Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения" Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Акционерная компания "Алмазы России – Саха". Великий алмазный путь
Наука и технологии
№5' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2

СКАФАНДР ДОКТОРА ЕПИФАНОВА
ВРАЧ ИЗ РЯЗАНИ: ТАМ, ГДЕ МЕДИЦИНА ПРИМЕНЯЕТ СКАЛЬПЕЛЬ, ОН ИСЦЕЛЯЕТ... МАГНИТНЫМИ ПОЛЯМИ



Андрей Тарасов

    Магнитный бум в медицине и самолечении запомнился многим блестящими металлическими браслетами в комиссионках, якобы японского производства, самодельными устройствами намагничивания воды для превращения ее в целебную и множеством ходивших по рукам самодеятельных рекомендаций самоспасения. Отличить истинно профессиональные методы от самодеятельных было, как всегда, с точки зрения рядового пациента и обывателя почти невозможно. Слишком доверчивые часто попадали впросак, но и особого вреда не наблюдалось. Поэтому как бы само собой дело утихло.

    Коварный недуг
    На самом деле многое шарлатанское и самодеятельное действительно утомилось и отпало, но в профессиональной "магнитной" сфере происходят интересные события. Например, в Рязани заканчивается подготовка к открытию специализированного центра сосудистой хирургии с применением полимагнитных систем "Звезда". Это знаменитая "Звезда" доктора Епифанова, известная среди печальной категории тяжелых сосудистых больных, которая уже немало лет спасает многих от ампутации, а возможно и гибели.
    Начать рассказ придется с невеселой картины – с самим доктором я познакомился во время операции. Он отнимал вторую ногу парню лет тридцати с небольшим. Выше колена – дальше некуда. А через несколько часов в палате я уже говорил с исхудавшим пациентом, поместившим поперек кровати два перебинтованных обрубка. Рядом на простыне хрипел кассетник, заглушая вперемежку с седуксеном приступы саднящей фантомной боли. От порции до порции унимающих ее таблеток я успевал узнать, что сюда, к Епифанову, Виктор поступил, уже потеряв одну ногу. А пальцы второй уже прихватила гангрена. Необратимая стадия, очень запущенная. И все же Епифанов взялся, провел курс, оттянул развязку. Виктор на радостях забросил лечение, долго не приезжал, снова запустил ногу и снова метнулся сюда, когда уже было поздно.
    Что же за напасть сглодала ноги молодого полноценного парня, около которого растерянно хлопочет красивая молодая жена? Просто ни с того, ни с сего в любом возрасте, включая и молодой цветущий, и степенный пожилой, без явных предвестников и предупреждений настигает эта до конца не распознанная медициной пакость: облитерирующий эндартериит.
    "Прогрессирующее заболевание внутренней оболочки артерий, которое ведет к сужению их просвета вплоть до полной облитерации. – То есть, полной, без просвета, закупорки. – Чаще поражает нижние конечности. Возникновению и развитию заболевания способствуют спазмы сосудов, возникающие под влиянием длительных охлаждений ног, нервно-психические травмы, хронические интоксикации (курение). Встречается преимущественно у мужчин".

    Бренная плоть и точная физика
    В ряд жертв этой безжалостной болезни встали природный богатырь, легендарный вратарь Лев Иванович Яшин, отличавшийся завидным хладнокровием и уравновешенностью, и темпераментный, реактивный, любимый народом артист Павел Луспекаев, спевший напоследок: "Ваше благородие, госпожа удача..." Оба уходили из жизни преждевременно, с мучительными ампутациями. А что уж говорить о тысячах безвестных, натрудивших ноги в горячих цехах и на стройках, мерзнувших в кабинах грузовиков и тракторов. В тридцать ты еще летчик, годный без ограничения, в тридцать пять – калека без обеих ног. Начинается обычно с зябкости, быстрой утомляемости ног при ходьбе, затем боли в икрах заставляют все чаще останавливаться отдыхать. Нога все больше холодеет и синеет, немеют пальцы, иссушается кожа.
    В лечении уже испробовано все. Мази, грязи, гормональные, внутривенный хлорид натрия для понижения вязкости крови, сосудорасширяющие, серные и радоновые ванны... Но тщетно.
    Такова клиническая картина. А теперь – с точки зрения физики и магнетизма. Потому что и живая материя подвластна законам, которые "по ведомству" науки, изучающей электрические феномены.
    Алексей Епифанов, сын безрукого фронтовика, умершего от инсульта (свои счеты с сосудистыми бедами), окончил Рязанский мединститут с полным отличием в 1973 году. Еще на третьем курсе, когда будущий медик выбирал путь в профессии, ему "запала" эта проблема: почему у молодых ребят отрезают ноги, и никто им не может помочь. Десятки тысяч ампутаций в стране ежегодно без всякой минной войны. Бессильны и массажи, и лазер, и ультразвук, и токи Бернара, и разные магниты и электрические поля, как они тогда применялись.
    Однако неуловимая связь состояния сосудов с магнитным полем внутри организма и самой клетки его заинтересовала всерьез. Полез внутрь сосудов и клеток, исходя из энергетической основы окислительно-восстановительных процессов, стал исследовать поведение зарядов на поверхности тела и в каждой клетке. Думаете, в оснащенной по последнему слову институтской лаборатории? Нет, в сельской больнице, куда Епифанов попал по распределению и где совмещал с лечением народа от всех болезней свои клинические и теоретические изыскания. "Дело в том, – поясняет Епифанов, – что сосудистых заболеваний много. Они в чем-то похожи, но и принципиально отличаются. У закупорки, разрыва или спазма сосуда могут быть разные причины, отсюда и разные поражения сердца, мозга, конечностей, внутренних органов". Атеросклероз, тромбозы, эндартериит и другие болезни могут протекать отдельно, могут накладываться друг на друга, особенно у стареющих людей. Одни симптомы нарастают, другие ослабевают или, наоборот, стираются или усугубляют друг друга.

    "Звезда" сельского врача
    Епифанов взялся решить три задачи: во-первых, разобраться в еще неизвестных "физических" механизмах этих заболеваний, во-вторых, разработать системно-энергетическую концепцию самоорганизации организма, в-третьих, найти принципиально новые пути воздействия на организм магнитным полем с лечебными целями.
    Ничего непостижимого в этом нет. Епифанов берет мою руку, придавливает пальцем любую точку на запястье и объясняет, какие характеристики можно снять с нее в этот момент. Это температура, давление и болевой импульс. Все они связаны с распределением заряда в данной точке. Из концепции доктора Епифанова следует, что регулировать процессы тканевого дыхания (ТД) и окислительного фосфорилирования (ОФ) можно магнитным полем, влияя на физико-химическое состояние клеток и ткани. Основным механизмом лечебного действия генерируемых магнитных полей является нормализация энергетического гомеостаза и связанных с ним свойств крови. Притом воздействиям поддаются разные формы сосудистой патологии. Атеросклероз, например, – за счет увеличения теплопродукции на конечностях и улучшения текучести крови. Эндартериит – за счет улучшения сосудистого тонуса.
    В самом начале исследований, прямо из сельской больницы, настойчивый Епифанов наезжал в Рязанский радиотехнический институт с магнитными браслетами и схемами, чтобы объяснить инженерам свою идею "закольцевать" такими электромагнитами руки и ноги больного. Одновременно неустанно работал над подбором интенсивности магнитного поля для каждого вида болезни, для каждой ее стадии и даже для состояния каждого конкретного больного. Так рождалась полимагнитная система "Звезда" нескольких модификаций, закрепленных авторскими свидетельствами. В виде настоящего магнитного скафандра – жесткого и мягкого – именуемого "Устройство для воздействия магнитным полем". Еще в стадии экспериментов через магнитный скафандр пошли больные, а лечебный эффект оказался таким, что весть о нем облетела все больницы Союза. В Рязань к доктору Епифанову потянулась очередь из сотен людей. Спасенные от ампутации достучались и до Минздрава СССР, там назначили специальную комиссию разобраться, что происходит в Рязани.
Доктор Епифанов
Доктор Епифанов
    Предубеждение союзного Минздрава к новаторским методикам и средствам лечения известно хотя бы на примере курганского врача Елизарова. И на этот раз изначальная цель комиссии, сказывают, была "наказать и пресечь". Однако практика и результаты Епифанова оказали такое сильное впечатление на высокую комиссию, что вместо "оргвыводов" последовал приказ об открытии в Рязани, в стенах больницы № 11, где уже практиковал Епифанов, клинического научно-исследовательского отделения сосудистой хирургии с применением полимагнитной системы. Более того, директора крупнейших медицинских и научно-исследовательских институтов с их КБ и заводами обязывались довести скафандр до опытного и промышленного образца.
    Так доктор Епифанов из возмутителя спокойствия стал руководителем отделения на сорок коек. Докторскую же свою защитил в НИИ трансплантологии и пересадки органов, известном как институт академика Шумакова.

    "Интеграл" дышит..."
    С тех пор много воды утекло, рухнула, увы, база наукоемкой промышленности. Институты не завалили отечественное здравоохранение скафандрами Епифанова. Ему пришлось самому биться в поисках средств для усовершенствования своей аппаратуры, искать в разоренных КБ соратников и соисполнителей.
    Я же в палатах и процедурном кабинете отделения беседую с теми счастливчиками, которые, несмотря на подорожавшие билеты и конец бесплатной помощи иногородним в силу условий обязательной страховой медицины, все же исхитряются попасть сюда для спасения рук и ног. Вот скафандр, еще один из первых, похожий на рыцарские доспехи, со звездой на груди и стрелами-молниями на трубах-конечностях, возлежит на кушетке. Отдельно, на столе у врача – блок управления, панель с наборным полем, где процедурный врач набирает программу 15-минутного сеанса. Занимаю для пробы место после очередного больного. Объективно никаких ощущений. Никак не скажешь, что волны частотой 100 кГц пронизывают мое тело из множества электромагнитных секций. Невольно в голову приходит строка Александра Блока, видение "стальных машин, где дышит интеграл"... В самом деле, "интеграл", силы магнетизма, у доктора Епифанова действует на хрупкую человеческую плоть как сила исцеляющая. Она "дышит". А направление движения волн, как мне объясняют, задается особой конструкцией секции скафандра и рассчитывается по формуле Фурье.
    Мои ощущения от пребывания в скафандре Епифанова: не лечение, а сказка. Никакой химии, грязей и мазей, тем более резки, швов, кровотечений, бинтов. Гуманно, эстетично, безболезненно. Кстати, сам Епифанов время от времени устраивает себе профилактические сеансы и другим советует.
    Чтобы уяснить действенную эффективность лечения, разговариваю с "долгосрочными больными", которые, по прогнозам их лечащих врачей не только местных, но и крупных столичных клиник, давно бы должны ходить на протезах. Кандидат наук из Саратова, сотрудник зооветинститута, да еще "смежник" докторов, бывший сельский ветврач Владимир Георгиевич был в это время здесь шестой раз. До первого поступления три года простоял в очереди, и за это время испытал своими ногами все виды лечения, кроме резания. Мази, массажи, компрессы, нефтяные ванны под Кировабадом, капельницы и т. п. Пришел к выводу, что разница существующих методик "лишь в том, что режут мелкими кусками или крупными", т. е. начинают с шунтирования непроходных сосудов, а заканчивают все равно ампутацией. А стоит только позволить тронуть себя ножом, как дело ухудшается лавинообразно. Попав на полимагнитные сеансы, мой собеседник о больницах забыл.
    Неподалеку койка местного, рязанского больного, шофера Николая Яковлевича. Бог послал знакомого, услышал про Епифанова. После первого же цикла три года не вспоминал о болезни, крутил свою баранку. Теперь вновь прищучило – явился. Понял: правильно говорит Епифанов, что запускать нельзя, раз в год являться надо.
    Еще собеседники. Мурманск, Череповец, атомный Арзамас-16... Что типично: о епифановской клинике узнавали не от официальной медицины, а от товарищей по несчастью – больничным телеграфом. Начинались переписки, прошения, запись в очередь (40 коек на страну), разрешение на приезд.

    Паломничество в Рязань
    Медицинская проблема состоит в том, что болезнь надо схватывать, как можно раньше, когда еще сам больной не ощущает неудобств, но диагностическая аппаратура может схватить генетическую уязвимость сосудов. Тогда профилактика не представляет затруднений, практически здоровый человек магнитной терапией лишь поддерживает свое состояние. Но попробуй, охвати точной компьютерной диагностикой тех, кто еще и не думает жаловаться. Значит, на лечение поступают в основном люди в запущенном состоянии, близком к безвыходному. Епифанову очень часто приходится "вытаскивать" именно таких. Значит, надо либо облегчить им доступ к нему в рязанскую клинику, либо широко распространить по периферии полимагнитные системы для лечения, а главное – профилактики сосудистых бед. Но для этого епифановская клиника должна получить статус всероссийского центра с правом бесплатного приема всех российских граждан, как ведущие медицинские НИИ. До этого Минздрав России ее не поднял, хотя в список методик, подлежащих оплате из обязательного страхового фонда, включил.
    Сделать "Звезду" таким же повсеместным инструментом лечения и профилактики, как бормашина или размножившиеся ныне лазерные аппараты, – задача государственная, если государство хочет сохранить работоспособность значительной части своего населения. Скафандры и методику к ним могли бы приобрести местные органы здравоохранения, крупные и особенно "горячие" металлургические производства для своих медсанчастей. Лишенный запланированных когда-то Минздравом средств на подготовку опытно-промышленного образца "Звезды" Епифанов был вынужден несколько лет сам искать спонсоров или партнеров, налаживать сотрудничество с такими же обездоленными КБ и заводами. Его настойчивость победила – с помощью заинтересованных предприятий и фирм удалось наскрести необходимые средства, на которые сделаны скафандры новой модификации с программным обеспечением, позволяющим более эффективно воздействовать на разные виды сосудистых заболеваний при разном состоянии пациента и его организма. Этот гибкий индивидуальный подход воплотил результат многих лет исследований, экспериментов и практического лечения, за которым к Епифанову по-прежнему едут страждущие со всей страны и из соседних республик.
    Новые установки готовы к серийному выпуску и внедрению с соответствующими методиками в разных регионах России, где будут создаваться подобные лечебно-профилактические центры.
    Рязанская же администрация пришла к решению создать на базе больничного отделения, которым руководит Епифанов, самостоятельный Центр сосудистой хирургии с применением полимагнитных систем "Звезда". Сбывается многолетняя мечта Епифанова о юридической и административной самостоятельности, которая, как он убежден, поможет ему окрепнуть экономически для решения новых научно-практических задач, технически оснаститься, а главное – при необходимости лечить и малоимущих за счет резервов, которыми мог бы давно распоряжаться сам.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение