|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№2' 2004 |
версия для печати
|
СКАЗКА И БЫЛЬ «ЮВЕЛИРОВ УРАЛА» |
|
Владимир Потапов
дин из героев уральского сказочника П.П. Бажова (18791950) Данила-мастер, глядя на безукоризненную работу, сокрушался: «Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни есть плохонький, а глядишь на него сердце радуется». Не может человек постичь таинства живой природы! Даниле ответил мудрый старец: такие мастера есть у волшебницы-хозяйки Медной горы. Они в свою работу душу вкладывают. И все у них получается: «Им ведь что! Они цветок каменный видали, красоту поняли».
Понятая красота
Каменный цветок, Данила-мастер, Хозяйка Медной горы для уральских ювелиров не просто сказочные образы, а собственная история, лишь чуть-чуть приукрашенная и опоэтизированная. Умелые люди, способные творить красоту своими руками, всегда ценились на Урале. Их произведения занимают достойное место в лучших выставочных залах и служат украшением многих домов и частных коллекций. Символическим продолжением этой традиции стала серебряная статуэтка «Хозяйка Медной горы», которую российский президент Владимир Путин вручил канцлеру ФРГ Герхарду Шрёдеру на встрече в Екатеринбурге. Создатель этого украшенного изумрудом и малахитом изделия Д. Попов, мастер ОАО «Ювелиры Урала».
Предыстория этого предприятия насчитывает более столетия. В 1896 году в Екатеринбурге действовала минералогическая мастерская, где изготавливались коллекции камней для царского двора, для учебных заведений. Ювелирный промысел начал развиваться с огранки камней. Гранильная фабрика действовала в Екатеринбурге с ХVIII века. Здесь создавались украшения и предметы обихода для вельмож, богатых заводчиков, купцов, мещан и простого люда для всех, кто ценил и понимал красоту камня.
Первая выставка работ уральских ювелиров в Санкт-Петербурге в 1903 году наделала много шума. Знатоки усмотрели в них оригинальное направление в ювелирном искусстве и то, что называют «самобытностью».
Отличительная черта уральского ювелирного промысла многообразие натуральных камней, которые используются в качестве основного элемента изделия. Серебро и золото часто лишь дополняют и оттеняют природную красоту камня-вставки. В то же время характерна и ручная подгонка оправы под дорогой камень, использование сложных ручных видов закрепки.
Уральский промысел особенно интересен сочетанием в изделии разных камней, сравнительно дешевых и дорогих: например, агаты или аметисты часто соседствуют с бриллиантами, и это соседство выглядит удивительно гармоничным, благодаря строгости художественных решений и простоте форм.
На основе традиций и ресурсов
Изысканный лаконизм уральских ювелиров имеет под собой богатую, с тысячелетней историей культуру обработки драгоценных и поделочных камней. Еще древние племена восточных славян любили украшать себя ожерельями и серьгами из сердоликов, горного хрусталя, коралла, янтаря. В изделиях мастеров Руси XXIII веков встречаются местные и привозные из Византии, Средней Азии и Китая самоцветы в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. В роскошных вариантах сочетающий цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью.
Крепнет централизованное русское государство, богатеет и московский царский двор. В XVI веке придворные мастера демонстрируют виртуозные приемы художественной декорировки, такие, как чернение, чеканка, скань, эмаль по скани. Для ювелирного искусства XVII века характерны яркость, праздничная нарядность произведений. Сочетание поделочных камней с речным жемчугом дополняет уборы горожанок и представительниц зажиточных крестьянских семей. Изделия, выполненные для придворной аристократии, изобилуют рубинами, изумрудами и алмазами.
Реформы Петра I оказали влияние на развитие горного дела и стимулировали поиск в России собственного минерального сырья. Именно уральские недра с их богатейшими запасами руд стали базой для будущей российской металлургии. Но кроме железа и меди, здесь содержались уникальные по разнообразию сырьевые ресурсы для ювелирного промысла золото, серебро, платина, изумруды, другие ювелирные и поделочные камни. Не случайно именно в Екатеринбурге появилась одна из первых гранильных фабрик.
В ювелирном искусстве барокко первой половины XVIII века используется широчайшая палитра драгоценных камней в сочетании с литьем, чеканкой высокого рельефа, яркими эмалями. Для изделий этого времени характерна живописность, пышная декоративность. А во второй половине XVIII века, которую ювелиры называют «веком бриллианта», этот камень доминирует в парадных украшениях.
В эпоху классицизма (конец XVIII начало XIX вв.) характерно стремление ювелиров к четкости форм, строгости и лаконизму декора. Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины, гиацинты и, конечно же, бриллианты. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу. Увлечение искусством античности нашло яркое выражение в распространении украшений с камеями и инталиями.
Разработка месторождений яшм, родонита, амазонита на Урале обеспечила сырьевую базу для нового взлета камнерезного искусства. С 80-х годов XVIII века оно переживает период расцвета. С открытием уральских малахитов и лазуритов рождается искусство русской мозаики.
В XIX веке в России возникают превосходно оснащенные крупные ювелирные фирмы, и в этом ряду есть лидеры с мировой известностью в первую очередь, фирма Фаберже. К началу XX века русский рынок на 95 % обеспечивала собственная ювелирная промышленность.
Уральская школа получает признание
На фабрике в Екатеринбурге первые ювелирные украшения были созданы по эскизам
старейшего мастера В. Рощина, который имел опыт работы в мастерских при императорском дворе. Организованная Рощиным школа впоследствии пополнилась технологиями и навыками мастеров Киевского ювелирного завода, эвакуированного на Урал в годы Великой Отечественной войны. На этой основе в августе 1941 года был создан Свердловский ювелирный завод, носящий ныне название «Ювелиры Урала».
Открытие в 1954 году в Якутии крупнейшей алмазоносной провинции означало для национальной ювелирной промышленности появление качественно новых возможностей. Именно уральские мастера Б. Андреев и А. Чижиков огранили первый якутский алмаз. В кратчайшие сроки было развернуто производство по огранке алмазов в бриллианты.
Продолжался поиск новых путей в развитии самобытных традиций. В 1958 году ювелир Е. Горкунов и художник Н. Стаценко освоили искусство филиграни, которое стало одним из ярких направлений в продукции завода. В 60-е годы появилась большая коллекция изделий из серебра с уральскими поделочными камнями, заменившими широко используемое до тех пор чешское стекло. Многоцветные камни, оправленные в серебро, под руками талантливых мастеров-ювелиров превращались в подлинные произведения искусства. Серебряная брошь с яшмой «Кавказ» была признана лучшей на международной выставке в Париже в 1961 году. С тех пор Свердловский ювелирный завод неизменный участник самых престижных выставок в Париже, Монреале, Токио. Успехам уральцев на ювелирном рынке способствовало освоение новых технологий, таких, как метод литья по выплавляемым моделям, и технология выращивания искусственных изумрудов, созданная в сотрудничестве с Новосибирским институтом геологии и геофизики.
Блистательная победа художника Елены Опалевой в конкурсе ювелиров-дизайнеров «Бриллианты-96», организованном компанией «Де Бирс» в Лондоне, продолжила победное шествие. Колье «Гизехский сфинкс», на изготовление которого пошло около 700 бриллиантов, впервые представляло уральскую ювелирную школу на этом конкурсе. В 2000 году на выставке ювелирных изделий и часов в швейцарском Базеле снова ярко прозвучала работа Опалевой колье «Близнецы». Особое внимание искушенной публики а в выставке приняли участие 2400 известных ювелирных фирм привлекли и две работы Елены Лавреновой: золотые броши с бриллиантами «Бессонница» и «Юла». В них эмоциональность и образная подвижность гармонично сочетаются с безупречным исполнением.
Изделия уральских ювелиров приобрели известность и стали пользоваться спросом. Их продажи начались в странах, где умеют ценить изящество и роскошь, в Швейцарии, Англии, Германии, Гонконге.
Технологии творчества
Вековая традиция, национальный колорит и стремление покорять новые вершины мастерства вот что характеризует сегодня компанию «Ювелиры Урала». Художники и модельеры фирмы чутко следят за капризами ювелирной моды. Постоянно расширяется ассортимент изделий. Появились новые направления работы производство сувениров и предметов геральдики.
Это дает мощный импульс к техническому переоснащению. Линия по производству цепей и браслетов из золота, технологии по алмазной обработке и изготовлению пустотелых изделий, лазерные установки, позволяющие создавать камеи, вот далеко не полный перечень новшеств в производстве. Отдельные технологии достигли совершенства: качество литья, закрепки камня, достигнутое на предприятии, считается эталонным. Кстати, закрепка самый трудоемкий процесс в ювелирном деле, и нужно большое искусство, чтобы камень «заиграл». Учатся этому не год и не два. «Ювелиры Урала» славятся в своей отрасли именно тем, что здесь работают виртуозные мастера-закрепщики. Высокий технический уровень производства позволяет художникам-ювелирам смело идти на эксперименты с материалом и формой. И потому уральские ювелирные изделия не спутаешь ни с какими другими.
ОАО «Ювелиры Урала»
Ул. 8 Марта, 197, Екатеринбург, Россия, 620085.
Тел.: (3432) 25-12-10. Факс: (3432) 25-13-22.
E-mail: ausup@ju.ur.ru
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|