Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Импэкс-металл  Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение Экология История
Metal Bulletin: Контроль качества
№6' 2003 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ



    Происходящую ныне тенденцию к единообразию в мире стандартов возглавляет автомобилестроительная промышленность. Стандарт ISO/TS 16949: 2002 знаменует собой важный прорыв в требованиях качества, предъявляемых автопоставщикам, и существенный шаг к установлению единого мирового стандарта, пишет Дженни Вилкинсон (Jennie Wilkinson).

Я
вляясь пионером в мире стандартов и систем контроля качества, автомобилестроительная промышленность нацеливается на глобальное единообразие. Как считают представители этой отрасли, принятие единого, международно признанного стандарта приведет к повышению эффективности и производительности всего производственного процесса, от проектирования до непосредственного изготовления, что в свою очередь обернется минимизацией расходов.
    Введение в марте прошлого года стандарта системы контроля автомобильного качества ISO/TS 16949: 2002 знаменует существенный шаг к единой общепризнанной сертификации. «Вводя этот стандарт, мы избавляемся от многосторонней сертификации», – говорит Эррол Тейлор (Errol Taylor) из отдела систем менеджмента Британского института стандартов (British Standards Institute’s Management Systems), органа по сертификации стандарта. «Автопромышленность считается лидером в этой области, оказывающим огромное воздействие на другие стандарты», – говорит он.
    До недавнего времени автостроители сосредотачивались на соблюдении своих собственных национальных стандартов контроля за качеством автомобилей, основными из которых являются американский QS-9000, немецкий VDA6, французский EAQF и итальянский AVSQ. Новый стандарт основывается на требованиях этих стандартов и нового международного стандарта ISO 9001: 2002.
    Изначально серия ISO/TS 16949 была разработана Международной автомобильной комиссией (IATF) – группой крупнейших североамериканских и европейских автопроизводителей и представителей соответствующих торговых ассоциаций – и ISO/TS 176, техническим комитетом, ответственным за систему стандартов ISO 9000. Стандарт ISO/TS 16949: 2002 или TS2, как его обычно называют, является осовремененной версией варианта 1999 года.
    «В основном TS2 предназначен для поставщиков автомобильной промышленности первого класса – поставщиков производственных материалов, деталей или запасных частей, работников отделочных служб – для тех производителей, которые являются членами IATF», – говорит Билл Гибсон (Bill Gibson), технический менеджер по обеспечению качества британской компании Corus Strip Products UK. В члены IATF входят BMW, DaimlerChrysler, Fiat, Ford, General Motors (включая Opel, Vauxhall), PSA (включая Peugeot, Citroen), Renault, Volkswagen и их соответствующие торговые организации, говорит Гибсон.

    Требования потребителей
    По словам Британского института стандартов (BSI), стандарты определяет потребитель – в данном случае автомобильная промышленность – и любой сдвиг в сторону каких-либо изменений обычно порождается рынком. Например, американский стандарт контроля за качеством QS-9000 сейчас, как говорят, уже пережил себя и доверие к нему со стороны производителей падает. «Мы не ссылаемся на сертификаты QS-9000 уже примерно месяцев шесть», – отмечает Тейлор. Теоретически с декабря нынешнего года этот стандарт стал недействительным, хотя многим компаниям его продлевают, чтобы дать время перейти на альтернативные варианты. И, как ожидается, TS2 в конечном счете заменит QS-9000.
    Короче говоря, основной упор на TS2 делается по требованиям потребителей, при поддержке ведущих менеджеров и под давлением непрекращающихся усовершенствований. «Для нас самым большим изменением является переход к упору на деловое мышление, к повышению нашего контроля в ходе всего процесса проектирования, производства и доставки», – говорит Аге Улсеред (Age Ulserod), менеджер по качеству компании Hydro Automotive.
    По мнению Гибсона, TS2 предусматривает одобрение бизнесом условий в каждой области, а не просто концентрации усилий на производстве или поставках, как было с предыдущими стандартами. «Хотя, кроме всего прочего, нам по-прежнему надо выполнять все конкретные требования потребителей», – добавляет он.
    Как считает Британский институт стандартов, выгодами от введения TS2 является общий подход к вопросам качества во всей цепочке снабжения, ограничение расхождений в вариантах, повышение эффективности, укрепление доверия к международным производителям и улучшение общего понимания требований к качеству продукции. Кроме того, стандарт легко внедряется и в случае замены им стандарта QS-9000 на это потребуется от трех до шести месяцев.

    Сертификаты для производителей металлов
    По оценкам источников в автомобильной промышленности, в глобальных масштабах уже выдано почти 3000 сертификатов. В Великобритании на стандарт TS2 перешло примерно 15 % производителей автомобилей, а во Франции, согласно данным находящегося в Англии Общества автопроизводителей и трейдеров (SMMT), их число намного выше – 70 %. «Нам в Европе легче, мы довольно хорошо обустроены в плане взаимодействия. Больше проблем в остальных странах мира», – говорит Робин Локк (Robin Lock), менеджер по контролю за качеством из SMMT.
    По словам Тейлора, в развивающихся странах, таких, как Китай, ситуация совсем иная. «Примерно год назад от китайских компаний, занимающихся экспортом продукции для их североамериканских клиентов, требовалась сертификация по стандарту QS-9000. Сейчас все изменилось и потребители требуют того, чтобы их китайские клиенты сертифицировались по стандарту TS2. Это может создать угрозу более зрелым компаниям, которые рискуют отстать, остаться позади».
    Находящаяся в Англии компания Corus Strip Products UK получила сертификат TS2 в середине июня нынешнего года. «За этим последовало продолжавшееся 12 дней интенсивное освидетельствование представителями организации Lloyds Register Quality Assurance, подготовка к которому заняла более года, потому что реальные подтверждения претворения требований систем контроля за качеством в некоторых областях должны быть в наличии еще за 12 месяцев до проведения такого освидетельствования», – пояснил Гибсон.
    «Что касается компании Corus Strip Products UK, одной из выгод получения квалификации в плане TS2 является избавление от дальнейшей необходимости многократных международных проверок выполнения требований автомобильных потребителей. Преимущество прохождения одного освидетельствования на соответствие одному стандарту одним сертификационным органом говорит само за себя», – считает Гибсон, добавляя, что отныне компании нужно будет лишь проходить однонедельный аудит каждые полгода.
    Corus Aluminium Extrusions Duffel, предприятие завода-изготовителя Corus Aluminium в Бельгии, уже приобрело сертификат по TS2. Это предприятие было создано для внутрисетевой службы, которой могут пользоваться все сотрудники. Согласно заявлению группы, до получения сертификата она тратила ежегодно 35 дней на внешние и сторонние ревизии, что являлось тяжелым бременем для маленькой организации, продажи которой в автомобильном секторе составляют 65 % от объема ее сбыта.

    Европейская Комиссия одобрила список десяти стран-кандидатов на вступление в ЕС в 2004 году. Это – Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.
    Согласно Deutsches Institut fur Nomung (DIN), одним из требований для того, чтобы стать новым членом ЕС, является принятие страной-кандидатом не менее 83 % европейских стандартов. «Сейчас теоретически компания, которая хочет производить сталь в Польше, может просто указать на достоинства или требования соответствующего европейского стандарта и сказать «произведи такое же», – говорит Питер Энтони (Peter Anthony), представитель DIN. «А будут ли результаты отвечать требованиям качества, это – другое дело», – добавил он.
    После присоединения к ЕС страны должны принять стандарты Союза и директивы на предмет безопасности и системы сертификации, сообщила Организация германских стандартов TUV Rheinland.
    «Ведется большая работа по обеспечению гармонизации между Западной и Восточной Европой. Например, Федерация российских стандартов входит в число членов комитетов по железной руде и концентратам металлов Британского института стандартов», – говорит Джон Джинн (John Gynn), председатель технического комитета Британского института стандартов (BSI).
    Международная организация стандартов (ISO) приняла программу для развивающихся стран под названием Devco, которая касается нужд стандартизации в таких областях, как контроль качества, метрология и сертификация. Предусмотрены также обучение, консультирование и финансовое содействие соблюдению стандартов ISO. Участниками Devco являются около 100 национальных институтов стандартов из промышленно развитых, а также развивающихся стран.
    Шейн Риммер (Shane Rimmer) из находящейся в Великобритании консультантской компании Euro Strategy Consultants указывает, что многие восточноевропейские страны занимаются ныне экспортом своих товаров. «Если вы хотите поставлять свои товары на рынок ЕС, вам нужно производить их с соблюдением его строгих стандартов. Это диктуемая рынком необходимость, а не какое-то юридическое требование», – говорит он. «Это – принцип, согласно которому любой стандарт направлен на максимизацию вероятности того, что все стороны получат одинаковые результаты качества продукта. Если будет обеспечена гармонизация, потребители получат большую уверенность в результатах, что в свою очередь даст больше новых рынков», – говорит Джинн


    Компания Hydro Automotive получила сертификат по TS2 на своем заводе прессованных профилей Alunord во французском городе Лувр в конце июля и, как ожидает Улсеред, к 2006 году новый сертификат получат все 25 предприятий автостроительного подразделения группы. «У нас ушло около шести месяцев на подготовку к переходу на стандарт 2002, но мы в этом смысле довольно продвинутые, поскольку у нас был вариант 1999 года», – говорит Улсеред. «Ныне это – общий стандарт и через 2–3 года либо он у вас будет, либо вам придется уходить из бизнеса», – добавляет он.
По всему миру уже выдано почти 3000 сертификатов ISO/TS 16949: 2002
По всему миру уже выдано почти 3000 сертификатов ISO/TS 16949: 2002
    В Словакии предприятие US Steel Kosice (USSK) также уже располагает сертификатом. Директор группы по качеству Джозеф Билли (Jozef Billy) говорит, что принятие этого подхода к контролю качества, сконцентрированном на непрерывном развитии продукции, производственных мощностях, обслуживании клиентов, работе сотрудников и вообще рабочей обстановки, способствовало прогрессу и стабилизации предприятия USSK. Предприятие Sidmar станет еще одной сталеплавильной компанией, которая будет проходить сертификацию по TS2 в октябре на своем сталеплавильном заводе в бельгийском городе Гент.
    Общепризнано, что ISO/TS 16949: 2002 станет общей основой требований системы контроля качества в автомобилестроительной промышленности по всему миру, постепенно заменяя многосторонние и многоразовые национальные освидетельствования, которые применяются сейчас. «Для автопромышленности это – первый, поистине глобальный стандарт, которые собирает «под одной крышей» намного больше ценных качеств системы контроля. Для производителей автомобилей это – честное решение. TS2 помогает вам минимизировать шансы огорчить вашего клиента», – говорит Тейлор. 

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение