Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Импэкс-металл  Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение Экология История
Экология
№6' 2003 версия для печати
Статья:   
1
2

ТЕХНОГЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – БЕДА ИЛИ НАДЕЖДА?



Валерий Диев
Заведующий лабораторией, кандидат технических наук
Наиль Сабирзянов
Ведущий научный сотрудник, кандидат химических наук
Сергей Яценко
Заведующий лабораторией, доктор химических наук, профессор
Институт химии твердого тела УрО РАН

В
окрестностях уральских индустриальных городов, разбросанных от границ с Казахстаном до Заполярья, можно снимать фантастические фильмы об угасании цивилизации. Здесь безжизненные горы и холмы, отходы, грязь: под Карабашем – отвалы медных заводов, близ Нижнего Тагила – доменные шлаки, у Качканара – отвалы железных руд, в Березниках – солевые моря. Большинство крупных химико-металлургических предприятий Урала десятилетиями накапливают отходы производства, далеко не безвредные для окружающей среды. Иногда это оборачивается настоящей экологической катастрофой, как в Качканаре, когда была прорвана плотина шламохранилища и вода из отстойника ГОКа затопила всю округу.
    Но ведь накопление отвалов предусматривается проектами строительства предприятий, отходы неизбежно образуются в технологическом цикле при извлечении из минерального сырья таких металлов, как железо, медь, ванадий, алюминий и др. В результате природные богатства оказываются использованы частично и, щедро сдобренные разнообразными химикатами и полупродуктами целевой добычи, остаются мертвым грузом на поверхности земли, обезображивая ее техногенными язвами.
    Возможна ли переработка минерального сырья с полным использованием отходов для получения ценных технических продуктов? Современная наука, разрабатывающая высокие технологии, отвечает: можно! Рассмотрим это на примере отходов глиноземсодержащего сырья двух алюминиевых заводов – Уральского (УАЗ) и Богословского (БАЗ).
    Как известно, бокситы – это горная порода, состоящая в основном из гидроксидов и оксидов алюминия, железа, кремния, титана и др. Большая часть мирового производства глинозема ведется по способу Байера, по которому для производства 1 т товарного глинозема расходуются 2,6 т боксита, 60–100 кг каустической щелочи, 30 кг известняка. При этом примерно 1,3 т уходит в отвалы, представляющие собой концентрированные суспензии, которые называют красными шламами (КШ), имеющие высокое, до 40 %, содержание оксида железа.
    Красный шлам удаляется из глиноземного цеха за территорию завода в виде пульпы и складируется на специально оборудованной площадке. Шлам намывается в виде длинной усеченной пирамиды до высоты 20–26 м. Непрерывное увеличение производства глинозема и вовлечение в переработку низкокачественных бокситов с повышенным выходом шламов определяет постоянный рост их объемов. Предполагается, что к 2010 году количество КШ увеличится более чем в 2,5 раза против современного.
    За 60 лет эксплуатации глиноземного цеха Уральского алюминиевого завода построено три шламохранилища, в которых накоплено более 63 млн т красных шламов. Шламоотвал № 1 занимает площадь 80 га, он полностью рекультивирован, покрыт слоем плодородной почвы толщиной не менее 0,5 м и засеян травой. Шламоотвал № 2 состоит из двух карт общей площадью 190 га. Карта № 1 – 90 га – полностью отработана, шлам намыт до отметки 26 м. Начата ее рекультивация: шлам покрывают строительным мусором, вскрышными породами щебеночного карьера, шламом очистных сооружений бытовой канализации и почвой со строительства шламоотвала № 3. Планируемая площадь последнего – 247 га, которые предполагается заполнить за 30–35 лет.
    Примерно такая же картина и на Богословском алюминиевом заводе: шламохранилища занимают площадь более 400 га, накоплено более 40 млн т красных шламов.
    Шламохранилища, как мины замедленного действия, таят в себе постоянную экологическую угрозу. Они аккумулируют дождевые потоки, провоцирующие опасность проникновения ядовитых стоков в окружающую среду. Поэтому от службы эксплуатации требуется постоянный контроль за состоянием шламовых полей, обеспечение баланса воды и шлама в хранилищах. Поля занимают сотни гектаров земли, нередко превосходящие площади заводов, а затраты на строительство каждого шламохранилища исчисляются десятками миллионов рублей.
    В Уральском регионе хозяйственная деятельность уже привела к существенному локальному ухудшению среды обитания, что обусловливает высокий уровень заболеваемости среди населения. Сформировались обширные антропогенные очаги загрязнения почвы, воды и воздуха. Вокруг УАЗа и БАЗа значительно загрязнены атмосфера, вода, земля. Из боксита извлекаются, и то не полностью, лишь соединения алюминия. Красные шламы составляет не менее половины объема поступающего на завод боксита.
    В то же время эти отходы представляют собой огромный источник многих ценных компонентов. Они содержат в своем составе железо – до 40 %, алюминий – до 16 %, кальций, кремний, титан, цирконий, ниобий, галлий и даже золото. Особый интерес представляют редкоземельные элементы – скандий и иттрий. Содержание первого в КШ составляет 80–120 г/т, второго – до 300–400 г/т.
    Скандий не имеет своих собственных минеральных источников, пригодных для промышленной разработки. Перспективный легирующий элемент для алюминиевых сплавов, он оказывает модифицирующее влияние на структуру слитков, способствует формированию субзернистой структуры в деформируемых полуфабрикатах. Легирование скандием привело к созданию алюминиевых сплавов с существенно более высокими характеристиками: удельной прочности, свариваемости, деформируемости, что позволило внедрить в серийное производство крупногабаритные, геометрически сложные силовые штампосварные конструкции с минимальным полетным весом для ракетной и авиационной техники. Основные проблемы в применении сплавов со скандием в авиа-, судо- и автомобилестроении – высокая стоимость алюминиевоскандиевой лигатуры и сплавов, хотя испытания образцов изделий из них, проведенные фирмами Ford и «АвтоВАЗ», показали хорошие результаты. Скандий при использовании его в осветительных приборах, лазерах, сплавах и ряде других случаев не имеет аналогов: только он обеспечивает кардинально новые потребительские качества там, где требуются изделия с высокими удельными прочностными характеристиками.
    Еще в СССР была разработана программа создания производства скандия и его лигатуры. При этом предполагалось производить в 1990 году 250 т лигатуры, в 1995 – 500 т, в 2000 году – 1000 т, в основном на двух предприятиях – Прикаспийском ГМК (г. Шевченко, Казахстан) и Лермонтовском ГХРУ (г. Лермонтов, Ставропольский край) на базе переработки мангышлакских урано-редкоземельных фосфоритов. Другие производители оксида скандия – Усть-Каменогорский (Казахстан) и Березниковский (Пермская обл.) титано-магниевые комбинаты, где выпуск этого элемента был связан с переработкой ильменита и отходов его переработки на титан, имели небольшие объемы – до 100 кг оксида скандия в год.
    Себестоимость оксида скандия в ОАО «АВИСМА» (Березниковский ТМК) превышает сегодня 1000 долл./кг. Для сравнения: фирма Stanford Materials Company предлагает лигатуру 98 % Аl+2 % Sc по цене 250–300 долл./кг (декабрь 1999 г.). Для широкого применения сплавов необходимо снижение стоимости лигатуры в 5–8 раз.
    Оценивая состояние скандиевой продукции в России в целом, отметим, что как в России, так и в других странах СНГ в настоящее время нет реального переработчика бедного скандиевого сырья. Cреди российских источников наиболее перспективны и экономически выгодны для извлечения скандия именно отходы глиноземного производства. Шламы в результате применения методов физического обогащения позволяют получать концентрат с содержанием оксида скандия до 360 г/т, а дополнительное использование классификации и химической активации дает большее извлечение в концентрат, увеличивая содержание до 400 г/т. Для сравнения: эти показатели на порядок превышают содержание скандия в концентрате Западной Австралии по проекту, осуществляемому американской компанией Ashurst Technology с планируемым объемом выпуска оксида скандия 40 т/год.
    Несколько слов об иттрии. Он также применяется в качестве легирующей добавки, позволяет значительно улучшить механические и коррозионные свойства чугунов и сталей. Добавка 0,1 % иттрия повышает предел прочности чугуна при растяжении до 38 кг/мм. Такой чугун имеет износостойкость в 4 раза выше, чем серый. Скорость окисления сталей различных марок с добавками иттрия и других редкоземельных металлов снижается в 11 раз. Введение иттрия совместно с другими лантаноидами приводит к глобуляризации графита.
    В настоящее время развивается два основных подхода в методах решения проблемы переработки красного шлама – пирометаллургический и гидрометаллургический. Первый способ, ориентированный главным образом на крупномасштабное извлечение железа с целью вовлечения его в черную металлургию и получения стройматериалов, весьма трудо- и энергоемок, требует больших капитальных затрат. Микрокомпоненты извлекаются из получаемого после доменной плавки шлака, который подвергается грануляции и измельчению. В МИСИС (Москва) на базе КЭ ВИМС (Наро-Фоминск) испытана комплексная нитратная схема переработки красных шламов, по которой предполагалось получение пятипроцентного скандиевого концентрата, азотных удобрений и железистого кека. Значительным минусом технологии являются большие затраты азотной кислоты (в присутствии пероксида водорода).
    Институт химии твердого тела УрО РАН (Екатеринбург) совместно с ОАО «Уралалюминий» (Каменск-Уральский) разработали гидрохимический способ переработки красных шламов, имеющий ряд преимуществ по сравнению с другими известными методами. Его особенность – предварительное обогащение красного шлама при помощи магнитной сепарации и химической активации, благодаря которым в 2,5 раза повышается содержание в нем скандия и иттрия (до 360 и 500 г/т, соответственно). Благодаря обогащению шлама существенно повышается рентабельность его переработки. Далее по технологической схеме предусматриваются следующие переделы: сернокислотное (щелочное) вскрытие магнитного концентрата, последующее выщелачивание и гидролиз; экстракционное или ионообменное селективное концентрирование с осаждением из элюатов богатых концентратов и солей скандия и иттрия. Одновременно из шлама получают железооксидные пигменты, которые испытаны в качестве компонентов красок цветовой гаммы от черного до лимонно-желтого цвета; кислые алюможелезистые коагулянты, проверка которых проведена на станции нейтрализации стоков в Краснотурьинске и показала возможность в 1,5 раза интенсифицировать работу очистных сооружений, улучшить качество очистки сточных вод. Потребности в коагулянте для Свердловской области измеряются десятками тыс. т в год.
    Из технического оксида скандия (98–99 %) методом цементации, также разработанным в ИХТТ УрО РАН, получена алюмоскандиевая лигатура, а из концентрата иттрия – высокочистый оксид иттрия для производства люминофоров. Образцы конечной продукции отвечают техническим условиям.
    Отличительная особенность предложенной технологии – ее блочный характер: выпуск товарной продукции можно организовать по схеме получения либо алюмокальциевых и железосодержащих концентратов, либо скандия или иттрия, либо совместного их получения в зависимости от конъюнктуры рынка. Это значительно сокращает объем инвестиций при организации промышленного производства.
    Выполненные технико-экономические исследования подтвердили экономическую целесообразность комплексной переработки бокситов и создания на обоих алюминиевых заводах опытно-промышленных установок по утилизации КШ производительностью 0,5 т оксида скандия, 3,5 т оксида иттрия, 500 т пигмента и до 2 тыс. т алюможелезистого коагулянта в год.
    Цеховая себестоимость оксида скандия составит 200 долл./кг, а двухпроцентной алюмоскандиевой лигатуры, произведенной по технологии ИХТТ УрО РАН, не превысит 24 долл./кг. Ожидаемые затраты на создание участка переработки красных шламов – 1 млн долл., окупаемость – 1 год. Кроме того, организация участка позволит резко сократить объем отходов глиноземного производства и улучшить экологическую обстановку в регионе, а в будущем – полностью использовать перерабатываемое сырье – бокситы СУБРа, Тимана и прочие. 

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение