|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2004 |
версия для печати
|
|
МОСТ, КОТОРЫЙ СОЕДИНЯЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ВЛАСТЬЮ |
|
Евгений Примаков
Президент Торгово-промышленной палаты РФ
акие задачи вы ставили, когда возглавили Торгово-промышленную палату? Что из намеченного удалось сделать?
-И перед избранием президентом Торгово-промышленной палаты я понимал и, естественно, сейчас понимаю, что это чрезвычайно важная организация, особенно в условиях, когда страна перешла на рыночный путь развития. Ведь Торгово-промышленная палата единственная предпринимательская структура, которая представляет интересы всех предпринимателей и по «вертикали», и по «горизонтали». То есть малых, средних и крупных, а также работающих во всех отраслях промышленности в сельском хозяйстве, банковском деле, сфере услуг, торговле. Вместе с тем это, пожалуй, главный «мост», который соединяет предпринимательство с властью.
Очень часто говорят о диалоге между предпринимательством и властью. Я не думаю, что это точное определение. Термин «диалог» акцентирует, по моему мнению, разницу в интересах, а предпринимательство это органичная часть общества и, безусловно, интересы предпринимательства не противоречат интересам государства. Но повседневная практика взаимоотношений предпринимательства и власти необходима.
Вы спрашиваете, что из намеченного удалось сделать? Думаю, что ТПП стала более заметной структурой. Возросла роль Палаты в экономической жизни страны. Это произошло и по объективным причинам. А если говорить о субъективных, то в этом заслуга не только нашего коллектива, но и всей системы территориальных торгово-промышленных палат, которых у нас в стране 160.
-Как вы оцениваете сегодняшний уровень взаимоотношений бизнеса с органами власти, в частности, вклад ТПП РФ в законотворческую деятельность, возможности воздействия на политику, проводимую правительством?
-Уровень взаимоотношений бизнеса с органами власти считаю удовлетворительным. Это относится ко всем «этажам» власти. Территориальные торгово-промышленные палаты, как правило, имеют хорошие отношения с администрациями субъектов Федерации и муниципалитетами. Что касается ТПП России, то за последнее время несколько раз принимал участие в наших мероприятиях Президент, председатель правительства, министры. Это подчеркивает достаточно развитую систему взаимоотношений предпринимательства с властью. Однако хотелось бы не останавливаться на этой отметке, а двигаться вперед, особенно в законотворческой деятельности. Ведь по Закону о торгово-промышленных палатах мы наделены правом экспертизы по законопроектам, которые касаются деятельности предпринимательства. Не обладая правом законодательной инициативы, мы, таким образом, участвуем в законотворческой деятельности. При этом хотелось бы, чтобы правительство нас привлекало больше на так называемом «нулевом» цикле, когда готовится законопроект к внесению в Государственную Думу.
Было бы преувеличением, очевидно, говорить о решающем воздействии ТПП на политику, проводимую правительством. Но надеюсь, что определенное косвенное влияние мы оказываем, хотя бы в острой постановке целого ряда вопросов, которые получают развитие в обсуждениях и решениях на правительственном уровне. К таким проблемам я бы отнес корпоративное ценообразование в основных сырьевых отраслях это ярко проявилось в 2004 году в черной металлургии. Такое негативное явление оказывает самое неблагоприятное воздействие на обрабатывающую промышленность, строительство. К острым проблемам, поднятым нашей Палатой, я бы отнес и необходимость серьезного противодействия контрафактной продукции.
-Очевидно, что интересы различных отраслей промышленности не всегда совпадают, а порой и противоречат друг другу. Каким образом, с учетом этого фактора, удается согласовывать работу 30 комитетов, действующих в составе Палаты?
-Вопрос хороший. Я как раз говорил о том, что установление монопольной цены, а иначе ее не назовешь, на металл приносит выгоду одним за счет интересов других отраслей. Мы организовали «круглый стол», в котором приняли участие целый ряд комитетов ТПП России. В результате обсуждения была создана согласительная комиссия. Итоги ее деятельности были доложены в Правительство.
-В последние годы политическое руководство России стремится укрепить отношения со странами СНГ и придать новое качество интеграции. Какова роль вашей организации в этих процессах?
-Могу сказать, что мы удовлетворены развитием наших отношений с торгово-промышленными палатами стран СНГ. Создан Совет руководителей этих палат, который собирается ежегодно, налажен обмен мнениями по актуальным вопросам, приступили к осуществлению совместных проектов. Были подписаны Соглашение о сотрудничестве ТПП стран СНГ в сфере обмена деловой информацией, Соглашение о создании на экономическом пространстве СНГ Единой системы экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров «ТПП Эксперт СНГ», а также Соглашение о сотрудничестве ТПП государств СНГ в области выставочно-ярмарочной деятельности. По итогам последнего, ереванского заседания Совета были обсуждены приоритетные направления сотрудничества ТПП стран СНГ по формированию целостной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и подписано Соглашение о сотрудничестве торгово-промышленных палат стран СНГ в этой области.
Можно говорить и о еще больших неиспользованных резервах. Но, как представляется, идем мы в правильном направлении.
-Какую практическую поддержку российскому бизнесу оказывает ТПП РФ с помощью своих зарубежных представительств?
-У ТПП России 14 зарубежных представительств, часть из которых региональные, то есть с охватом нескольких стран. Загранпредставители ТПП ведут серьезную работу по обмену информацией, сообщают нам условия тендеров, занимаются поисками надежных партнеров, готовят встречи представителей российского бизнеса с иностранными предпринимательскими кругами. ТПП имеет свой сайт в интернете, который посещают ежемесячно десятки тысяч пользователей. Думаю, что это неплохой показатель того, что бизнес получает нужную ему информацию и ответы на интересующие его вопросы, в том числе и за счет работы зарубежных представителей палаты.
-Кому принадлежит инициатива в организации встреч руководителей крупных компаний с Президентом РФ? В чем, на ваш взгляд, смысл такого общения?
-Мне кажется, что период, когда Президент России В.В. Путин общался отдельно только с группой руководителей крупных компаний, ушел в прошлое. Последние встречи Президента организуются таким образом, что он встречается с представителями всех слоев бизнеса крупного, среднего и малого.
-Как складываются отношения ТПП РФ с другими организациями бизнесменов, в частности, с РСПП: существуют ли планы совместной работы, разделение сфер влияния, функций и т.п.?
-С РСПП мы связаны рабочими, и, я бы сказал, дружескими отношениями, в том числе и личного характера. Потом ведь существует своеобразное переплетение: я, например, состою членом правления РСПП, Аркадий Иванович Вольский член нашего правления. Многие бизнесмены входят в правление и ТПП, и РСПП одновременно. Если говорить о разнице в функциях, то, безусловно, они существуют. РСПП, главным образом, ориентировано на защиту интересов крупного предпринимательства. У нас, как я уже говорил, функции несколько шире. Весте с тем система палат выполняет целый ряд практических функций, которых нет у других предпринимательских структур, Третейский суд, Международный арбитраж, экспертиза происхождения и качества товаров, выставочная деятельность, патентная деятельность, аккредитация иностранных фирм и т.д.
-Кризис августа 1998 года нанес ощутимый удар по экономике страны, но вместе с тем помог нормализовать ситуацию и дал толчок развитию многих отраслей, в том числе и металлургии. Как вы, с сегодняшних позиций, оцениваете события того периода, когда вы возглавляли правительство? Было бы также интересно узнать ваше мнение о деятельности последующих кабинетов министров: какие шаги в области промышленной политики вы поддерживаете, что вызывает сомнение?
-Не боясь быть превратно истолкованным, скажу, что я до сих пор испытываю чувство удовлетворения от работы, когда возглавлял правительство. Наш кабинет пришел в очень тяжелое время. Кризис 1998 года был сгустком той негативной политики, которая проводилась «лжелибералами» или «младолибералами», как их называют, в девяностые годы. Думаю, что основная заслуга нашего правительства заключалась в том, что мы стабилизировали обстановку и политическую, и экономическую, обратили особое внимание (не упуская макроэкономическую сферу) на развитие реального сектора экономики, во всяком случае, сделали все для того, чтобы начался экономический подъем. Это касается и металлургии. Разговоры о том, что все базировалось на скачке цен на нефть, не имеют ничего общего с действительностью. Цены на нефть действительно поползли вверх в марте 1999 года, то есть за два месяца до того, как я перестал быть председателем Правительства.
Трудно ответить на ваш вопрос о деятельности последующих кабинетов. Председателем правительства С.В. Степашин был меньше трех месяцев. Это, конечно, не срок для того, чтобы судить о деятельности кабинета. Но нужно сказать, что общее направление он сохранил, и в этом его заслуга. Что касается более долгосрочного премьерства М.М. Касьянова, то оно, как мне представляется, имеет много плюсов, хотя есть и серьезные минусы.
Вы меня спрашиваете, какие шаги в области промышленной политики я поддерживаю. Как раз главный минус кабинета, который находился у власти в течение четырех лет это, как мне кажется, отсутствие промышленной политики, даже больше того игнорирование ее необходимости.
-Вас знают как сторонника усиления государственного регулирования в экономике. Какие отрасли и сферы должны, по вашему мнению, подлежать прямому управлению государства?
-Здесь вопрос спорный. Не всегда прямое управление приносит больше пользы, чем контроль и государственное регулирование. Во всяком случае, в сфере государственного контроля должны находиться те отрасли, которые обеспечивают обороноспособность страны, благосостояние населения.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|