовалось в новых проектах атомоходов. В ходе ее строительства впервые в мире осваивались технологии сварки корпусных конструкций из высокопрочных титановых сплавов, изготовление из них отливок, поковок, а также арматуры и других узлов и агрегатов, что обеспечило значительное увеличение глубины погружения. Для статических и динамических испытаний были построены полунатурные и натурные отсеки. Проведенные исследования подтвердили высокое качество титановых сплавов при использовании их в корпусных конструкциях, высокую взрывостойкость сварных соединений и конструкций в целом. Внедрение титановых сплавов в подводное кораблестроение дало мощный импульс развитию в Советском Союзе титановой промышленности.
| Академик И. В. Горынин. |
Тем не менее, от серийного строительства лодок проекта 661 по нескольким причинам (в том числе из-за повышенного уровня шумности) отказались. По этому поводу журнал "Нэйвал архитект" недавно писал: "В свое время западные разведывательные службы с облегчением вдохнули, когда стало известно, что советская АПЛ проекта 661 не пошла в серийное производство".
Советские атомные подводные лодки второго и последующих поколений в основном строились из высокопрочной стали. Но ряд проектов, в силу поставленных перед разработчиками высоких тактико-технических требований, можно было осуществить только с использованием титановых сплавов высокой удельной прочности. Это позволяло за счет существенного снижения массы корпуса сэкономить на водоизмещении до 25 30 %, а предельную глубину погружения увеличить в 1,5 раза и более.
Перед главным конструктором многоцелевой атомной подводной лодки проекта 705 ("Альфа" по западной классификации) М. Г. Русановым поставили задачу построить высокоманевренную скоростную подводную лодку относительно малого водоизмещения (1500 2000 т). Это достигалось за счет использования титанового сплава в качестве корпусного материала и многих корабельных систем. Удалось резко снизить также заметность лодки при магнитометрическом поиске. Жесткие требования к водоизмещению и ходовым характеристикам побудили разработать принципиально новую одновальную, однореакторную главную энергетику с паропроизводящей установкой на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) и с паротурбинной установкой на повышенных параметрах пара. Паротурбинная установка отличалась от всех ранее созданных компактностью, блочной компоновкой, применением для ее изготовления титановых сплавов, высокой степенью автоматизации, экономичностью и лучшими массогабаритными показателями.
Однако следует заметить, что новый тип реактора был очень чувствителен к ослабленной теплоизоляции. Как только где-либо снижалась теплоизоляция первого контура, теплоноситель застывал, образуя пробку. В заводских условиях такие неполадки быстро устранялись, но в море сделать это было сложно. Эксплуатационные проблемы подобных реакторов не были своевременно объективно оценены. Началось строительство серии весьма дорогостоящих подводных лодок проекта 705 с реакторами на ЖМТ. В результате хотя подлодки 705 имели высокие тактико-технические характеристики и были максимально автоматизированы, возлагаемых надежд они не оправдали, и от реакторов на ЖМТ позже пришлось отказаться.
Опытная подводная лодка проекта 705, построенная в Ленинграде, была сдана флоту в декабре 1971 года, а головная лодка, строившаяся в Северодвинске, вступила в состав ВМФ в декабре 1977 года. Эти субмарины были самыми малыми по водоизмещению среди всех типов многоцелевых атомных подлодок. Их подводное водоизмещение составляло 3700 т, а надводное 2300 т. Они вооружались автоматизированным торпедно-ракетным комплексом с шестью носовыми пневмогидравлическими аппаратами калибра 533 мм. Комплекс позволял производить стрельбу торпедами и ракетоторпедами на всех глубинах погружения. Высокая степень автоматизации и централизации управления оружием, вооружением и техническими средствами позволила более чем втрое сократить численность экипажа. Однако предусмотренная проектом численность экипажа в 18 человек была признана недостаточной, и ее пришлось увеличить до 31.
| Атомная подводная лодка проекта 945. |
Несмотря на ряд недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, идеи, заложенные в проекте 705, нашли развитие при создании новых подводных лодок, в том числе проекта 945. Для обеспечения надлежащей прочности корпуса с учетом заданной глубины погружения и требований по ограничению водоизмещения в качестве конструкционного материала был принят титановый сплав. Его использование позволило за счет существенного снижения массы корпуса сэкономить на водоизмещении до 25 30 %.
Предельная глубина погружения подводной лодки проекта 945 была увеличена в 1,5 раза по сравнению с лодками второго поколения, например, многоцелевыми подводными лодками проектов 671, 671 РТ и 671 РТМ в стальном корпусе, строившихся в 1967 1978 годах.
Ракетно-торпедный комплекс подводной лодки приспособлен для стрельбы из торпедных аппаратов как дальноходными самонаводящимися торпедами, так и крылатыми ракетами, предназначенными для поражения наземных объектов. Главный конструктор проекта Н. И. Кваша, возглавляющий Нижегородское ЦКБ "Лазурит". Головной корабль был сдан Военно-Морскому Флоту 21 сентября 1984 года.
Одно из важнейших направлений развития подводного кораблестроения стремление к овладению все большими глубинами. Ведь глубина погружения играет существенную роль в повышении скрытности, снижении уязвимости и улучшении тактического использования субмарин. Все это благоприятно сказывается на повышении их боевой эффективности.
Для решения научных и технических проблем, связанных с увеличением глубины подводного плавания, в августе 1966 года Военно-Морским Флотом было составлено тактико-техническое задание на создание новой опытной атомной подводной лодки. Ставилась задача построить подводную лодку с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающую показатели всех ранее строившихся субмарин. Лодка предназначалась для поиска, обнаружения, длительного слежения и уничтожения атомных подводных лодок, авианосцев, других крупных боевых кораблей и транспортов противника.
Главные вопросы, которые предстояло решить, это выбор материала для корпуса, отработка методов его конструирования и технологии изготовления. Несмотря на уже имевшийся опыт строительства подводных лодок из титановых сплавов, научно-исследовательские работы показали необходимость увеличения содержания титана в этих сплавах, что повышало их агрессивность к другим металлам и усложняло процесс сопряжения титановых конструкций с оборудованием. Это потребовало новых технических решений, особенно при сварке.
В качестве конструкционного материала был принят титановый сплав с пределом текучести 72 75 кгс/мм2. Прочный корпус имел относительно простую архитектурную форму. На большей части длины он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, а в оконечностях состоял из усеченных конусов, заканчивающихся в носу и корме сферическими переборками. Угол сопряжения усеченных конусов с цилиндром не превышал 5O. Гребной вал однореакторной энергетической установки проходил по центру кормовой переборки, что позволило отказаться от выкружки (дополнительного утолщения) в районе выхода гребного вала. Цистерны размещались внутри прочного корпуса.
| Атомная подводная лодка проекта 705 с паропроизводящей установкой на жидкометаллическом теплоносителе. |
Эти и другие особенности оптимизировали конструкцию прочного корпуса с точки зрения рационального использования материала для достижения требуемой прочности и надежности при относительно приемлемых весовых затратах. В результате относительные весовые нагрузки были распределены так, что вес корпуса составил около 39 % нормального водоизмещения. Это не превышало величины относительного веса стальных корпусов подводных лодок, у которых предельная глубина погружения в 2,5 раза меньше, чем у вновь строящейся подводной лодки проекта 685, получившей название "Комсомолец".
Для определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений на больших глубинах потребовалось провести широкий комплекс исследований и опытно-конструкторских работ. На масштабных полунатурных и натурных отсеках подводной лодки отрабатывались методы конструирования, технология изготовления различных узлов с экспериментальной проверкой статической, циклической и динамической прочности. Подводная лодка строилась блоками, каждый из которых для большей надежности был испытан наружным давлением в большой док-камере.
Лодка оснащалась ракетно-торпедным комплексом, состоящим из шести автоматизированных торпедных аппаратов калибра 533 мм с автономно действующими пневмогидравлическими стреляющими устройствами и устройствами быстрого заряжения. Ракетно-торпедное оружие могло использоваться при залповой и одиночной стрельбе на всех глубинах погружения.
| Атомная подводная лодка "Комсомолец". |
Проектирование опытной глубоководной лодки длилось более восьми лет. Технический проект был утвержден в декабре 1974 года. Закладка лодки на заводе-строителе состоялась 22 апреля 1978 года, сдали ее Военно-Морскому Флоту в 1983 году. Главные характеристики: наибольшая длина 118,4 м, наибольшая ширина 11,1 м, средняя осадка около 7,4 м, водоизмещение надводное 5680 т. На сдаточных испытаниях лодка показала полную подводную скорость 40,6 узла (56,7 км/ч).
Главный конструктор проекта Н. А. Климов, а с 1977 года Ю. Н. Кормилицин из ЦКБ МТ "Рубин". В период опытной эксплуатации было проведено погружение на предельную глубину с проверкой возможности стрельбы из торпедных аппаратов.
| Рис. В. Дыгало |
Корабль был настоящим чудом. Его сверхпрочный титановый корпус выдержал погружение на глубину, которой не достигала ни одна лодка в мире 1000 м. Этот небывалый в истории подводного плавания рекорд установлен 5 августа 1984 года. По словам штурмана "Комсомольца" капитана 3-го ранга Александра Бородина, обжатие было таким, что часть коек личного состава выгнуло, как лук. Гидроакустик, который слушал погружение лодки с обеспечивающего надводного корабля, рассказывал: "Я из-за вас чуть не поседел... Стоял такой скрип, такой скрежет, что я считал вас уже покойниками!" Но титановый панцирь выдержал.
После этих испытаний подводная лодка участвовала во флотских учениях и совершила поход на полную автономность. Но после выполнения задач второго похода 7 апреля 1989 года на "Комсомольце" в VIII отсеке внезапно возник пожар. Несмотря на героические действия экипажа, подводная лодка в 17 часов 08 минут затонула на глубине 1655 м. При этом 42 человека (18 офицеров, 13 мичманов и старшин, 11 матросов) погибли. Моряки успели надежно заглушить реактор, что предотвратило радиоактивное заражение акватории.
После гибели "Комсомольца" строительство титановых лодок прекратилось, хотя сам материал корпуса лодки не был причиной катастрофы. Научно-исследовательские работы по широкому внедрению титановых сплавов в кораблестроение продолжаются.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|