Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения" Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Акционерная компания "Алмазы России – Саха". Великий алмазный путь
Евразия, 2005 год
№5' 1996 версия для печати

"НОВОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ" И РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР



Владимир Мясников
Член-корреспондент Российской Академии наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН

    Зачем "прорубать окно" в АТР?

Владимир Мясников    При определении перспектив мирового развития становится все более ясным, что Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) будет играть решающую роль в мировой экономике и политике в ХХI веке. Множество обстоятельств затрудняет ныне для России проведение активной политики в АТР в качестве партнера, равного по торгово-экономическим показателям не только крупнейшим, но и средним странам региона. Тем не менее у России нет иной возможности "второго пришествия" в мировое сообщество в качестве действительно великой державы, кроме как через интенсивное развитие своей восточноазиатской политики.
    Экономические и политические позиции России в АТР начинают постепенно улучшаться. Во-первых, 28 июля 1996 года на страницах "Бизнес уикли" (воскресное приложение к "Чайна дейли") китайские деловые круги заявили, что они считают вполне реальным делом доведение к 2000 году объема торгово-экономических связей с Россией до 20 млрд. долл. в год. Эта цифра, учетверяющая нынешние показатели, была намечена в шанхайском выступлении президента Б.Ельцина в апреле 1996 года. Во-вторых, в канун проходившего в середине июля в Джакарте совещания министров иностранных дел АСЕАН политические лидеры этой становящейся все более влиятельной региональной группировки приняли Россию (наряду с Китаем и Индией) в свой состав в качестве диалогового партнера. Тем самым был подтвержден статус России как великой азиатской державы и как бы компенсировался ущерб от того, что РФ не пригласили участвовать во встрече в верхах Азия – Европа, проведенной 1 марта текущего года в Бангкоке.
    Усиление роли России в Азии, укрепление ее позиций в АТР на данном этапе связаны для нашей страны с достижением триединой цели:
    – в области безопасности – обеспечение мирных условий для осуществления российских реформ;
    – в экономике – оптимальное использование потенциала зарубежных государств в целях выведения из кризиса промышленности и сельского хозяйства России;
    – в политической сфере – приведение геополитической роли России в соответствие с ее уникальным геостратегическим положением в Азии, превращение РФ в одного из лидеров АТР.
    На наш взгляд, перспективная стратегия России могла бы в качестве базовых компонентов включить положения, учитывающие ряд новых тенденций в АТР.
    Основной линией развития международных отношений является строительство нового многополюсного мирового порядка. Это означает, что с окончанием "холодной войны" и крушением биполярной системы международных отношений существенно возрастает роль малых и средних государств. Отсюда вытекает необходимость в "дисперсной стратегии", т.е. в укреплении связей с большинством независимых государств региона, тем большинством, которое и будет решать в конечном счете судьбы АТР.

    Азиатско-тихоокеанская доктрина России
    Обновлению модели отношений нашей страны с государствами АТР могли бы способствовать принятие и реализация азиатско-тихоокеанской доктрины России, определяющей характер и средства конкретной политики РФ на этом направлении. Такого рода доктрины не раз использовались для стимулирования своей региональной политики Соединенными Штатами и другими державами. Например, на встрече лидеров АТР в Сиэтле (1993) США официально заявили о переносе основного направления своей внешней политики в АТР. Это нашло свое подтверждение на Богорском (1994) и Осакском (1995) саммитах.
    Будучи евразийским государством, новая Россия могла бы заявить в этой доктрине о своей самоидентификации с азиатско-тихоокеанским сообществом наций и государств. Россия свыше 400 лет принадлежит этому региону, и у нее есть не только складывающиеся сегодня, но и вытекающие из истории права и обязанности в АТР.
    Наряду со всеми государствами АТР Россия несет ответственность за поддержание мира и безопасности в регионе, выражает готовность участвовать в поиске решения спорных международных вопросов политическими средствами. РФ приложит активные усилия для создания новой многополярной структуры международных отношений в регионе, предполагающей равенство великих, средних и малых государств в создании системы безопасности, укреплении мира и достижении экономического процветания. Россия обязуется уважать и исполнять ранее принятые международные обязательства, в том числе и в качестве правопреемницы Советского Союза.
    Целью российской политики является реализация своих национальных интересов в регионе. Критерием для оценки действий партнеров является свободный от идеологизированности подход, основанный на принципах Устава ООН, "принципах Бандунга", "панча шила" – мирного сосуществования, принципах, нашедших отражение в ряде статей действующих в регионе договоров и соглашений, а также декларированных участниками международных отношений в двусторонних коммюнике и других документах.
    Россия провозглашает отказ от политики военного противостояния и борьбу за снижение военной активности в регионе, выступает за создание безъядерных зон. Свою безопасность и национальные интересы Россия обеспечивает, опираясь на свою национальную территорию, соблюдая принципы нерушимости послевоенных границ и отказа от территориальных притязаний.
    Наконец, важнейшим направлением усилий России являются экономическое сотрудничество со странами региона и поиск путей оптимального вхождения в систему региональной интеграции. Приоритетное значение Россия придает реализации долгосрочных экономических проектов, осуществляемых совместно с другими государствами региона. Среди них – создание зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии (и соединение ее впоследствии с НАФТА), Тумэньцзянский проект, Экономическая зона Японского моря, Якутский газ, свободная зона Сахалин, особая экономическая зона Находка, совместная с Китаем особая экономическая зона Благовещенск-Хэйхэ.

    Внутренняя политика как отражение внешних воздействий
    Реализация упомянутых в доктрине экономических проектов, привлечение широкомасштабных иностранных инвестиций при соблюдении центром региональных интересов являются базой для координации федеральной и региональной политики, звеньями, связывающими внутреннюю и внешнюю политику. В свою очередь необходима национальная программа "привязки" азиатских регионов России к единой федеральной экономике. Западные и центральные регионы страны должны быть конкурентоспособны в связях с восточными, выигрывать в борьбе за тяготение восточных областей к зарубежным соседям. Эта проблема стоит не только перед Россией. В Китае, например, наметилась тенденция к формированию экономических регионов Шаньдун – Южная Корея, Фуцзянь – Тайвань, Гуандун – Гонконг – Сингапур. Северо-восточные провинции – Хэйлунцзян, Гирин, Ляонин – не только имеют особые связи с Японией, но и вовлекают в свою орбиту Приморье, Хабаровский край, Приамурье и Забайкалье.
    В любой стране при рассмотрении проблем регионального сепаратизма важно учитывать два аспекта. Первый – это отчуждение части нации от центрального ядра, которое происходит не только в силу географической удаленности, но в силу того, что местная элита не поддерживает политику центрального правительства в общегосударственном плане и на мировой арене. Население региона не ощущает себя частью нации, как действующей едино в глобальном масштабе, что на Западе, что на Востоке. Это – важный политико-психологический момент. Второй – экономические мотивы. Местные сепаратистские силы играют в первую очередь на том, что центр забирает себе всю прибыль, которую зарабатывают в результате международных экономических связей регионы. Чтобы решить эту проблему, нужна общегосударственная программа, в которую должна быть включена и программа создания свободных экономических зон. Свободные экономические зоны могут положить конец сепаратизму, так как качественно меняют условия жизни и деятельности местного населения.

    Прыжок на подножку интеграционного трамвая
    Рассматривая интеграционные процессы в АТР, обратимся в первую очередь к тем их аспектам, которые связаны с активизацией экономических связей в регионе в целом. В ноябре 1996 г. заканчивается мораторий на прием новых членов в главную межправительственную организацию в АТР – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество), штаб-квартира которой размещается в Сингапуре. Россия является одним из очередников на вступление в этот престижный политический клуб, где ежегодно проводятся саммиты, отрабатывается стратегия развития региона. 27 июля 1996 года постановлением Правительства РФ создана Межведомственная комиссия по подготовке к деятельности в рамках комитетов АТЭС (по рыболовству, экологии и т.п.). Очередная встреча глав государств, входящих в эту организацию, должна состояться осенью на Филиппинах (в Субик-Бэй близ Манилы).
    Борясь за членство в АТЭС, на наш взгляд, необходимо учитывать сегодняшнюю слабость исходных позиций России во внутрирегиональном обмене и сотрудничестве. Оптимальная модель интеграции сейчас и в ближайшей перспективе не может быть реализована ни в экономическом, ни в политическом, ни в военном плане. Поэтому необходимо активизировать участие российского предпринимательства в работе другой региональной структуры – ТЭС (Тихоокеанского Экономического Совета), объединяющего около тысячи крупнейших корпораций. В 1994 г. был создан Российский Национальный комитет этой организации (РНКТЭС), но наши крупные негосударственные структуры пока что слабо взаимодействуют с ним, а через него и с ведущими корпорациями АТР.
    Государствам АТР присуща исключительно высокая степень вовлеченности во внутрирегиональные экономические связи, которые являются базой для развития сотрудничества во всех иных формах. В этом плане Россия не может опираться на потенциал прошлого. В 1991 году всего 8% экспорта и 7% импорта Советского Союза приходилось на страны Восточной Азии (обе Кореи, Тайвань, Китай и Япония), тогда как у Японии, например, эти показатели составляли 17 и 19%, у КНР – 27 и 24%, у Южной Кореи – 22% и 30%, у Тайваня – 19 и 33%, у КНДР практически по половине и даже несколько больше.
    Ныне ситуация для России усугубляется еще и тем, что мировая конъюнктура невыгодна и в целом, и для поиска новых форм сотрудничества в частности. По прогнозам на 2000 год предполагается падение на 10 – 15% производства в цветной металлургии, в нефтедобыче, сохранится на прежнем уровне лишь добыча угля. А существующая структура экспорта России с его сырьевой ориентацией такова, что самые сильные позиции в российском экспорте – именно нефть и минеральные ресурсы. Найти за предстоящие несколько лет иные пути усиления наших экономических позиций сложно. Речь может идти о транспортно-транзитных функциях, но в этой области мы имеем довольно серьезную конкуренцию с Китаем.

    Уберите зонтик – это золотой дождь инвестиций
    Опыт привлечения иностранных инвестиций в нашу экономику – не самый позитивный и свидетельствует о необходимости разработки в настоящий момент научно обоснованной и строго выверенной системы приоритетов и концепций поэтапного движения по стадиям инвестиционного сотрудничества. Надо уяснить, что именно мы хотим получить от сотрудничества с иностранными инвесторами, в каких формах получить и насколько это достижимо. Когда мы говорим о таком сотрудничестве, то обычно выдвигается целый комплекс целей. Подразумевается, что нам нужны дополнительные капитальные ресурсы, что мы хотим таким образом привлечь современные технологии, управленческий опыт, что мы намерены выходить с продукцией совместных предприятий на международные рынки и получать таким образом валюту и т. д. Но реальное достижение этих целей зависит от того, насколько они соотнесены с интересами иностранных инвесторов, вкладывающих средства в экономику России.
    Практика стран, которые добились определенных успехов в сотрудничестве с иностранным капиталом в АТР, свидетельствует о том, что одновременно получить желаемые результаты в рамках одного предприятия или одной специализированной зоны совместного предпринимательства крайне сложно. Дело в том, что иностранные инвесторы оказываются заинтересованными в экспортной ориентации совместных проектов, как правило, в том случае, если возможна экономия издержек производства за счет использования местных дешевых ресурсов. Такие проекты обычно бывают низкотехнологичными. И напротив, там, где речь идет о том, чтобы действительно повысить технологический уровень промышленности, иностранные инвесторы такие производства ориентируют на внутренний рынок. Именно эти производства оказываются наиболее уязвимыми с точки зрения валютного баланса – национальные предприятия – субпоставщики, как правило, не могут обеспечить им поставки сырья и материалов нужного уровня, и, соответственно, значительная часть валютных средств, которые получает это предприятие, расходуется на импорт необходимых компонентов с предприятий материнских компаний.
    Таким образом вырисовываются два направления сотрудничества: экспортно ориентированное и ориентированное в первую очередь на внутренний рынок с перспективой повышения технологического уровня. Однако во втором варианте следует учитывать, что такие предприятия, которые позволят поднять технологический уровень промышленности, будут нуждаться в существенной помощи государства, прежде всего в решении валютных проблем. Что касается экспортно ориентированного варианта развития, то в данном случае речь может идти о развитии не слишком престижных ресурсоемких отраслей, но, как показывает практика, именно это позволяет достичь быстрых результатов и высоких темпов роста. Однако достаточно быстрое развитие приграничных краев и областей, которые таким образом оказываются втянутыми в систему международного разделения труда, может усилить диспропорции в развитии отдельных регионов страны. Как показывает опыт развития китайских приморских районов, возможно возникновение существенных проблем, связанных с дезинтеграцией народнохозяйственного механизма. Для России на современном этапе эту проблему не нужно упускать из виду.
    Если проанализировать возможные стратегии главных стран-инвесторов на российском рынке, то можно четко проследить, что ведущие державы, вкладывающие капиталы на Дальнем Востоке, не отдают предпочтение тому или иному варианту развития. В новых индустриальных странах процесс структурной перестройки, связанный с выводом трудоемких производств, в основном заканчивается. Поэтому очевидно, что в качестве основного контрагента для России в этой сфере будут выступать страны АСЕАН. Для них ближайшая перспектива – это возможный вынос в районы Дальнего Востока ресурсоемких отраслей с возможным включением их в дальнейшем в систему регионального разделения труда. Что касается японского капитала, то для него характерно стремление к использованию природных ресурсов принимающей страны и достаточно настороженное отношение к перспективам выхода этой страны на рынки, уже монополизированные японскими компаниями. США и страны Западной Европы в наибольшей степени ориентируются на внутренние рынки принимающей страны, так как для них характерно в последние годы возвращение трудоемких производств в страну базирования в связи с внедрением там фондосберегающих технологий. Несколько особняком стоит КНР. Для этой страны возможны несколько линий сотрудничества с Дальним Востоком как путем проникновения на российский внутренний рынок в связи с взаимодополняемостью экономик, так и с помощью создания совместных экспортных производств. Однако для Китая при этом определяющее значение будет иметь возможность перемещения на российский Дальний Восток избыточной рабочей силы.
    Очевидно, что одна из мер для привлечения инвестиций на Дальний Восток и вообще в Россию – это обновление законодательства, создание юридической базы для деятельности иностранного капитала. Требуется пакет законодательных актов, которые регулировали бы экономическую деятельность внутри России, в том числе в регионе Дальнего Востока, имеющем некоторые особенности, и учитывали бы соответствующее законодательство сопредельных с российским Дальним Востоком стран.
    При этом нужно учесть, что инвестиции на Дальнем Востоке нужны в больших объемах. Требуются десятки млрд.долл. на развитие инфраструктуры, производственных мощностей, на модернизацию существующих предприятий. Однако сейчас капиталы уходят в другом направлении, так как многие страны, прежде всего входящие в АСЕАН, например Индонезия, создали более благоприятный инвестиционный климат.

    По "шелковому пути" галопом к Европам
    Качественный скачок во взаимодействии России с государствами Восточной Азии может наступить при реализации грандиозного международного проекта, нацеленного на воссоздание на новой основе экономического моста между Азией и Европой. Обсуждение этого проекта, носящего условное название "Евразийский новый Шелковый путь", идет и в Китае, и в европейских аналитических центрах. Причем в Китае в марте этого года наряду с очередным пятилетним планом принят пятнадцатилетний план вхождения страны в XXI век, в котором просматривается привязка к проекту устройства трансконтинентального экономического супермоста. России, а также таким странам СНГ, как Казахстан, Киргизстан и Белоруссия, отводится в этом проекте одно из ключевых мест. В этой связи подписание 29 марта 1996 года в Москве между упомянутыми государствами "Договора четырех" об углублении интеграции и снятии таможенных барьеров может рассматриваться как их коллективный вклад в создание крупной экономической артерии, способной дать свежие силы экономическим структурам от Восточно- и Южно-Китайского морей до Балтики.
    Китаю этот проект дает возможность не только начать избавление от чрезмерной зависимости от американского и японского рынков, переориентируя связи на Европу и государства СНГ, но и осуществить поиск своей "ниши" на евразийском рынке. Китайские аналитики все чаще говорят о желательности и возможности инвестирования китайского капитала в России и других странах СНГ, так как на рынках других развитых стран Китаю это сделать гораздо труднее.
    В своем выступлении на Азиатско-Европейском форуме в Бангкоке 1 марта 1996 года премьер Госсовета КНР Ли Пэн сформулировал основные принципы экономического взаимодействия Азии с Европой. К ним относятся взаимное уважение и равноправные отношения; поиск общего при наличии расхождений и взаимное заимствование положительных моментов; углубление взаимопонимания и установление доверия; взаимная выгода и благоприятствование, взаимное дополнение достоинств друг друга; ориентация на будущее и совместное развитие; совместная борьба с торговым протекционизмом, ликвидация торговой дискриминации, борьба с торговыми санкциями, содействие развитию торговли; дальнейшее содействие взаимному инвестированию; укрепление технического сотрудничества и обменов; внимательное отношение к освоению трудовых ресурсов.
    "Подъем в Азии, – подчеркнул Ли Пэн, – вдохнул новые живительные силы в мировую экономику, открыл огромный рынок для международной торговли и инвестиций. На пороге глобальных вызовов экономическому и социальному развитию восточная цивилизация и восточная мудрость являются новым откровением для всего человечества". В реализации российской стратегии в АТР восточная мудрость не менее важна, чем золотой дождь азиатских инвестиций.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение