Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Импэкс-металл  Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение Экология История
Импэкс-металл
№6' 2003 версия для печати

ОЭМК: ПРОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТОР СЛУЖБЫ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ХОЛДИНГА «ГАЗМЕТАЛЛ», ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО СТРАТЕГИИ И ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «ОЭМК» ДМИТРИЙ ТАРАСОВ



Дмитрий Тарасов
Дмитрий Тарасов
    – Прошло более полутора лет с момента введения администрацией США известных «временных тарифных мер» по так называемой секции 201 Торгового акта 1974 года, что в свое время вызвало огромный резонанс на мировом металлургическом рынке. Как это обстоятельство отразилось на внешнеэкономической деятельности Оскольского электрометаллургического комбината? Удалось ли ОЭМК сохранить свои позиции на внешнем рынке?
    – Действительно, введение заградительных мер на импорт металлопродукции в США в тот период серьезно деформировало мировой рынок. Действия США дали толчок «эффекту домино»: большинство стран стало вводить ограничения в отношении импорта металла. Это весьма негативно отразилось на внешнеэкономической деятельности многих российских металлургических предприятий. Например, введение 30 %-ной пошлины на горячекатаные углеродистые прутки и прутки с холодной обработкой (основная номенклатура нашего экспорта) не только ограничило поставки этой продукции в США, но и сделало их рынок экономически менее привлекательным. В результате еще больше возрос интерес к рынку Китая, который сегодня демонстрирует просто фантастические темпы роста экономики вообще и потребления металла в частности. Должен, кстати, отметить, что введение Соединенными Штатами защитных мер не сказалось в целом на объемах поставок горячекатаных углеродистых прутков из России. Так, по данным AISI, объем импорта этой российской продукции в США в 2000 году составил 17796 т, в 2001 году – 17834 т, в 2002 году – 17101 т, а за первую половину 2003 года – 9217 т. Правда, несколько сократился импорт прутков из легированной стали и прутков с холодной обработкой. ОЭМК после введения мер сократил экспорт прутков в США более чем вдвое, существенно увеличив при этом поставки в другие страны, что позволило не только сохранить, но и заметно укрепить наши позиции на международном рынке.
    Кроме того, в конце 2002 года ОЭМК как член Союза экспортеров металлопродукции России выступил с инициативой об изменении известного Всеобъемлющего соглашения по стали в вопросе о квотах на поставку некоторых видов металлопродукции в США. В результате достаточно сложных переговоров в июне 2003 года нам удалось во многом благодаря активной позиции наших американских потребителей и поддержке министерства экономического развития и торговли и министерства промышленности, науки и технологий добиться выделения для России дополнительной квоты по заготовке в объеме 193 тыс. т.
    – Как, по вашему мнению, повлияло получение статуса страны с рыночной экономикой на положение России на мировом рынке металлопродукции?
    – Мне сложно говорить обо всех российских предприятиях: у каждого из них своя рыночная номенклатура металлопродукции и свои потребители. Что касается нашего комбината, то ОЭМК, производитель длинномерного проката, в целом, пожалуй, не испытывал особых неудобств от отсутствия рыночного статуса. Если же рассматривать вопрос шире, с учетом всех отраслей российской промышленности и всех экспортеров, то, на мой взгляд, признание рыночного статуса важно, прежде всего, для расчета нормальной стоимости товара в процессе антидемпинговых расследований. Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что в настоящее время продукция черной металлургии лидирует в списке российских товаров, против которых в разных странах действуют ограничительные меры. Отсутствие статуса страны с рыночной экономикой позволяло нашим оппонентам использовать в расчетах так называемый метод «суррогатной страны», а не реальную информацию о структуре производственных затрат на конкретном российском предприятии. Именно последнее обстоятельство позволяло использовать против России антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры не для выравнивания условий конкуренции, а в протекционистских целях.
    Сегодня Комитет по стали ОЭСР приступил к разработке эффективных мер по выравниванию условий производства и торговли сталью. ОЭМК поддерживает позицию Минэкономразвития и Минпромнауки РФ на постоянных переговорах в Париже в Комитете по стали ОЭСР, принимая совместно с «Северсталью» и ММК непосредственное участие в переговорах.
    – Как вы оцениваете общую ситуацию на мировом рынке металлопродукции сегодня и на ближайшую перспективу? Насколько актуальна проблема сокращения избыточных мощностей для вашего предприятия?
    – На мой взгляд, общая ситуация на мировом рынке металлопродукции в настоящее время и в ближайшей перспективе будет достаточно стабильной и прогнозируемой. Если говорить об избыточных мощностях, то, скорее всего, надо иметь в виду морально и физически устаревшие неэффективные производства, которые так или иначе в обозримой перспективе будут выводиться из эксплуатации. ОЭМК себя к таковым, естественно, не относит, так как является сравнительно новым и уникальным металлургическим предприятием, на котором реализуется технология прямого получения железа из руды, исключающая использование коксохимического, агломерационного и доменного переделов. При создании ОЭМК использован передовой отечественный опыт и разработки ведущих зарубежных компаний – «Мидрекс», «Зальцгиттер», «Лурги», «Крупп», «СМС-Шлеманн-Зимаг», «Сименс» и др.
    Перспективы развития ОЭМК во многом связаны с сохранением и укреплением позиций на рынке металлопродукции. В первую очередь это касается недавно введенного в эксплуатацию стана 350. В 2002 году на внутреннем рынке было реализовано 226,5 тыс. т мелкосортно-среднесортного проката, что составило около 9 % рынка. В связи с намеченной программой вывода стана 350 на проектные показатели в 2003 году предстоит реализовать 400 тыс. т, что повысит нашу долю на внутреннем рынке до 15 %. Помимо программ освоения мощностей, стоит задача расширения и усложнения сортамента за счет увеличения доли металла для подшипниковой, метизной, автомобильной отраслей и предприятий машиностроения. В 2003 году предполагается увеличить долю поставок на эти рынки с 7 % до 11 %.
    Не менее важным направлением развития комбината является модернизация металлургического комплекса. В настоящее время разрабатывается программа развития предприятия до 2012 года, которая включает ряд мероприятий по реконструкции и модернизации цехов с целью повышения эффективности и увеличения годовой мощности по металлизации до 3 млн т металлизованных окатышей, по готовому прокату – 2200 тыс. т.
    Программу реконструкции и развития ОЭМК предполагается осуществить в несколько этапов, каждый из которых будет представлять отдельный, технологически независимый проект, имеющий свое технико-экономическое обоснование, бизнес-план, схему финансирования. Такой подход позволит при необходимости осуществлять реализацию каждого этапа независимо друг от друга при наличии благоприятной финансово-экономической ситуации на комбинате и положительной конъюнктуры на рынке металлопродукции.
    – На чем базируются конкурентные преимущества экспортной продукции комбината? Какова схема реализации продукции ОЭМК на мировом рынке: через посредников, дочерние предприятия, собственные структуры?
    – Мы проводим единственно возможную экспортную политику, ориентированную на удовлетворение потребностей наших клиентов. Если мы не сможем предложить тот продукт, который им нужен, вовремя и по тем ценам, которые они готовы платить, – у нас, возможно, будут конкурентные преимущества, но не будет потребителей. А конкурентные преимущества нашего металла известны: это, прежде всего, высокая технологичность, обусловленная чистотой по вредным примесям, а отсюда – хорошая обрабатываемость, пониженные износ инструмента и энергии у потребителей, и, наконец, высокое качество готовых изделий из нашего металла.
    Что касается схемы реализации нашей металлопродукции на мировом рынке, то мы практикуем различные варианты: и прямые контракты, и работу через местных агентов, и использование трейдинговых компаний в качестве посредников. Выбор конкретной схемы осуществляется, исходя из экономических соображений.
    – Каково соотношение экспорта и внутренних поставок в отгрузках ОЭМК? Как меняется динамика развития экспорта?
    – Соотношение внешних и внутренних отгрузок для нашего комбината не является величиной постоянной. В прошлые годы доля экспорта достигала 75 % общего объема производства. Сегодня она снизилась до 65 %. Мы бы хотели, чтобы удельный вес экспорта составлял не более 50 %, но это зависит не от нас, а от развития металлопотребляющих отраслей российской экономики, в первую очередь, машиностроения. Сокращение доли экспорта в общих объемах продаж произошло за счет роста объемов производства проката и поставок этих дополнительных объемов на внутренний рынок.
    В течение 1999–2002 годов абсолютные объемы экспорта проката ОЭМК оставались стабильными и составляли около 1 млн т в год. За восемь месяцев 2003 года экспорт достиг 680 тыс. т, то есть в целом за год мы планируем выход на уровень 1 млн т.
    – Как выглядит структура товарной продукции экспорта и в какие страны?
    – Основные рынки нашей металлопродукции – в странах Европы, в США, на Тайване. Заготовки для производства бесшовных труб экспортируются в основном в Индию, Румынию, Китай, США. Полуфабрикаты (заготовка, блюмы) поставляются в Италию, Тайвань, Египет, Иран, Таиланд и другие страны.
    В структуре экспорта более 50 % занимают полуфабрикаты. До пуска в эксплуатацию стана 350 их доля была еще выше. С освоением мощностей нового стана мы будем постепенно сокращать долю полуфабрикатов как в объеме производства, так и в экспортных поставках.
    – В чем, по вашему мнению, должна выражаться правительственная поддержка российских экспортеров?
    – На мой взгляд, если правительство выполнит намеченные им программы развития к 2006–2007 годам, уже будет хорошо. Речь идет, прежде всего, о разработке и внедрении системы гарантирования экспортных кредитов от политических рисков, что само по себе является достаточно мощным инструментом для продвижения российских товаров на внешние рынки. Ну и, конечно, ставшие уже притчей во языцех вопросы ускоренной процедуры возврата НДС, в первую очередь, с точки зрения сроков и сокращения оформления необходимых документов. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение