|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
|
№3' 2003 |
версия для печати
|
|
ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ |
|
Аркадий Ежов
Ведущий менеджер по научно-технической информации
Аркадий Ежов
|
|
стория Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО) началась 70 лет назад 1 июля 1933 года, с пуска завода № 45 в поселке Сетунь Московской области. Правительственная комиссия отмечала, что «с пуском завода в ряды предприятий советской промышленности вступает крупнейший, первоклассно оборудованный завод по производству полуфабрикатов из алюминия и его сплавов..., мощная база по снабжению самолето- и дирижаблестроения». Завод, корпуса которого, как говорят, складывались в фигуру самолета, если смотреть сверху, действительно являлся гигантом для своего времени, основным поставщиком полуфабрикатов для развивающегося цельнометаллического самолетостроения. В январе 1934 года завод № 45 Главцветметобработки был передан в ведение Глававиапрома. Ему присваивается номер 95.
Настоящей проверкой на зрелость для молодого коллектива стал ответственный заказ по освоению нового высокопрочного сплава «ВВ», предназначавшегося для производства всех типов авиационных полуфабрикатов. Он должен был стать основой для создания скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40). Но в ходе практической работы выявились неудовлетворительные технологические свойства сплава. Коллектив центральной лаборатории завода, возглавляемый главным металлургом С.М. Вороновым, совместно с директором завода Ю.Г. Музалевским за несколько месяцев разработал новый, более совершенный сплав повышенной прочности М-95. Этот сплав и стал основным для изготовления силовых элементов самолета, а сам СБ почти десятилетие составлял основу бомбардировочной авиации страны.
Вместе с ростом объемов продукции росли и требования, предъявляемые авиационной промышленностью к поставляемым полуфабрикатам. В 1940 году объем выпуска продукции заводом вырос в 4 раза по сравнению с 1936 годом.
Первые бомбардировки завода в июле 1941 года потребовали экстренного решения о строительстве завода-дублера в Верхней Салде. Но 8 октября того же года Государственный комитет обороны СССР постановляет полностью эвакуировать сюда завод. В начале ноября отправлено1197 вагонов с людьми, оборудованием и полуфабрикатами.
В условиях суровой уральской зимы в ноябре-декабре 1941 года оборудование было размещено на производственных площадях завода «Стальконструкция», перебазированного в Челябинск. В декабре завод выдал первую продукцию на новой площадке.
Здесь же разместился завод №519 наркомата цветной металлургии. Его производственной базой стало оборудование Кольчугинского завода по обработке цветных металлов, ленинградских заводов «Красный Выборжец» и имени Ворошилова. Литейный цех завода №519 выплавил первые слитки в декабре 1941 года, а прокат из сплавов на основе меди получен весной 1942 года. Той же весной завод №95 достиг довоенного объема производства. Несмотря на трудности, предприятия с честью справляются с растущими плановыми заданиями.
В военные годы значительно расширяется спектр применения продукции заводов. Помимо авиации, полуфабрикаты, производимые здесь, широко использовались в судо- и танкостроении, производстве боеприпасов и вооружения.
В 1945 году за самоотверженный труд в годы войны коллектив завода награжден орденом Ленина. Особо отличившиеся работники отмечены орденами и медалями. Свыше 5 тыс. человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 1945».
После войны, в условиях перехода отечественного самолетостроения на создание качественно новых образцов авиационной техники, в том числе реактивной, поставлена задача освоения и выпуска продукции совершенно иного качественного уровня. Внедряется непрерывное литье слитков весом 500 кг и более, прессование труб через язычковую матрицу и т.д. Впервые в стране были получены слитки диаметром до 1200 мм, полые и законцовочные профили, крупные штамповки, тонкостенные трубы. Разработкой технологии и освоением их производства руководил главный металлург В.И. Добаткин, известный ученый, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР.
Развитие авиационной, ракетной техники и создание мощного отечественного подводного флота требовало применения новых материалов, с более широким спектром возможностей, соответствующих жестким требованиям эксплуатационных характеристик. Одним из таких материалов, никогда до той поры не применяемых в промышленных масштабах, стал титан. И здесь заводам №95 и №519 была определена ведущая роль. В октябре 1954 года на имеющемся оборудовании завода №519 начата отработка технологии прокатки заготовок из технического титана. Решением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года перед заводом №95 была поставлена историческая задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов. В феврале 1957 года на заводе выплавлен первый титановый слиток. Его вес составлял всего 4 кг, диаметр 100 мм.
В марте 1957 года заводы №95 и №519 стали одним предприятием, объединив усилия по решению общей проблемы наращивания выпуска продукции из титановых сплавов. Параллельно продолжается выпуск полуфабрикатов из алюминия. В 1959 году вводится в строй действующих кузнечно-прессовый корпус, первоначально предназначенный для производства длинномерных прессованных профилей и крупногабаритных штамповок из алюминиевых сплавов. Он был оснащен уникальными отечественными горизонтальными и вертикальными гидравлическими прессами, в числе которых был крупнейший в мире усилием 75 тыс. тс. Завод постепенно выходит на лидирующие позиции в стране в своей сфере деятельности и становится в СССР основным поставщиком слитков и проката из титана и его сплавов. В 1961 году Постановлением Среднеуральского совнархоза завод №95 переименован в Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод.
Растущие потребности в высококачественной продукции, производимой заводом, требовали расширения производства. В реконструкцию предприятия вкладываются колоссальные средства. В 1966 году в строй действующих вступает новый прокатный цех, производящий листы и плиты из титана и нержавеющей стали. В конце 1968 года в эксплуатацию вводится новый литейный цех по выплавке крупногабаритных титановых слитков, предназначенных для создания нового поколения атомных подводных лодок. Проводится огромная работа по разработке, совершенствованию и внедрению в производство новых титановых сплавов под конкретные авиакосмические и судостроительные проекты. Завод по существу становится не только производственным, но и одним из основных научно-исследовательских центров страны в области развития титанового производства.
18 января 1971 года за организацию производства новой техники коллектив завода награждается орденом Трудового Красного Знамени. 186 работников предприятия отмечены орденами и медалями. А директор Г.Д. Агарков удостоен высшей награды за труд звания Герой Социалистического Труда.
В 1976 году на заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 т, диаметром 1200 мм.
Но было бы неправильно все успехи и достижения заводчан связывать только с титаном. Развивалось производство полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Длинномерные панели и профили, крупногабаритные штамповки из алюминиевых сплавов, штамповки из стали и сплавов на никелевой основе были остро востребованы промышленностью.
В 1970 1980-е годы до 75 % титановой продукции и до 95 % изделий из алюминиевых сплавов, производимых ВСМПО, предназначалось для нужд авиационно-космического комплекса и оборонных отраслей промышленности. Изготовленные в объединении полуфабрикаты были использованы в таких научно-технических разработках, как стыковочный узел космического комплекса «Союз-Аполлон», корабль многоразового использования «Буран», ракетоноситель «Энергия», гиганты-транспортники
АН-124 («Руслан»), АН-225 («Мрия») практически во всех авиационных и космических проектах бывшего СССР, а также в судостроении, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, энергетике и других отраслях.
В 1982 году на базе Верхнесалдинского металлообрабатывающего завода (ВСМОЗ) создается Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО).
В 1983 году за заслуги в развитии отечественной авиационной металлургии ВСМПО было награждено орденом Октябрьской Революции.
К концу 80-х годов ВСМПО стало крупнейшим поставщиком титановых полуфабрикатов не только в стране, но и в мире. Количество выплавляемых титановых слитков превышало их количество, производимое всем остальным миром, в полтора раза! Имея около 3 тыс. заказчиков, предприятие являлось элитным подразделением отечественной «оборонки».
В 1992 году в условиях обвальной конверсии генеральным директором ВСМПО избран Владислав Валентинович Тетюхин. Им была разработана смелая концепция интеграции предприятия в мировую экономику, что в условиях крайне нестабильной отечественной экономической системы способствовало бы сохранению уникального производства, обеспечению работой тысяч салдинцев.
Существенным фактором, позволяющим объединению удерживать положение на мировом рынке, являются сложившиеся тесные партнерские отношения с отмечающим в эти дни свое шестидесятилетие ОАО АВИСМА (г. Березники, Пермская область), крупнейшим в мире производителем титановой губки. Созданная в 1998 году производственно-технологическая корпорация «АВИСМА-ВСМПО» позволяет проводить единые техническую политику и маркетинговую стратегию.
На экспорт реализуется до 70 % титановой продукции, остальная идет на внутренний рынок, в основном, традиционным потребителям авиационным и машиностроительным заводам. Всего объединение отгружает продукцию более чем 1500 российским заказчикам и 260 зарубежным компаниям в 39 стран мира. ВСМПО приобрело на мировом титановом рынке имидж надежного поставщика продукции высокого качества. Сегодня предприятие является первым по объемам поставки титана для Airbus Industrie и вторым для компании Boeing.
Наряду с титановыми полуфабрикатами на ВСМПО ведутся работы по увеличению производства продукции из алюминиевых сплавов, штамповок из жаропрочных никелевых сплавов и высокопрочных сталей. Здесь по-прежнему могут изготовить такие изделия, которые с полным правом можно назвать уникальными. Чего стоит одна лишь штамповка тележки шасси для аэробуса А380, вес которой почти 3,5 т!
ВСМПО социально ответственное предприятие. Здравоохранение, организация досуга, развитие спорта, строительство жилья, шефство над детскими садами и школами, работа с молодежью вот далеко неполный перечень направлений его деятельности в этой сфере.
Предприятие сохраняет традиции, заложенные в 30-е годы. В разное время у его руля стояли талантливые руководители Н.П. Заборов, А.М. Конторщиков, Ю.Г. Музалевский, С.М. Лещенко, И.С. Виштынецкий, Ф.В. Журавлев, А.А.Черняев, Х.С. Прощицкий, Г.Д. Агарков, В.К. Александров. Возглавив коллектив в сложный период, достойно и авторитетно руководит им В.В. Тетюхин.
История завода создавалась творчеством и руками многих поколений его работников. Здесь десятки трудовых династий передают опыт из поколения в поколение, от отца к сыну. Завод всегда был кузницей замечательных рабочих и инженерных кадров высочайшей квалификации.
По-прежнему в объединении глубоки традиции научно-исследовательской деятельности в различных направлениях металлургии легких сплавов. Здесь работали и работают доктора технических наук С.М. Воронов, В.И. Добаткин, И.Н. Каганович, В.В. Тетюхин, А.Н.Трубин, В.К. Катая.
Многие научно-технические разработки, выполненные заводчанами, заслужили высокой оценки государства. Ленинскими и Государственными премиями СССР отмечены Г.Д. Агарков, В.К.Александров, Н.Ф. Аношкин, В.Е. Баталов, Н.А. Белобородов, С.М. Воронов (дважды), В.И. Громов, Г.Г. Гурьянов, В.И. Добаткин, Ф.В. Журавлев, Н.А. Исаков, Е.Е. Кавтаев, И.Н. Каганович (дважды), А.Л. Макрушин, В.Н. Михайловский, Е.М. Никитин, А.И. Попов, Х.С. Прощицкий, А.П. Пряничников, И.Л. Тейтель, В.В. Тетюхин, В.А. Цыценко. Премий Совета Министров СССР были удостоены 32 работника предприятия, почетных званий Российской Федерации 28 человек.
Всем ходом своего развития предприятие показало, что ему по силам решение самых сложных задач. Девиз «Будущее создадим сегодня», взятый на щит объединением, отражая суть стратегии ВСМПО на семидесятилетнем рубеже своей биографии, на наших глазах обретает реальное воплощение.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|