Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Социальное партнерство Рынки металлов  Metal Bulletin – специально для России
Импэкс-металл История
Социальное партнерство
№1' 2004 версия для печати

В ИНТЕРЕСАХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И РАБОЧИХ
С ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ АМРОС



Н
а заседании президиума совета директоров Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России обсуждены итоги работы ассоциации в 2003 году. С докладом по этому вопросу выступил президент АМРОС, генеральный директор Богословского алюминиевого завода – филиала ОАО «СУАЛ» А.В. Сысоев. Он отметил, что работа ассоциации во исполнение задач по решению социально-экономических вопросов отрасли, поставленных перед АМРОС работодателями, была проведена в соответствии с уставными целями по следующим направлениям:
    – участие в качестве представителей работодателей в постоянно действующих органах социального партнерства;
    – представление и защита общих интересов и прав работодателей – членов АМРОС и работодателей, взаимодействующих с ассоциацией в отношениях с органами государственной власти;
    – участие в проведение переговоров, подготовке и заключении соглашений по вопросам социально-трудовых отношений;
    – сотрудничество с отечественными и зарубежными объединениями работодателей, Международной организацией труда (МОТ);
    – информационное и методическое обеспечение работодателей.
    Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России является членом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений как общероссийское объединение работодателей. Президент АМРОС является членом рабочей группы РТК в области экономической политики, а представители ассоциации из 7 постоянно действующих рабочих групп РТК состоят экспертами в рабочих группах – в области экономической политики, по доходам, заработной плате и уровню жизни населения, по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности и по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения.
    Представители АМРОС входят в состав ряда рабочих групп при Правительстве и Государственной думе Российской Федерации – по вопросам реформирования системы обязательного социального страхования (при заместителе председателя Правительства), в рабочей группе при Комитете по труду и социальной политике Государственной думы РФ по подготовке комплексного согласованного проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в рабочей группе по реструктуризации горно-металлургического комплекса России (при Министерстве труда и социального развития РФ), в Межведомственной комиссии по охране труда (при Министерстве труда и социального развития РФ), в экспертном совете по металлургии и горнорудной промышленности при Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной думы РФ.
    Основой деятельности, связанной с представлением интересов работодателей в органах государственной власти, как отметил докладчик, является система взаимодействия руководящих органов Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России с предприятиями отрасли:
    – действует рабочая группа ассоциации по пенсионной реформе из представителей предприятий и организаций отрасли;
    – в октябре 2003 года на базе АМРОС создан координационный совет по социальным вопросам (КС). В организации КС принимали участие и выразили готовность работать в его составе представители организаций отрасли: ОАО «Башкирский медно-серный комбинат», Богословского алюминиевого завода – филиала ОАО «СУАЛ», акционерных обществ «Ступинская металлургическая компания», «Северский трубный завод», «Электросталь», «Северсталь», «Магнитогорский металлургический комбинат», «МЕЧЕЛ», «Михайловский ГОК», «СУАЛ-Холдинг», «Трубная металлургическая компания», ООО «РУСАЛ-Управляющая компания», ООО «УГМК-Холдинг», Союза предприятий металлургической промышленности Свердловской области, Союза горнопромышленников России, ОАО «ГМК «Норильский никель», ООО «Евраз-Холдинг», ЗАО «Метпром», НПФ «Промагрофонд». Разработаны положения о координационном совете, план его работы, избраны руководители. Планируется ввести представителей КС в состав рабочей группы РТК по развитию и модернизации обязательного социального страхования, Межведомственную комиссию Минтруда России, рабочие группы экспертного совета Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруда России. Работа координационного совета будет осуществляться по трем основным направлениям: реструктуризация и финансирование мероприятий по реструктуризации горно-металлургического комплекса; пенсионная реформа, негосударственные пенсионные фонды и пенсионные программы; социальное страхование и страхование от несчастных случаев.
    За отчетный период, основываясь на предложениях предприятий отрасли и при непосредственной поддержке членов рабочей группы АМРОС по пенсионной реформе, ассоциация проводила работу в рамках рабочих групп при Правительстве и Государственной думе РФ, рабочих группах РТК и направляла предложения в федеральные органы власти по следующим вопросам:
    – о реформировании системы обязательного социального страхования;
    – о проектах законодательных актов по профессиональным пенсионным системам;
    – об установлении тождества профессий;
    – о законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
    – о проекте рекомендаций по разработке тарифной системы заработной платы в организациях;
    – о проекте рекомендаций по формированию системы оплаты труда руководителей организаций внебюджетного сектора экономики;
    – о проекте Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»;
    – о проекте Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2004 год»;
    – о выполнении Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002–2004 годы;
    – о проекте Федерального закона «О предоставлении льгот и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
    – о проекте Федерального закона «О компенсации работодателями расходов, связанных с использованием отпуска для совершеннолетних детей, впервые получающих специальное образование»;
    – о проекте Федерального закона «Об обязательном квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве и установлении административной ответственности за несоблюдении установленной квоты»;
    – о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме»;
    – о проекте Федерального закона «О коммерческой тайне»;
    – о повышении роли и расширении функций Российской трехсторонней комиссии в связи с проводимой административной реформой;
    – о проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ»;
    – о внесении в ЕТКС новой профессии «машинист дробильно-перегрузочного комплекса» (по предложению ОАО «КМАруда») – обращение в Минтруда России;
    а также некоторые другие.
    Во исполнение уставной цели АМРОС с 1999 года заключает отраслевые тарифные соглашения (ОТС) и является единственным в горно-металлургическом комплексе представителем работодателей, обладающим полномочиями общероссийского отраслевого объединения работодателей. Для разработки проекта Отраслевого тарифного соглашения на базе ассоциации действует рабочая группа из представителей 25 предприятий отрасли. Непосредственные переговоры с Центральным советом Горно-металлургического профсоюза России по заключению ОТС проводит тарифная комиссия АМРОС из представителей 15 организаций отрасли, в состав которой в первую очередь входят представители холдингов. 11 апреля 2003 года между АМРОС и ГМПР заключено третье соглашение на федеральном уровне – Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу России на 2003–2005 годы.
    Участниками ОТС на 2003–2005 годы являются практически все предприятия горно-металлургического комплекса с числом работающих более 1 млн человек. Письмо первого заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации В.А. Январева «О присоединении к отраслевому тарифному соглашению на 2003–2005 гг.» опубликовано в «Российской газете» 17 мая 2003 года. К соглашению официально не присоединилось 12 организаций отрасли.
    В соответствии с обязательствами, принятыми в соглашении, исполнительная дирекция АМРОС и Центральный совет ГМПР провели за отчетный период мероприятия по совместному плану:
    – по подготовке празднования Дня металлурга;
    – по проведению Второго конкурса «Предприятие горно-металлургического комплекса высокой социальной эффективности».
    Вследствие конфликтной ситуации, имевшей место в октябре 2003 года в ОАО «Севуралбокситруда», принято решение создать совместную комиссию АМРОС и ГМПР для анализа причин возникновения стихийного коллективного трудового спора и выработки рекомендаций по предупреждению подобных конфликтов на предприятиях отрасли. С этой целью в ОАО «СУБР» были командированы представители ассоциации и профсоюза, проведен анализ действующего коллективного договора ОАО «СУБР» и условий его подписания на следующий период.
    Ассоциация развивает сотрудничество с зарубежными объединениями работодателей металлургической отрасли. Представители АМРОС с 20 по 24 мая 2003 года участвовали в семинаре в рамках проекта Международной организации труда по усилению роли работодателей в проведении многосторонних консультаций и коллективных переговоров. На семинаре рассмотрены проблемы организационной структуры и основные направления работы объединений предпринимателей Германии на разных уровнях – федеральном, земельном, отраслевом, региональном, взаимодействие отраслевых, земельных и региональных объединений с органами законодательной и исполнительной власти, практика решения отраслевыми и региональными союзами стоящих перед ними задач, решение социальных вопросов на уровне предприятия.
    Авторитет АМРОС в федеральных ведомствах, в Российской трехсторонней комиссии, Российском союзе промышленников и предпринимателей, Координационном совете объединений российских работодателей достигнут прежде всего благодаря тесной работе с предприятиями, выработке позиций, базирующихся на консолидированном мнении большинства предприятий горно-металлургического комплекса. Поэтому важнейшей составляющей деятельности ассоциации является взаимосвязь управляющих органов АМРОС с предприятиями комплекса. Помимо работы президиума совета директоров ассоциации, совместной комиссии АМРОС и ЦС ГМПР по контролю за выполнением ОТС, различных структур, созданных из представителей организаций отрасли (рабочие группы по пенсионной реформе и разработке ОТС, координационный совет по социальным вопросам, тарифная комиссия по ОТС), уделяется большое внимание информационному и методическому обеспечению работодателей отрасли. Распространение информации о новостях законодательной сферы, в том числе обзоры проектов нормативных актов о развитии горно-металлургического комплекса, деятельности ассоциации, о текущей работе совета директоров и исполнительной дирекции АМРОС, работе АМРОС в РТК, РСПП, Государственной думе РФ осуществляется по различным направлениям, в частности, через журналы «Металлург» и «Металлы Евразии», на сайте www.ampoc.ru.
    Затем состоялось обсуждение доклада А.В. Сысоева. Вице-президент АМРОС, генеральный директор НП «Объединение производителей алюминия» И.В. Прокопов отметил, что ассоциация успешно решает вопросы социальной направленности. Опыт АМРОС по решению социально-экономических проблем горно-металлургического комплекса с учетом интересов работодателей отрасли вне зависимости от членства в ассоциации показывает, что возможно нахождение решений, приемлемых для большинства работодателей отрасли. Учитывая плодотворность работы АМРОС, он высказал предложение направить деятельность ассоциации и на решение задач внутреннего рынка. По его мнению, необходимо усилить работу, связанную с проблемами экологии, тем более что предстоит ужесточение такого рода требований, как по причинам внутреннего характера – совершенствование законодательной базы, так и внешнего – вхождение России в ВТО. В развитых странах установлены жесткие нормативы на всех стадиях производства, как, например, в США в электролизных цехах. Это позволяет государству контролировать влияние производителей на окружающую среду.
    Вице-президент АМРОС, директор Института экономики ФГУП «ЦНИИчермет» А.А. Бродов отметил эффективность работы ассоциации по социальным направлениям и поддержал предложение совершенствовать взаимоотношения на внутреннем рынке. В качестве примера он сослался на опыт Западной Европы: Немецкий союз металлургов практически взял на себя определенные функции исполнительной власти.
    Исполнительный директор АМРОС В.С. Рудаков высказал мнение, что затронутая тема внутреннего рынка – важный вопрос, требующий значительной концентрации усилий в этом направлении. На нынешнем этапе он может оказаться весьма сложным для достижения успеха. Не в последнюю очередь это связано с причинами организационного характера, такими, как финансирование, малочисленный штат сотрудников (в исполнительной дирекции АМРОС работают 4 человека) при значительном объеме работы. В.С. Рудаков привел в пример деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросам внутреннего рынка. В РСПП, обладающем по сравнению с АМРОС более значительными ресурсами, в этом направлении делается много, в частности, создана комиссия по корпоративной этике, но, тем не менее, успешно решать задачи, связанные с внутренним рынком, пока не удается.
    Член президиума АМРОС, генеральный директор ФГУП «ЦНИИцветмет экономики и информации» С.Н. Подвишенский, отметив плодотворность работы ассоциации по решению социально-экономических проблем, предложил развивать работу и по экологии. В настоящее время отсутствует координирующий отраслевой орган по экологическим вопросам. В департаменте промышленной и инновационной политики в металлургии Минпромнауки РФ экологическим вопросам уделяется недостаточно внимания. Фактически этими проблемами занимается институт «ЦНИИцветмет». Нет взаимодействия и связи между Минпромнауки и Минприроды РФ.
    Заведующий лабораторией ФГУП «ЦНИИчермет» Л.П. Макаров сообщил, что в настоящее время проектами законодательных актов предусматривается резкое увеличение штрафов за сверхнормативные выбросы. Учитывая авторитет и опыт АМРОС по решению социальных вопросов отрасли, он считает возможным объединить усилия работодателей горно-металлургического комплекса в лоббировании интересов по вопросам, связанным с использованием средств от штрафных санкций на проведение природоохранных мероприятий.
    Член президиума АМРОС, генеральный директор ООО «Консультационно-аналитический центр «ЦНОТОРГМЕТ» Б.А. Котляр, отметив, что АМРОС проводится большая работа по представлению и защите интересов работодателей отрасли на всех уровнях социального партнерства, указал в то же время на необходимость развивать систему вертикальной связи в отрасли. На предприятиях недостаточно полно владеют информацией о достижениях в области социального партнерства, что отражается на системе регулирования трудовых отношений на этом уровне. В связи с этим он высказал мнение о необходимости повышать степень взаимодействия с предприятиями: проводить семинары (возможно, и на платной основе), направлять им обобщение передового опыта по заключению коллективных договоров. При этом особое внимание необходимо уделить проблемам повышения мотивации труда, управления персоналом.
    Первый заместитель вице-президента Союза горнопромышленников России Н.П. Корнилов, учитывая высокую эффективность работы АМРОС по проблемам, затрагивающим интересы отрасли, предложил предусмотреть в плане работы АМРОС вопрос о соотношении земельного и налогового законодательства.
    Президент АМРОС, генеральный директор БАЗа – филиала ОАО «СУАЛ» А.В. Сысоев, подводя итоги обсуждению отчета, отметил необходимость уточнить, какие комитеты или комиссии занимаются на федеральном уровне проблемами экологии, изучить существующее положение в горно-металлургической отрасли и потом рассмотреть возможность создания на базе АМРОС (из специалистов предприятий) комитета по вопросам экологии. Он также выступил в поддержку предложений, высказанных Б.А. Котляром о необходимости развивать систему взаимодействия с предприятиями, в частности, при наличии финансовых возможностей не исключил проведение на базе АМРОС семинаров по социальным вопросам.
    По итогам обсуждения принято решение. Исполнительной дирекции АМРОС поручено рассмотреть возможность решения поставленных членами президиума вопросов и внести в план на следующий отчетный период, изучить положение в горно-металлургической отрасли и рассмотреть возможность создания на базе АМРОС комитета по вопросам экологии. Исполнительному директору поручено решить вопрос о расширение штата исполнительной дирекции АМРОС.
    Затем обсуждался вопрос о взаимодействии исполнительной дирекции АМРОС с Фондом социального страхования Российской Федерации по проблемам обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Заместитель исполнительного директора ассоциации А.М. Окуньков рассказал о сложившихся рабочих взаимоотношениях АМРОС и Фонда социального страхования и деятельности ФСС. Фонду удалось выстроить систему выплат пострадавшим. Вместе с тем в работе ФСС имеются некоторые недоработки. Одним из серьезных недостатков является отсутствие системы профилактики охраны труда. Докладчик внес ряд предложений, способных улучшить работу ФСС, а также рассказал о тарифах по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год и о проекте классификатора профессиональных рисков по отраслям.
    Выступивший при обсуждении вице-президент АМРОС, генеральный директор НП «Объединение производителей алюминия» И.В. Прокопов отметил, что анализ фактической ситуации показывает: на предприятиях уделяется недостаточное внимание предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В производстве алюминия, глинозема и фтористых солей увеличились случаи травматизма, выросло количество смертельных случаев и профессиональных заболеваний. Если раньше интегральный показатель, рассчитанный Фондом социального страхования, составлял 0,6, то в 2002 году он увеличился более чем в 2 раза и составил 1,26. Иными словами, возможен вариант повышения класса профессионального риска с увеличением тарифа до 3 %. Имеются случаи, когда выплаты по возмещению превышают средства, перечисляемые страхователем. Так, в ОАО «СУБР» при взносе 20 млн руб. размер возмещения превысил 100 млн руб. Аналогичная ситуация и в ОАО
    «Волгоградский алюминий». Поэтому, считает И.В. Прокопов, необходимо провести анализ ситуации в отрасли в сфере несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    Президент АМРОС, генеральный директор Богословского алюминиевого завода – филиала ОАО «СУАЛ» А.В. Сысоев высказал мнение, что действующая методика установления скидок по величине страхового тарифа громоздка и практически не выполнима. Совершенствуя данный вид страхования, важно особое внимание уделить проблеме верхнего ограничения размера выплат, взаимодействию с ФСС по использованию 20 % величины страхового тарифа, необходимости направления остатка средств этого направления на решение проблем профилактики заболеваний, предупредительных мер снижения производственного травматизма. А.В. Сысоев считает необходимым провести анализ причин увеличения на ряде предприятий количества профессиональных заболеваний и травм.
    Исполнительной дирекции поручено рассмотреть возможность использования баз данных Фонда социального страхования Российской Федерации (ввиду отсутствия государственной статистики) для анализа ситуации в отрасли в сфере несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    Советник президента АМРОС С.Т. Виноградов доложил об участии исполнительной дирекции ассоциации в совершенствовании профессиональных пенсионных систем. Совместно с предприятиями отрасли ассоциация ведет работу над законопроектами, касающимися пенсионного обеспечения. Докладчик высказал мнение о необходимости подготовить в первом квартале 2004 года обращение на имя Председателя Правительства РФ с просьбой поставить вопрос о рассмотрении Государственной думой изменений в п. 3 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до рассмотрения пакета законодательных актов по профессиональным пенсионным системам. С.Т. Виноградов рассказал о наиболее актуальных вопросах, которые ставятся предприятиями отрасли: о неправомерности требований Пенсионного фонда по расчету пенсионного капитала за 2002 год без выплат за декабрь 2002 года, произведенных в соответствии со ст. 24 закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» до 15 января 2003 года; о несоответствии кодов в рамках персонифицированного учета по Общесоюзному классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов от 1988 года и Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов от 1995 года.
    Выступая по этому вопросу, президент АМРОС, генеральный директор БАЗа – филиала ОАО «СУАЛ» А.В. Сысоев высказал мнение о необходимости подготовить документ, в котором отразить пробелы и разночтения в нормативных актах и проектах пенсионного законодательства и после обсуждения на заседании президиума направить его на предприятия комплекса.
    Президиум совета директоров АМРОС поручил исполнительной дирекции продолжить работу по всем направлениям пенсионной реформы, привлекая к этому координационный совет по социальным вопросам. Необходимо подготовить обращение на имя Председателя Правительства РФ с просьбой до рассмотрения Государственной думой РФ пакета законопроектов о профессиональных пенсионных системах внести на ее рассмотрение изменения в п. 3 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исполнительной дирекции совместно с координационным советом по социальным вопросам необходимо подготовить для обсуждения на заседании президиума материал о пробелах и разночтениях в нормативных актах и проектах пенсионного законодательства для последующего направления на предприятия отрасли и выработки консолидированной позиции по этим вопросам.
    Далее президиум совета директоров АМРОС заслушал сообщение члена президиума ассоциации, генерального директора ООО «Консультационно-аналитический центр «ЦНОТОРГМЕТ» Б.А. Котляра о результатах анализа рабочей группой АМРОС причин трудового конфликта в ОАО «Севуралбокситруда» и предложениях по выработке мер предупреждения подобных конфликтов на предприятиях горно-металлургического комплекса России. Он сообщил о результатах командировки 12–14 ноября 2003 года представителей Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России и Горно-металлургического профсоюза России в ОАО «СУБР», охарактеризовал причины трудового конфликта, имевшего место в октябре 2003 года, и высказал ряд предложений о профилактике подобных споров, в частности, предложения по совершенствованию организации производства, систем оплаты труда и управления персоналом.
    Президиум АМРОС принял решение: исполнительной дирекции совместно с консультационно-аналитическим центром «ЦНОТОРГМЕТ» подготовить методические рекомендации работодателям отрасли по профилактике подобных конфликтов и совершенствованию организации производства.
    Исполнительный директор АМРОС В.С. Рудаков сообщил президиуму о создании на базе АМРОС координационного совета по социальным вопросам, инициатором чего выступили ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и НПФ «Промагрофонд». В.С. Рудаков рассказал о состоявшихся совещаниях координационного совета по социальным вопросам, на которых рассмотрены проблемные вопросы социально-экономического характера, а также разработаны положение о координационном совете, план его работы, избраны руководители.
    Президиум АМРОС утвердил положение о координационном совете по социальным вопросам, его состав, а также решение членов КС об избрании председателем В.С. Рудакова. Решено обратиться в Межведомственную комиссию Минтруда России, Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений с предложением ввести в Межведомственную комиссию, рабочие группы Инспекции НПФ и рабочие группы РТК представителей координационного совета по социальным вопросам. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение