|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№6' 2003 |
версия для печати
|
|
СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ |
|
Происходящую ныне тенденцию к единообразию в мире стандартов возглавляет автомобилестроительная промышленность. Стандарт ISO/TS 16949: 2002 знаменует собой важный прорыв в требованиях качества, предъявляемых автопоставщикам, и существенный шаг к установлению единого мирового стандарта, пишет Дженни Вилкинсон (Jennie Wilkinson).
вляясь пионером в мире стандартов и систем контроля качества, автомобилестроительная промышленность нацеливается на глобальное единообразие. Как считают представители этой отрасли, принятие единого, международно признанного стандарта приведет к повышению эффективности и производительности всего производственного процесса, от проектирования до непосредственного изготовления, что в свою очередь обернется минимизацией расходов.
Введение в марте прошлого года стандарта системы контроля автомобильного качества ISO/TS 16949: 2002 знаменует существенный шаг к единой общепризнанной сертификации. «Вводя этот стандарт, мы избавляемся от многосторонней сертификации», говорит Эррол Тейлор (Errol Taylor) из отдела систем менеджмента Британского института стандартов (British Standards Institute’s Management Systems), органа по сертификации стандарта. «Автопромышленность считается лидером в этой области, оказывающим огромное воздействие на другие стандарты», говорит он.
До недавнего времени автостроители сосредотачивались на соблюдении своих собственных национальных стандартов контроля за качеством автомобилей, основными из которых являются американский QS-9000, немецкий VDA6, французский EAQF и итальянский AVSQ. Новый стандарт основывается на требованиях этих стандартов и нового международного стандарта ISO 9001: 2002.
Изначально серия ISO/TS 16949 была разработана Международной автомобильной комиссией (IATF) группой крупнейших североамериканских и европейских автопроизводителей и представителей соответствующих торговых ассоциаций и ISO/TS 176, техническим комитетом, ответственным за систему стандартов ISO 9000. Стандарт ISO/TS 16949: 2002 или TS2, как его обычно называют, является осовремененной версией варианта 1999 года.
«В основном TS2 предназначен для поставщиков автомобильной промышленности первого класса поставщиков производственных материалов, деталей или запасных частей, работников отделочных служб для тех производителей, которые являются членами IATF», говорит Билл Гибсон (Bill Gibson), технический менеджер по обеспечению качества британской компании Corus Strip Products UK. В члены IATF входят BMW, DaimlerChrysler, Fiat, Ford, General Motors (включая Opel, Vauxhall), PSA (включая Peugeot, Citroen), Renault, Volkswagen и их соответствующие торговые организации, говорит Гибсон.
Требования потребителей
По словам Британского института стандартов (BSI), стандарты определяет потребитель в данном случае автомобильная промышленность и любой сдвиг в сторону каких-либо изменений обычно порождается рынком. Например, американский стандарт контроля за качеством QS-9000 сейчас, как говорят, уже пережил себя и доверие к нему со стороны производителей падает. «Мы не ссылаемся на сертификаты QS-9000 уже примерно месяцев шесть», отмечает Тейлор. Теоретически с декабря нынешнего года этот стандарт стал недействительным, хотя многим компаниям его продлевают, чтобы дать время перейти на альтернативные варианты. И, как ожидается, TS2 в конечном счете заменит QS-9000.
Короче говоря, основной упор на TS2 делается по требованиям потребителей, при поддержке ведущих менеджеров и под давлением непрекращающихся усовершенствований. «Для нас самым большим изменением является переход к упору на деловое мышление, к повышению нашего контроля в ходе всего процесса проектирования, производства и доставки», говорит Аге Улсеред (Age Ulserod), менеджер по качеству компании Hydro Automotive.
По мнению Гибсона, TS2 предусматривает одобрение бизнесом условий в каждой области, а не просто концентрации усилий на производстве или поставках, как было с предыдущими стандартами. «Хотя, кроме всего прочего, нам по-прежнему надо выполнять все конкретные требования потребителей», добавляет он.
Как считает Британский институт стандартов, выгодами от введения TS2 является общий подход к вопросам качества во всей цепочке снабжения, ограничение расхождений в вариантах, повышение эффективности, укрепление доверия к международным производителям и улучшение общего понимания требований к качеству продукции. Кроме того, стандарт легко внедряется и в случае замены им стандарта QS-9000 на это потребуется от трех до шести месяцев.
Сертификаты для производителей металлов
По оценкам источников в автомобильной промышленности, в глобальных масштабах уже выдано почти 3000 сертификатов. В Великобритании на стандарт TS2 перешло примерно 15 % производителей автомобилей, а во Франции, согласно данным находящегося в Англии Общества автопроизводителей и трейдеров (SMMT), их число намного выше 70 %. «Нам в Европе легче, мы довольно хорошо обустроены в плане взаимодействия. Больше проблем в остальных странах мира», говорит Робин Локк (Robin Lock), менеджер по контролю за качеством из SMMT.
По словам Тейлора, в развивающихся странах, таких, как Китай, ситуация совсем иная. «Примерно год назад от китайских компаний, занимающихся экспортом продукции для их североамериканских клиентов, требовалась сертификация по стандарту QS-9000. Сейчас все изменилось и потребители требуют того, чтобы их китайские клиенты сертифицировались по стандарту TS2. Это может создать угрозу более зрелым компаниям, которые рискуют отстать, остаться позади».
Находящаяся в Англии компания Corus Strip Products UK получила сертификат TS2 в середине июня нынешнего года. «За этим последовало продолжавшееся 12 дней интенсивное освидетельствование представителями организации Lloyds Register Quality Assurance, подготовка к которому заняла более года, потому что реальные подтверждения претворения требований систем контроля за качеством в некоторых областях должны быть в наличии еще за 12 месяцев до проведения такого освидетельствования», пояснил Гибсон.
«Что касается компании Corus Strip Products UK, одной из выгод получения квалификации в плане TS2 является избавление от дальнейшей необходимости многократных международных проверок выполнения требований автомобильных потребителей. Преимущество прохождения одного освидетельствования на соответствие одному стандарту одним сертификационным органом говорит само за себя», считает Гибсон, добавляя, что отныне компании нужно будет лишь проходить однонедельный аудит каждые полгода.
Corus Aluminium Extrusions Duffel, предприятие завода-изготовителя Corus Aluminium в Бельгии, уже приобрело сертификат по TS2. Это предприятие было создано для внутрисетевой службы, которой могут пользоваться все сотрудники. Согласно заявлению группы, до получения сертификата она тратила ежегодно 35 дней на внешние и сторонние ревизии, что являлось тяжелым бременем для маленькой организации, продажи которой в автомобильном секторе составляют 65 % от объема ее сбыта.
Европейская Комиссия одобрила список десяти стран-кандидатов на вступление в ЕС в 2004 году. Это Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.
Согласно Deutsches Institut fur Nomung (DIN), одним из требований для того, чтобы стать новым членом ЕС, является принятие страной-кандидатом не менее 83 % европейских стандартов. «Сейчас теоретически компания, которая хочет производить сталь в Польше, может просто указать на достоинства или требования соответствующего европейского стандарта и сказать «произведи такое же», говорит Питер Энтони (Peter Anthony), представитель DIN. «А будут ли результаты отвечать требованиям качества, это другое дело», добавил он.
После присоединения к ЕС страны должны принять стандарты Союза и директивы на предмет безопасности и системы сертификации, сообщила Организация германских стандартов TUV Rheinland.
«Ведется большая работа по обеспечению гармонизации между Западной и Восточной Европой. Например, Федерация российских стандартов входит в число членов комитетов по железной руде и концентратам металлов Британского института стандартов», говорит Джон Джинн (John Gynn), председатель технического комитета Британского института стандартов (BSI).
Международная организация стандартов (ISO) приняла программу для развивающихся стран под названием Devco, которая касается нужд стандартизации в таких областях, как контроль качества, метрология и сертификация. Предусмотрены также обучение, консультирование и финансовое содействие соблюдению стандартов ISO. Участниками Devco являются около 100 национальных институтов стандартов из промышленно развитых, а также развивающихся стран.
Шейн Риммер (Shane Rimmer) из находящейся в Великобритании консультантской компании Euro Strategy Consultants указывает, что многие восточноевропейские страны занимаются ныне экспортом своих товаров. «Если вы хотите поставлять свои товары на рынок ЕС, вам нужно производить их с соблюдением его строгих стандартов. Это диктуемая рынком необходимость, а не какое-то юридическое требование», говорит он. «Это принцип, согласно которому любой стандарт направлен на максимизацию вероятности того, что все стороны получат одинаковые результаты качества продукта. Если будет обеспечена гармонизация, потребители получат большую уверенность в результатах, что в свою очередь даст больше новых рынков», говорит Джинн
|
|
Компания Hydro Automotive получила сертификат по TS2 на своем заводе прессованных профилей Alunord во французском городе Лувр в конце июля и, как ожидает Улсеред, к 2006 году новый сертификат получат все 25 предприятий автостроительного подразделения группы. «У нас ушло около шести месяцев на подготовку к переходу на стандарт 2002, но мы в этом смысле довольно продвинутые, поскольку у нас был вариант 1999 года», говорит Улсеред. «Ныне это общий стандарт и через 23 года либо он у вас будет, либо вам придется уходить из бизнеса», добавляет он.
По всему миру уже выдано почти 3000 сертификатов ISO/TS 16949: 2002 |
|
В Словакии предприятие US Steel Kosice (USSK) также уже располагает сертификатом. Директор группы по качеству Джозеф Билли (Jozef Billy) говорит, что принятие этого подхода к контролю качества, сконцентрированном на непрерывном развитии продукции, производственных мощностях, обслуживании клиентов, работе сотрудников и вообще рабочей обстановки, способствовало прогрессу и стабилизации предприятия USSK. Предприятие Sidmar станет еще одной сталеплавильной компанией, которая будет проходить сертификацию по TS2 в октябре на своем сталеплавильном заводе в бельгийском городе Гент.
Общепризнано, что ISO/TS 16949: 2002 станет общей основой требований системы контроля качества в автомобилестроительной промышленности по всему миру, постепенно заменяя многосторонние и многоразовые национальные освидетельствования, которые применяются сейчас. «Для автопромышленности это первый, поистине глобальный стандарт, которые собирает «под одной крышей» намного больше ценных качеств системы контроля. Для производителей автомобилей это честное решение. TS2 помогает вам минимизировать шансы огорчить вашего клиента», говорит Тейлор.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|