Вячеслав Епифанов
Начальник отдела регионального развития Управления инвестиций Комитета РФ по металлургии
Знакомство с работой предприятий, осуществляющих лизинговую деятельность, показывает, что лизинг является одной из перспективных и эффективных форм финансирования инвестиций в условиях дефицита традиционных источников финансирования капитальных вложений и высокой инфляции. Лизинг позволяет ускорить темпы обновления основных фондов и модификации оборудования, особенно дорогостоящего, сократить инвестиционный цикл и повысить эффективность производства.
Для производителей оборудования расширяются возможности сбыта дорогостоящей продукции в условиях кризиса неплатежеспособности.
Лизинг это инвестирование технического перевооружения и реконструкции предприятий через различные формы аренды оборудования, машин, станков, электронной и вычислительной техники, строительных, транспортных и коммуникационных средств. За рубежом это одна из самых эффективных форм банковского бизнеса с оборотами в сотни миллиардов долларов. Например, в США, Германии, Франции на лизинговые операции приходится около 30 % капитальных вложений в оборудование. В некоторых крупных фирмах и компаниях от 80 до 100 % реализуемой продукции производится на арендуемом у лизинговых компаний оборудовании.
Лизинг должен быть очень выгодным для металлургической промышленности, отличающейся от других отраслей народного хозяйства высокой капиталоемкостью, длительными сроками строительства и высоким удельным весом оборудования в объеме капитальных вложений. В современных российских условиях трудно рассчитывать на долгосрочные банковские кредиты для приобретения оборудования, поскольку часть его стоимости (аванс в размере 15 20 %) необходимо оплачивать наличными, которых у большинства предприятий металлургии нет.
Ставки по кредитам сохраняются на очень высоком уровне (примерно 120 %), постоянно меняются. При этом банки требуют от предприятий предоставления надежных гарантий своевременного погашения обязательств. Лизинг же означает практически 100 %-ную ссуду со стороны лизингодателя на полную стоимость поставляемого оборудования и машин, т. е. предприятиям не требуется изыскивать значительные свободные средства для первоначальных вложений. Проще решается проблема залога им служит само оборудование, которое в случае нарушения договора может быть отозвано. При этом открывается доступ к самой современной технике, включая зарубежную, с последующей ее наладкой и сервисным обслуживанием заводом-производителем. По истечении лизингового договора оборудование и машины можно выкупить по балансовой, остаточной стоимости, а в ряде случаев получить даже бесплатно.
В настоящее время для металлургического комплекса наиболее типична ситуация, когда у предприятия имеется достаточно эффективная инвестиционная программа, но нет финансовых средств для ее реализации. В этом случае лизинг позволяет накопить необходимые средства, не снижая объема и качества производства в течение необходимого времени.
Привлекательны для предприятий (лизингополучателя, лизингодателя) и условия погашения обязательств по лизингу. Они практикуются в денежной и товарной (компенсационной) форме, по фиксированной или плавающей процентной ставке, на короткие или длительные сроки. Плата за оборудование, в том числе импортное, производится либо после его монтажа, либо после ввода в действие, либо после достижения полной проектной мощности, а иногда даже после начала реализации продукции. Схема финансирования, как правило, индивидуальная, очень гибкая и подстраивается под возможности конкретного предприятия. Это выгодно отличает ее от банковских кредитов с очень жесткими условиями по времени, размерам выплат, санкциям за просрочки и невозвраты.
Объемы платежей по лизингу, как правило, оговариваются при подписании договора и не зависят от колебаний валютного курса, банковского процента по долгосрочному кредиту. Оборудование оценивается в текущих ценах на весь срок договора. При этом если ставки за лизинг (например, финансовый на 5 10 лет) выше, чем за банковский кредит, предприятие будет все равно в выигрыше, т. к. в первые годы размер погашения при лизинге меньше, чем при предоставлении кредита. Сэкономленные средства направляются обычно на оплату пользования лизинговым имуществом. При этом лизингополучатель не влезает в огромные долги, поскольку полученное оборудование учитывается, как правило, по балансу лизингодателя, являясь в течение всего срока действия договора его собственностью.
Менее обременительны для лизингополучателя и фискальные меры, так как лизинговые платежи (амортизация имущества; оплата процентов за кредиты, используемые лизингодателем на приобретение имущества; плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором; налог на добавленную стоимость за услуги лизингодателя; страховые взносы за страхование имущества, а также налог на это имущество) относятся на себестоимость продукции лизингополучателя, что практически является льготой и снижает размеры налога, изымаемого в бюджет.
По лизинговому договору предприятие получает от банка консультации, юридические и информационные услуги по налогам, финансовой отчетности, аудиту, маркетингу, программному обеспечению и т. д.
В выигрыше и сами банки, выступающие как посредник, гарант и даже арендодатель. За счет новых услуг они расширяют активные операции, клиентскую и ресурсную базу и, тем самым, свое влияние. Появляются стабильные доходы в виде комиссии за аренду. Резко уменьшаются риски, поскольку есть реальный материальный залог. Учет лизинговых платежей проще и дешевле по сравнению с бухучетом при долгосрочных инвестициях.
В подготовленном проекте Федерального закона "О лизинге" предусматриваются следующие меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), устанавливаемые по решению Правительства РФ и органов исполнительной власти в пределах их компетенции:
предоставление государственных гарантий для реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;
предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на их деятельность;
предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
освобождение от налогов лизинговых платежей в течение первого года после создания лизинговой компании;
освобождение хозяйствующих субъектов лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;
освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров);
освобождение хозяйствующих субъектов лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) с целью создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
оказание содействия в формировании инфраструктуры лизингового рынка, в предоставлении субъектам указанного рынка помещений под офисы, земли под склады, базы и т. д.;
оказание содействия в подготовке, переподготовке и совершенствовании персонала для лизинговых компаний, брокерских, консалтинговых и других учреждений с использованием системы государственных учебных заведений.
В качестве примера эффективности лизинга можно привести опыт работы компании "Ликострой", созданной по инициативе Правительства Москвы, которому принадлежит 50 % уставного капитала. Компания была зарегистрирована в августе 1995 года, а в октябре был заключен первый контракт. За 4 месяца прошлого года было заключено контрактов и передано в лизинг оборудования на сумму более 13 млрд. руб., из них 11 млрд. руб. прокредитовал Департамент строительства за счет своего внебюджетного фонда развития строительной индустрии. Компания "Ликострой" тесно сотрудничает со многими крупнейшими поставщиками строительной техники во всем мире. В их числе такие фирмы, как Iveco, Mersedes-Benz, Caterprillar, Alimak, Fiat-Hitachi, Kanematsu Corp и др. В 1996 году компания планирует закупить и поставить лизингополучателю отечественной и импортной техники на сумму 260 млрд. руб. Потребность в ней оценивается в 800 млрд. руб.
В целях активизации инвестиционного процесса в стране и во исполнение Указа Президента РФ № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" от 17.09.94 г. Правительство РФ постановлением № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" от 29.06.95 г. утвердило Временное положение о лизинге и поручило Минэкономики России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
разработать проект Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996 2000 годы, включающей в себя комплекс мер по техническому перевооружению и государственной поддержке создаваемых лизинговых компаний;
утвердить типовой устав лизинговой компании, примерный договор на проведение лизинговых операций, а также методику расчета платежей по операциям лизинга;
подготовить и представить в Правительство РФ согласованные предложения о создании фонда содействия развитию лизинга.
Минфину поручено совместно с Минэкономики подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев в нем существенное уменьшение налоговых платежей для лизингодателей, а также банков и других кредитных учреждений, предоставляющих кредиты для реализации финансового лизинга.
Государственному таможенному комитету России поручено в соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса РФ обеспечить частично освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов временно ввозимые на территорию России товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга.
Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для активного развития инвестиционной деятельности на основе широкого использования операций финансового лизинга, включая международный, в том числе путем содействия лизинговым компаниям в решении организационных, кредитно-финансовых, материально-технических и социальных вопросов.
В развитие Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ по развитию лизинга в инвестиционной деятельности приняты следующие нормативно-законодательные акты:
приказ Министерства финансов РФ № 105 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций" от 29.09.95 г.;
постановление Правительства РФ № 1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" от 20.11.95 г.;
постановление Правительства РФ № 167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации" от 26.02.96 г.;
постановление Правительства РФ № 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" от 27.06.96 г.;
Федеральный закон "О введении в действие части первой и части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации", принятые Государственной Думой, соответственно 21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.;
типовой устав акционерной лизинговой компании, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей.
В мае с. г. в Москве была проведена Международная конференция по развитию лизинга в Российской Федерации. Она выявила высокую заинтересованность отечественных и зарубежных представителей бизнеса в развитии лизинговой деятельности в России. Участники конференции поддержали меры Правительства РФ по созданию нормативно-правовой базы лизинговой деятельности и внесли ряд предложений, которые призваны помочь в решении наиболее назревших проблем в этой сфере. Конференция поддержала разработанную Федеральную программу развития лизинга на 1996 2000 годы и сочла целесообразным провести вторую Международную конференцию по развитию лизинга в России в 1998 году.
Недавно Комитет РФ по металлургии обратился к предприятиям и организациям металлургической промышленности с просьбой представить предложения, отразив в них:
принципиальные подходы предприятия к формированию и развитию лизинговых отношений и намерения по созданию лизинговых компаний;
намечаемые объемы поставок оборудования по лизингу на ближайшие 3 года в натуральном и стоимостном выражении;
требуемые объемы средств для создания стартового капитала лизинговых компаний, в том числе из централизованных источников;
описание по годам денежных потоков, показывающих окупаемость инвестируемых средств.
Однако абсолютное большинство предприятий своих предложений не представили или сообщили, что в ближайшие годы операции по лизингу не намечаются. И это несмотря на обещанные меры государственной поддержки лизинговым операциям!
Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы.
1. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что лизинговые операции дают значительные преимущества и выгоду для всех участников договора лизинга.
2. В условиях дефицита традиционных источников финансирования капитальных вложений лизинг является одной из перспективных и эффективных форм финансирования инвестиций.
3. Предприятия металлургической промышленности недостаточно знакомы с опытом работы лизинговых компаний и не используют возможности лизинга для финансирования инвестиций.
Учитывая сложность и трудоемкость работы по развитию лизинга, руководству Комитета РФ по металлургии необходимо рассмотреть возможность создания специального структурного подразделения по аналогии с Минэкономики России, Госкомпромом России и другими министерствами.
ЧТО ТАКОЕ ЛИЗИНГ И ЕГО МЕХАНИЗМ |
Лизинг вид обязательств в предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим или юридическим лицам во временное пользование на определенный срок за определенную плату.
Лизингодатель юридическое лицо, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие лизинговую деятельность, т. е. передачу по договору лизинга специально приобретенного для этого имущества. Статус лизингодателя приобретается после его регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Лизингополучатель юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, получающие имущество в пользование и владение по договору лизинга.
Продавец предприятие-изготовитель, или другое лицо, продающее имущество, являющееся предметом договора лизинга.
Лизинговые организации (компании, фирмы) коммерческие организации, создаваемые в любых организационно-правовых формах, выполняющие в соответствии с учредительными документами и лицензией функции лизингодателей. Учредителями лизинговых организаций (компаний, фирм) могут быть юридические лица или граждане, в том числе нерезиденты.
Договоры лизинга подразделяются на два основных вида:
договор финансового лизинга;
договор оперативного лизинга.
Предмет договора лизинга любые непотребляемые виды имущества, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков, других природных объектов.
Право выбора предмета договора финансового лизинга и продавца этого предмета принадлежит лизингополучателю. Имущество-предмет договора используется лизингополучателем только в предпринимательских целях и приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю. При договоре оперативного лизинга имущество передается лизингополучателю на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества, что предполагает возможность сдавать имущество в лизинг неоднократно.
Права и обязанности участников договора лизинга
Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.
При договоре финансового лизинга с даты приемки имущества по акту или другому документу лизингополучатель принимает на себя все риски его гибели, утраты, порчи, хищения и преждевременного износа. Лизингополучатель обязан за свой счет застраховать имущество от всех видов возможного ущерба в пользу лизингодателя и в течение 15 дней направить ему страховой полис или его копию.
При договоре оперативного лизинга страхование имущества осуществляется лизингодателем.
Риск нанесения ущерба третьим лицам при использовании имущества-предмета договора лизинга принимает на себя лизингополучатель и осуществляет страхование указанного риска.
При договоре финансового лизинга лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт имущества. Капитальный ремонт имущества осуществляет лизингодатель, если иное не предусмотрено договором.
При договоре оперативного лизинга все виды технического и ремонтного обслуживания имущества осуществляет лизингодатель.
Ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.
|
|