Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Импэкс-металл  Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение Экология История
История
№6' 2003 версия для печати

УСОЛЬСКИЕ ЭМАЛИ



Владимир Потапов

    Ковши, чаши, блюда и братины широко представлены в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. В XVI–XVII веках их в больших количествах изготовляли как местные, так и иногородние мастера. Богато украшенные братины были непременной принадлежностью застолья. Яркими сполохами красок привлекают внимание чаши с неповторимой усольской эмалью. Людям нашего времени эти изделия дороги поэтической чистотой своих образов и той гармонией, которая делает даже небольшой предмет произведением подлинно высокого искусства.

Х
удожественные промыслы по обработке металла начали складываться в XVII столетии и опирались на традиции многих поколений русских мастеров. В их основе лежала освоенная на Руси еще в VI–VIII веках техника литья. Нередко она сочеталась с чеканкой, филигранью, чернью и эмалью. Уже во второй половине XVI века сканные работы расцвечивались горячей эмалью. Поражают изысканность ювелирного мастерства русских эмальеров, яркость и чистота цвета их произведений.
    Эмалями славился один из крупных северных русских городов – Сольвычегодск. Расцвет этого художественного промысла пришелся там на последнюю четверть XVII века. Большую роль в организации эмальерного дела Сольвычегодска сыграли Строгановы. Породнившись со знатнейшими дворянскими семьями и даже с царским домом Романовых, они много сделали для промышленного и культурного развития России. Строгановы проявили себя предприимчивыми новгородскими купцами еще в XV веке. Но наиболее весомо заявила о себе в истории их сольвычегодская ветвь.
    Григорий Дмитриевич Строганов, чья кипучая энергия и неисчислимый капитал помогали Петру I создавать новые армию и флот, собрал воедино все
    пермские земли своих родственников. Это он облюбовал Усолье на Каме под столицу своих уральских вотчин. Это он организовал в родовом Сольвычегодске художественные мастерские. Развитию художественных ремесел в вотчинах Строгановых способствовали не только вкладываемые ими в это денежные средства, но и то, что они вели разработку рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы. Квалифицированных работников Строгановы выписывали из других русских городов – Москвы, Новгорода, Ярославля и даже из-за границы – из Германии и Голландии.
    Изделия сольвычегодских умельцев получили широкое распространение в зажиточных слоях населения, у городской знати. Выпускались различные вещи: чаши, флаконы, коробочки для румян, ларцы, стаканы, тарелки, ложки. Чаши усольской эмали делались обычно из серебра. В одних случаях они сплошь покрывались эмалью снаружи и внутри, в других – фон оставляли металлическим.

Эмали бывают трех видов.
    Прозрачные, или сквозные. Употребляются для покрытия золотых и серебряных изделий. Покрытые эмалью гладкие или гравированные участки металла, просвечивая через эмаль, дополняются его блеском и окраской. Прозрачные эмали обладают сильным блеском, чистым глубоким цветом, играют и переливаются на резном фоне металла.
    Глухие, или опаковые, непрозрачные эмали применяются в основном на меди, а также и на других металлах. Их декоративные достоинства заключаются в яркости цвета, превосходящей прозрачные эмали, блеске, сочности окрасок, в контрастах открытых частей металла с цветом эмалей.
    Просвечивающие, или опаловые, эмали совмещают в себе до известной степени качества первых двух. В зависимости от угла падающего света такая эмаль кажется то сквозной (просвечивающей), то глухой, с разнообразной игрой цвета и переливами, напоминающими густой опал.


    Самой характерной особенностью усольской эмали была техника росписи – живописная эмаль по скани. Она получила широкое распространение еще в эпоху Ивана Грозного. В XVI веке эмалью не заливали больших плоскостей, а использовали со сканным узором. Ограниченная гамма эмали расширилась. Основные цвета приобрели множество оттенков. На русском Севере в это время в эмалях по скани использовали два основных цвета – синий и зеленый. В сольвычегодских изделиях, помимо этих цветов, применялся голубой. В последней четверти XVII века сольвычегодские эмальеры и мастера других городов стали применять роспись по эмали. Особенно изысканно украшались оклады для икон.
    По характеру нанесения красок усольская финифть напоминает гравюру: тонкие кистевые мазки, подобно штрихам, рисуют форму, как бы условно передавая светотень. Но и характер свободной росписи давался в соответствии с узором скани, изобиловавшей завитками, узорами в виде цветков и побегов. В более сложных изделиях детали или живописные вставки изготовляли отдельно, а затем соединяли. Живописная эмаль вставок смотрелась единым целым с узорочьем, образованным сканью с расписной эмалью.
    Усольской живописи свойственна поэтизация реальной действительности, переложение ее на декоративный лад. Поэтому в изделиях из Сольвычегодска часто встречаются сюжетные композиции. Вставки в изделиях – чашах, ларцах, коробках, чарках – занимают центральную часть. С ней перекликаются боковые вставки, живописные изображения птиц, диковинных фантастических цветов, в которых угадываются тюльпаны, маки, подсолнухи, ромашки. Яркие и разнообразные цвета эмали гармоничны и подчинены доминирующему колориту. Подбор цветов эмалей связан с цветом металла – серебра и золота. Узор дается в тесном соотношении с формой предмета: крупный, размашистый, с широко раскинутыми листьями – в больших изделиях, простой, с ярко выраженной осью симметрии и мелкой разработкой деталей – в маленьких.
    Уже в XVII веке стало выпускаться много медных изделий, украшенных эмалью. Это были главным образом предметы и украшения городского быта – чернильницы, вилки, ножи, перстни, серьги. В начале XVIII века характер живописной эмали резко меняется. Преобразования Петра I способствовали развитию новой культуры, главной особенностью которой был ее светский характер. Орнамент исчезает из декорировки изделий. Любимым и самым модным видом искусства становится изящная портретная миниатюра. Эпоха победного шествия празднично нарядной, цветистой усольской эмали миновала. Эмальерное дело Сольвычегодска приходит в упадок. Это связано и с падением экономического значения города. Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг и другие события XVIII века разорили Сольвычегодск.
    После распада в XVIII веке строгановских мастерских сольвычегодским эмальерам перестали поставлять серебро, и они были вынуждены пользоваться услугами скупщиков, которые снабжали их медью и эмалью, привезенными из Архангельска.
    На смену расписным эмалевым изделиям пришли одноцветные с серебряными накладками. Белая, синяя или зеленая эмаль накладывалась на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет. Покрытие эмалью и обжиг повторяли несколько раз, пока поверхность предмета не становилась ровной и гладкой. На последний, еще не обожженный слой накладывали вытесненные по матрице из тонкого серебряного листа изображения: галантные сценки, фигурки животных и птиц, пейзажи, орнамент. При последнем обжиге предмета накладки вплавлялись в эмаль.
    Для получения более высокого рельeфа сольвычегодские мастера использовали прием двойного наложения – орнаменты или изображения сначала чеканили на медной пластине, затем покрывали всю поверхность однотонной эмалью, на рельефы накладывали тисненые узоры из фольги или тонкого серебряного листа, а потом уже изделие обжигали. Серебряные накладные изображения иногда покрывали сверху слоем цветной прозрачной эмали.
    К концу XVIII века эмальерное производство в Сольвычегодске замирает и больше не возобновляется. Тамошние мастера еще более полувека продолжали изготовлять сканные серебряные изделия, но уже без эмали. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение