Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Новокузнецкий металлургический комбинат  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Редкие и редкоземельные металлы Атомная промышленность Социальное партнерство Международное обозрение  Metal Bulletin – специально для России
Рынки металлов Искусства и ремесла История
Социальное партнерство
№2' 2004 версия для печати
Статья:   
1
2

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА



Анатолий Сысоев
Генеральный директор Богословского алюминиевого завода - филиала ОАО «СУАЛ», президент АМРОС

А
ссоциация промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС), созданная в 1998 году, в настоящее время объединяет более 250 действующих предприятий отрасли, в том числе крупнейшие металлургические холдинги «Русский алюминий», «Уральская горно-металлургическая компания», «Сибирско-уральская алюминиевая компания».
    Опора на консолидированное мнение работодателей, членов ассоциации, позволяет АМРОС плодотворно сотрудничать с таким мощным профсоюзом, как ГМПР, о чем свидетельствуют три подписанных Отраслевых тарифных соглашения. Разработка, обсуждение и подписание этих соглашений проходят зачастую весьма сложно. Но желание сторон найти решение позволяет достигнуть компромисса, учитывающего интересы сторон, что позволило в эти годы развиваться горно-металлургическому комплексу без социальных потрясений и забастовок. По сути, можно утверждать: именно благодаря тому, что у Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России и Горно-металлургического профсоюза России налажено нормальное партнерство, на предприятиях не допускаются стихийные действия, которые наносили бы ущерб как отрасли, так и работникам предприятий.
    Необходимо отметить, что есть и другие профсоюзы, с которыми нам приходится иметь дело, например, независимый профсоюз горняков. О разнице в подходах к работе этих двух профсоюзных объединений свидетельствуют недавние события на Североуральском бокситовом руднике, где действуют их первичные организации. Они продемонстрировали совершенно разное видение проблем и подходов к их решению. В результате забастовочных акций, затеянных независимым профсоюзом, в период с 1990 по 2003 годы СУБР снизил объемы производства с 4,5 млн т в год до 2,3 млн т в год. И только сейчас они поднялись до 3,3 млн т. Кому от этого стало лучше? Забастовки происходят в тех случаях, когда люди не знают или не хотят знать иного способа защиты своих интересов.
    АМРОС считает, что трудовые конфликты неизбежны, но вопрос заключается в том, какими способами их разрешать? Те, кто полагает, что можно обойтись без профсоюзов, не понимают смысла новых отношений работодателей и рабочих. Но глубоко не правы и те, кто считает, будто у профсоюза есть один-единственный способ решить проблемы — объявить забастовку. Наше взаимодействие с ГМПР показывает, что можно цивилизованно, на долгосрочной основе строить крепкие отношения социального партнерства.
    Почему мы работаем с ГМПР? Потому что у ГМПР для этого есть все необходимое: выстроена вертикальная структура, есть федеральный центр, региональные центры, первичные организации. На каждом из этих уровней решаются важные задачи.
    АМРОС планирует выстроить вертикаль влияния, аналогичную ГМПР. В Свердловской области такая вертикаль существует: АМРОС, союз металлургов (работодатель), областная структура профсоюза, профсоюз на предприятии. Эта структура работает, позволяет обмениваться опытом, стабилизирует положение. Проблемы, возникающие на предприятии, можно решать по вертикали, как снизу вверх, так и сверху вниз. Думаю, сегодня Красноярский край, Челябинская, Иркутская и ряд других областей могли бы создать подобные структуры. Тогда бы эффективнее реализовывалось то, о чем мы договариваемся, подписывая Отраслевое тарифное соглашение, которое все обязаны выполнять.
    Анализируя опыт прошедших лет, мы можем оценить те результаты, которых нам удалось достичь за счет реализации Отраслевых тарифных соглашений и определить важнейшие направления нашей дальнейшей совместной работы.
    Как свидетельствуют результаты производственной и экономической деятельности горно-металлургического комплекса России, в последние четыре года в отрасли наметился стабильный и поступательный экономический рост.
    По данным на сентябрь 2003 года, объемы производства в России в сравнении с уровнем 1999 года составили 181,3 %. Объемы производства за этот период составили в черной металлургии: по стали — 120,8 %, по прокату — 123,5 %, по трубам — 167,6 %; в цветной: по алюминию — 109,8 %, по меди — 109,5 %, по никелю — 112 %.
    За этот же период рост прибыли предприятий металлургического комплекса превысил 135 %, а рост инвестиций составил 297,5 % в цветной металлургии и 208,2 % — в черной.
    Наиболее значимым для нас является показатель роста заработной платы. За указанный период реальная заработная плата на металлургических предприятиях выросла в 1,8 раза, при общем росте ее в 3,2 раза.
    Одним из важнейших условий, обеспечивших успешное развитие отрасли, стали именнo Отраслевые тарифные соглашения, заключаемые на федеральном уровне между АМРОС и ГМПР. Реализация положений ОТС, заключенных на 1999—2000, 2001—2002 и 2003—2005 годы, позволила стабилизировать социальную обстановку в трудовых коллективах, урегулировать большинство спорных вопросов во взаимоотношениях между работодателями и работниками. В результате мы смогли сосредоточить наше основное внимание на повышении эффективности производства и производительности труда, усилении конкурентоспособности горно-металлургического комплекса России.
    Ряд вопросов повышения конкурентоспособности отрасли удалось решить за счет внутренних резервов, но очевидно, что дальнейшее развитие горно-металлургического комплекса невозможно без проведения реструктуризации.
    Необходимо отметить, что к реструктуризации мы практически еще не приступали. Фактически сделан только первый шаг — вывод непрофильных производств. Но и в этом случае очевидным становится факт устранения федеральных государственных органов от участия в этом процессе. С учетом того, что большинство наших предприятий — градообразующие, мы полагаем, что необходимы государственные программы помощи выделяемым непрофильным структурам.
    Ассоциация считает необходимым разработать и в кратчайшие сроки принять федеральный закон «О реструктуризации горно-металлургического комплекса России». Считаем необходимым учесть весьма успешный опыт западных стран и, в первую очередь, опыт Германии, где реструктуризация металлургии проведена практически безболезненно для трудящихся, как за счет частных инвестиций, так и при значительных государственных инвестициях, льготах и преференциях. К разработке и реализации подобного закона нас принуждает и вступление России в ВТО.
    Необходимо с учетом опыта Германии создать федеральный фонд реструктуризации горно-металлургического комплекса России. Попытка решить столь сложную проблему лишь силами работодателей и регионов может обернуться серьезными социальными потрясениями.
    Разумеется, данные проблемы стоят не только перед металлургией, но и перед всей российской промышленностью. Поставленная Президентом России задача удвоения ВВП неизбежно повлечет за собой вопрос о реструктуризации всего промышленного потенциала страны, поэтому, прежде всего, необходимо иметь четкие планы по реструктуризации
    и модернизации ее промышленности. В связи с этим металлургия могла бы стать полигоном, на котором можно обкатать социально безопасные технологии и методики реструктуризации, а созданный фонд реструктуризации металлургии мог бы стать прообразом фонда реструктуризации для промышленности в целом.
    Ассоциации совместно с Горно-металлургическим профсоюзом необходимо добиваться решения ряда вопросов.
    Необходимо в кратчайшие сроки законодательно решить вопросы установления налоговых льгот на содержание социально значимых объектов, а также на прибыль предприятий, направляемую на инвестиции в расширение и модернизацию производств.
    Социальная политика в области заработной платы на предприятиях металлургического комплекса выстраивается таким образом, что заработная плата — одна статья, а социальные выплаты идут по другой статье. Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что социальные выплаты достигают значительных объемов. Так, на Богословском алюминиевом заводе они составляют примерно 24 тыс. руб. в год на человека. Но этими выплатами пользуются только 20—30 % работников. Это те, кто занимается спортом, улучшает свое здоровье, лечится, кто получает единовременные пособия, заводские пенсии. Остальные же 70—80 % работников этими льготами не пользуются. Поэтому необходимо поставить вопросы, какие социальные затраты нужно, требуется относить на себестоимость, а какие – на прибыль с учетом льготирования.
    Необходимо еще раз вернуться к вопросу, что должно быть социально защищенной статьей расхода в себестоимости или прибыли, а от чего надо отказаться.
    Необходимо объединить наши усилия и в борьбе с бедностью в России. Думаю, что настало время принять законодательные акты, регламентирующие минимальную заработную плату, так же, как регламентирует ее наше Отраслевое тарифное соглашение — не менее регионального прожиточного минимума.
    По-видимому, настало время, когда все расчеты, в том числе и во внебюджетные фонды, необходимо вести с учетом (с привязкой) к прожиточному минимуму. Это позволит сделать прожиточный минимум планкой для любых расчетов, связанных с заработной платой.
    Думаю, что прежде всего необходимо на каждом предприятии вести статистику по работникам, живущим за чертой бедности. Часто это люди, не способные сами решить свои проблемы, но если их организовать, помочь им, то они могут перешагнуть черту бедности. У нас на Богословском алюминиевом заводе два года назад таких было 700 человек, в настоящий момент их 38.
    Необходимо завести статистическую отчетность, сколько работников в отчетном периоде получали менее прожиточного минимума. Эта мера позволит влиять на тех собственников и руководителей, где этой проблеме, проблеме бедности, не уделяется должного внимания. Полагаю, этой проблемой надо заниматься в рамках отрасли, чтобы на наших предприятиях никто не остался за чертой бедности.
    Необходимо решать вопрос о налогообложении, о более справедливой налоговой нагрузке на все виды бизнеса. Разработчики налоговых систем, делая неоправданные налоговые преференции для малого бизнеса, забывают, что две трети трудящихся России работают на крупных и средних предприятиях, и повышенная налоговая нагрузка лишает эти предприятия возможности модернизации, а в конечном итоге лишает их конкурентоспособности.
    Одна из острейших проблем – здоровье трудящихся. Работодатели немало делают для решения этой проблемы. В частности, на предприятиях «СУАЛ-Холдинга» используется практика «социально-защищенных статей в фонде социального развития», которая позволяет инвестировать средства в человеческий капитал — медицинское обслуживание работников, содержание собственных профилакториев, поликлиник, финансирование путевок в санатории и т.д. Однако данная работа не может быть полностью эффективна, если она не будет обеспечена гарантиями со стороны важнейшего партнера работодателей — государства.
    Со стороны государства такие гарантии целесообразно выразить в снижении налоговой нагрузки на источники финансирования социально защищенных статей, что явилось бы мощным побудительным стимулом для работодателей заботиться о здоровье наемных работников. Одним из наиболее эффективных способов стимулирования может стать введение льгот по налогу на прибыль для тех предприятий и компаний, которые активно финансируют социально значимые статьи расходов.
    АМРОС занимает особую позицию в отношении социального страхования. Мы считаем, что деятельность внебюджетных фондов должна базироваться на страховых принципах. Сегодня получается так, что крупное предприятие платит абсолютно все необходимые взносы, а вот малый бизнес практически ничего не отчисляет, хотя больничные листы работникам малого бизнеса оплачиваются и они получают возмещение по травмам.
    В связи с тем, что средства Фонда социального страхования являются одним из основных источников финансирования работ по охране жизни и здоровья работников, необходимо вести построение системы обязательного социального страхования на страховых принципах и доработать ее с целью более адекватного социального обеспечения именно работающих сотрудников предприятий.
    Промышленные предприятия являются основными плательщиками в фонд, вследствие чего имеют право требовать создания более адекватного механизма финансового обеспечения своих социальных нужд за счет средств фонда. Для этого необходимо:
    — обеспечить соответствие внесенных страхователями страховых взносов и размеров выплачиваемых средств;
    — определить механизмы выплат социального и нестрахового характера, не связанных с фондом оплаты труда работников;
    — освободить промышленные предприятия от выплаты средств, идущих на содержание государственных служащих и неработающего населения;
    — наконец, обеспечить обязательное участие всех сторон социального партнерства в управлении средствами социального страхования.
    Ассоциация совместно с ГМПР добилась направления части сумм взносов страхования от профессионального риска (до 20 %) предприятиям на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев. Однако данная позиция ежегодно подтверждается в федеральном законе «О бюджете ФСС РФ». Считаем целесообразным добиваться закрепления данного порядка в законе РФ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» для того, чтобы не допустить произвольного изменения данной нормы, что в настоящее время практикуется Правительством РФ.
    Необходимо предусматривать законодательное стимулирование создания корпоративных пенсионных фондов для аккумулирования средств накопительных пенсий. Средства данных фондов могли бы стать, во-первых, надежным средством сохранения и индексации средств трудящихся, во-вторых, важным источником «длинных инвестиций» для предприятий.
    Хотим мы этого или нет, нам придется заниматься и такими проблемами, как реформирование ЖКХ. Если говорить откровенно, то реформирование свелось к резкому повышению тарифов. При этом надо отметить, что до настоящего времени нет единых для страны систем регулирования ценообразования коммунальных услуг. Ряд выступлений жителей разных областей и городов России показывает, что данная реформа может быть не принята обществом, если она не будет направлена на резкое улучшение обслуживания по доступным для каждого трудящегося человека ценам.
    Есть такое понятие — инвестиции в производство. Но есть и другое понятие, о котором не часто говорят, — инвестиции в человека. Мало установить новое оборудование, надо позаботиться о воспроизводстве рабочей силы. К сожалению, эту проблему стараются не замечать. Нет даже законодательных норм, которые определяли бы как, в каком виде должно происходить воспроизводство рабочей силы. Это понятие пора вводить
    в рамки закона, включать в законодательные акты статьи и положения, позволяющие решать социально-трудовые проблемы.
    Необходима разработка мер, побуждающих работников к более бережному отношению к своему здоровью и ведению здорового образа жизни. Действующие законодательные акты составлены таким образом, что они гарантируют необоснованно высокие выплаты по больничным листам и фактически побуждают некоторых работников к выходу на больничный. Поэтому, вероятно, целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса
    о снижении выплат по больничным листам, привязке подобных выплат к региональным минимальным прожиточным минимумам, к материальному стимулированию работников, ведущих здоровый образ жизни.
    Средняя продолжительность жизни в стране — 66 лет. При этом женщины живут 72 года, а мужчины только 57 лет, большинство из них не доживает даже до пенсионного возраста. В стране действуют федеральные программы, адресованные женщинам (например, «Мать
    и дитя»). А программ, адресованных мужчинам, нет. Наукой доказано, что мужские хромосомы быстрее разрушаются, чем женские, и, возможно, настанет время, когда мужчин не останется. Мы нередко стыдимся говорить о таких вещах, а ведь тут затрагиваются такие важные стороны, как психическое и сексуальное здоровье нации.
    В процессе реструктуризации металлургии за рамки отрасли выводятся непрофильные организации. С ними уходят и первичные профсоюзные организации. Считаем необходимым сохранить эти организации в составе ГМПР. На Богословском алюминиевом заводе мы вывели непрофильные производства — около 3,5 тыс. человек. Но мы хотим сохранить их в составе одной организации, выходящей на заводской профком. Думаю, им так будет легче выживать.
    Следующие четыре года будут для нас крайне напряженными. Мы пока отстаем по многим вопросам: по производительности труда, по качеству, по более глубокой переработке продукции. Предстоит многое сделать, чтобы наши предприятия стали конкурентными по производительности труда, затратам и качеству, чтобы, когда Россия вступит в ВТО, не были бы потеряны ни рабочие места, ни сами заводы.
    В настоящее время перед всеми металлургами — и работодателями, и профсоюзами — стоит одна главная задача — обеспечить не только выживание, но поступательное развитие горно-металлургической отрасли, конкурентоспособности нашей продукции на мировых рынках. Решения этих вопросов мы сможем добиться только совместными усилиями. Поэтому хочу пожелать всем нам дальнейшего социально-ответственного партнерства для обеспечения динамичного развития горно-металлургического комплекса России.
    При подготовке публикаций использованы материалы V съезда Горно-металлургического профсоюза России. 

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение