Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Социальное партнерство Рынки металлов  Metal Bulletin – специально для России
Импэкс-металл История
Импэкс-металл
№1' 2004 версия для печати

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ
О ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ МЕТАЛЛОВ В РОССИИ И ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ



Виталий Хатьков
Аппарат Правительства Российской Федерации

С
образованием стран СНГ на постсоветском пространстве произошло разрушение экономических связей самодостаточного минерально-сырьевого комплекса и потребляющих отраслей промышленности СССР. Переориентация национальных экономических интересов привела к изменению транспортных потоков минерального сырья, в первую очередь, для обеспечения собственных нужд, а также к появлению новых – в сторону более платежеспособных потребителей из дальнего зарубежья.
    Если в прежнее время имелся хронический дефицит только одного вида минерального сырья – высококачественных бокситов, перекрываемого импортом из Гвинеи и Греции, то теперь предприятия Российской Федерации вынуждены ввозить значительные объемы многих стратегических видов минеральных продуктов – алюминиевое сырье, марганец, хром, титан, цирконий, ниобий и др. Список дефицитных продуктов увеличивается: при выбывании мощностей Сорского ГОКа в Хакасии возникает новая проблема – с молибденовым сырьем, вырабатываются запасы Стрельцовской группы месторождений единственного в России уранового Приаргунского горно-химического комбината.
    Зависимость российских предприятий от импорта жизненно необходимых минеральных продуктов увеличивает риски их производственной деятельности, а в масштабах страны наличие импортных потоков стратегических материалов создает серьезную угрозу экономической безопасности. Проблема дефицита потребления стратегических видов минерального сырья требует своего решения, как в импортозамещении минеральных продуктов или нахождении их заменителей, так и в части материалосбережения перерабатывающего производства. Ниже показана структура предложения в России тех видов минеральных продуктов, потребление которых осуществляется преимущественно по импорту.
    Хром. В 2001 году в России добыто 154 тыс. т хромовых руд, причем около двух третей добычи обеспечивает компания Сарановская шахта «Рудная», ведущая разработку месторождений Сарановской группы в Пермской области. Еще 45 тыс. т хромовой руды было получено Кольской ГМК на Сопчеозерском месторождении в Мурманской области. По импорту в Россию поступило 600 тыс. т, в том числе из Казахстана – 454 тыс. т, из Турции – 145 тыс. т. Мощности российских заводов ферросплавов по выпуску феррохрома превышают 400 тыс. т в год, но из-за дефицита сырья в 2001 году его суммарный выпуск составил всего 228 тыс. т, причем 150 тыс. т феррохрома пошло на экспорт. Импорт феррохрома (из Казахстана) не превышает 100 тыс. т.
    Внутри страны около 80 % феррохрома используется в производстве нержавеющей стали, 20 % – для выпуска металлического хрома и хромовых химикатов. Поэтому потребность в феррохроме определяется, прежде всего, ситуацией в черной металлургии. Предполагается, что спрос на эту продукцию будет расти на 2–2,5 % в год.
    Большая часть российского производства нержавеющих сталей сосредоточена на Урале. Его общие мощности оцениваются в 730 тыс. т в год, но используются они на 10–12 % из-за резкого спада спроса на такой металл в 90-е годы. Россия является также одним из ведущих мировых продуцентов металлического хрома – 9 тыс. т в год.
    Ввиду серьезной зависимости от импорта хромовой руды в России активизировались геологоразведочные работы на это сырье. Однако выявленные объекты недостаточны для полного обеспечения потребностей страны. Возможны к вовлечению в производство Аганозерское месторождение в Карелии, Рай-Изское в Ямало-Ненецком автономном округе, Большая Варака в Мурманской области. Но даже их освоение не решит проблемы загрузки мощностей российских заводов ферросплавов, чья потребность оценивается в 1,5–1,6 млн т в год. Поэтому необходимо сохранение стабильного потока хромитовых руд с Донского ГОКа из Казахстана.
    Марганец. Почти 95 % внутреннего российского потребления марганцевой руды и около 60 % марганцевых сплавов удовлетворяется за счет импорта. В настоящее время для обеспечения металлургической промышленности этой продукцией Россия вынуждена ввозить марганцевые концентраты и сплавы в основном из Казахстана и Украины. По импорту поступает от 177 тыс. т (1997 г.) до 738 тыс. т (1999 г.) марганцевой руды, при этом доля Украины в поставках сократилась с 63 % (1996 г.) практически до нуля, а доля Казахстана увеличилась с 36 % до 88 %.
    В 2001 году в Россию поставлено 483 тыс. т марганцевой руды при национальной добыче всего 37 тыс. т – на Парнаокском месторождении в Республике Коми, на Громовском месторождении в Читинской области и Дурновском месторождении в Кемеровской области. Хотя отечественные мощности по производству ферросплавов позволяют полностью обеспечить металлургические предприятия страны марганцевой продукцией, дефицит сырой руды и значительные издержки на ее транспортировку делают эти предприятия неконкурентоспособными по сравнению с украинскими заводами ферросплавов. В 2001 году в России произведено 85 тыс. т ферромарганца и 12 тыс. т силикомарганца, а по импорту поступило 315 тыс. т и 160 тыс. т соответственно.
    Марганцевое сырье в России крайне дефицитно, его запасы в недрах невелики, а качество большинства месторождений низкое. Тем не менее разработка и внедрение новых ресурсо- и энергосберегающих технологических схем обогащения руд и получения марганцевых сплавов, включая ферросплавы из бедного высокофосфористого сырья, может позволить рентабельно отрабатывать имеющиеся объекты – прежде всего два наиболее крупных месторождения: Усинское в Кемеровской области и Порожинское в Красноярском крае. Их освоение позволило бы в первые 3–5 лет удовлетворить около 50 %, а в последующие годы – до 80 % потребности отечественной металлургии в сырой марганцевой руде.
    Марганцевая продукция на 90 % используется при выплавке стали, поэтому ее потребление напрямую зависит от ситуации в сталелитейной промышленности. Предполагается, что к 2010 году использование марганцевой продукции вырастет в России на 30 %. Поэтому в обозримом будущем черная металлургия страны не сможет обойтись без ввоза марганцевого сырья и продукции из него, однако требуется серьезное упорядочение импортных поставок ферросплавов, стабилизации их потоков.
    Алюминий. В 2001 году в России добыто 4,5 млн т бокситов (еще 0,3 млн т импортировано из Греции и Гвинеи) и произведено 4,8 млн т нефелинового концентрата. Из этого сырья на глиноземных заводах получено соответственно 1847 и 1199 тыс. т глинозема. Еще 3686 тыс. т глинозема в Россию было импортировано преимущественно с Украины и Казахстана. По производству первичного алюминия Россия занимает второе место в мире (3,3 млн т в 2001 г.). Подавляющая часть мощностей по производству этого металла находится в Сибири, где имеются дешевые источники электроэнергии – главной составляющей затрат при производстве алюминия, в то время как большинство мощностей по добыче алюминиевых руд и производству из них глинозема расположены в европейской части страны.
    Острый дефицит отечественного алюминиевого сырья обусловлен отсутствием крупных месторождений высококачественных бокситов. Ресурсный потенциал незначителен, причем все запасы приходятся на большие глубины. Вероятность обнаружения месторождений высококачественных бокситов, пригодных для рентабельной отработки, чрезвычайно мала. Бокситы российских месторождений в основном низкосортные и среднесортные: их кремниевый модуль (отношение Al2O3/SiO2) варьирует от 3 до 21 (в типовых зарубежных – от 8 до 50), в результате чего это сырье трудно вскрываемо и требует значительных затрат энергии для переработки в глинозем. Россия – единственная страна в мире, где используется такое низкокачественное алюминиевое сырье, как нефелиновые руды и нефелиновые концентраты из хвостов флотации апатит-нефелиновых руд.
    Тем не менее российская алюминиевая промышленность успешно прошла через перманентный экономический кризис, сохранив мировое лидерство. Благодаря грамотной инвестиционной политике компаний «Русский алюминий» и «СУАЛ-холдинг» – основных производителей легкого металла – в стране успешно осваиваются новые месторождения, создается инфраструктура, необходимая для добычи и переработки сырья, наращиваются производственные мощности и совершенствуются технологии переработки руд. В то же время планируемый компаниями рост выпуска алюминия не позволит в обозримом будущем отказаться от импорта глинозема. Чтобы обеспечить глиноземом свои алюминиевые заводы, холдинг «Русский алюминий» разрабатывает высококачественные бокситы в Гвинее, перерабатывая их в глинозем на украинском Николаевском заводе, входящем в структуру компании.
    Титан и цирконий. Эти продукты добываются из одного промышленного типа прибрежно-морских россыпей. Существовавшие в СССР мощности остались на Украине (Иршинский ГОК, Верхнеднепровский ГМК), и теперь российские перерабатывающие предприятия (Соликамский и Березниковский титаномагниевые комбинаты, Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение, Чепецкий механический завод) вынуждены приобретать практически весь объем сырья по импорту (ежегодно до 180 тыс. т ильменитовых концентратов и до 15 тыс. т цирконовых), причем по ценам, иногда превышающим SIF-цены портов Европы.
    Небольшой объем титановой губки – до 5 тыс. т в год – производится на Соликамском ТМК из лопаритового концентрата Ловозерского месторождения, разрабатываемого компанией «Севредмет». До 3 тыс. т баддеилитового концентрата, из которого извлекается цирконий, выпускается на Ковдорском ГОКе (Мурманская область).
    На территории России разведано более десятка крупных прибрежно-морских титано-циркониевых месторождений (Центральное в Тамбовской области, Ярегское в Республике Коми, Тарское в Омской области, Туганское и Георгиевское в Томской области и др.), однако большая часть из них проблематичны для отработки ввиду избыточной комплексности кондиций, включающих малоликвидные низкокачественные каолин и пески. Требуется переоценка этих месторождений с учетом современных рыночных отношений и передовых технологий обогащения минеральной руды. Из известных титан-циркониевых месторождений наиболее привлекательным для отработки является Центральное, вопросы освоения которого рассматривает ГМК «Норильский никель».
    Титан может быть получен также при освоении титаномагнетитовых месторождений, ранее не вовлекаемых в производство. Наиболее вероятно освоение Кольской горно-металлургической компанией Гремяхо-Вырмесского апатит-титаномагнетитового месторождения в Мурманской области, а также Покровским рудником – Куранахского месторождения в Амурской обрасти.
    Ниобий. В последнее десятилетие технологическая цепочка по производству феррониобия оказалась разорванной, а добыча и производство полуфабрикатов из лопаритового концентрата Ловозерского месторождения – малорентабельным. В результате этого российские металлургические предприятия вынуждены удовлетворять свои потребности за счет импорта феррониобия из Бразилии – до 400 т в год.
    Оздоровление редкометалльной промышленности России произошло по инициативе потребителей ниобия – компании «Северсталь». С целью ликвидации экспортной зависимости этот холдинг организовал дочернее предприятие «Стальмаг» по добыче пирохлоровых концентратов из коры выветривания Татарского вермикулит-ниобат-фосфорного месторождения на одноименном карбонатитовом массиве в Красноярском крае. В конце 2000 года здесь пущена фабрика первичного обогащения мощностью до 90 тыс. т руды в год. Из полученного концентрата, поставляемого на Ключевский завод ферросплавов, производится 150–200 т феррониобия в год. С вводом второй очереди производительность рудника будет увеличена вдвое.
    В ближайшее время возможно освоение уникального по запасам и качеству участка Бурный ниобий-редкоземельного месторождения Томтор в Якутии, подготавливаемого компанией «АЛРОСА» по программе диверсификации своего алмазного бизнеса. Среднее содержание Nb2O5 составляет здесь 6,71 %, Y – 0,59 %, ∑TR – 9,53 %. Проектом разработки участка Бурный планируется первоначальный годовой объем переработки горной массы 13,73 тыс. м3 и извлечение пирохлорового концентрата, содержащего 583 т Nb2O5, и редкоземельного концентрата, содержащего 690 т оксидов редкоземельных металлов.
    Из других металлов, импортируемых в Россию, следует отметить поставки медного и молибденового концентрата из Монголии, цинкового – из Казахстана. Значительные поставки природного урана осуществляются из США в рамках российско-американского контракта по переработке оружейного урана (ВОУ-НОУ). Сырье для производства рубидия и цезия импортируется из Канады.
    Исходя из изложенного, полагаем, что проблему дефицита стратегических минеральных продуктов возможно решить такими путями.
    1. Освоение новых отечественных месторождений. Несмотря на кажущуюся достаточную геологическую изученность, на российской территории возможно обнаружение крупных и качественных месторождений. Последние открытия платиновых россыпей в Корякском автономном округе, кимберлитовых трубок в Архангельской области и уникального Томторского ниобий-редкометалльного месторождения в Якутии показывают, скорее, недостаток новых идей, нежели полноту геологических исследований.
    Целесообразно освоение месторождений стратегического сырья пониженного качества. Даже сам факт их эксплуатации будет демпфировать цены поставщиков импортного сырья в сторону понижения.
    2. Организация стабильных товарных потоков дешевого и высококачественного минерального сырья. Это возможно путем создания транснациональных компаний (по примеру «Русского алюминия»), подписания долгосрочных международных соглашений и контрактов на поставку сырья.
    3. Материалосбережение потребляющих отраслей. В результате экономического кризиса произошло естественное сокращение неэффективных производств, выбытие сортамента продукции, не находящей сбыта, а прогнозирование спроса стало более простым. Эти процессы привели к непосредственному сокращению непроизводительных затрат, в том числе за счет явного снижения использования ресурсов. Очевидна для всех необходимость дальнейшего уменьшения энергоемкости и материалоемкости в целях повышения общей эффективности производства.
    Нельзя не сказать о необходимой разумной помощи государства. С его стороны для решения проблемы дефицита стратегического минерального сырья возможны следующие действия.
    1. Организация и координация работ по геологическому изучению недр с целью поиска и открытия месторождений стратегического сырья в рамках государственных федеральных целевых программ.
    2. Оказание поддержки ведущим российским предприятиям в формировании собственных потоков минерального сырья из других стран, а также привлечение для этой цели дипломатической и торгово-экономической поддержки. Изучение возможности использования финансового потенциала России в виде долгов перед ней зарубежных стран, в частности, по реструктуризации государственной задолженности традиционных партнеров России – Кубы, Вьетнама, Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Мали, Эфиопии, Ирака и др. либо в виде использования схем концессионных соглашений в этих странах, либо кооперация в разработке месторождений в зарубежных странах вкупе с научно-образовательным и военно-техническим сотрудничеством.
    3. Рассмотрение возможности применения схем Соглашения о разделе продукции (СРП) для предприятий, осваивающих месторождения минерального сырья с целью снижения доли импорта.
    4. Оптимизация таможенно-тарифной политики для разработки высококачественного минерального сырья, добываемого в России в ограниченном количестве. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение