Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения" Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Акционерная компания "Алмазы России – Саха". Великий алмазный путь
Искусства и ремесла
№5' 1996 версия для печати

"АЛМАЗЫ" ТУЛЬСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ



Людмила Дементьева,
Заведующая отделом металла Государственного Исторического музея
Фото Алексея Лохова

    Сталь – удивительный материал. Сегодня он широко применяется в промышленности, а более двух с половиной столетий назад тульские мастера использовали уникальные свойства стали для создания подлинных шедевров декоративно-прикладного искусства.
    Коллекция тульской художественной стали, хранящаяся ныне в Государственном Историческом музее (ГИМ), была собрана одним из самых знаменитых русских коллекционеров – Петром Ивановичем Щукиным (1853 – 1912), передавшим все свои ценнейшие собрания музею российской истории.
    Тульский центр металлического производства был известен на Руси с XVI века. Тульские кузнецы с 1595 года выполняли государственные заказы на производство оружия. Со второй половины XVII века тульские оружейники составляли особое сословие со своими правами и привилегиями. В 1712 году по указу Петра I при Оружейной слободе был основан Тульский Оружейный завод.
Шпага. Тула, конец XVIII века. Сталь, бриллиантовая огранка.
Шпага. Тула, конец XVIII века. Сталь, бриллиантовая огранка.
    Русской армии требовалось все больше оружия в связи с затянувшейся войной со Швецией (1720 – 1721) за возвращение России выхода к Балтийскому морю. Оружейная палата Москвы как центр производства художественного оружия перестает существовать, мастеров переводят в Тулу и Петербург.
    Тульские оружейники выполняли в стенах завода лишь основные работы, все другие велись по домам в слободе. В свободное время на "вольную продажу" мастера изготовляли разнообразные изысканные изделия.
Ароматники. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, насечка, бронза, золочение.
Ароматники. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, насечка, бронза, золочение.
    Следуя вкусам блистательного двора императрицы Елизаветы Петровны, с 40-х годов XVIII века на тульских заводах стали изготавливать складные кресла: "железные, обсеченные медью и позолоченные золотом, а решетки медные позолоченные... с убором и подушками, обшитыми зеленым бархатом и где надлежит обложены золотым позументом". Можно представить себе, насколько красива была эта мебель в пышных дворцовых интерьерах при мерцающем свете свечей!
    В музеях России насчитывается 12 таких кресел, три из которых – в собрании ГИМ. Причудливые изогнутые скрещенные ножки и подлокотники кресел покрывает тонкий декор, выполненный техникой "наводки". На поверхности стали тульские мастера травлением или гравировкой наносили узор, который заполнялся золотом, серебром или медью, растворенными в ртутной амальгаме. Орнамент, заполненный дополнительно осажденным цветным металлом, явственно проступал после выпаривания ртути и полировки поверхности.
Чернильный прибор в виде глобуса с чернильницей и песочницей. Тула, XVIII век. Сталь, полировка, насечка
Чернильный прибор в виде глобуса с чернильницей и песочницей. Тула, XVIII век. Сталь, полировка, насечка
    Время предъявляет суровый счет стальным изделиям, покрывая их сверкающую легкую поверхность темным покровом коррозии. В реставрационных мастерских ГИМ разработана уникальная технология возрождения стальной мебели, некогда радовавшей глаза дочери Петра I.
    Тульские мастера пользовались особым покровительством Екатерины II, неоднократно посещавшей Тулу. Каждый визит императрицы заканчивался поднесением подарков – изделий из блестящей стали. Ежегодно 21 мая близ императорской резиденции в Царском Селе проходила ярмарка, где императрица обычно приобретала стальные вещи.
    В 1785 году двое тульских мастеров были посланы в Англию (вспомним рассказ Н. Лескова "О тульском косом Левше и стальной блохе"), где на знаменитых Бирмингемских мануфактурах широко применялась художественная сталь. Вряд ли этот визит имел своим следствием какие-либо изменения в тульской технологии. В составленном в 80-е годы XVIII века официальном "Описании тульского Оружейного завода" отмечалось, что "казенные и общественные изделия, которые во всех частях не уступают самым прославившимся в сем роде иностранным художникам, и каковых и даже подобных до ныне еще от мастеров не выходило". Действительно, в тот период мастерство тульских оружейников достигло наивысшего расцвета. Они создавали подлинные шедевры.
Намотка для ниток. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, бриллиантовая огранка, бронза, золочение
Намотка для ниток. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, бриллиантовая огранка, бронза, золочение
    К таковым можно без преувеличения отнести предметы, украшенные стальными "алмазами". Для получения звания мастера ученик должен был представить изделие, украшенное стальными "камнями", имитирующими бриллианты. Каждый стальной "алмаз" вытачивался отдельно. Ему придавалась форма крошечного гриба с ножкой и шляпкой. Овальная шляпка гранилась, а затем полировалась до блеска. Ювелирная огранка и полировка стали создавали полную иллюзию блеска драгоценных камней.
    Техника бриллиантовой огранки применялась для украшения самых разнообразных предметов: оружия, шкатулок, мебели. Для создания блестящего декора каждому предмету требовались десятки и сотни стальных "алмазов". Обычные утилитарные предметы, например подсвечники и съемы нагара со свечи в блеске сияющих "камней", – драгоценные реликвии искусства тульских мастеров. Такова же и намотка для ниток – непременный предмет, использовавшийся в дамском рукоделии. Намотка служила для распределения нитей разных цветов и оттенков в определенном порядке. В нижней части намотки обычно располагали выдвижной ящичек для ножниц.
Шателены. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, бриллиантовая огранка, бронза, золочение
Шателены. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, бриллиантовая огранка, бронза, золочение
    Стальными "алмазами" украшали и совсем мелкие вещи – пуговицы, пряжки, монокли, шателены – приспособления для ношения часов. Шателен – обычный атрибут модников и модниц второй половины XVIII века. Изысканный декор шателенов прекрасно гармонировал с роскошными нарядами русской знати. Обычно на шателенах располагалось по нескольку крючков – причуды моды могли вдохновить на ношение одновременно двух или трех часов.
    Предметы тульской полированной стали украшали и письменные столы русской аристократии.
Печати. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, воронение, бронза
Печати. Тула, конец XVIII века. Сталь, полировка, воронение, бронза
В моде были небольшие чернильные приборы в виде глобуса на тонкой ножке. В нижней части на подставке установлен календарь, а чернильница и песочница спрятаны внутри глобуса, который раскрывается при нажатии специальной пружины. Такие чернильные приборы часто декорировали в характерной для тульских мастеров технике "насечки". Эффект выступающих на поверхности металла пышных гирлянд цветов достигнут в результате закрепления, "вбивания" в углубления стальной поверхности проволоки или тонких листов других материалов.
    Пышно украшались и печати. Для их декора часто применяли технику воронения. Различные оттенки воронения – от темно-зеленых и синих до лиловых, голубых и розовых – в сочетании со светлой поверхностью полированной стали, с украшениями из золоченой бронзы создавали тончайшие колористические эффекты.
    Изделия тульской художественной стали – краткая, но яркая страница истории русского декоративно-прикладного искусства – гордость собрания Государственного Исторического музея.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение