|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№6' 2003 |
версия для печати
|
УСОЛЬСКИЕ ЭМАЛИ |
|
Владимир Потапов
Ковши, чаши, блюда и братины широко представлены в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. В XVIXVII веках их в больших количествах изготовляли как местные, так и иногородние мастера. Богато украшенные братины были непременной принадлежностью застолья. Яркими сполохами красок привлекают внимание чаши с неповторимой усольской эмалью. Людям нашего времени эти изделия дороги поэтической чистотой своих образов и той гармонией, которая делает даже небольшой предмет произведением подлинно высокого искусства.
удожественные промыслы по обработке металла начали складываться в XVII столетии и опирались на традиции многих поколений русских мастеров. В их основе лежала освоенная на Руси еще в VIVIII веках техника литья. Нередко она сочеталась с чеканкой, филигранью, чернью и эмалью. Уже во второй половине XVI века сканные работы расцвечивались горячей эмалью. Поражают изысканность ювелирного мастерства русских эмальеров, яркость и чистота цвета их произведений.
Эмалями славился один из крупных северных русских городов Сольвычегодск. Расцвет этого художественного промысла пришелся там на последнюю четверть XVII века. Большую роль в организации эмальерного дела Сольвычегодска сыграли Строгановы. Породнившись со знатнейшими дворянскими семьями и даже с царским домом Романовых, они много сделали для промышленного и культурного развития России. Строгановы проявили себя предприимчивыми новгородскими купцами еще в XV веке. Но наиболее весомо заявила о себе в истории их сольвычегодская ветвь.
Григорий Дмитриевич Строганов, чья кипучая энергия и неисчислимый капитал помогали Петру I создавать новые армию и флот, собрал воедино все
пермские земли своих родственников. Это он облюбовал Усолье на Каме под столицу своих уральских вотчин. Это он организовал в родовом Сольвычегодске художественные мастерские. Развитию художественных ремесел в вотчинах Строгановых способствовали не только вкладываемые ими в это денежные средства, но и то, что они вели разработку рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы. Квалифицированных работников Строгановы выписывали из других русских городов Москвы, Новгорода, Ярославля и даже из-за границы из Германии и Голландии.
Изделия сольвычегодских умельцев получили широкое распространение в зажиточных слоях населения, у городской знати. Выпускались различные вещи: чаши, флаконы, коробочки для румян, ларцы, стаканы, тарелки, ложки. Чаши усольской эмали делались обычно из серебра. В одних случаях они сплошь покрывались эмалью снаружи и внутри, в других фон оставляли металлическим.
Эмали бывают трех видов.
Прозрачные, или сквозные. Употребляются для покрытия золотых и серебряных изделий. Покрытые эмалью гладкие или гравированные участки металла, просвечивая через эмаль, дополняются его блеском и окраской. Прозрачные эмали обладают сильным блеском, чистым глубоким цветом, играют и переливаются на резном фоне металла.
Глухие, или опаковые, непрозрачные эмали применяются в основном на меди, а также и на других металлах. Их декоративные достоинства заключаются в яркости цвета, превосходящей прозрачные эмали, блеске, сочности окрасок, в контрастах открытых частей металла с цветом эмалей.
Просвечивающие, или опаловые, эмали совмещают в себе до известной степени качества первых двух. В зависимости от угла падающего света такая эмаль кажется то сквозной (просвечивающей), то глухой, с разнообразной игрой цвета и переливами, напоминающими густой опал.
|
|
Самой характерной особенностью усольской эмали была техника росписи живописная эмаль по скани. Она получила широкое распространение еще в эпоху Ивана Грозного. В XVI веке эмалью не заливали больших плоскостей, а использовали со сканным узором. Ограниченная гамма эмали расширилась. Основные цвета приобрели множество оттенков. На русском Севере в это время в эмалях по скани использовали два основных цвета синий и зеленый. В сольвычегодских изделиях, помимо этих цветов, применялся голубой. В последней четверти XVII века сольвычегодские эмальеры и мастера других городов стали применять роспись по эмали. Особенно изысканно украшались оклады для икон.
По характеру нанесения красок усольская финифть напоминает гравюру: тонкие кистевые мазки, подобно штрихам, рисуют форму, как бы условно передавая светотень. Но и характер свободной росписи давался в соответствии с узором скани, изобиловавшей завитками, узорами в виде цветков и побегов. В более сложных изделиях детали или живописные вставки изготовляли отдельно, а затем соединяли. Живописная эмаль вставок смотрелась единым целым с узорочьем, образованным сканью с расписной эмалью.
Усольской живописи свойственна поэтизация реальной действительности, переложение ее на декоративный лад. Поэтому в изделиях из Сольвычегодска часто встречаются сюжетные композиции. Вставки в изделиях чашах, ларцах, коробках, чарках занимают центральную часть. С ней перекликаются боковые вставки, живописные изображения птиц, диковинных фантастических цветов, в которых угадываются тюльпаны, маки, подсолнухи, ромашки. Яркие и разнообразные цвета эмали гармоничны и подчинены доминирующему колориту. Подбор цветов эмалей связан с цветом металла серебра и золота. Узор дается в тесном соотношении с формой предмета: крупный, размашистый, с широко раскинутыми листьями в больших изделиях, простой, с ярко выраженной осью симметрии и мелкой разработкой деталей в маленьких.
Уже в XVII веке стало выпускаться много медных изделий, украшенных эмалью. Это были главным образом предметы и украшения городского быта чернильницы, вилки, ножи, перстни, серьги. В начале XVIII века характер живописной эмали резко меняется. Преобразования Петра I способствовали развитию новой культуры, главной особенностью которой был ее светский характер. Орнамент исчезает из декорировки изделий. Любимым и самым модным видом искусства становится изящная портретная миниатюра. Эпоха победного шествия празднично нарядной, цветистой усольской эмали миновала. Эмальерное дело Сольвычегодска приходит в упадок. Это связано и с падением экономического значения города. Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг и другие события XVIII века разорили Сольвычегодск.
После распада в XVIII веке строгановских мастерских сольвычегодским эмальерам перестали поставлять серебро, и они были вынуждены пользоваться услугами скупщиков, которые снабжали их медью и эмалью, привезенными из Архангельска.
На смену расписным эмалевым изделиям пришли одноцветные с серебряными накладками. Белая, синяя или зеленая эмаль накладывалась на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет. Покрытие эмалью и обжиг повторяли несколько раз, пока поверхность предмета не становилась ровной и гладкой. На последний, еще не обожженный слой накладывали вытесненные по матрице из тонкого серебряного листа изображения: галантные сценки, фигурки животных и птиц, пейзажи, орнамент. При последнем обжиге предмета накладки вплавлялись в эмаль.
Для получения более высокого рельeфа сольвычегодские мастера использовали прием двойного наложения орнаменты или изображения сначала чеканили на медной пластине, затем покрывали всю поверхность однотонной эмалью, на рельефы накладывали тисненые узоры из фольги или тонкого серебряного листа, а потом уже изделие обжигали. Серебряные накладные изображения иногда покрывали сверху слоем цветной прозрачной эмали.
К концу XVIII века эмальерное производство в Сольвычегодске замирает и больше не возобновляется. Тамошние мастера еще более полувека продолжали изготовлять сканные серебряные изделия, но уже без эмали.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|