Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Социальное партнерство Рынки металлов  Metal Bulletin – специально для России
Импэкс-металл История
Metal Bulletin: Металлы платиновой группы
№1' 2004 версия для печати
Статья:   
1
2
3

ПЛАТИНА – КОРОЛЬ ПЛАТИНОИДОВ



    Рынок металлов платиновой группы известен своей стабильностью, но взлет цен на палладий в 2001 году спровоцировал поворот на 180о в пользу платины. Сандра Бьюкенен задает вопросы, почему изменился рынок и что могло бы помочь его стабилизации.

П
латина всегда на пике моды. Ценимая за красоту в ювелирных изделиях и за полезность при использовании в каталитических нейтрализаторах, платина сегодня – король металлов этой группы, впервые за последние годы превзошедшая палладий и по спросу, и по предложению.
    В 2002 году почти каждая позиция по платине выросла по сравнению с 2001 годом: закупки увеличились на 5 %, причем для применения в ювелирной промышленности они поднялись на 9 %. Доля платины на рынке катализаторов также выросла на 17 % за счет использования запасов. Однако общие поставки увеличились лишь на 2 %, что помогло подтолкнуть цены вверх.
    Только один фактор действовал против этой тенденции – сокращение поставок из России. Тем не менее Южная Африка более чем компенсировала это, увеличив выпуск на 8,5 % (по данным крупнейшей в мире фирмы-производителя рафинированных платиновых металлов Johnson Matthey, Великобритания).
    Лишь совсем недавно фаворитом был палладий. Так почему же цена платины и спрос на нее так резко выросли в 2001 и 2002 годах, в то время как закупки палладия сократились на 30 %, его использование в автомобильных каталитических нейтрализаторах упало на 40 %, а цена понизилась с 1000 в январе 2001 года до менее чем 200 долл./унц. в конце 2002 года.
    Ответ следует искать в основном в надежности поставок, однако пусковым механизмом послужила цена. Именно решение автомобилестроителей перейти на технологию для каталитических нейтрализаторов, основанную на использовании платины, привело к такому перевороту.
    Поскольку обе цены быстро встретились друг с другом – одна по пути вверх, другая по пути вниз – у потребителей не было времени подумать. После скачка палладий стал намного дешевле, но, встревоженные падением поставок из России и стабильно растущей в конце 90-х годов ценой, автомобилестроители в конце 2000 и начале 2001 годов уже включили в планы уменьшение зависимости от палладия, что к настоящему времени усугубило его недоступность.
    «Это повлияло на спрос на платину в 2002 году», – говорит Майкл Стил, директор по исследованию и планированию рынка фирмы Johnson Matthey. «В определенной степени произошел возврат к палладию по мере снижения цены, но только при внедрении новых моделей», – добавляет он.
    Платина традиционно была более дорогим металлом, и скачок цен на палладий оказался беспрецедентным. Сейчас платина вновь на пике цены и удерживает достигнутые высоты. Пока будет сохраняться мода на платиновые ювелирные изделия, этот рынок ей обеспечен, к тому же гарантируется растущий рынок автомобильных катализаторов для транспортных средств с дизельным двигателем, так как в этом секторе платине нет конкурентоспособной альтернативы.
    По сути, потребление палладия не упало, что показывают данные: запасы в 1998 и 1999 годах составляли почти 2 млн унций палладия, которые в небольшой степени пошли на автомобильные нейтрализаторы в следующие два года, а в последний год – существенно. По данным фирмы Johnson Matthey, за 2002 год на нейтрализаторные программы израсходовано 4,5 млн унций, в то время как закуплено было только 3 млн унций. Аналогичным образом данные по платине не учитывают использование запасов автомобилестроителей.
    В настоящее время наиболее привлекательной стороной палладия является цена, которая колеблется на среднем уровне 200 долл/унц., однако автомобилестроители больше заинтересованы в стабильности, по данным Росса Нормана из Bullion Desk (Лондон, Великобритания). «Не имеет значения, высокая или низкая цена, им нужна стабильная», –утверждает он. Им также нужны надежные поставки, и в настоящее время предложение указывает на стабильные поставки обоих металлов и даже избыток палладия.

    Надежность
    Надежность в поставках палладия зависит от России. На долю горно-металлургического гиганта «Норильский никель» приходится 40 % мировых поставок и, согласно статистике, 60 % ресурсов. Рекордная ненадежность фирмы определялась контролем государства над производством благородных металлов и опасностью криминала. Прошлый год оказался самым низким с 1990 года по отгрузкам палладия из России.
    Однако, по всем источникам, «Норильский никель» добывает не меньше, чем ранее, просто у него есть более настоятельные обязательства. В прошлом году компания полностью рассчиталась с государством по непогашенным долгам – в сумме, по некоторым расчетам, равной полугодовому производству палладия, то есть примерно 1,4 млн унций. Кроме того, Норильск накопил 877 тыс. унций в качестве частичного платежа за 56 %-ный пакет акций фирмы Stillwater Mining, крупнейшего в Америке и третьего в мире (после России и Южной Африки) производителя платиновых металлов. Эти две операции держали «Норильский никель» вне рынка наличного товара в течение всего 2002 года и, возможно, объясняют огромное падение отгрузок из России в 2002 году по сравнению с 2001 годом.
    Доступ к сбытовой сети через фирму «Стилуотер майнинг» поддержит заявленное компанией намерение продавать больше по долгосрочным контрактам. Кроме того, это революционизирует имидж фирмы. Питер Холодны, управляющий директор фирмы «Норимет», сбытового отделения Норильска в Лондоне, говорит: «Наши клиенты при ведении дел больше доверяют западной компании».
    Теперь большая часть акций Stillwater Mining принадлежит российской компании, и начиная с конца прошлого года Norimet может экспортировать платиновые металлы независимо от государства. По оценке, 1 млн унций платиновых металлов, проданный «Норильским никелем» фирме Stillwater Mining в прошлом году, снижает значение 640 тыс. унций собственного производства американской фирмы и 615 тыс. ожидаемой добычи этого года.
    Доверие потребителей определяется не просто фактом владения большим пакетом акций западной компании, но и новым уровнем прозрачности: во время переговоров с фирмой Stillwater Mining «Норильскому никелю» пришлось под давлением властей США раскрыть свою структуру собственности, а это еще один кирпичик в фундаменте доверия.
    Один из главных заказчиков «Норильского никеля»/Norimet – компания General Motors (GM). Эта компания имеет два долгосрочных контракта на поставки платиновых металлов – один с Норильском, подписанный в октябре 2002 года, другой – с Stillwater Mining. Дэвид Андрес из закупочно-сырьевого отдела группы GM говорит: «Ранее General Motors потребляла мало платины и много палладия».
    Андрес руководит поставками платиновых металлов GM и всеми ее партнерами по этому сектору. Он объясняет, что приверженность к палладию при производстве автомобильных каталитических нейтрализаторов была упрочнена продлением правительством до 2004 года жестких экологических стандартов 2001 года. «Столь раннее утверждение форсировало использование палладия для краткосрочного решения проблемы. С 1997 по 2000 год мы работали с палладием, а Россия сокращала поставки. Автомобилестроение управляло спросом, захлебнулось им, и цены поползли вверх», – говорит он.
    «Но когда цена палладия так резко выросла, GM пришлось быстро перестраиваться. Хотя у нас и существовали программы менеджмента на условиях риска, болевой порог все же имел место. Но когда он был пройден, мы снизили потребление палладия и переключились на платину», – добавляет он.
    Ford Motor не была столь же оперативной. Ожидая снижения российских поставок, эта компания продолжала покупать палладий в период роста цен, что вынудило ее списать 1 млрд долл. со стоимости своих запасов в начале 2002 года. Норман считает, что эта компания избегает рынка наличного товара, пытаясь разгрузить запасы другим автомобилестроителям с помощью своих банковских компаньонов.

    Спрос на платину
    Компания Umicore, крупнейший в Европе производитель вторичного металла и переработчик палладия и родия, занимающий также второе место по производству платины, воспользовалась историей General Motors. «Когда GМ объявила в 2000 году, что переходит с палладия на платину, произошел сдвиг в ожиданиях рынка, – говорит Мартин Хесс, исполнительный вице-президент Umicore. – А когда General Motors стала разрабатывать технологию на базе платины, мы ее предоставили. У нас она в то время уже была. Более того, заказы от GМ идут до сих пор».
    Другие автомобилестроители приложили усилия для сокращения потребления палладия. Интенсифицировалась разработка новых, усовершенствованных систем контроля выбросов, повысилось применение родия в некоторых нейтрализаторах. Относительно новые фирмы, например, Catalytic Solution, США, объявляют о достижениях в конструкции нейтрализаторов, сокращающих использование платиновых металлов на 50–80 %.

Палладий

    Все прогнозы предсказывают рост спроса на платину и небольшой ее дефицит вплоть до того времени, когда увеличится предложение первичного металла. По данным «Геологического обзора США» (ГО), Южная Африка, которая уже поставляет 73 % мировой платины (и 57 % всего объема платиновых металлов), расширяет горнорудный передел. При условии успешного завершения программ расширения, по мнению Johnson Matthey, производство платины в стране поднимется более чем на 40 % в период с 2002 по 2006 год.
    Однако то же произойдет и с побочными продуктами – палладием и родием, производство каждого из которых увеличится более чем на 60 %. «Расширение имеет место там, где соотношение платина – палладий ниже, чем раньше», – объясняет Стил, добавляя, что однажды Южная Африка станет более крупным производителем палладия, чем Россия.
    У компаний Anglo Platinum (2,25 млн унц./год) и Lonmin (840 тыс. унций – план на 2003 год, конечная цель – 1 млн унций/год) хорошие перспективы расширения действующих горнодобывающих предприятий в Западном Бушвальде, однако внимание все же переключается на Восточный Бушвальд, где сортность ниже. Компании Anglo Platinum и Impala (1,1 млн унций/год) являются лидерами наряду с несколькими более мелкими южноафриканскими фирмами, несколькими совместными предприятиями и одним или двумя иностранными инвесторами.

Платина

    Пожалуй, самым поразительным открытием 2002 года стало пристрастие китайцев к ювелирным изделиям из платины. В 1995 году в стране покупки ювелирных изделий составили 2 %, в 2000 году эта цифра поднялась до 39 %, в 2002 году покупки ювелирных изделий выросли почти до 1,5 млн унций – около половины всей платины, использованной в ювелирных изделиях, и около 20 % общего потребления платины.
    Еще более интригующим стало открытие Johnson Matthey, что большая часть платины, потребленной в Китае, – контрабандного происхождения. Импортные пошлины составляют около 18 %. Торговля на шанхайской бирже исключает начисление НДС, но импортные пошлины все же применяются.
    Спрос на автомобили в Китае также будет влиять на рынок металлов платиновой группы, говорит Стил. Количество легковых автомобилей, выпущенных в стране, в прошлом году выросло на ошеломляющую цифру в 35 %, что вынудило крупнейших мировых производителей каталитических нейтрализаторов повысить спрос на платину. В прошлом году в Китае были введены стандарты Евро II на автомобильные каталитические нейтрализаторы. Начиная с 2005 года стандарт Евро III, действующий в настоящее время в Европе, будет введен в Пекине и Шанхае, а к 2008 году охватит всю страну.
В прошлом году потребление в Китае платиновых ювелирных изделий составило 20 % от общего спроса на платину
В прошлом году потребление в Китае платиновых ювелирных изделий составило 20 % от общего спроса на платину
    «В один прекрасный день в Китае будут выпускать больше легковых автомобилей, чем в любой другой азиатской стране, кроме Японии», – говорит Стил, добавляя, что Россия тоже подумывает о введении европейских норм на автомобильные каталитические нейтрализаторы.
    Несмотря на существенное потребление платины автомобильными фирмами США из собственных запасов и снижение закупок на 28 %, мировые закупки платины для использования в автомобильных каталитических нейтрализаторах выросли на 17 %, по данным Johnson Matthey. Европейский спрос на платину для нейтрализаторов поднялся на 17 %, поскольку производство автомашин с дизельным двигателем выросло на 7 %.
    Экономия – вот новый стимул для автомобилестроителей, использующих платиновые металлы. «Общее потребление металлов платиновой группы выросло, но усиливается тенденция к экономии металлов, применяемых в системах контроля выбросов отработавших газов», – говорит Хесс из Umicore. «С новым законодательством о системах контроля выбросов потребление растет, но по мере совершенствования технологии использование платиновых металлов оптимизируется, и их потребление вновь падает», – добавляет он.
    По заявлению GM, эта компания достигла абсолютного снижения использования платиновых металлов в каждом нейтрализаторе и планирует сэкономить еще 17 % от общего потребления этих металлов к 2006 году при одновременном ужесточении норм.

    Нестабильность
    Есть беспокойство по поводу того, что новые попытки Южной Африки произвести больше платины повлекут за собой избыточное предложение металлов платиновой группы. «Это – бомба замедленного действия», – говорит Норман. «Это не просто увеличение производства первичных металлов, ибо вскоре вырастет и предложение вторичных металлов. Автомобили, в которых примерно десять лет назад были впервые применены металлы платиновой группы, готовы к переработке на лом – может быть значительный избыток предложения палладия», – подчеркивает он.
    Однако это не окажет никакого воздействия на проблему неустойчивости. «Более 95 % палладия продается по долгосрочным контрактам. Чем больше контрактов, тем более неустойчива цена», – продолжает Норман. Андрес согласен, что сегодня намного меньше металлов платиновой группы продается через дилеров, и это усиливает изменчивость цен. Но он мыслит и в других направлениях.
    «У нас есть контракт с Nymex, но, возможно, следует также заключить краткосрочный контракт – налицо разрыв между торговлей и финансовым миром», – говорит он. Беспокойство вызывает также спекуляция. «Спекулятивные деньги ищут неустойчивость, и здесь платиновые металлы действуют, как магнит», – добавляет он.
    Хесс смотрит на проблему неустойчивости под другим углом – с точки зрения постоянной перспективы вынужденного перехода с платины на палладий и, наоборот, в производстве нейтрализаторов при нестабильных ценах. «Наилучший способ прекратить это – сертифицировать, утвердить и применить технологию, позволяющую переходить с металла на металл, – говорит он. – На сегодняшний день нам приходится адаптировать технологию и проводить новую сертификацию. Хорошо, если будет одна машина и одна технология». Он добавляет, что, вероятно, получит развитие использование палладия в каталитических нейтрализаторах для дизельных двигателей.
    Накопленный у российского правительства запас – это самое большое белое пятно на рынке палладия в настоящее время. «В период между 1994 и 2001 годом Россия поставляла больше палладия, чем добывала; правительство черпало из запасов, которые накапливались годами, и существенно истощило их», – говорит Стил.
    Пока этот запас имеется, государственная экспортная организация «Алмазювелирэкспорт», которая осуществляет экспорт из государственных запасов, будет присутствовать на рынке. Говорят, что она уйдет, когда запасы будут исчерпаны. Однако, по мнению Стила, их объем может быть значительным.
    Возможен некоторый откат назад в пользу палладия, с учетом действующей в настоящее время крупной скидки. Андрес говорит, что GM уже вновь перешла на старую технологию: «Экономика превалирует». Однако двойная сертификация стоит дорого. «Нам не нужна двойная сертификация для каждой модели, поскольку мы каждый год запускаем 14–15 разных моделей», – отмечает он.
    «Мы сразу же сертифицируем два нейтрализатора – оба работают без какой-либо смены аппаратуры системы управления. В течение 18 месяцев до запуска модели мы принимаем решение относительно использования металла и проводим сертификацию». Решение о том, какой металл будет использоваться, основывается на текущей цене и оценке стоимости в течение срока службы модели, составляющем от четырех до восьми лет, заключает Андрес.
    В то время как каталитические нейтрализаторы и ювелирная промышленность потребляют 40 и 43 % платины соответственно, промышленное использование остается на стабильном уровне, как и применение палладия в стоматологии. Однако палладий потерял 18 %-ную долю в электронике – согласно оценкам, в пользу керамики и никеля. Хотя сама электронная промышленность и демонстрирует оживление, признаков возобновления спроса на палладий нет.
    В 2003 году цены на палладий вновь упали и задержались на уровне, близком скорее к 150, чем к 200 долл./унц., поскольку избыток этого металла подтверждается сделкой между «Норильским никелем» и Stillwater Mining. По данным ГО, «Норильский никель» имеет возможность увеличения объема добычи на 40 % в ближайшие несколько лет.
    Доказав свою ценность на стыке двух важных рынков, платина и другие металлы демонстрируют в этом году еще более высокие цены, пока покупатели ценных бумаг и спекулянты проверяют альтернативы акциям. В последнее время цена на платину достигла рекордного за последние 23 года уровня в 712 долл./унц. – цифра, которая пробила брешь в терпимости китайских ювелиров, по данным Росса. Johnson Matthey предсказывает, что вскоре цена понизится до среднего уровня, и спрос стабилизируется.

    Стабильные поставки родия
    В прошлом году поставки родия увеличились на 1,3 % – с 604 в 2001 до 612 тыс. унций в 2002 году, однако предстоит долгий путь до повторения рекордного показателя 2000 года в 766 тыс. унций. Тогда почти 38 % поставок пришло из России по мере продажи американским автомобилестроителям металла из государственных запасов, но к 2002 году поставки упали до 15 % от общемирового объема.

Родий

    Южная Африка продолжает доминировать на рынке, в прошлом году рост поставок составил более 7 %, а 60 % или более прогнозируемого роста связаны с освоением новых горнодобывающих проектов в Восточном Бушвальде, по данным Johnson Matthey.
    Общие закупки выросли на 3 %, закупки для нейтрализаторов почти на 6 %. Металл имеет целый ряд применений, но на его использование в автомобильных каталитических нейтрализаторах тратится более 80 % поставок. Для удовлетворения жестких требований по содержащим окислы азота выбросам бензиновых двигателей необходимо небольшое количество родия, альтернативы которому здесь нет.
    В связи с увеличением закупок запасы, накопленные в 2000 году, когда положение с поставками из России было неопределенным, снизились примерно до 16 тыс. унций, а утилизация вторичного металла составила 99 тыс. унций (данные Johnson Matthey). Европейская директива о конечном сроке службы транспортных средств будет способствовать росту объема утилизации после 2005 года.
    Скрытое использование родия в автомобильных каталитических нейтрализаторах выросло на 15 %. В США в 2002 году выпустили больше легковых автомобилей, и потребление родия оказалось выше из-за применения новых сплавов металлов платиновой группы, состав которых был изменен ради сокращения расхода палладия в период высоких цен на этот металл. Более жесткое законодательство по выбросам в атмосферу, которое намечено ввести в Японии в 2005 году, также будет способствовать увеличению доли этого металла, но в Европе прирост производства автомобилей приходится на машины с дизельным двигателем, в которых родий не используется. 

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение